[37]
Три месяца напролёт мы ни разу не сходили на берег. Теперь
наконец-то наше первое увольнение. Никто не радуется больше
нас, экипажа "Гебена", Наконец-то снова твёрдая земля под
ногами. А затем сказочный город Константинополь, этот диковинный
город тысячи чудес! Правда, мы знаем его уже по предыдущим
походам, но всех снова очаровывает эта столица Востока,
великолепная картина вновь возбуждает восторженное сознание.
Пробуждаются воспоминания.
Народ ещё хорошо помнит нас - моряков с "Гебена". Это было при последнем посещении, в мае 1914 г., когда мы зашли сюда с Корфу. Тогда однажды сотни парней, чёрные, как негры, в грязной одежде, словно на дикой охоте, бегали по улицам Константинополя. Вооруженные топорами, пожарными жердями и кочергами, они брали штурмом казармы за Перой. В одной из них, переполненной войсками, начался пожар! Огонь в Константинополе, при его стихийной планировке, лёгких деревянных домах - худшее, что может произойти, почти всегда он означает катастрофу и практически всегда завершается выгоранием улицы по всей длине. Словно дикари, приближались чёрные привидения к очагу огненного потока. Они пришли с "Гебена". Чёрные, потому что "Гебен" как раз принимал уголь, когда на берегу в казарме начался пожар. Погрузка угля сразу же была прервана. "Добровольцы - на тушение пожара"! Тут нечего было раздумывать. Грязные, как были, они запрыгнули в шлюпки, поплыли к берегу и устремились к казарме. Не боясь опасности, презирая смерть, все кинулись в неистовый огонь. Тут неожиданно с грохотом обрушилась стена и погребла под собой четырех наших товарищей. Мы их достали из-под мусора и дымящихся обломков. Четверо немецких моряков отдали свои жизни в борьбе с пожаром в турецкой казарме. Весь Константинополь искренне скорбел о четырёх героях, этих отважных моряках с "Гебена", Погребение их не осталось забытым. Весь город отдал им последний долг. Население не забыло самопожертвование и храбрость моряков с "Гебена". Они спасли от уничтожения сотни домов. Турецкая добровольная пожарная команда, которую мы видели в этом случае, выглядела вообще скорее странно и фантастически. Собственная же профессиональная команда к этому времени ещё только проходила учения.
Вдруг показывается бегущая группа от 15 до 20 человек в
коротких штанах и трикотажных свитерах, босиком, спешащая
по улицам. Обычно четыре человека несут укрепленный на двух
деревянных жердях убогий водяной насос, который вручную
приводится в действие. Первая непроизвольная [38] мысль
при взгляде на это: всё это карнавал. К сожалению, слишком
скоро убеждаешься в другом. Также существуют затруднения
с подводом воды. Особенно в высоко расположенных районах
города с дорогостоящей влагой обходятся очень экономно.
Вода здесь - золото! Скорее позволят сгореть паре домов.
Добровольная пожарная команда
Константинополя.
С нетерпением ожидается новый день, когда следующая вахта, ожидающая своей очереди, сможет попасть на берег. Мы всегда желанные гости. Так заходят друзья и хорошие старые знакомые. Это радостная встреча. На этот раз отпуск имеет ещё и другую цель. Наши фески выглядят уже сильно помятыми и недостаточно торжественно. Их необходимо выутюжить. Приказ: "Выутюжить фески!" - являлся впоследствии очень ценным напоминанием. Имелись специальные латунные формы, которые разогревались на древесном угле. Затем на них одевалась мятая феска и сверху на нее насаживалась ещё одна форма. В считанные минуты головной убор становился опять как новый. Во время этой процедуры кисть с фески снималась и после проглаживания снова нашивалась. В Галате, старом районе Константинополя, есть даже фесковые гладильни. Таким образом проходили спокойные дни в порту. Мы стояли в нашей тихой бухте Стения и радовались теплому солнечному свету поздней осени. Здесь в Босфоре, защищённом горами, ещё по-прежнему приятно. В открытом Чёрном море, когда дуют сильные северные ветры и над водой клубится уже должно быть достаточно неуютно. Все же это продлится не дольше, чем мы выйдем из Босфора и направимся в открытое море. Возможно, тогда мы впервые встретим русский флот - могущественного владыку Чёрного моря. "Гебен" во всяком случае, готов к новым предприятиям. Между тем мы основательно запаслись углём. Бункеры полные. Запасы угля нужно расходовать очень экономно. Когда мы попали в турецкие воды, "чёрных алмазов" не имелось в большом количестве. Запасы, лежавшие повсюду рассыпанными, мы взяли под своё заведование. Были заведены точные списки. Особенно хороший английский кардифский уголь имелся в ограниченном количестве. Он был конфискован исключительно для применения на военных кораблях. Местный уголь, который ужасно дымит, плохо горит и засоряет топку, предназначен для пароходов и других нужд. С большим трудом доставляется он в Константинополь с угольных шахт в Зунгулдаке на анатолийском побережье Чёрного моря. Там нет железнодорожного сообщения. Уголь приходится везти морским путем. Это очень хлопотно, и при отсутствии надлежащих приспособлений удаётся мало что сделать. К тому же, пароходы должны ещё сначала порожними, избежав нападений русских, прибыть в Зунгулдак и затем, загруженные углём, отправляться обратно.
Прикрывать пароходы с углём от русских нападений в штормовое
зимнее время было напряжённым и малоприятным заданием.
|