Карьера "Гнейзенау"
Начало
второй мировой войны
Вторжение
в Норвегию
Операция
"Джуно"
Операции
в Атлантике
"Брестская"
группа
Операция
"Церберус"
Роковая
бомба
Реконструкция
"Гнейзенау"
Окончательная
судьба "Гнейзенау"
Киль "броненосного корабля Е - Ersatz
Hessen" (замена броненосца "Гессен"), заложили на верфи фирмы Дойче Верке
в Киле 14 февраля 1934 года. Но уже 5 июля постройку приостановили в связи
с принятым решением строить линейный крейсер значительно больших размеров.
Перезакладку произвели 6 мая 1935 года, после чего постройка продвигалась
практически без затруднений и 8 декабря следующего года "Гнейзенау" спустили
на воду. При этом разорвалась одна из мощных цепей, удерживавших корпус
от разгона, и корабль, врезавшись в противоположный берег, повредил корму.
На снятие его с мели потребовалось несколько часов. Укомплектовали новый
линейный крейсер 21 мая 1938 года.
Войдя в строй раньше "Шарнхорста",
он провел первый год службы в бесконечных испытаниях и тренировках экипажа.
Плавания по Балтике и Северному морю в штормовую погоду показали, что высота
борта в носу явно недостаточная. При первом же плановом ремонте на верфи
зимой 1938-39 годов носовую часть переделали, увеличив развал шпангоутов,
наклон форштевня и его подъем кверху. Якоря оставили в клюзах.
В июне 1939 года адмирал Редер послал
"Гнейзенау" в плавание по Атлантике, в основном, для артиллерийской практики,
поскольку Гитлер заверил, что держит политическую ситуацию в Европе под
контролем. Корабль принял в погреба учебные снаряды и почти не имел боевых.
Позднее Редер комментировал:
"В любое другое, даже более мирное,
время ни один корабль не уходил из своих вод без полного боезапаса, и если
бы я чувствовал приближение войны, то никогда не разрешил бы ему ("Гнейзенау")
выйти в море неготовым к бою. Ни командующий дивизией линкоров (адмирал
Герман Боем), ни главнокомандующий флотом не проявляли ни малейшего беспокойства
по этому поводу".
Начало второй мировой войны
1 сентября 1939 года "Гнейзенау"
(командир - капитан цур зее Форстер) встретил в полной боевой готовности.
С корпуса сняли герб и название, убрали пожароопасные шлюпки. В 13.25 3
сентября флот получил сигнал о начале военных действий против Англии, а
уже на следующий день "Гнейзенау" вместе с "Шарнхорстом" на якорной стоянке
в Брунсбюттеле (устье Эльбы) подвергся атаке 14 бомбардировщиков "Веллингтон"
ВВС Британии, но без каких-либо повреждений. Зато истребители Лютфваффе
сумели сбить два английских самолета. 8 сентября оба корабля прошли Кильским
каналом для учебных стрельб по старому броненосцу "Гессен" и мелкого ремонта
на верфи Киля. После пробного выхода в Балтийское море "Гнейзенау" 5 октября
Кильским каналом вернулся в Северное море и на нем поднял свой флаг контр-адмирал
Боем.
8 октября "Гнейзенау" вместе с легким
крейсером "Кельн" и девятью эсминцами вышел в море, чтобы отвлечь англо-французские
силы, занятые охотой за "Дойчландом" и "Адмиралом графом Шпее". Обнаруженное
британской авиаразведкой, это соединение смогло дойти только до о.Утсир
около южного побережья Норвегии, а затем вернулось в Киль через Скаггерак
и Каттегат. Посланные в атаку 12 "веллингтонов" цель не обнаружили. В ответ
на этот выход британское Адмиралтейство послало в море свой Флот Метрополии,
который подвергся налетам германской авиации, также безрезультатным.
21 ноября 1939 года "Гнейзенау" (флаг
нового командующего линейным флотом вице-адмирала Вильгельма Маршалла),
"Шарнхорст", легкие крейсера "Лейпциг", "Кёльн" и три эсминца вышли из
Вильгельмсхафена для нанесения ударов по британским патрульным судам между
Исландией и Фарерскими островами. И эта операция имела целью отвлечь французские
и британские силы из южной Атлантики, где они сжимали кольцо вокруг рейдера
"Адмирал граф Шпее". Как только оба линейных крейсера прошли минные поля,
легкие корабли вернулись в базу. Строем пеленга, с "Гнейзенау" во главе
и с "Шарнхорстом" в 20000 м справа сзади, они на 27-узловой скорости устремились
в разыгравшееся сильным штормом открытое море. От ударов волн оба корабля
получили повреждения корпуса, а в носовые башни и погреба стала поступать
вода. Пришлось уменьшить скорость до 12 узлов, но вскоре сигнальщики обнаружили
на горизонте английские корабли. В 16.07 23 ноября с "Шарнхорста" заметили
вспомогательный крейсер "Равалпинди" - бывший лайнер компании Р&О,
вооруженный восемью устаревшими 152-мм орудиями. Этот корабль был крайним
с востока в крейсерском патруле, который также включал новый "Ньюкастл"
и устаревшие "Дели", "Калипсо" и "Церес". В 17.03 "Шарнхорст" открыл огонь
по практически беззащитному судну, а спустя восемь минут к нему присоединился
"Гнейзенау". В 17.06 залп 283-мм снарядов попал в надстройку вспомогательного
крейсера, убив капитана Э.Кеннеди и большинство офицеров. Среди горы обломков
начались сильные пожары. К 17 6 огонь германских кораблей превратил "Равалпинди"
в пылающую развалину, медленно погружавшуюся в воду. Всего "Гнейзенау"
израсходовал 53 283-мм снаряда и 106-125 150-миллиметровых. Вице-дмирал
Маршалл приказал "Шарнхорсту" подобрать уцелевших британских моряков. Однако
появившийся вскоре "Ньюкастл" заставил немцев прервать это занятие и под
прикрытием дымовой завесы быстро покинуть поле боя. Они легли курсом на
север, чтобы, дождавшись плохой погоды, вернуться в базу. Из-за плохой
видимости противники так и не смогли точно узнать друг друга. Англичане
посчитали, что "Равалпинди" потопил "Дойчланд" с помощью крейсера "Эмден",
поэтому они и бросили на помощь сначала только легкие крейсера, вооруженные
152-мм артиллерией. Немцы же, не зная какие силы перед ними, упустили прекрасную
возможность вслед за "Равалпинди" расправиться с четверкой крейсеров. За
такую нерешительность, а также за большой расход снарядов при потоплении
вспомогательного судна вице-адмирал Маршалл затем подвергся резкой критике
со стороны командования. Хотя немецкая пропаганда поспешила объявить этот
поход крупным успехом германского оружия.
