Первые десять месяцев войныС началом войны французский Атлантический флот реорганизовали в несколько поисковых групп. "Дюнкерк" и "Страсбург" вместе с авианосцем "Беарн", тремя легкими крейсерами и 8 самыми новыми эсминцами образовали 1-ю эскадру или Рейдерское Соединение, базирующееся на Брест. Это соединение под командованием вице-адмирала Марселя Женсуля создали исключительно для перехвата немецких "карманных линкоров", т.к. было известно, что по меньшей мере два из них находятся в море. Кроме того, эту группу можно было использовать для эскортирования наиболее важных атлантических конвоев между о.Ушан и Азорскими островами и островами Зелёного мыса и м.Пальм (Гвинейский залив). Британское Адмиралтейство было очень заинтересовано в активных действиях новых французских кораблей, поскольку само не располагало быстроходными линкорами для действий против немецких рейдеров - "карманных линкоров" и линейных крейсеров "Шарнхорст" и "Гнейзенау". 2 сентября Рейдерское Соединение вышло из Бреста для прикрытия перехода в Касабланку крейсера-заградителя "Плутон", который должен был поставить оборонительное заграждение у Марокканского побережья (погиб 13 сентября от взрыва своей же мины, повторив судьбу русского "Енисея" под Порт-Артуром), и перехода крейсера "Жанна д'Арк" на Мартинику. 6 сентября оно вернулось в Брест для участия в поисках лайнера "Франс". Во время этой операции "Дюнкерк" понес первые потери - один его гидросамолет погиб, а другой был поврежден. 30 сентября пришло сообщение, что английское судно "Климент" потоплено "карманным линкором" "Адмирал граф Шпее", который по данным разведки находился где-то в южной Атлантике. Английское и французское Адмиралтейства решили организовать поисковую группу (англичане называли такие отряды "киллер групп") с базированием на Дакар. 7 октября "Страсбург" и два дивизиона эсминцев вышли из Бреста и за пределами порта соединились с английским авианосцем "Гермес" и сопровождавшими его тремя французскими эсминцами. Спустя три дня поисковую группу, именуемую теперь Соединением "X" (Икс), усилили французские тяжелые крейсера "Альжери" и "Дюпле" с двумя эсминцами, переброшенные из Средиземноморской эскадры. В командование соединением вступил вице-адмирал Дюплат, выбравший флагманом "Альжери". 16 октября группа перехватила и потопила артогнём немецкое торговое судно "Галле" (по немецким данным экипаж сам затопил его), затем вернулась в Дакар и 23 числа снова вышла на патрулирование. Уже 25-го Соединение "X" захватило немецкое судно "Санта Фе" и снова вернулось в Дакар для дозаправки топливом эсминцев. Поиски "Адмирала Шпее" продолжались конец октября и весь ноябрь, но оказались безуспешными. В конце месяца "Страсбург" вернулся в Брест, где на верфи в декабре прошел текущий ремонт. В том же декабре "Адмирал Шпее" был перехвачен английской крейсерской группой у устья реки Ла-Плата, поврежден в бою, загнан в нейтральную гавань Монтевидео, где без надежды на прорыв был взорван экипажем.
"Карманный линкор" "Дойчланд" - первый
из трех построенных кораблей этого типа, с которого началось
возрождение Кригсмарине.
