[на главную страницу][в раздел "библиотека]

Резюме

В проектах "Дюнкерка" и "Страсбурга" французские кораблестроители продемонстрировали некоторые новые концепции, которые затем легли в основу проекта гораздо более мощных линкоров типа "Ришелье". Оба корабля явились ответом на германские броненосцы типа "Дойчланд" и их защита рассчитывалась на противодействие орудиям не выше 280-мм калибра. "Дюнкерк" с большим основанием можно считать линейным крейсером, в пользу чего говорят его высокая скорость, хорошая автономность и отсутствие по настоящему мощной брони. Последнее было отчетливо продемонстрировано в бою у Мерс-эль-Кебира, где он жестоко пострадал от английских 381-мм снарядов. "Страсбург" можно рассматривать как малый линкор, поскольку его вертикальная броня была значительно толще, но горизонтальная и калибр орудий были относительно слабыми по сравнению с другими линкорами второй мировой войны.

Главным недостатком проекта было ограниченное водоизмещение. А в любом случае при таком ограничении проектирование сбалансированного во всех отношениях корабля затрудняется неизбежными компромиссами при выборе вооружения и защиты, что в результате и привело к созданию корабля, не способного выдержать артиллерийскую дуэль с большинством современных ему линкоров. "По зубам" ему были только модернизированные итальянские линкоры с 320-мм орудиями типов "Джулио Чезаре" и "Андреа Дориа", японские типа "Конго", а также немецкие "Шарнхорст" и "Гнейзенау" и американские типа "Аляска" (фактически большие крейсера).

При сравнении "Дюнкерка" и "Страсбурга" с предыдущими построенными кораблями типа "Прованс" может показаться, что французы пошли на сокращение огневой мощи в пользу защиты, но это не совсем так. Восемь 330-мм орудий были мощнее 10 более старых 340-мм. Из-за увеличения дальности артиллерийского боя и точности бомбометания защите, особенно горизонтальной, было уделено больше внимания, чем прежде. Если "Прованс" имел суммарную толщину палуб всего 89 мм, то новые корабли 155-165 мм. В основном за счет этого относительный вес брони возрос с 34% до 40-42%. Принцип усиления горизонтальной защиты прослеживается и во всех последующих проектах линейных кораблей.

Система подводной защиты являлась одной из самых глубоких в мире. Взрыв 42 глубинных бомб (почти 4 тонны взрывчатки!) у борта "Дюнкерка" подтвердил её эффективность, хотя сила взрыва в том случае была направлена к поверхности воды и в сторону от корабля, а сам корабль находился в базе, где было проще вести борьбу за живучесть и в случае необходимости можно приткнуться к берегу. С небольшими модификациями эта система была использована и на типе "Ришелье".

Универсальная 130-мм артиллерия была технически передовой по замыслу. Уже на момент проектирования "Дюнкерка" французские кораблестроители были правильно убеждены, что в будущей войне авиация превратится в один из решающих факторов. Они были готовы пожертвовать одним-двумя орудиями ГК, чтобы дать кораблю достойную защиту от самолётов. Но ближняя ПВО была слабой. Если бы корабли активно участвовали в войне и дотянули бы до её конца не в разукомплектованном виде, а в строю, то они, наверняка, получили бы совершенно новую легкую зенитную батарею, дополнявшую их 16 130-мм орудий, как это сделали на "Ришелье" и "Жан Баре".

Сосредоточение главного калибра в носу было смелым, но объяснимым решением. Ведь упор делался на экономию веса. При размещение башен ГК в носу требовался всего один директор (пост УАО), сокращалась длина броневой цитадели, хорошо изолировались от воздействия дульных газов шлюпки и авиационное оборудование. Но серьёзным недостатком, также проявившемся в Мерс-эль-Кебире, становилось отсутствие огня в кормовом секторе.

Энергетическая установка оказалась компактной, однако расположение всего в пяти отсеках снижало её живучесть. Одно попадание могло лишить корабль мощности сразу на двух валах. Отчасти этот риск компенсировался глубокой ПТЗ.

Проект отличался многими новаторскими идеями и для своего размера "Дюнкерк" и "Страсбург" были в высшей степени мощными и хорошо защищенными кораблями. Особенно удачными по замыслу были система ПТЗ, хорошая горизонтальная защита и мощная универсальная батарея. Как линейные крейсера, они были превосходны, но для боя с линкорами не годились.