Обратный путь проходил в такую же
штормовую погоду и корабли снова получили повреждения: вода заливала носовые
башни, а также - через щели между деформированными листами обшивки - носовые
кубрики экипажа. Из-за недостаточной высоты борта линейные крейсера большую
часть перехода принимали воду всей носовой частью, ледяные потоки заливали
даже мостики и платформы носовой надстройки, так что управление пришлось
перенести в боевую рубку. Союзники послали в погоню мощные силы из линкоров
и линейных крейсеров ("Худ", "Дюнкерк", "Нельсон", "Родни"), но рейдеры,
пройдя проливом между Бергеном и Шетландскими островами, 27 ноября благополучно
вернулись в Вильгельмсхафен.
В течение семинедельного ремонта
на военной верфи в Киле нос на "Гнейзенау" снова переделали, увеличив развал
шпангоутов и подъем форштевня. 15 января он возобновил тренировки, но толстый
лед в Кильском канале задержал его переход в Северное море до 4 февраля.
Спустя двое суток корабль стал на рейде Вильгельмсхафена, а 10-15 февраля
в доке ремонтировал ледовые повреждения, в частности, оба внешних винта.
Тогда же для целей идентификации крыши башен окрасили в желтый цвет.
18 февраля "Гнейзенау", "Шарнхорст",
тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер" и два эсминца вышли из устья реки Яде
для атаки британских конвоев в Норвегию и обратно. Достигнув прохода у
Шетландских островов и не встретив ни одного судна, командующий операцией
адмирал Маршалл повел соединение в базу. Около месяца "Гнейзенау" провел
на верфи, где с его кормовой башни сняли катапульту, а с кормовой надстройки
- самолетный кран.
Вторжение в Норвегию
(операция "Везерюбунг")
7 апреля 1940 года "Гнейзенау" (флаг
вице-адмирала Понтера Лютьенса), "Шарнхорст", "Адмирал Хиппер" и 14 эсминцев
на 24-узловой скорости шли вдоль побережья Норвегии, направляясь к Тронхейму
и Нарвику. Вторжение планировалось начать силами флота и армии одновременно
с севера и юга (Осло). На борту "Хиппера" и эсминцев находились десантные
войска, а линейные крейсера осуществляли прикрытие высадки. На переходе
немецкие корабли были атакованы бомбардировщиками, которые не добились
попаданий, но сообщили о местонахождении противника. В 20.15 Флот Метрополии
вышел в море, предполагая, что немцы собираются мощными силами напасть
на судоходство в северной Атлантике.
Около 8 часов 8 апреля приблизительно
в 100 милях от Тронхейма эсминец "Бернд фон Арним" в разрыве снежных шквалов
обнаружил британский эсминец "Глоуворм", который отстал от своего соединения
(линейный крейсер "Ринаун", легкий крейсер "Бирмингем" и эсминцы), находившегося
несколько к западу от Тронхейма. После скоротечного боя, в котором приняли
участие "Хиппер" и 4 эсминца, доблестный "Глоуворм" в 9.24 пошел ко дну,
пытаясь перед гибелью протаранить немецкий крейсер. "Хиппер" не получил
серьезных повреждений и вместе с четырьмя эсминцами направился в Тронхейм.
Около 21 часа оставшиеся 10 эсминцев с десантом отделились для атаки Нарвика.
"Шарнхорст" и "Гнейзенау" заняли позицию к западу от Вест-фиорда. Тяжелые
волны и сильный ветер заставили корабли снизить скорость до 7 узлов.
