Крах нацистской империи.
Уильям Ширер

© «The Rise and Fall of the Third Reich» by William L. Shirer, 1959

[на главную] [в раздел "библиотека"] [оглавление] [<<< назад] [далее >>>]
 
Потопление «Атении»
 
На совещании Редера с Гитлером 7 сентября было
принято еще одно решение. Адмирал Редер записал в своем
дневнике: «Никаких попыток не будет предпринято для вы-
яснения истины по делу «Атении» до возвращения подвод-
ных лодок».

Война на море, как было уже отмечено, началась через
десять часов после объявления Англией войны, когда 3 сен -
тября, в 9 часов вечера, английский лайнер «Атения» с 1400
пассажирами на борту был без предупреждения торпедиро-
ван в 200 милях к западу от Гебридских островов. При этом
погибло 112 человек, в том числе 28 американцев. Немецкое
министерство пропаганды сразу сверило сообщения из Лон-
дона с информацией высшего командования военно-морс-
ких сил Германии и, получив заверения, что близ этого
района не было немецких подводных лодок, выступило с
опровержением причастности немецкого флота к гибели
«Атении». У Гитлера и военно-морского командования эта
катастрофа вызвала очень серьезную озабоченность. Снача-
ла они вообще не поверили сообщениям англичан. Всем
командирам подводных лодок были даны строжайшие ука-
зания соблюдать Гаагскую конвенцию, согласно которой
запрещалось нападать на судно без предупреждения. По-
скольку все подводные лодки поддерживали радиомолчание,
то невозможно было выяснить немедленно, что же про-
изошло*. Однако это не помешало контролируемой нацис-
тами прессе через пару дней обвинить англичан в потопле-
нии собственного лайнера с целью спровоцировать вступление
в войну Соединенных Штатов.


* На следующий день, 4 сентября, всем подводным лодкам был
передан сигнал: «Приказ фюрера: ни под каким предлогом не предпринимать операций против пассажирских судов, даже если они идут в сопровождении эскорта». — Прим. авт.


На Вильгельмштрассе действительно были обеспокоены
американской реакцией на катастрофу, повлекшую смерть
28 американских граждан. На второй день после потопления
«Атении» Вайцзекер пригласил поверенного в делах США
Александра Кирка и заявил ему, что немецкие подводные
лодки к этому делу непричастны. Он заверил американского
дипломата, что ни один немецкий корабль не находился
близ района катастрофы. В тот вечер, согласно свидетельс-
ким показаниям Вайцзекера на Нюрнбергском процессе, он
разыскал Редера и напомнил ему о том, как немцы, потопив
«Лузитанию» во время первой мировой войны, содействова-
ли вступлению в войну Америки, и настойчиво советовал
сделать все, дабы не спровоцировать Соединенные Штаты.
Адмирал заверил его, что «ни одна немецкая подводная
лодка не могла быть замешана» в этом деле.

По настоянию Риббентропа 16 сентября адмирал Редер
пригласил к себе американского военно-морского атташе и
заявил ему, что к настоящему времени получены донесения
от всех подводных лодок, «в результате чего установлено
совершенно определенно: «Атения» не была потоплена не-
мецкой подводной лодкой». Он просил его так и проин-
формировать свое правительство, что атташе и сделал не-
медленно*.


* Очевидно, сообщение он не зашифровывал, поскольку копия его
телеграммы в Вашингтон была обнаружена в документах немецких
ВМС на суде в Нюрнберге. - Прим. авт.


Гросс-адмирал говорил не всю правду. Не все подводные
лодки, находившиеся в морс 3 сентября, вернулись на базу.
Среди невернувшихся числилась и лодка «U-30» под коман-
дованием обер-лейтенанта Лемпа - она не появлялась на
базе до 27 сентября. В порту командира лодки встретил
адмирал Карл Дёниц, командующий подводным флотом Гер-
мании, который спустя многие годы рассказывал об этой
встрече на судебном процессе в Нюрнберге и ответил нако-
нец на вопрос, кто же потопил лайнер.

