[на главную страницу][в раздел "библиотека]

Оценка проекта

Линкоры типа "Ришелье" стали единственными французскими "35000-тонниками" и одними из самых удачных в мире. Их проект был хорошо сбалансирован, а большинство незначительных недостатков удалось устранить при модернизации "Ришелье" в США и послевоенной модернизации "Жана Бара". Недостаточная горизонтальная защита погребов 152-мм орудий осталась, хотя, по некоторым данным, в проекте "Гаскони" её усилили. Носовое расположение ГК являлось относительным недостатком, но и его устранили на "Гаскони". Зато башня II на "Ришелье" имела наибольший возможный среди всех линкоров угол обстрела - 312°.

Проект характеризовался многими смелыми решениями, которые, в отличие от подобных идей, например, у немцев (ненадежные высокотемпературные котлы), англичан (явно недостаточный 356-мм главный калибр) или итальянцев (отвратительная артиллерия, ПТЗ системы Пульезе), не заставили французских конструкторов раскаиваться в содеянном. Даже совершенно нового типа котлы, обеспечившие большую экономию веса и прекрасную мощность, работали вполне надежно. Система ПТЗ, особенно на "Жане Баре", оказалась лучшей в мире и вполне соответствовала расчетной сопротивляемости. Самым высоким требованиям отвечала броневая защита от снарядов, артиллерия главного и противоминного калибра. Можно смело утверждать, что в лице "Ришелье" и "Жана Бара" любой линкор второй мировой войны встретил бы достойного противника, исход поединка один на один с которым вряд ли кто мог бы предсказать. Безусловно, "Ришелье" проигрывал по артиллерии американским линкорам постройки 40-х годов, но превосходил их защитой. А полная зависимость стрельбы последних от работы электронного оборудования, оставляла неплохие шансы "французу", если не на потопление такого противника, то, по крайней мере, на изгнание его с поля боя. Повреждения американского линкора "Саут Дакота" в ночной стычке всего-навсего с тяжелыми японскими крейсерами в ноябре 1942 года неплохое тому подтверждение.

Конечно, все эти, почти что восторженные, отзывы не удалось подтвердить на практике. И "Ришелье", и "Жану Бару" только по одному разу удалось принять участие в артиллерийских дуэлях с линкорами противника (а вернее - бывших союзников, к которым французы в конце концов не могли не примкнуть). И эти перестрелки никак нельзя было назвать решительным боем "до победного конца". Фактически это были поединки "до первой крови". Для французских линкоров из-за их неполной боевой готовности (про "Жан Бар" это еще мягко сказано!) верхом успеха считалось бы даже единственное попадание. А перед англичанами и американцами вовсе не стояла задача потопить "Ришелье" или "Жан Бар" - достаточно было просто их временно нейтрализовать. Повреждения "Жана Бара" от огня "Массачусетса" действительно выглядели серьезными. Но, во-первых, еще не известно, скольких бы попаданий добились американцы, если бы французский линкор маневрировал на высокой скорости, удерживая выгодные для себя, а вовсе не для противника, дистанцию и пеленг, и отвечал своими мощными залпами. А во-вторых, наличие на линкоре штатного и хорошо подготовленного экипажа, а также всех устройств и систем борьбы за живучесть безусловно уменьшило бы эффект от наносимых снарядами повреждений. К тому же можно задать вопрос: а какому еще линкору довелось испытать на себе воздействие мощнейших 406-мм американских снарядов, весивших почти тонну с четвертью и имевших огромную разрушительную силу? Даже загнанный британским флотом "Бисмарк" получал попадания 406-мм снарядов с "Родни", которые были на 150 кг легче и обладали гораздо меньшей бронепробиваемостью и разрывным воздействием. А пример с "Кирисимой" вообще не следует принимать в расчет - броня устаревшего японского корабля на боевых дистанциях пробивалась главным калибром любого линкора. Так что "Жан Бар" оказался вполне молодцом, сумев после 5-7 406-мм попаданий остаться в строю, если это выражение можно применить к кораблю, ошвартованному у стенки набережной.

Неучастие в настоящих боевых действиях в переломные моменты войны, когда серьезную проблему для союзников представляла авиация противника, особенно японская на Тихом океане, не позволяет сказать что-либо хорошее о средствах ПВО "Ришелье". При сравнении их с зенитными батареями современных линкоров других стран, они представляются откровенно слабыми (слабее были, разве что, на итальянских "литторио"). И если легкую зенитную батарею, в начале войны неубедительную практически на всех линкорах, заметно усилили установкой многочисленных "бофорсов" и "эрликонов" в 1943 году, то дальняя батарея (12 100-мм зениток образца 1930 года) все равно заметно уступала аналогичным средствам ПВО союзников, немцев или японцев. Малоподвижные и недостаточно скорострельные 152-мм орудия при всех их "претензиях" на универсальность ничего бы не могли поделать с пикировщиками типа "Донтлесс", "Вэл" или "Ю-87". Зато послевоенная зенитная батарея "Жана Бара" из 24 100-мм и 28 57-мм орудий с наведением от РЛС могла считаться лучшей в мире, хотя в эпоху ракетного оружия она выглядела уже явным анахронизмом.

Так же трудно что-либо сказать о французских радарах - из-за перемирия с немцами во Франции практически прекратились работы над артиллерийскими радарами. Хотя в начале войны эта страна в данной области была среди лидеров.