В 4.30 9 апреля радар на "Гнейзенау"
обнаружил британский линейный крейсер и на немецких кораблях сыграли боевую
тревогу. Все еще не доверяя радару, командир "Гнейзенау" капитан цур зее
Харальд Нетцбандт приказал артиллерийскому офицеру фон Бухка проверить
контакт дальномерами. Дождь и низкая облачность ограничивали видимость
и только в 5.05 удалось увидеть "Ринаун", который с дистанции 11800 м открыл
огонь по "Гнейзенау" из 381-мм орудий. Немцы ответили минутой позже, а
в 518 "Ринаун" перенес огонь на "Шарнхорст". Лютьенс приказал повернуть
от противника, но Нетцбандт попросил у адмирала разрешения довернуть на
20 градусов влево, чтобы могли стрелять носовые башни. Артиллерийская дуэль
спорадически продолжалась до 6 часов, а затем, после 20-минутной паузы,
до 7.15
Через 5 минут после открытия огня
"Гнейзенау" с помощью радара добился двух попаданий в противника. Один
283-мм снаряд пробил опору треногой фок-мачты "Ринауна" и улетел за борт,
так и не взорвавшись. Второй ударил в правый борт в районе кормовой башни
"Y" между верхней и главной палубами - над отделением рулевых машин, пролетел
через весь корабль и, пробив левый борт, также упал в море. Почти одновременно
и "Гнейзенау" получил два 381-мм снаряда. Первый пробил башенку директора
(КДП), повредил множество электрокабелей и улетел за борт без разрыва.
Осколками убило старшего артиллерийского офицера фрегаттен-капитана Х.-Г.
фон Бухка и 5 матросов, ранило 8 или 9 человек, уничтожило оптические дальномеры
носовых 150-мм орудий, башня директора оказалась сдвинутой в корму. Второй
снаряд повредил кормовую башню 283-мм орудий, которая замолчала до конца
боя (по другим данным в корабль попал 1 381-мм снаряд и два среднего калибра).
После попаданий "Гнейзенау" прекратил огонь и увеличил скорость. Немцы
уже определили, что "Ринаун" сопровождается восемью эсминцами, которые
торпедами могли добить их корабли, если бы те получили повреждения или
снизили скорость. "Гнейзенау" выпустил 60 283-мм и 8 150-мм снарядов (по
другим данным соответственно 53 и 10). Расход боезапаса на "Ринауне" оказался
много больше: около 230 381-мм и 1065 114-мм (многовато ради 2-3 попаданий,
даже принимая во внимание погоду).Операция "Везерюбунг",
апрель 1940 г.Немецкие корабли на высокой скорости вышли из боя. Несмотря
на сделанные модификации корпусов, в штормовом море они брали носом огромные
массы воды, которая каскадами проникала в главную палубу и развернутые
за левый траверз носовые башни. Из-за проникновения воды в электроцепи
подъемника боезапаса носовой башни Тнейзенау" возникло короткое замыкание.
"Ринаун" и его эсминцы бросились в погоню, ведя непрерывный огонь из орудий
среднего калибра. Частые вспышки выстрелов с эсминцев заставили немцев
предположить, что их преследует мощное соединение. Тем не менее, им удалось
увеличить дистанцию и уйти сначал на север, а потом на запад - подальше
в Северный Ледовитый океан, где они оставались несколько дней, прежде чем
рискнули вернуться в Германию. За это время на "Шарнхорсте" удалось устранить
неполадки механизмов и он смог дать 28,5 узлов. 12 апреля линейные крейсера
в Северном море соединились с "Хиппером" и в 2212 пришли в Вильгельмсхафен.
На конечном участке пути англичане бросили против ускользавшего противника
более 90 бомбардировщиков, но те не смогли обнаружить цель, а появившиеся
немецкие истребители сбили из них не менее десятка.
Бой с "Ринауном" заставил немецкие
силы дальнего прикрытия уйти на север, оставив назначенный им для патрулирования
район у Лофотенских островов. В результате англичанам удалось 10 и 13 апреля
внезапно напасть на находившиеся в Нарвике эсминцы. Гибель этих 10 современных
кораблей стала первым серьёзным ударом для Кригсмарине.
"Гнейзенау" после ремонта боевых
повреждений 26-29 апреля прошел докование в сухом доке Бременхафена. А
уже 5 мая при переходе на Балтику из Северного моря он в 1145 подорвался
у устья р.Эльба на магнитной мине. Скорость корабля была 22 узла, глубина
моря 24 м. Силой взрыва, который произошел в 21 метре с левой раковины
корабля, броню пояса около кормовой башни вдавило внутрь, во многих местах
разорвало листы обшивки. Водой затопило коридор левого гребного вала, несколько
кладовых и соседних с ними пустых отсеков. Корабль получил крен на левый
борт в полградуса и небольшой дифферент на корму. Серьезные повреждения
нанесло и потрясение от взрыва: вышли из строя подшипники турбины низкого
давления правого борта, некоторые вспомогательные устройства, включая конденсорные
насосы, трансформаторы прожекторов, фундаменты которых не были рассчитаны
на такие ударные нагрузки. Повредило кормовые дальномеры и оптические приборы
целеуказания, вышли из строя почти все автоматические выключатели главных
и вспомогательных механизмов.
Резкая деформация корпуса приподняла
и заклинила вращающуюся структуру кормовой башни и только энергичные усилия
экипажа позволили ввести ее в строй в течение часа. Силой удара срезало
болты крепления барбетов бортовых 150-мм башен, что сделало башни непригодными
для стрельбы. В строю из средней артиллерии остались только четыре палубные
установки за щитами. Из-за отключения энергии на 18 минут было утрачено
управление рулем. Такие сильные повреждения объяснялись тем, что взрыв
произошел на мелкой воде и слишком близко к корпусу корабля.
Тем не менее прекрасная выучка экипажа
позволила спустя всего 5 часов привести корабль в Киль и уже в 1713 поставить
в плавучий док. Ремонт проходил до 21 мая, после чего "Гнейзенау" вышел
в пробный поход по восточной Балтике. 27 мая он вернулся в Киль, полностью
готовый к бою.
