Японцы считали человекоторпеды перспективным
оружием. Начиная с февраля 1944 г. японское командование
начало предпринимать решительные меры по подготовке к использованию
человекоторпед.
В Хакари, Хирао и Оцудзиме организовали базы
подготовки водителей. На каждой из них имелось по 6 торпед,
установленных на кильблоках, где одновременно обучалось
30 водителей. Кроме того, на учебных торпедах ежедневно
тренировалось 10-12 человек. Торпедный катер доставлял торпеду
с водителем на середину бухты, где ее сбрасывал в воду.
Основное внимание обращалось на умение удерживать заданную
глубину и ориентироваться под водой. Водитель должен был
сблизиться с объектом нанесения удара, всплывать под перископ
разрешалось не более чем на 7 секунд. К слову, в штормовую
погоду использовать "Kaiten" было нельзя.
Первый выпуск 12 офицеров состоялся 7 ноября
1944 г. Из выпускников был сформирован отряд, названный
"ударными силами специального назначения" - "Кикумидзу".
В процессе подготовки были разработаны тактические приемы
по использованию торпед против стоящих на якорях кораблей.
8 ноября три первые переоборудованные лодки
I-36, I-37 и I-47, приняв на борт по четыре "Kaiten",
вышли для атаки американских кораблей на якорных стоянках
в районе островов Улити (I-36 и I-47) и в проходе Коссол
у о. Палау (I-37). Однако 12 ноября восточнее о. Яп I-37
при подходе к назначенному району была атакована и потоплена
американским эскадренным миноносцем. 20 ноября I-36 и I-47,
имея сведения от самолета-разведчика о сосредоточении более
100 кораблей союзников, скрытно заняли позиции для стрельбы.
В 16:30 из подготовленных 8 человекоторпед выпустили только
5 (3 оказались неисправными, были выпущены одна с I-36 и
четыре с I-47). В результате их боевого применения был взорван
танкер "Mississinewa" с грузом авиационного бензина
с экипажем 50 человек. 1 декабря I-36 и I-47 вернулись на
базу. Японское командование заявило, что в результате атаки
потоплен авианосец и четыре линкора.
Для обеспечения большей скрытности атак в
местах якорных стоянок противника совершенствовались подводные
лодки-носители. Жилые помещения пилотов "Kaiten",
расположенные в носовых и кормовых отсеках лодок, теперь
сообщались с торпедами, что позволяло водителям занимать
свои места через специальный люк в подводном положении.
(На первых вариантах торпед посадка водителей могла производиться
только в надводном положении, в связи с чем водители вынуждены
были по 5-6 часов сидеть в торпедах, ожидая пуска). Сначала
из-под воды могли использоваться только две торпеды из боекомплекта,
затем - все 4.
В январе 1945 г. был сформирован новый отряд
под названием "Конго". В него вошли шесть новейших
переоборудованных лодок - I-36, I-47, I-48, I-53, I-56,
I-58. Объектами атак были выбраны якорные стоянки у островов
Адмиралтейства (I-56), Гуам (I-58), Палау (I-53), Улити
(I-36), Холландия (I-47). Каждая лодка получила свой район
атаки; при этом график движения планировался так, чтобы
все атаки они осуществляли в один день - 11 января 1945
года. Подлодка I-48 должна была вступить в дело позже -
20.01.45. В проводах приняли участие множество катеров,
переполненных народом. С катеров неслись крики одобрения
в адрес экипажей лодок. В человекоторпедах сидели водители,
размахивая саблями. На головах у них были белые повязки
("хатимаки"). Номера лодок на рубках были счищены
и вместо них здесь красовались эмблемы отряда "Конго".
На стеньгах рядом с военно-морскими флагами были подняты
флаги с надписью "Неотвратимая кайтен"...
Рис.96
Подводные лодки типа "крейсерская В3" (В3).
Всего отрядом было выпущено 15 человекоторпед,
одна из которых взорвалась сразу же после отрыва от подводной
лодки-носителя. 9 торпед из-за аварий и неисправностей применить
не удалось. Подводным лодкам, которым не удалось до 14 января
выпустить человекоторпеды, был отдан приказ вернуться в
базы. Лодка I-53 погибла 22 или 23 января.
Рис.97
Подводная лодка I-53.
Что касается результатов атак, то они не
прояснились даже после войны. Однако, согласно американским
данным, человекоторпеды, выпущенные с подводной лодки I-58,
в Гуаме потопили крупный танкер, на котором погибла большая
часть команды.
23 феврале 1945 г. американцы начали высадку
десантов на о. Ио (Иводзима). Японский флот практически
не противодействовал высадке, ограничиваясь ударами самолетов-камикадзе
и посылкой группы лодок "Тибая" (I-368, I-370
и I-44) с человекоторпедами к берегам Иводзима. Действия
группы завершилось полным провалом: ни одна торпеда не была
выпущена, 2 лодки погибли: I-370 - 25.02.45, I-368 - 26.02.45.
Рис.98
Подводная лодка I-370 с человекоторпедами на борту
Итак, операция отряда "Тибая" не
принесла результатов. Был сформирован новый отряд носителей
человекоторпед, получивший наименование "Камитакэ".
Отряду, в который вошли лодки I-58 и I-36, была поставлена
задача атаковать противника в районе о. Иводзима и нанести
ему хотя бы малые потери. Однако уже на подходах к Иводзиме
по радио был передан приказ об отмене атак: "Операция
отряда "Камитакэ" отменена, подводной лодке I-58
надлежит немедленно следовать в район о. Окиносима для участия
в качестве плавучей радиостанции в операции Объединенного
флота. Операция будет проводиться 11 марта"...
29 марта 1945 г. в море вышел отряд "Татара"
в составе четырех лодок (I-47, I-56, I-58, I-44), каждая
из которых несла по 6 модернизированных человекоторпед,
допускавших посадку водителя и выпуск торпеды из подводного
положения. Однако ни одна подводная лодка отря-да не смогла
выпустить ни одной торпеды. При этом 3 из них погибли (I-44
- 10.04.45, I-56 - 18.04.45, I-8 - 31.03.45).
В связи с невозможностью доставки человекоторпед
на дистанции, обеспечивающие атаки кораблей и судов в базах,
было решено изменить тактику использования человекоторпед
и впредь атаковать корабли и суда на переходах, поскольку
в этих случаях подводным лодкам не требовалось преодолевать
мощную систему ПЛО.
Подводные лодки I-47 и I-36, входившие в
отряд "Аматакэ", покинули базу 12 и 20 апреля
соответственно для проведения атак по движущимся кораблям.
Было выпущено
восемь из двенадцати имевшихся человекоторпед, каждая из
которых предназначалась для транспорта или эскадренного
миноносца.
5 мая подводная лодка I-367 покинула базу
и к востоку от о. Окинава двумя из своих пяти человекоторпед
потопила 2 корабля противника неустановленного класса. Согласно
английским данным, 24.07.45 торпедой "Kaiten"
был потоплен американский эсминец "Underhill".
Человекоторпеды типа "Kaiten" строились
большой серией. Японцы сообщают, что в боях они потопили
крейсер, авиатранспорт, танкер и 4 транспорта, при этом
погибло 80 водителей человекоторпед. Американская сторона
потопление крейсера не подтверждает.
Рис.99
Результаты боевого применения человекоторпед
Серьезного влияния на ход боевых действий
на море человекоторпеды не оказали.
|