Приложение

Корабль "ДЮНКЕРК" "СТРАСБУРГ"
Строитель военно-морская верфь в Бресте Шантье де Сен-Назер, Пенойё
Заложен 24 декабря 1931 25 ноября 1934
Спущен 2 октября 1935 12 декабря 1936
Укомплектован для испытаний 1 февраля 1936 2 апреля 1938
Введен в строй 1 мая 1937 24 апреля 1939
Стоимость 700 млн франков ?
Водоизмещение 25907 Т (26324 т) в легком грузу,
30907 Т (31448 т) нормальное с 50% топлива,
34884 Т (35444 т) полное
27300 Т стандартное,
31687 Т (32194 т) нормальное,
36380 Т (36962 т) полное
Размерения 209(по ВЛ)/215,14(общ.)х31,1х8,55(нормальная)/9,63(полная), м 209(по ВЛ)/215,5(общ.)х31,1х8,66 (нормальная)/9.82 (полная), м
Характеристики корпуса "Дюнкерк" при нормальном проектном водоизмещении 30256 Т (30750 т): глубина корпуса по миделю 16,95 м, осадка 8,55 м, высота борта (нос/середина/корма) 8,5/8,4/6,6 м; коэффициент общей полноты 0,54
Вооружение 8 330-мм/52(мод. 1931), 16 130-мм/45(мод. 1932), 10 (8 на "Страсбурге") 37-мм/60 (мод. 1933), 32 13,2-мм (мод. 1929), 3 гидросамолета; 4 учебных 90-мм зенитки (мод. 193-5) на барбетах башен ГК, 6 47-мм (мод. 1885): 4 салютных по бокам носовой надстройки, 2 шлюпочных.
Боезапас 800 330-мм снарядов, 6144 130-мм (из них 4148 зенитных), 8015 37-мм, 104090 13,2-мм
Броневая защита Зона неуязвимости для 280-мм немецкого снаряда с начальной скоростью 855 м/с:
"Дюнкерк" от 16600 до 28400 м ("Страсбург" от 12900 до 28400 м)
Главный пояс (5,75 м) 225(283)+16, наклон 11,3° (11,5°); главная палуба 115+15 (механизмы и 130-мм погреба) 125+15 (погреба ГК), нижняя 40-50 (на скосах); башни ГК (лоб/бок/тыл/крыша) 330/250/345/150 (360/250/355/160), барбеты 310+15+15 (340+15+15), 4-орудийные 130-мм башни 135/90/80/90, барбеты 120, 2-орудийные 20/20/20/20, боевая рубка 270/270/220/130, комм. труба 160, рулевой привод 50-150, дымоходы 20.
Подводная защита Проектная сопротивляемость 300 кг ТНТ, глубина у миделя на 3,5 м под ВЛ 7 метров, система заполнения: твердый материал-пустота-жидкость-пустота, суммарная толщина переборок по миделю 64 мм, максимальная 84, ПТП 30-50 мм; двойное дно 1,1 м.
Механизмы 4 вала ТЗА; 6 вертикальных котлов типа Индрэ (давление пара 27 кг/см2, температура 350°С); турбины типа Парсонс, одноступенчатый редуктор; мощность 110960 л.с. (112000 м.л.с.); "Дюнкерк" на испытаниях 112490 л.с.=30,37 уз., 133730 л.с.=31,06 уз.
Генераторы 8х450 кВт турбогенераторов (по 2 на ТЗА), 3х400 кВт дизель-генератора и 2х100 кВт аварийных дизельгенератора; постоянный ток 230/460 В
Прожекторы "Дюнкерк" 7 диаметром 120-см, "Страсбург" 6 диаметром 120-см.
Шлюпки 8 моторных катеров (4 11-м, 2 9-м, 2 10,8-м), 3 13-м баркаса (2 гребных, 1 моторный), 211-м гребных катера (с моторами), 2 7-м вельбота, 1 5-м ял, 2 3,5-м гички
Запас топлива "Дюнкерк" 5664 Т (57775 т), "Страсбург" 5948 Т (6048 т)
Дальность плавания "Дюнкерк" номинально 16400 миль на 17,31 уз. или 4200 миль на 30,38 уз
Экипаж 1381 человек как флагман (81 офицер+1300 прочих чинов) 1302(32+1270)
Распределение весов в метрических тоннах (% к водоизмещению)
Корпус со всей арматурой 7874 (29,9) 7834 (29,1)
Оборудование 1880(7,1) 1880(7,0)
Защита (броня) 11192 (42,5) 11896 (44,0)
Механизмы 1918(7,3) 1918(7,1)
Вооружение (включая авиационное) 3460 (13,1) 3460 (12,8)
Водоизмещение в легком грузу 26324 (100) 27038(100)
Боеприпасы и запасы 1978 1978
Топливо(половинный запас) 2888 3023
Нормальное водоизмещение (осадка) 31190 (8,71) 32039

Распределение веса броневой защиты на "Страсбурге" (метрические тонны):

Главный пояс 2947, траверзы 428, противоосколочные переборки 122, нижняя бронепалуба 1194, главная бронепалуба 2717, бронерешетки дымоходов 146, усиление поперечных переборок 102, подкладка под броню из STS 89, система ПТЗ 975, башни ГК 2293, башни СК 610, рубка 273. ВСЕГО: 11896 т.

[на главную страницу]  [в раздел "библиотека]

Украинския баннерная
Производство редукторов: Редуктор ВК-350. Редукторы ВК от производителя.
Сайт управляется системой uCoz