Операция "Джуно"
"Гнейзенау", "Шарнхорст", "Адмирал
Хиппер" и четыре эсминца вышли 4 июня 1940 года для атаки морских сил противника
у Харстада, Норвегия. Операцию планировалось провести в тесном взаимодействии
с Люфтваффе, поэтому для лучшей идентификации крыши башен на немецких кораблях
окрасили в красный цвет. На первом этапе эскадру сопровождали два тральщика
и два миноносца типа "Ягуар". 7 июня германские корабли встретились с танкером
"Дитмаршен", чтобы "Хиппер" и эсминцы смогли пополнить запасы топлива.
На следующий день в 0555 "Хиппер" обнаружил и потопил британский эскортный
траулер "Джупитер", а "Гнейзенау" огнем 150-мм орудий (расход 113 снарядов)
поджег танкер "Ойл Пайонир", который около 0800 добили торпедой с эсминца.
Для обнаружения конвоев с "Хиппера" и "Гнейзенау" выпустили гидросамолеты
и вскоре те донесли об обнаружении крейсера и торгового судна к югу от
германского соединения, а пассажирского и госпитального судов - к северу.
"Хиппер" и эсминцы послали на север, где они перехватили и потопили 19500-тонное
пассажирское судно "Орама", сумев также заглушить посылаемые им в эфир
сигналы бедствия. Госпитальное судно "Атлантис" немцы не атаковали.
После этих действий адмирал Маршалл
решил отправить испытывавшие недостаток топлива эсминцы и "Хиппер" на заправку
в Тронхейм, а сам с двумя линейными крейсерами отправился в район Харстада.
Здесь, у берегов Норвегии, "Шарнхорст"
и "Гнейзенау" добились своего наибольшего за всю войну успеха. В 1646 8
июня с дистанции 50000 м наблюдатель на фор-марсе "Шарнхорста" обнаружил
дым по пеленгу 60°, а спустя 24 минуты его старший артиллерист фрегаттен-капитан
Лёвиш доложил, что удерживает в прицеле авианосец типа "Арк Ройял". Фактически
это был авианосец "Глориес" в сопровождении двух эсминцев, который эвакуировал
из Норвегии 2 истребительных эскадрилий (10 "гладиаторов" из 263-й и 10
"харрикейнов" из 46-й). Конечно он не мог использовать эти сухопутные самолеты
для атаки противника (да и что могли сделать истребители с линкорами?),
но по непонятной причине ни один из его торпедоносцев (в ангаре он имел
6 "суордфишей", не считая морских "си гладиаторов") не был готов к старту.
А без готовых ударных самолетов этот корабль был практически беззащитен,
имея в бортовом залпе всего 8 120-мм пушек в дополнение к такому же их
числу на двух эсминцах. Немцы сомкнули интервал, довели скорость до 29
узлов и, эффектно развернувшись на 16 румбов, бросились на пресечку курса
противника. Шедший головным "Гнейзенау" открыл огонь главным калибром по
авианосцу, а вспомогательным левого борта по ближайшему эсминцу "Ардент".
Спустя 4 минуты к флагману огонь своего ГК присоединил "Шарнхорст", чьи
150-мм орудия обрушились на эсминец "Акаста". Тлориес" повернул на юго-запад,
а эсминцы попытались прикрыть его дымовой завесой. Выпущенные "Ардентом"
4 торпеды немцы вовремя заметили и смогли уклониться. Хотя дым и мешал
стрельбе, немецкие корабли, используя в помощь оптическим дальномерам свои
радары, быстро превратили авианосец в груду обломков. Вскоре в бой вступили
и 105-мм пушки. Начиная с 1738 в "Глориес" с дистанции около 23000 м один
за другим попали три снаряда: первый разрушил надстройку, другой взорвался
на полетной палубе, уничтожив несколько "харрикейнов". Начавшийся пожар
помешал закончить вооружение торпедами "суордфишей". Третий снаряд уничтожил
всех и вся на мостике.
В 17 "Глориес" пылал как огромный
костер, но продолжал держать высокую скорость. Выскочивший из-за дыма "Ардент"
в самоубийственной атаке выпустил последние 4 торпеды, от которых немцы
также увернулись. Тут же снаряды всех калибров стали поражать эсминец,
он остановился весь в огне и с большим креном ив 1822 пошел ко дну. "Акаста"
достаточно долго ловко избегал смертоносных залпов и в 18 , как раз перед
попаданием в него первого снаряда, сумел выпустить 4 торпеды. "Гнейзенау"
от них уклонился, но спустя 6 минут одна из торпед попала в корму "Шарнхорста",
который резко снизил скорость. Около 1908 "Глориес" перевернулся и затонул;
всего на 9 минут пережил его доблестный "Акаста", до конца выполнивший
свой долг эсминца сопровождения. Поскольку "Глориес" постоянно радировал
своё место, призывая на помощь корабли Флота Метрополии, германские корабли
поспешили укрыться в Тронхейме. Интересно, что это было первое столкновение
линкоров с авианосцем и единственное, в котором первые одержали верх.
Вскоре адмирал Маршалл с "Гнейзенау",
"Хиппером" и четырьмя эсминцами снова вышел на поиски торговых судов, но,
убедившись, что все конвои имеют сильное прикрытие, 11 числа вернулся в
Тронхейм.