«Я встретил капитана подводной лодки обер-лейтенанта
Лемпа возле шлюза в Вильгельмсхафене, когда лодка входила в
гавань, и он попросил побеседовать со мной с глазу на глаз.
Выглядел он, как я заметил, очень несчастным и сразу при-
знался мне, -что, по его мнению, именно он ответствен за
потопление «Атении» в районе Северного Ла-Манша. В соот-
ветствии с моими предыдущими указаниями он вел наблюдение
за возможным проходом вооруженных торговых судов на под-
ступах к Британским островам и торпедировал корабль, в
котором по последовавшим затем радиосообщениям опознал
«Атению». Ему показалось, что это вооруженное торговое
судно ведет патрулирование...

Я тут же отправил Лемпа самолетом в штаб военно-
морских сил в Берлин; между тем в качестве предварительной
меры я приказал держать все в полной тайне. Позднее в тот
же день или рано утром на следующий день я получил приказ,
гласивший:

1. Дело должно быть сохранено в строжайшей тайне.

2. Высшее командование военно-морских сил считает, что
нет необходимости судить командира лодки военным судом,
поскольку оно удовлетворено тем, что капитан в своих дей-
ствиях руководствовался лучшими намерениями.

3. Политические объяснения будут подготовлены главным
командованием военно-морских сил.

Я не имел никакого отношения к политическим событиям,
во время которых фюрер заявил, что ни одна немецкая подвод-
ная лодка непричастна к потоплению «Атении».

Однако Дёниц, судя по всему, догадывался об истинных
виновниках гибели «Атении» (иначе зачем бы он пошел в
док встречать возвратившуюся подводную лодку «U-30»?) и
имел прямое отношение к изъятию записей в вахтенном
журнале лодки и в своем дневнике, связанных с этим собы-
тием. Как признал он на суде в Нюрнберге, он лично отдал
приказ уничтожить в вахтенном журнале любое упоминание
об «Атении» и проделал то же самое в своем дневнике. Он
потребовал от экипажа лодки дать клятву хранить в стро-
жайшей тайне все сведения, связанные с этим событием*.


* Офицеры, в том числе Лемп. и некоторые члены экипажа подвод-
ной лодки «U-30» были переведены на лодку «U-llO» и вместе с ней
отправились на дно 9 мая 1941 года. Один из членов экипажа был ранен спустя несколько дней после потопления «Атении». Его выгрузили в Рейкьявике (Исландия), взяв предварительно клятву о сохранении тайны, а позднее перевели в лагерь для военнопленных в Канаде. И только после войны он дал письменные показания об известных ему фактах. Немцы, по-видимому, беспокоились, что он заговорит, но он молчал до конца войны. — Прим. авт.


У высшего военного командования любой страны в ходе
войны появляются тайны, и можно понять, хотя это и недо-
стойно похвалы, почему. Гитлер, как свидетельствовал адми-
рал Редер на Нюрнбергском процессе, настаивал на сохране-
нии в тайне подлинной истории с «Атенией», особенно если
учесть, что поначалу военно-морское командование действо-
вало, руководствуясь твердым убеждением, будто немецкие
подводные лодки непричастны к катастрофе. Следовательно,
признание своей непосредственной вины в гибели лайнера
поставило бы немецкую сторону в исключительно тяжелое
положение. Но Гитлеру этого было мало. Воскресным вече-
ром 22 октября по радио выступил министр пропаганды Геб-
бельс (автор хорошо помнит это выступление) и обвинил
Черчилля в потоплении собственного лайнера. На следую-
щий день «Фёлькишер беобахтер» на первой полосе под огром-
ным заголовком «Черчилль потопил «Атению» сообщила, что
первый лорд адмиралтейства подложил бомбу замедленного
действия в трюм лайнера. На суде в Нюрнберге было установ-
лено, что Гитлер лично приказал выступить с таким заявле-
нием по радио и дать материал в газету и что, несмотря на
крайнее недовольство Редера, Дёница и Вайцзекера таким
приказом, они не решились возражать.

Эта бесхребетность адмиралов и Вайцзекера, в полной
мере присущая и генералам, когда на них оказывал давление
их демонический фюрер, неминуемо должна была привести
к одной из самых мрачных страниц немецкой истории

 
[на главную] [в раздел "библиотека"] [оглавление] [<<< назад] [далее >>>]

  Пляжи Уфы . триммер для носа
Сайт управляется системой uCoz