1933 г, 26 уз, 6-283/54, 8-150/55, 3 88мм зен, 4х2 ТА, броня борта 60мм, башен до 140мм. Тем временем "Дюнкерк", возглавивший другую поисковую группу, 22 октября вышел в море для прикрытия конвоя KJ3 из Кингстона (о.Ямайка), поскольку разведка донесла, что возможен его перехват другим "карманником"- "Дойчландом". Группа охраняла конвой до прихода его в безопасный район, после чего вернулась в Брест. Активность французских кораблей в первые месяцы войны получила высокую оценку союзников и 8 ноября Черчилль сказал в палате общин: "Я хочу обратить ваше внимание на замечательный вклад в общее дело французского флота, который за много последних поколений никогда не был таким мощным и эффективным, как сейчас". Да и позднее он писал в мемуарах, что помощь Франции на море в начале войны превысила все ожидания. 25 ноября "Дюнкерк" с легкими крейсерами "Жорж Лейг" и "Монкальм" и 8 эсминцами вышел из Бреста на рандеву с английским соединением в составе линейного крейсера "Худ" и 4 эсминцев, чтобы совместно провести охоту за "Дойчландом", который по сообщениям перешел в Северное море. Фактически это англо-французское соединение преследовало более лакомую цель — линейные крейсера "Шарнхорст" и "Гнейзенау". Немцы, вышедшие в море для отвлечения союзных сил из южной Атлантики, где сжималось кольцо вокруг "Адмирала Шпее", 23 ноября потопили вспомогательный английский крейсер "Равалпинди", но тот успел дать в эфир радиограмму. В 16 часов 25-го английские и французские корабли соединились у м.Лэндз Энд. Операция протекала в очень плохих погодных условиях и в результате тяжелого шторма в носовых отсеках "Дюнкерка" открылась течь. Из-за штормовых повреждений обшивки возникли трудности с якорями и временами скорость приходилось уменьшать до 10 узлов. После безуспешного четырёхдневного поиска союзное соединение отозвали для приёмки топлива в Белфаст. Но 30 ноября пришло сообщение, что немецкие корабли обнаружены к северу от 65-й параллели, и соединению пришлось срочно выйти в море. Могла получиться интересная схватка между парами линейных крейсеров, своего рода реванш за прелюдию к Ютладскому бою. "Худ" безусловно был сильнее любого "немца", но "Дюнкерку", против которого и создавались "Шарнхорст" и "Гнейзенау" пришлось бы нелегко. Скорострельные немецкие 283-мм орудия могли, поражая по большей части небронированные корпус и надстройки французского корабля, буквально напичканные жизненно важным оборудованием, быстро лишить его боеспособности. Правда, в пользу союзников было то, что более низкобортные немецкие корабли гораздо сильнее страдали от штормовой непогоды: вода заливала носовые башни ГК и их погреба, через щели между деформированными листами обшивки затопило носовые кубрики, большие массы воды попадали даже на мостики - и платформы носовых надстроек. К тому же на помощь союзникам в меру своих возможностей поспешали "Нельсон" и "Родни". Однако немцам. из последних сил напрягавших механизмы, удалось проскочить между Бергеном и Шетландскими островами и, с трудом выгребая против ледяных волн 12 узлами, достичь 27 ноября Вильгельмсхафена. Поиск пришлось прекратить и "Дюнкерк" 2 декабря вернулся в Брест.
"Шарнхорст" и "Гнейзенау" создавались в
ответ на "Дюнкерк" и "Страсбург" и были для них опасными
противниками.
1939 г, 32000 т, 31 уз, 9-283/55, 12-150/55, 14-105/65 зен, 2х3 ТА, броня борта до 350мм, башни ГК до 360мм, барбеты до 350мм. Вскоре Лондон запросил участия "Дюнкерка" в ещё одной ответственной операции — эскортировании конвоя из семи пассажирских лайнеров с канадскими войсками для британскиго Экспедиционного Корпуса в Европе по маршруту Галифакс- Лондон. Переход в Канаду решили использовать для другой важной задачи — перевозки золота в США, чтобы расплатиться за боевую технику. "Дюккерк" доставил в Галифакс 100 т, "Ьеарн", ходивший непосредственно в Штаты за самолётами — 250 т, позже лайнер "Пастер" перевез ещё 400 т. 22 декабря "Дюнкерк" вместе с легким крейсером "Глуар" и английским линкором "Нельсон" вышел из Галифакса, прикрывая