20 июня "Гнейзенау", "Адмирал Хиппер"
и четыре эсминца под командованием адмирала Гюнтера Лютьенса вышли в Норвежское
море и взяли курс на Исландию. Германский морской штаб намеревался этой
операцией создать у англичан впечатление прорыва крупных рейдеров через
пролив между Фарерами и Исландией, а в это время провести "Шарнхорст" из
Норвегии в Германию на ремонт. Когда германское соединение находилось примерно
в 40 милях к северо-западу от Хальтена в условиях плохой видимости, британская
подлодка "Клайд" выпустила по "Гнейзенау" полный залп из носовых аппаратов.
Наблюдатели увидели торпеды слишком поздно - всего в 300 метрах от борта.
Две прошли перед самым носом, а третья, несмотря на резко положенный на
борт руль, попала в правый борт в 16 метрах от форштевня и очень близко
к началу носового противоосколочного пояса. Броня повреждена не была, но
носовая оконечность пострадала очень серьезно. Взрыв 365 кг торпекса на
3 метра ниже ватерлинии разорвал листы обшивки с обоих бортов и повредил
шпангоуты, так что нос держался на честном слове. Пробоина с правого борта
имела длину 15 м и высоту 6-10 м. Имелась небольшая пробоина и с левого
борта, в кормовых частях пробоин образовались значительные повреждения
обшивки. Вода затопила водонепроницаемые отсеки XX и XX), скорость пришлось
уменьшить из-за риска потерять большую часть носа. Боеспособность корабля
и механизмы не пострадали, так что он 21 июня смог дойти до Тронхейма.
Лодка донесла о координатах германского соединения, которое затем подверглось
налетам авиации британского Берегового Командования, в результате чего
один из эсминцев получил серьезные повреждения.
В Тронхейме рабочие ремонтного корабля
"Хуаскаран" временно заделали пробоины на "Гнейзенау", наварив поверх металлические
полосы для дополнительной прочности. Работы закончили 19 июля. На переходе
в Киль 25-27 июля корабль сопровождали "Адмирал Хиппер" (отделился для
выполнения другого задания), легкий крейсер "Нюрнберг", четыре эсминца
и шесть миноносцев. На перехват англичане послали мощное соединение Флота
Метрополии (линейные крейсера "Рипалс" и "Ринаун", крейсера и эсминцы),
но оно не смогло обнаружить противника. Только подлодке "Суордфиш" удалось
потопить один из миноносцев эскорта ("Пухе"), остальные германские корабли
благополучно прибыли в Киль 28 июля.
Ремонт "Гнейзенау" фирмой Ховальд
Верфт в Киле длился пять месяцев. Для этой верфи это была первая работа
на крупном боевом корабле, и рабочие проявили к морякам исключительную
любезность. Например, они убрали штатные подпорки и стойки из кают младшего
офицерского состава в средней части корабля, так надоевшие экипажу. Это
серьезное нарушение впоследствии дало о себе знать. В то же время для сокращения
срока ввода корабля в строй на нём решили не переделывать ангар и грот-мачту,
как это уже было сделано на "Шарнхорсте". До 21 октября "Гнейзенау" находился
в доке "D" военно-морской базы, а 14 ноября вышел на Балтику для тренировок
и учений, снова вернувшись в Киль 19 декабря. В ходе учений оба линейных
крейсера "отстрелялись" по кораблю-цели "Гессен", отрабатывали тактическое
взаимодействие с крейсером "Нюрнберг" и 2-й флотилией миноносцев. Но совместные
учения с подлодками показали неудовлетворительную работу сонаров.
Операции в Атлантике
28 декабря 1940 года "Гнейзенау"
вместе с "Шарнхорстом" под командованием адмирала Лютьенса вышли в Северную
Атлантику для операций против британского судоходства. Жестокий шторм в
Северном море заставил корабли идти малым ходом; "Гнейзенау" получил серьезные
повреждения корпуса как раз в тех местах, где в ходе ремонта сняли стойки
и подпорки. Под ударами тяжелых волн погнулись шпангоуты за обшивкой и
палубные бимсы, главная палуба и обшивка в носу в нескольких местах искривились.
Из-за больших напряжений, которым подвергался корпус на огромных волнах
вышли из строя системы управления огнем, включая зенитные калибры.
Хотя с "Шарнхорстом" непогода обошлась
менее жестоко, кораблям пришлось повернуть назад: "Шарнхорст" вернулся
в Готенхафен (польский порт Гдыня), а "Гнейзенау" - в Киль. Из-за тяжелых
штормовых повреждений командир "Гнейзенау" потребовал снова переделать
носовую часть корабля, что специалисты военной верфи выполнили в рекордный
срок.
"Шарнхорст" вернулся в Киль 19 января,
а 22-го года оба корабля снова под командой Лютьенса вышли из Киля в Атлантику
для выполнения операции "Берлин". Во время прохода проливами Каттегат и
Скаггерак их обнаружила английская агентура в Дании и Флот Метрополии в
ночь на 26 января вышел из Скапа-Флоу, чтобы блокировать проход Фареры-Исландия.
Немецкие радары вовремя обнаружили прямо по курсу большое число кораблей
(это были линкоры "Нельсон", "Родни", "Рипалс", 8 крейсеров и 11 эсминцев)
и Лютьенс приказал изменить курс. На повороте германские корабли с дистанции
5000 м обнаружил легкий крейсер "Найяд". Он доложил командованию и следил
за немцами, пока те не скрылись за снежным зарядом. К сожалению, командующий
Флотом Метрополии адмирал сэр Джон Тови счел это сообщение ошибочным и
прекратил поиск.