Приложение

Корабль "РИШЕЛЬЕ" "ЖАН БАР"
Строитель военно-морская верфь в Бресте Шантье де Ла Луар и Шантье де Сен-Назер
Заложен 22 октября 1935 12 декабря 1936
Спущен 17 января 1939 6 марта 1940
Введен в строй 15 мая 1940 16 января 1949
Модернизация 1943 г., Нью-Йорк 1946-1950 гг., Брест
Стоимость по проекту 1 227 млн франков 1 400 млн франков
Судьба Разломан в Генуе, август 1968 г. Продан на слом, 1970 г.
Водоизмещение 40928 т (норм.проектное)
48500 т (боевое)
43575 т (нормальное в 1943г.; 1/2 топлива)
49736 т (полное)
43493 т (легкое)

Размерения: 247,85(общ.)/242(ВЛ)хЗЗ,08/35,54(по булям - Ж.Б.)х9,17(проектная)/9,63(Ж.Б.)

Характеристики корпуса "Ришелье" при нормальном проектном водоизмещении 40928 т:
глубина корпуса до ВП 15,6 м, до палубы спардека 17,9 м;
осадка 9,17 м, высота борта (нос/корма) 9,33/6,58 м;
коэффициенты: общей полноты 0,541, полноты мидель-шпангоута 0,94,
призматический 0,576, полноты ватерлинии 0,65.

Вооружение: штатное на 1940 г.: 8 380-мм/45(мод.1935), 9 152-мм/55(мод.1936),
12 100-мм/45 (мод.1930), 12 37-мм/60 (мод. 1933),
32 13,2-мм (мод.1929), 3 гидросамолета, 2 катапульты; 4 учебных 90-мм зенитки (мод.1935) на барбетах башен ГК,
4 47-мм салютных на надстройке, 2 шлюпочных;
"Ришелье" в 1945 г.: 8 381/45, 9 1.52/55, 12 100/45, 67 40-мм, 41 20-мм, 4 учебных, 4 салютных;
"Жан Бар" в 1950 г.: 8 380/45, 9 152/55, 8 40-мм, 20 20-мм, 4 учебных 90-мм;
"Жан Бар" в 1955 г.: 8 380/45, 9 152/55, 24 100/55, 28 57-мм, 4 учебных 90-мм

Боезапас: 832 380-мм снаряда, 3000 152-мм (2250 фугасных), 3600 100-мм, 8015 37-мм, 104090 13,2-мм.

Броневая защита: Зона неуязвимости для 380-мм французского снаряда от 18800 до 29800 м.
Главный пояс (5,96м, наклон 15,24°) 330+18; главная палуба 150 (МКО и 152-мм погреба) - 170 (погреба ГК),
нижняя 40-50 (скосы); башни ГК (лоб/бок/тыл/крыша) 430/300/250/195-170, барбеты 405, башни СК
115/70/70/70, барбеты 100, боевая рубка 350/350/300/170, коммуникационная труба 160,
рулевой привод 150, дымоходы 20.

Подводная защита: Проектная сопротивляемость 300 кг ТНТ ("Жан Бар" после модернизации - 500 кг ТНТ),
глубина у миделя на 4,5 м под ВЛ 7 метров (8,27 м с булями), система заполнения:
твердый материал-пустота-жидкость-пустота, суммарная толщина переборок по миделю
77 мм, максимальная 97, ПТП 30-50 мм; двойное дно 1,112 м.

Механизмы: 6 малых водотрубных котлов типа Сюраль-Индрэ с горением при наддуве (давление пара 27 кг/см2,
температура 350°С, на "Ж.Баре" - 371°С); 4 ТЗА, турбины типа Парсонс, одноступенчатый редуктор;
мощность 150000(макс.)/180000 (форс.) м.л.с. 4 винта d=4,87 м;

"Ришелье" 134640 м.л.с.=30,31 уз., "Ж.Бар" 162855 м.л.с.=31,84 уз.; 176030 м.л.с.=32,13 уз.

Генераторы: 4х1500 кВт турбогенератора, 3х1000 кВт дизель-генератора, 2х150 кВт аварийных дизель-генератора; постоянный ток 230/460 В.

Прожекторы: 4-5 диаметром 120-см.

Шлюпки: 2 11-м гребных катера (с моторами), 2 7-м вельбота, 1 5-м ял, 2 3,5-м гички.

Запас топлива: "Ришелье" 6905 т нефти, 250 т дизтоплива, 240 т резервной котельной воды, 392 т питьевой воды,
115т смазочного масла; "Жан Бар" 6582 т, 236 т, 267 т, 471 т, 115т соответственно.

Дальность плавания: "Ришелье" 10000 миль/на 12 уз., 9500/15, 7750/20, 4800/25, 3300/30 уз.;
"Жан Бар" 8000/15, 6900/20 или 3400 миль на 30 узлах.

Экипаж: "Ришелье" (как флагман в 1945 г.) 86 офицеров+1564 прочих чинов), "Ж.Бар" (1950 г.) 104+2030.

Распределение весов в метрических тоннах для проекта PN 196 (апрель 1935 г.)
Корпус со всей арматурой 9240 т.
Защита: вертикальная 5107, горизонтальная 5585, ПТЗ 1092, башен ГК 3154, башен СК 893, боевая рубка 380, дымоходы, параваны 120, разное 474 т.
Механизмы 2360 т. Вооружение: ГК 3745, СК и зенитное 1461, приборы 316, директоры 250, авиаоборудование 100, штурманское и сигнальное 40 т.
Рангоут и такелаж 220 т. Оборудование 2714 т. Топливо 2100 т.
Дополнительное топливо 1068 т. Резервная котельная вода 220 т. Шлюпки 210 т. Воздух в корпусе 40 т.
ИТОГО нормальное водоизмещение 40899т.

 

[на главную страницу]  [в раздел "библиотека]

Украинския баннерная

лучшее лечение импотенции недорого
Сайт управляется системой uCoz