конвой, а после окончания операции вернулся в Брест. Первые месяцы 1940 года оба новых французских линкора базировались в Бресте, но вскоре, из-за угрозы войны с Италией, Адмиралтейство решило перевести их в средиземноморскую базу Мерс-эль-Кебир (Алжир). Но никакой активности у африканских берегов не наблюдалось и эскадру Женсуля вернули в Брест для участия в предполагаемых операциях у побережья Норвегии. С вторжением немцев в эту страну операции отменили. В соответствии с планом действий союзников в Средиземном море на французский флот возгалася контроль его западной части, а за англичанами осталась восточная. Но по причине активных действий британского флота у Норвегии, на Францию пришлось временно возложить ответственность за все Средиземное море. 27 апреля "Дюнкерк", "Страсбург" в сопровождении легких сил снова прибыли в Мерс-эль-Кебир. С их появлением 2-я эскадра из трех линкоров типа "Прованс", а также несколько тяжелых крейсеров и эсминцев под общим командованием вице-адмирала Рене Годфроя перешла в Александрию (Египет) на усиление английской эскадры адмирала Кэннингхема, основу которой составляли два устаревших линкора. Спустя три недели, когда Кэннингхем получил подкрепления из Англии, "Прованс" и "Бретань" вернулись в Мерс-эль-Кебир, а "Лоррэн" остался с англичанами во главе французского Соединения "X". Окончательная диспозиция перед началом войны на Средиземном море оказалась таковой: в Тулоне — 3-я эскадра из 4 тяжелых крейсеров и 12 эсминцев; в Мерс-эль-Кебире и Алжире — быстроходные линкоры адмирала Женсуля "Дюнкерк" и "Страсбург", два старых линкора контр-адмирала Жака Боксена, два дивизиона крейсеров и много эсминцев; в Бизерте — 6 дивизионов подводных лодок; на Мальте - английские подлодки; в Александрии — эскадра Кэннингхема и подчиненное ему французское Соединение "X". Связь с англичанами осуществлялась через адмирала Эстева (Адмирал Юга) со штабквартирой в Бизерте. Тем временем Вермахт, танковые колонны которого прорвали фронт на Сомме, доколачивал отдельные очаги сопротивления французских войск. Италия 10 июня объявила Франции войну, которая длилась всего 15 дней — до победы немецкой армии и заключения перемирия. Итальянский флот имел в строю всего два быстроходных линкора типа "Джулио Чезаре" (бывшие дредноуты первой мировой, модернизированные в ответ на постройку "Дюнкерка"), два заканчивали модернизацию, а два новейшего типа спешно укомплектовывались для боевых действий. Но существовала гипотетическая опасность прорыва крупных немецких кораблей через Гибралтарский пролив на соединение с итальянцами. Немцы вовсе не собирались загонять свои наиболее ценные единицы в мешок Средиземного моря на верную гибель, они им самим были нужны для операций в северной Атлантике. Но у страха глаза велики, тем более, что свеж был в памяти позорный для английского и французского флотов рейд по Средиземному морю немецких "Гебена" и "Бреслау" в начале первой мировой войны. Обнаруженные английской авиаразведкой между Фарерами и Исландией два немецких судна снабжения были приняты за "Шарнхорст" и "Гнейзенау", которые, якобы, шли на прорыв через Гибралтар. Эскадра Женсуля во главе с "Дюнкерком" и "Страсбургом" 15 июня срочно вышла на перехват, но вернулась ни с чем. 23 июня около Минорки четыре дивизии итальянских
крейсеров под командованием адмирала Сансонетти попытались перехватить
несколько французских крейсеров, прикрывавших конвой между Ораном
и Марселем. На помощь последним из Мерс-эль-Кебира вышли "Дюнкерк"
и "Страсбург", а из Алжира — дивизия крейсеров. Под натиском
превосходящих сил не привыкшие в таких случаях к риску итальянцы
начали отход в базы. Сократить дистанцию оказалось невозможным
и погоню пришлось прекратить. "Дюнкерк" и "Страсбург" вернулись
в Мерс-эль-Кебир, где их застало, вступившее в силу с 3 часов
утра 25 июня перемирие с Германией и Италией. Ещё в 1245 24
июня главнокомандующий французским флотом адмирал Дарлан направил
во все морские базы телеграмму со своим видением условий перемирия:
|