После дозаправки топливом к востоку
от о.Ян-Майен, немцы повернули на юг и на высокой скорости устремились
к Датскому проливу - воротам в Атлантику. Они вышли на оперативный простор
после 3 часов 3 февраля, когда удачно миновали последний британский крейсерский
патруль. Что-бы еще более запутать англичан, 1 февраля из Бреста в свою
вторую "атлантическую" операцию вышел "Адмирал Хиппер", который должен
был действовать против конвоев на маршруте Гибралтар-Фритаун.
Утром 6 февраля оба линейных крейсера
дозаправились с танкера "Шлеттштадт" к югу от мыса Фареуэлл ("Гнейзенау"
принял 1515 кубометров топлива), а на следующий день приступили к поиску
судов. Качка была настолько сильной (шторм доходил до 10 баллов), что на
"Гнейзенау" при резком, крене один из унтер-офицеров размозжил голову о
башню. Корабли снизили ход, чтобы уменьшить дискомфорт экипажа и снизить
риск повреждений.
В 0835 8 февраля с "Гнейзенау" заметили
мачты конвоя НХ-106, шедшего из Галифакса, и корабли приготовились к атаке.
"Шарнхорст" послали вперед, чтобы атаковать с севера, но в 0947 его сигнальщики
усмотрели в охранении конвоя старый дредноут "Рамиллиес", вооруженный восемью
381-мм орудиями. Узнав о присутствии столь мощного прикрытия, адмирал Лютьенс
отменил атаку конвоя, поскольку имел приказ не ввязываться в бой с линейными
кораблями. Тем не менее, к 0950 "Шарнхорст" сблизился с конвоем до 23000
м, пытаясь отвлечь на себя корабли охранения, чтобы "Гнейзенау" смог атаковать
оставшиеся без защиты суда. Но Лютьенс прямым приказом отменил эту попытку
и вернул "Шарнхорст" к флагману.Операция "Берлин", январь-март
1941 г.Оба корабля после этого ушли на северо-запад к проливу Дэвиса,
а после нескольких дней безрезультатного крейсерства в том районе, спустились
на юг. Штормовая погода препятствовала наблюдению за морем, поврежденные
вентиляционные раструбы не обеспечивали нормальную работу в машинно-котельных
отделениях, на открытых постах зенитных батарей просто невозможно было
находиться. Скорость снова снизили, чтобы уменьшить заливаемость носовой
оконечности и надстроек. Когда погода несколько улучшилась, 14 и 15 февраля
корабли снова провели дозаправку с танкеров "Шлетгштадт" ("Гнейзенау" принял
2550 м3) и "Эссо Гамбург. Только 22 февраля приблизительно в
500 милях к востоку от о. Ньюфаундленд обнаружили идущий на запад конвой
транспортов в балласте. Увидев германские корабли, суда бросились врассыпную.
Используя для поиска разбежавшейся "добычи" бортовые самолеты, "Гнейзенау"
и "Шарнхорст" смогли потопить всего пять судов общим водоизмещением 25874
брутто-тонн (брт): первый, как и подобает флагману, записал на свой счет
четыре -транспорты "Трелони" (4689 брт), "Кантара" (3327 брт), "Э.Д.Хафф"
(6219 брт) и "Харлсден" (5483 брт) - а "Шарнхорсту" достался только танкер
"Ластрес" (6156 брт). Некоторые из них успели послать в эфир сообщение
о германских рейдерах, заставив их сменить район действий.
Адмирал Лютьенс перенес операции
в юго-восточную часть северной Атлантики, чтобы перекрыть маршрут конвоев
Кейптаун-Гибралтар в точке к северу от м.Верде-Айлендс. Перед приходом
в этот район, корабли заправились топливом в центре Атлантики 27-28 февраля
с танкеров "Эрмланд" и "Бреме". 7 марта недалеко от берега Африки наблюдатели
"Шарнхорста" обнаружили линейный корабль "Малайя", также вооруженный восемью
381-мм орудиями, а за горизонтом - мачты по меньшей мере 12 торговых судов.
Лютьенс снова приказал "Шарнхорсту" отойти на соединение с флагманом, шедшим
в 40 милях позади. Отдавая такой приказ, Лютьенс, очевидно, руководствовался
опытом Ютландского боя. "Рамиллиес" и "Малайя" со скоростью 23-25 узлов
не могли догнать 30-узловые германские корабли, но высокая скорость - слишком
хрупкое преимущество в бою. Единственное попадание 381-мм снаряда могло
его лишить.
Замеченные 12 торговых судов входили
в состав конвоя SL-67, направлявшегося в Великобританию. Чтобы избежать
боя с линкором, Лютьенс решил выйти в хвост конвоя и навести на него подводные
лодки, отправив радиограмму в Берлин. Германское военно-морское командование
направило к конвою субмарины U-124 и U-105, которые за ночь 7-8 марта пустили
ко дну судов на 28488 Т. Немецкие рейдеры также были обнаружены гидросамолетом
с одного из кораблей эскорта и "Малайя" сблизилась с ними на 24000 м. Немецкие
283-мм орудия уже доставали до противника, но Лютьенс не решился на артиллерийскую
дуэль. Местом дальнейших операций он избрал центральную часть Атлантики.
По пути месту заправки рейдеры потопили одиночный греческий пароход "Маратон",
имевший несчастье Наткнуться на "Шарнхорст".
