Военные действия в Европе для фашистской
Германии означали блокаду английскими кораблями всех морских
перевозок. И если в 1939-1942 гг. эта проблема как-то решалась
с помощью блокадопрорывателей - немецких судов, замаскированных
под греческие, голландские или норвежские пароходы, то с
1943 г. стало очевидно, что прорваться в Японию и вернуться
со стратегическим грузом в состоянии только подводные лодки.
Начало перевозок германскими лодками сырья
из Японии задерживалось и из-за позднего освоения Дальневосточного
театра немецкими подводниками. Только 10 мая 1943 г. в связи
с передачей японцам немецкой подводной лодки U-511 она вышла
с военно-морским атташе в Японию. Благополучно пройдя через
два океана, U-511 7 августа прибыла в Курэ, а 16.09.43 на
ней был поднят японский военно-морской флаг, и она была
включена в состав японского флота под номером Ro-500. Следующий
такой эксперимент закончился трагически: Ro-501 (переданная
U-1224) капитана 3-го ранга Норида при переходе в Японию
13.05.44 была потоплена в Атлантике к северо-западу от м.
Верден американским эсминцем "Francis M.Robinson".
Возможно, здесь сказалась и то, что перегонял лодку японский
экипаж, доставленный в Германию на I-8: Ro-501 принята в
состав японского флота 15.02.44 и покинула Киль 30.03.44.
(Впрочем, это не единственная потеря японцев в Атлантике
- сейчас немало говорят об I-52, шедшей из Японии во Францию
и потопленной самолетами авианосца "Bogue", на
борту субмарины предлагают наличие двух тонн золота, которые
весьма волнуют нынешних золотоискателей).
До середины 1943 г. одиночные немецкие лодки
эпизодически действовали на восточных подступах к южно-африканскому
побережью и к югу от Мадагаскара. В конце июня 1943 г. из
немецких баз во Франции вышла в Индийский океан группа подводных
лодок "Мансун" в составе 9 подводных лодок серии
IXC и одного подводного танкера. В дальнейшем эта группа
лодок была усилена двумя лодками серии IXD2, оснащенных
бортовыми автожирами "Bachstelze".
Пока лодки следовали через Атлантику и огибали
мыс Доброй Надежды, к берегам Индо-Китая для изучения обстановки
была направлена U-178, действовавшая в районе Мадагаскара.
В августе 1943 г. U-178 прибыла в Пенанг.
В конце сентября группа "Мансун"
должна была прибыть в Аравийский залив, а затем направиться
к базам в Юго-Восточной Азии, но по пути понесла большие
потери - в сентябре до Пенанга добрались U-183, U-532, U-168
и U-188.
В конце 1943 г. в Восточную Азию с ценными
грузами и торпедами были направлены U-1062, U-1059, U-219,
U-180, U-490 и U-195. На обратном пути они должны были взять
каучук, вольфрам, молибден, олово, хинин, опиум. Однако
в Пенанг и Джакарту прибыли лишь U-1062, U-219 и вспомогательный
танкер U-195. Остальные были вынуждены вернуться.
В самом конце войны на U-875, вышедшей из
Бергена в Японию, были отправлены ртуть, болванки специального
чугуна и оптические стекла. В других рейсах лодки доставили
в Японию снаряды "Фау" в разобранном виде, радиолокационную
аппаратуру, чертежи и радиоспециалистов. Грузы размещались
в двух отсеках по бортам лодки. Для увеличения грузоподъемности
с лодки были сняты часть вооружения, якорные цепи и якоря.
Принятые запасы были рассчитаны на 14 месяцев, экипаж сокращен
до 58 человек за счет совмещения специальностей.
В конце 1943 г. - начале 1944 г. немецкое
командование отдало приказание некоторым подводным лодкам,
находившимся в Пенанге, вернуться в европейские базы. При
возвращении они должны были доставить стратегическое сырье.
Однако из-за нехватки запасов топлива до французского порта
Бордо удалось дойти с грузом каучука только двум субмаринам
- U-173 и U-188.
