Первенцы эры быстроходных линкоров"Дюнкерк" и "Страсбург" запомнились не только тем, что стали первыми французскими капитальными кораблями, построенными после первой мировой войны. Они полноправно считаются первенцами нового поколения боевых судов - поколения быстроходных линкоров, ставших символом морской мощи в 30-40-х годах. Таким образом, в истории военного кораблестроения они могут претендовать на такое же почетное место, что и построенный после русско-японской войны английский "Дредноут". Ведь именно закладка "Дюнкерка" стимулировала новый виток гонки морских вооружений, конечно, не такой масштабный, как перед первой мировой войной, но вызвавший появление суперлинкоров доселе невообразимых размеров и мощи: кораблей типов "Бисмарк", "Литторио", "Айова", "Ямато", "Ришелье" и других. Вряд ли французские кораблестроители, в отличие от проектировщиков "Дредноута", думали, что их новый корабль произведёт революцию в военно-морской технике. В принципе они ведь решали довольно узко поставленную задачу - создать корабль, способный быстро справиться с новыми немецкими быстроходными дизельными броненосцами, которые стали больше известны как "карманные линкоры". Но впервые примененные на "Дюнкерке" принципы горизонтальной и подводной защиты, мощные универсальные и зенитные батареи в многоствольных установках, свидетельствующие о возрастании роли на море новых видов вооружения — авиации и подводных лодок, стали неотъемлемым атрибутом всех последующих проектов линейных кораблей. Внешний вид "Дюнкерка" не смог не вызвать саркастической усмешки военно-морских эстетов, десятилетиями воспитывавшихся на симметричных профилях броненосцев, дредноутов и крейсеров. Но как раз здесь французы не были оригинальны - носовое расположение всей главнои артиллерии при сильно сдвинутых в корму надстройках, единственной дымовой трубе и орудиях вспомогательного калибра в башнях они заимствовали у построенных в 20-х годах английских линкоров "Нельсон" и "Родни", которые бы могли считаться предвестниками новой эры вместо "Дюнкерка", если бы не их 23-узловая скорость, ставившая эти новые корабли в один ряд с последними дредноутами первой мировой войны. Скованная жесткими рамками Вашингтонского договора 1922 года по суммарному тоннажу своего линейного флота, Франция сначала пошла по пути строительства кораблей умеренного размера. И здесь сулившая большую экономию веса "нельсоновская" схема расположения орудий главного калибра оказалась как нельзя кстати, равно как и взятый от тех же "нельсонов" наклон главного броневого пояса, увеличивавший эффективность бортовой защиты. Но французы, не раз привыкшие удивлять военно-морской мир всякими новинками, не могли себе позволить заимствовать чужую идею, не внеся в неё что-то своё. Этим "чем-то" стали четырехорудийные башни, наконец-то появившиеся на "Дюнкерке" после серии недостроенных дредноутов и нереализованных проектов. К сожалению, судьба не позволила "Дюнкерку" и "Страсбургу", имевшим такие неплохие "исходные данные", достойно проявить себя в годы второй мировой войны. Уж слишком быстро Франция выбыла из борьбы, а её прекрасным кораблям пришлось сражаться не столько с противником, против которого они и создавались, сколько с союзниками. И именно под английскими снарядами. торпедами и бомбами проверялась прочность защиты "Дюнкерка" и скоростные качества "Страсбурга".
|