12 марта линейные крейсера заправились
и получили необходимые припасы с вооруженных кораблей снабжения "Уккермарк"
(бывший "Альтмарк") и "Эрмланд". В тот же день все четыре корабля двинулись
на север, образовав поисковую линию шириной 120 миль. Спустя трое суток
они перехватили несколько танкеров, из которых "Гнейзенау" один потопил
(британский 6197-тонный "Симния") и три захватил (норвежские 5684-тонный
"Бианка" и 6405-тонный "Поликарб", 8046-тонный "Сан Казимиро") в качестве
призов. "Шарнхорст" отправил на дно "Бритиш Стренге" 7139 т) и "Ателфоум"
(6554 т). Рейдеры продолжили движение на север, надеясь найти конвои, следующие
в Британию из Галифакса. Тем временем, британские линкоры "Родни", "Нельсон"
и новейший "Кинг Джордж V" ожидали немцев в северных водах Атлантики, рассчитывая,
что те, исчерпав запас автономности, скоро вынуждены будут прорываться
домой.
Утром 16 марта линейные крейсера
обнаружили ещё несколько отставших от конвоев судов. Тут уж рейдеры порезвились
вволю, как лисы в курятнике. "Гнейзенау" потопил шесть транспортов: "Эмпайр
Индастри" (3648 т), норвежский "Гранли" (1577 т), "Ройял Кроун" (4364 т),
"Майсон" (4564 т), "Рио Дорадо" (4507 т) и датский "Чилиан Рифер" (1739
т), а "Шарнхорст" - четыре: "Мангхай" (8290 т), "Сильверфир" (4347 т),
"Сардиниан Принс" (3200 т), "Деметертон" (5200 т). Но одно из судов успело
радировать о нападении и в данный район полным ходом направились "Родни"
и "Кинг Джордж V". Последним столкновением стал бой с небольшим фруктовозом
"Чилиан Рифер", который мастерски избегал огня "Гнейзенау" и постоянно
радировал открытым текстом свое точное местонахождение. В конце-концов
транспорт, поставив дымзавесу, повернул на линейный крейсер, ведя огонь
из единственного палубного орудия. Такое яростное сопротивление убедило
немцев, что перед ними как минимум вспомогательный крейсер. Поэтому они
решили добить его с дальней дистанции, выпустив 73 283-мм снаряда - больше,
чем затратили на потопление остальных судов за все время крейсерства. Всего
за 15-16 марта немцы потопили или захватили 16 судов. Захваченные три судна
под конвоем "Эрмланда" и "Уккермарка" отправили в Брест.
Доблестный "Чилиан Рифер" еще сражался,
когда на экране радара "Гнейзенау" появились отметки неопознанного крупного
корабля. Немцы на большой скорости скрылись в дождевом шквале. С "Родни"
- а это был он - успели заметить флагман Лютьенса и около 2100 даже запросили
прожектором: "What ship?" ("Что за корабль?"). Командир "Гнейзенау" капитан
цур зее Отто Фаин приказал ответить: "HMS "Emerald" (корабль его величества
"Эмерод" - этот крейсер входил в состав Флота Метрополии и вполне мог оказаться
в северной Атлантике). После этого, не дожидаясь нового запроса, резко
положив руль на борт, немецкий корабль на полном ходу удалился от грозного
противника. Истина англичанам отрылась буквально через несколько минут,
когда "Родни" наткнулся на обломки тонущего транспорта и начал спасать
его экипаж. Капитан судна после слов благодарности сказал: "Нас только
что потопил "Гнейзенау"...
Адмирал Лютьенс приказал проложить
курс на Брест, понимая, что кольцо вокруг его кораблей сужается и шансов
на дальнейший успех не много. Германский морской штаб полагал, что дальнейшее
присутствие в океане линейных крейсеров, потревоживших "осиное гнездо"
британских поисковых групп, осложнит возвращение в Германию "Адмирала Хиппера"
и "Адмирал Шеера", также находящихся на "большой дороге" в Атлантике. К
тому же на "Шарнхорсте" начались проблемы с котлами.
Вечером 20 марта разведывательный
биплан "Суордфиш", поднятый с авианосца "Арк Ройял", обнаружил германские
корабли в 700 милях от Бреста. Лютьенс тут же повернул на север и держался
этого курса, пока самолет не исчез за горизонтом, а затем снова повернул
на восток. "Арк Ройял" находился всего в 160 милях от немецкого соединения,
но приближающаяся темнота и плохая погода сделали невозможным подъем самолетов
для нанесения удара. На следующий день самолет британского Берегового Командования
обнаружил оба немецких корабля в 200 милях от Бреста, а 22 марта они благополучно
достигли этого французского порта, ускользнув от погони Флота Метрополии.
В ходе двухмесячного крейсерства "Гнейзенау" и "Шарнхорст" потопили и захватили
22 судна общим водоизмещением 115335 брт (на счету первого 14, общим водоизмещением
около 66449 брт), большинство из которых шли в балласте. Дополнительным
успехом операции можно считать возвращение "Адмирала Шеера". Увлекшись
охотой за линейными крейсерами, англичане просто "прозевали" одиночный
рейдер, который проскользнул домой по тому же маршруту, что и в Атлантику
- вокруг Исландии и Британских островов.
Следующая аналогичная операция под
названием "Рейнюбунг" была предпринята в мае. В ней приняли участие новейший
линкор "Бисмарк" (флаг адмирала Лютьенса) и тяжелый крейсер "Принц Ойген".
