[на главную страницу] [в раздел "Линейные корабли типа "Шарнхорст""] [в раздел "библиотека]
Введение

При составлении краткой хронологии второй мировой воины на море или знакомстве с уже имеющимися наверняка бросится в глаза то, что при описании боевых действий на европейском театре, в Атлантике или Арктике за первые 4 года чаще других названий кораблей будут встречаться немецкие "Шарнхорст" и "Гнейзенау". Редко кому из их современников удалось участвовать в таком количестве операций, где блестящие успехи чередовались с тяжелыми повреждениями. Королевский флот Великобритании, которому больше других досаждали эти два корабля, не раз устраивал настоящую охоту за "Шарнхорстом" и "Гнейзенау", независимо от того, находились ли они в море или стояли в базах. На первом этапе войны им везло, хотя они не раз испытывали на себе удары снарядов, торпед, бомб и мощных донных мин. По числу полученных повреждений это были настоящие "рекордсмены" среди всех боевых кораблей мира. Но каждый раз высокое качество постройки и великолепная выучка экипажа позволяли "Шарнхорсту" и "Гнейзенау" благополучно выходить из такого рода переделок и после ремонта вступать в строй, заставляя лордов британского Адмиралтейства ломать голову над тем, каким бы ещё способом покончить с проклятыми "дядюшками" "Шарлем" и "Годфри", как называли их английские моряки.

Став первыми линейными кораблями германского флота, построенными после первой мировой войны, "Шарнхорст" и "Гнейзенау" унаследовали имена прославившихся в 1914 году броненосных крейсеров эскадры адмирала Шпее. Этим как бы подчеркивалось, что от них ожидают не менее громких успехов на ниве рейдерства - ведь числено слабейший немецкий флот не мог рассчитывать на другой способ ведения войны на море. И, думается, они превзошли своих предшественников, хотя и не потопили ни одного крупного артиллерийского корабля в честной дуэли. Но участь "Гнейзенау" и "Шарнхорста" была все же предрешена. Первый, поврежденный авиацией в Киле и потому намеченный к перевооружению на более мощные орудия, так и простоял в тыловой базе до конца войны, постепенно - по мере ухудшения обстановки на сухопутных фронтах и роста неприязни Гитлера к своим линкорам и крейсерам - превращаясь в беспомощный блокшив. Второму "повезло" больше - он погиб в последнем классическом морском сражении германского флота. Не имея в нем никаких шансов не только на успех, но и на спасение, "Шарнхорст" заслужил искреннее уважение противника.

Но не только боевой историей запомнились "Шарнхорст" и "Гнейзенау". Их проект, характеризовавшийся высокой скоростью, мощной защитой и довольно сильным вооружением при относительно небольшом водоизмещении 26000 тонн (в реальности оно было, конечно, много больше, но немцы предпочитали об этом не распространяться), произвёл впечатление на многие морские державы. Фактически это были последние в мире линейные крейсера в том виде, как их традиционно представлял немецкий флот. Желание иметь аналогичные корабли побудило руководство США, Японии, Нидерландов и особенно СССР санкционировать работы по их созданию. Эти последователи "шарнхорстов" отличались более высокой скоростью, иногда более мощным вооружением, но несоизмеримо худшей защитой, что делало их морально устаревшими ещё до закладки. Ведь главным козырем "немцев" была именно защита, что и подтвердил сам "Шарнхорст" в своем последнем бою. Расстрелянный практически в упор тяжелыми 356-мм снарядами, он пошел на дно только после попадания 11 торпед с британских эсминцев и крейсеров. Для сравнения можно напомнить, что гигантский японский "Ямато", вдвое больший по водоизмещению, погиб, получив такое же количество авиационных торпед, имевших, к тому же, меньшую "убойную" силу. Да и условия, в которых пришлось вести бой и бороться за живучесть экипажам этих кораблей, нельзя даже сравнить - одинокий рейдер в штормовом декабрьском Норвежском море полярной ночью и идущий в составе соединения провозглашенный "непотопляемым" гигант в почти спокойных апрельских водах Тихого океана.

Герхард Иоган Шарнхорст (1755-1813) - прусский генерал, в 1807-1811 годах начальник Генштаба, в 1813 году был начальником штаба в армии генерала Г. Блюхера.

 Август Вильгельм Гнейзенау (1760-1831) - прусский фельдмаршал, граф (1814). Вместе с Шарнхорстом проводил реорганизацию прусской армии после 1807 года, в 1813-1815 годах был начштаба у Блюхера, а с 1830 года - главнокомандующим прусской армией.

[на главную страницу] [в раздел "Линейные корабли типа "Шарнхорст""] [в раздел "библиотека]
Расчет стоимости охранного оборудования с помощью калькулятора на сайте
Сайт управляется системой uCoz