На совещании Редера с Гитлером
7 сентября было
принято еще одно решение. Адмирал
Редер записал в своем
дневнике: «Никаких попыток не будет
предпринято для вы-
яснения истины по делу «Атении»
до возвращения подвод-
ных лодок».
Война на море, как было уже отмечено,
началась через
десять часов после объявления Англией
войны, когда 3 сен -
тября, в 9 часов вечера, английский
лайнер «Атения» с 1400
пассажирами на борту был без предупреждения
торпедиро-
ван в 200 милях к западу от Гебридских
островов. При этом
погибло 112 человек, в том числе
28 американцев. Немецкое
министерство пропаганды сразу сверило
сообщения из Лон-
дона с информацией высшего командования
военно-морс-
ких сил Германии и, получив заверения,
что близ этого
района не было немецких подводных
лодок, выступило с
опровержением причастности немецкого
флота к гибели
«Атении». У Гитлера и военно-морского
командования эта
катастрофа вызвала очень серьезную
озабоченность. Снача-
ла они вообще не поверили сообщениям
англичан. Всем
командирам подводных лодок были
даны строжайшие ука-
зания соблюдать Гаагскую конвенцию,
согласно которой
запрещалось нападать на судно без
предупреждения. По-
скольку все подводные лодки поддерживали
радиомолчание,
то невозможно было выяснить немедленно,
что же про-
изошло*. Однако это не помешало
контролируемой нацис-
тами прессе через пару дней обвинить
англичан в потопле-
нии собственного лайнера с целью
спровоцировать вступление
в войну Соединенных Штатов.
*
На следующий день, 4 сентября, всем подводным лодкам был
передан сигнал: «Приказ фюрера:
ни под каким предлогом не предпринимать операций против пассажирских судов,
даже если они идут в сопровождении эскорта». — Прим. авт.
На Вильгельмштрассе действительно
были обеспокоены
американской реакцией на катастрофу,
повлекшую смерть
28 американских граждан. На второй
день после потопления
«Атении» Вайцзекер пригласил поверенного
в делах США
Александра Кирка и заявил ему, что
немецкие подводные
лодки к этому делу непричастны.
Он заверил американского
дипломата, что ни один немецкий
корабль не находился
близ района катастрофы. В тот вечер,
согласно свидетельс-
ким показаниям Вайцзекера на Нюрнбергском
процессе, он
разыскал Редера и напомнил ему о
том, как немцы, потопив
«Лузитанию» во время первой мировой
войны, содействова-
ли вступлению в войну Америки, и
настойчиво советовал
сделать все, дабы не спровоцировать
Соединенные Штаты.
Адмирал заверил его, что «ни одна
немецкая подводная
лодка не могла быть замешана» в
этом деле.
По настоянию Риббентропа 16 сентября
адмирал Редер
пригласил к себе американского военно-морского
атташе и
заявил ему, что к настоящему времени
получены донесения
от всех подводных лодок, «в результате
чего установлено
совершенно определенно: «Атения»
не была потоплена не-
мецкой подводной лодкой». Он просил
его так и проин-
формировать свое правительство,
что атташе и сделал не-
медленно*.
*
Очевидно, сообщение он не зашифровывал, поскольку копия его
телеграммы в Вашингтон была обнаружена
в документах немецких
ВМС на суде в Нюрнберге. - Прим.
авт.
Гросс-адмирал говорил не всю правду.
Не все подводные
лодки, находившиеся в морс 3 сентября,
вернулись на базу.
Среди невернувшихся числилась и
лодка «U-30» под коман-
дованием обер-лейтенанта Лемпа -
она не появлялась на
базе до 27 сентября. В порту командира
лодки встретил
адмирал Карл Дёниц, командующий
подводным флотом Гер-
мании, который спустя многие годы
рассказывал об этой
встрече на судебном процессе в Нюрнберге
и ответил нако-
нец на вопрос, кто же потопил лайнер.
«Я встретил капитана подводной
лодки обер-лейтенанта
Лемпа возле шлюза в Вильгельмсхафене,
когда лодка входила в
гавань, и он попросил побеседовать
со мной с глазу на глаз.
