В 1942 г. было решено построить 18 больших
подводных лодок, каждая из которых могла бы принять на борт
по нескольку самолетов-торпедоносцев. В декабре 1944 г.
было закончено строительство первой подводной лодки этого
типа, I-400, а в январе 1945 г. ожидалось окончание строительства
лодки I-401. Кроме того, для этих же целей были переоборудованы
субмарины I-13 и I-14, которые могли принимать, на борт
по два самолета. Их переоборудование завершили в январе
и феврале 1945 г.
Все четыре подлодки были сведены в 1-й дивизион
подводных лодок, командиром которого был назначен капитан
2-го ранга Татсуносуке Аридзуми. В районе Внутреннего моря
приступили к проведению частичных испытаний. В декабре 1944
г. в состав группы из Сингапура перешла подлодка-заправщик
I-351. Лодки предназначались для выполнения операции по
бомбардировке Панамского канала, но самолеты, которыми предполагалось
их вооружить, еще не были готовы, поэтому отработку задач
по подъему их с подводных лодок удалось начать только в
конце апреля 1945 г. В процессе подготовки были разные неудачи.
Например, лодка I-401 наскочила на мину, и выход отряда
на выполнение задания был отсрочен. Планирование же операции
заканчивалось.
Рис.100
Подводная лодка I-400.
Радиус действия лодок I-400 был достаточен
для рейда к Панаме и назад. Переоборудованные лодки I-13
имели меньший радиус действия, поэтому пополнение их горючим
в открытом море должны были производить лодки I-400. Субмарины
обоих типов должны были принять четырехмесячный запас продовольствия.
Всего предполагалось взять 10 самолетов, из которых 6 вооружалось
торпедами, остальные 4 - бомбами. Планом операции предусматривалось
нанесение ударов по шлюзам канала в каком-либо одном месте
с тем, чтобы полностью их разрушить. При отработке задач
был изготовлен макет шлюзов, по которым производились многократные
учебные бомбометания. В конце июня были проведены тренировки
с каждым отдельным самолетом, во время которых разбилось
две машины.
Тем временем обстановка продолжала ухудшаться.
Начались сильные воздушные налеты на территорию собственно
Японии, которые предположительно были подготовкой к высадке
десанта. В Японском море американская субмарина атаковала
лодку I-122, и вскоре стало невозможно найти безопасное
место для отработки учебных задач. 1-й дивизион был переведен
в Дайрен. В сложившейся обстановке было совсем не до нанесения
ударов против далекого Панамского канала. Так как имелась
острая необходимость в подводных лодках для нанесения ударов
по авианосцам противника, то решено было послать лодки I-13
и I-14 к о. Трук для проведения силами базирующихся на них
самолетов воздушной разведки в районе островов Улити. 11
мая 1945 г. четыре лодки 1-го дивизиона были переведены
в Курэ.
Рис.101
Подводная лодка I-14 после капитуляции Японии.
 Рис.102
Подводная лодка I-14 после капитуляции Японии. За ней подводные
лодки I-401 и I-400. На заднем плане американский тендер
"Протеус".
15 июня обе лодки вышли из Оминато, а утром
следующего дня лодка I-13 была потоплена самолетом эскортного
авианосца USS "Anzio" (CVE-57) и эскортным миноносцем
"Lawrence D.Taylor" (DE-415) примерно в 800 милях
к востоку от Йокосуки. Подлодка I-14 благополучно прибыла
в Трук. Вслед за ней туда же были направлены лодки I-400
и I-401. План удара по Панамскому каналу был пересмотрен.
Самолеты лодок I-400 и I-401 вначале должны были произвести
налет на острова Улити, а затем после приема обратно своих
гидропланов направиться в район Панамы.
Налет на Улити был запланирован на 25 августа.
Шестого августа I-400 и I-401 покинули Оминато, направляясь
на выполнение задания, но 15 августа окончилась война. Еще
сутки выполнение операции шло в прежнем ритме, но 16.08.45
флотилия получила приказ возвращаться. Еще через 4 дня последовал
приказ уничтожить все наступательное вооружение - на I-401
самолеты катапультировали без экипажей, на I-400 просто
сбросили за борт. 27 августа I-400 сдалась американскому
эскортному кораблю "Weaver" у берегов Хонсю, через
два дня I-401 капитулировала в Японии.
После войны, в ноябре 1945 г. удивительные
гидроавианосцы были отведены американцам на Гуам, на этом
их история и завершилась. Служба I-402 завершилась 1 апреля
1946 г. - она была затоплена вместе с 23 другими японскими
подлодками в рамках операции "Road's End".
Рис.103
Корабли 1-го ДПЛ после капитуляции Японии, на переднем
плане I-400, за ней I-401 и I-14.
Рис.104
Подводная лодка I-400.
Рис.105
Кормовое 140-мм орудие подводной лодки I-401.
|