Обратные переходы других немецких и бывших
итальянских лодок закончились неудачно. Пять итальянских
лодок, захваченных немцами после капитуляции Италии и числившихся
под номерами UIT-21 - UIT-25, использовались для дальних
рейсов в Индийский океан. Например, UIT-25, вышедшая 18.06.43
из Бордо, несла на борту 130т ртути, пакеты специальной
стали, образцы станков 20 мм орудий и 500-кг бомбы с документацией.
26.08.43 UIT-25 прибыла в порт Сабанг на Суматре. Но не
все походы заканчивались так успешно. Карьера блокадопрорывателя
для трех из итальянских субмарин закончилась плачевно: UIT-23
(обер-лейтенант Streigler) потоплена торпедами английской
подводной лодки "Tallyho" 19.02.44 (по другим
данным 15.02.44) в Маллакском проливе, 4°25' с.ш., 100°09'
в.д. UIT-22 (обер-лейтенант K.Wunderlich) потоплена глубинными
бомбами патрульной авиации берегового базирования Южно-Африканского
Союза 11.03.44 к югу от м.Доброй Надежды, 41°28' ю.ш., 17°40'
з.д. UIT-21 (обер-лейтенант Steinfield) потоплена английской
авиацией в Бискайском заливе на подходах к Бордо 25.08.44.
Из 12 находившихся еще в Восточной Азии подводных
лодок (U-168, U-510, U-843, U-532, U-195, U-181, U-196,
U-861, U-862, U-219, UIT-24 и UIT-25) с октября 1944 г.
по май 1945 г. смогли уйти в Германию только восемь. Из
них U-168 и U-196 вскоре после выхода были потоплены подводными
лодками союзников. Шесть лодок оставили у себя японцы.
В это число вошли U-181 и U-195, вернувшиеся
в Джакарту из-за неисправностей, две бывшие итальянские
- UIT-24 и UIT-25, а так же требовавшая ремонта U-862 и
практически ненужная в Атлантике подлодка-минный заградитель
U-219. Японский флаг на бывших немецких кораблях был поднят
15 июля 1945 года. Лодки планировалось использовать в боях
при обороне метрополии, но до их практического применения
дело так и не дошло.
Если оценивать факт перехода лодок под японский
флаг и учесть, что ранее под номером RO-500 в Японию попала
лодка серии IXC40, то надо сказать, что здесь подобралась
коллекция самых крупных германских субмарин. Причем боевые
возможности серий IXD1 и ХВ оценивались самими немцами весьма
низко. (Лодки-заправщики типа XD1 вообще не имели торпедных
аппаратов, а несли исключительно артиллерийское вооружение
и могли перевозить до 252 т топлива). В Германии таких лодок
было построено 2 и 8 единиц соответственно. Безусловно,
гораздо более эффективно на последнем этапе войны в Японии
могли бы применить лодки серии VII, но и доставшиеся им
субмарины были во много лучше отечественных. Характерно,
что это так и не было понято японским командованием, тяготевшем
к подводным крейсерам. Показательно высказывание в мемуарах
С. Фукутомэ, бывшего начальника штаба Объединенного императорского
флота: "Узнав о многих недостатках японских подводных
лодок, Гитлер подарил Японии 2 немецкие лодки в качестве
моделей. Одна из них с немецкой командой в июне 1943 г.
прибыла в Куре. Другая, с японской командой, была потоплена
авиацией союзников в Атлантическом океане при переходе в
Японию. Указанные немецкие лодки водоизмещением по 750 т
не представляли большой ценности для Японии".
К сведению "забывчивых" адмиралов:
переданные лодки IX серии были одними из самых крупных в
германском флоте и потому считались не очень удачными. Тем
не менее только 3 успешно действовавших "девятки"
германского флота - U-124, U-103, U-107, - потопили 127
транспортных судов и 9 повредили - это столько же, сколько
весь японский подводный флот...
|