Выглядел он, как я заметил, очень
несчастным и сразу при-
знался мне, -что, по его мнению,
именно он ответствен за
потопление «Атении» в районе
Северного Ла-Манша. В соот-
ветствии с моими предыдущими
указаниями он вел наблюдение
за возможным проходом вооруженных
торговых судов на под-
ступах к Британским островам
и торпедировал корабль, в
котором по последовавшим затем
радиосообщениям опознал
«Атению». Ему показалось, что
это вооруженное торговое
судно ведет патрулирование...
Я тут же отправил Лемпа самолетом
в штаб военно-
морских сил в Берлин; между тем
в качестве предварительной
меры я приказал держать все в
полной тайне. Позднее в тот
же день или рано утром на следующий
день я получил приказ,
гласивший:
1. Дело должно быть сохранено
в строжайшей тайне.
2. Высшее командование военно-морских
сил считает, что
нет необходимости судить командира
лодки военным судом,
поскольку оно удовлетворено тем,
что капитан в своих дей-
ствиях руководствовался лучшими
намерениями.
3. Политические объяснения будут
подготовлены главным
командованием военно-морских
сил.
Я не имел никакого отношения к
политическим событиям,
во время которых фюрер заявил,
что ни одна немецкая подвод-
ная лодка непричастна к потоплению
«Атении».
Однако Дёниц, судя по всему, догадывался
об истинных
виновниках гибели «Атении» (иначе
зачем бы он пошел в
док встречать возвратившуюся подводную
лодку «U-30»?) и
имел прямое отношение к изъятию
записей в вахтенном
журнале лодки и в своем дневнике,
связанных с этим собы-
тием. Как признал он на суде в Нюрнберге,
он лично отдал
приказ уничтожить в вахтенном журнале
любое упоминание
об «Атении» и проделал то же самое
в своем дневнике. Он
потребовал от экипажа лодки дать
клятву хранить в стро-
жайшей тайне все сведения, связанные
с этим событием*.
*
Офицеры, в том числе Лемп. и некоторые члены экипажа подвод-
ной лодки «U-30» были переведены
на лодку «U-llO» и вместе с ней
отправились на дно 9 мая 1941 года.
Один из членов экипажа был ранен спустя несколько дней после потопления
«Атении». Его выгрузили в Рейкьявике (Исландия), взяв предварительно клятву
о сохранении тайны, а позднее перевели в лагерь для военнопленных в Канаде.
И только после войны он дал письменные показания об известных ему фактах.
Немцы, по-видимому, беспокоились, что он заговорит, но он молчал до конца
войны. — Прим. авт.
У высшего военного командования
любой страны в ходе
войны появляются тайны, и можно
понять, хотя это и недо-
стойно похвалы, почему. Гитлер,
как свидетельствовал адми-
рал Редер на Нюрнбергском процессе,
настаивал на сохране-
нии в тайне подлинной истории с
«Атенией», особенно если
учесть, что поначалу военно-морское
командование действо-
вало, руководствуясь твердым убеждением,
будто немецкие
подводные лодки непричастны к катастрофе.
Следовательно,
признание своей непосредственной
вины в гибели лайнера
поставило бы немецкую сторону в
исключительно тяжелое
положение. Но Гитлеру этого было
мало. Воскресным вече-
ром 22 октября по радио выступил
министр пропаганды Геб-
бельс (автор хорошо помнит это выступление)
и обвинил
Черчилля в потоплении собственного
лайнера. На следую-
щий день «Фёлькишер беобахтер» на
первой полосе под огром-
ным заголовком «Черчилль потопил
«Атению» сообщила, что
первый лорд адмиралтейства подложил
бомбу замедленного
действия в трюм лайнера. На суде
в Нюрнберге было установ-
лено, что Гитлер лично приказал
выступить с таким заявле-
нием по радио и дать материал в
газету и что, несмотря на
крайнее недовольство Редера, Дёница
и Вайцзекера таким
приказом, они не решились возражать.
Эта бесхребетность адмиралов и Вайцзекера,
в полной
мере присущая и генералам, когда
на них оказывал давление
их демонический фюрер, неминуемо
должна была привести
к одной из самых мрачных страниц
немецкой истории
|