30.07.45 с помощью человекоторпед в Арафурском
море японцы потопили крейсер США "Indianopolis"
(12°12' с.ш., 134°48' в.д.). Последний рейс крейсера был
транспортным - 16 июля он доставил из-за океана на Тиньян
атомную бомбу для бомбардировки Японии. На обратном пути
30 июля, вскоре после полуночи, курс крейсера проходил через
позицию лодки I-58, одной из немногих японских лодок, продолжавших
боевое патрулирование в последние дни войны. "Indianopolis"
следовал прямым курсом и был атакован шестью торпедами,
выпущенными веером с дистанции 1350 м, курсовой угол 60°
с правого борта. Три из них попали в цель. В мемуарах командир
I-58 (Хасимото М.) приводит весьма путаный рассказ об этой
атаке и утверждает, что пожалел пилотов-смертников, опасаясь,
что из-за малой видимости в ту ночь такая атака могла окончиться
безуспешно, и потопил "Indianopolis" обычными
торпедами. Однако эксперты, анализировавшие взаиморасположение
крейсера и субмарины, их курсы и скорости, вполне определенно
высказываются о применении подлодкой человекоторпед. В довершении
трагедии координаты гибели корабля были переданы неверно
и спасатели прибыли слишком поздно. (По другим данным -
сигнал бедствия вообще принят не был, а операции по спасению
начались после того, как самолет случайно заметил людей
на воде спустя 34 часа после гибели крейсера). В результате
из 1196 членов экипажа (по др. данным 1199), спасти удалось
только 316 человек.
Рис.106
Подводная лодка I-58 после передачи флоту, сентябрь 1944
г.
С другой стороны, американцы признают, что
потопление "Indianopolis" представляет собой классический
случай пренебрежения мерами предосторожности: корабль не
имел гидроакустической аппаратуры для обнаружения подводных
лодок, двигался охранения прямым курсом, с незадраенными
помещениями выше второй палубы. Крейсер был обнаружен лодкой
на удобном для атаки курсе со скоростью хода 15.7 узла.
Кроме того, "Indianopolis" был известен своим
высоко расположенным центром тяжести из-за размещения оборудования,
и его остойчивость была невелика... По всей видимости командир
корабля Чарльз Б.Мак-Вэй считал японский флот запертым в
базах и не представлял, что у японцев еще есть океанские
лодки, способные на рейдерство на таком удалении от родных
берегов.
|