На этот раз англичане были начеку и перехватили противника на выходе из
Датского пролива. В бою 24 мая "Бисмарк" потопил "Худ" и повредил другой
линкор - "Принс оф Уэльс", потратив всего 93 380-мм снаряда. Но затем Королевский
флот устроил настоящую охоту за обидчиком и в конце концов, задействовав
почти все наличные силы, ему удалось отправить "Бисмарк" на дно. "Принцу
Ойгену" удалось прорваться в Брест, где он присоединился к "Шарнхорсту"
и "Гнейзенау".
"Брестская" группа
Остаток года "Гнейзенау" провел на
военной верфи Бреста, которую немцы частично восстановили после захвата
и укомплектовали рабочими с военной верфи Вилыельмсхафена.
После прихода немецких линейных крейсеров
в Брест англичане, опасаясь их нового выхода в океан, в том числе и на
соединение с "Бисмарком", приступили к регулярным налетам на эту базу,
используя специальные 227-кг бронебойные бомбы. Особенно массированными
были налеты в ночь на 31 марта и 5 апреля. В ходе последнего одна 227-кг
бомба упала в воду в 4 метрах рядом с "Гнейзенау", стоявшим в сухом доке,
но не взорвалась. Сразу же корабль вывели из дока и поставили на швартовую
бочку гавани Бреста.
6 апреля окруженный противоторпедными
сетями и молом "Гнейзенау" подвергся атаке четырех торпедоносцев "Бофорт".
Только один из самолетов обнаружил линейный крейсер и выпустил торпеду,
после чего был сразу сбит. Торпеда с боеголовкой в 204 кг тринитротолуола
попала в правый борт перед кормовой башней главного калибра (отсеки IV
и V). В результате взрыва корабль принял 3050 т воды, накренился на 2 градуса
и осел кормой на 1,2 м. Наружная обшивка была повреждена на площади 210
м2, в районе взрыва разрушило первую продольную переборку, броневую противоторпедную,
тонкие продольные и поперечные переборки, деформировало внутреннее дно,
верхнюю и среднюю платформы. Попадание пришлось в особенно уязвимое место,
где через нижнюю часть противоторпедной защиты рядом с кормовой башней
проходил внешний гребной вал. Коридор правого вала разрушило на длине 36
м. Ослабли все набивочные сальники в неповрежденных кормовых переборках,
что привело к обширным затоплениям соседних с коридором отсеках, из-за
чего вышел из строя и средний гребной вал. Серьезно оказались повреждены
подшипники правого вала. Затопление вывело из строя некоторые вспомогательные
механизмы, а также главные турбины в машинных отделениях №1 и №3. Соленая
вода испортила большую часть электрического оборудования в районе повреждения,
которое пришлось полностью заменить.
На момент атаки водяные и топливные
цистерны были заполнены на 80%. В зоне взрыва топливные цистерны оказались
разрушены и смесь нефти с соленой забортной водой проникла в центральный
пост управления, кормовой пост гирокомпаса и кормовой пост управления стрельбой;
часть оборудования в них вышла из строя. Погреба кормовой башни затопило
только водой, что значительно упростило ее откачку. От сотрясения пострадали
некоторые трансформаторы, артиллерийские телефоны, оптические приборы,
гирокомпасы и другое мелкое электрооборудование. Поскольку вода просачивалась
через сальниковые коробки, экипаж для сохранения водонепроницаемости широко
использовал различные непористые материалы. Воду, поступившую через сальники
вала в машинное отделение №3, стали откачивать двумя насосами. После частичного
восстановления водонепроницаемости к кораблю подошел спасательный буксир,
который мощными помпами помог взять затопления под контроль.
"Гнейзенау" снова ввели в сухой док
№9 для ремонта, который длился несколько месяцев. Ночью 9-10 апреля 47
британских бомбардировщиков сбросили на верфь Бреста около 46 тонн 227-кг
бронебойных бомб. "Шарнхорст" избежал повреждений, но в "Гнейзенау" попало
четыре бомбы - с правого борта у носовой надстройки. Близкие попадания
в набережную засыпали корабль массой осколков. Одна бомба взорвалась на
нижней бронепалубе, другая без взрыва поразила боевую рубку, третья пробила
надстройку, верхнюю и батарейную палубы и взорвалась на нижней броневой,
а четвертая пробила верхнюю палубу и, не взорвавшись, застряла в обломках
на батарейной палубе, образовавшихся после взрыва третьей бомбы. Всего
на корабле погибло 72 человека, а из 90 раненых 16 позже умерли. Зенитным
огнем удалось сбить всего один "Веллингтон".
Главную бронепалубу повредило незначительно.
Внешнюю продольную переборку с правого борта около башни "Бруно" выпучило
наружу с разрывом ряда сварных швов, что явилось результатом плохого качества
сварки. Осколками повредило некоторые броневые плиты барбета, другие покоробило
от сотрясения. Частично затопило пост управления зенитным огнем и центральный
пост автоматического управления, но механизмы и орудия повреждений избежали.
Взрыв бомбы в надстройке привел к
большому числу раненых и убитых, а также вывел из строя множество электрических
цепей в носовой части корабля. Без электропитания остались гирокомпасы,
сварочные трансформаторы, кубрики и лазареты в носовой части, серьезно
повредило системы управления огнем и внутренней связи. Носовые отсеки заполнились
густым токсичным газом, затруднявшим борьбу с огнем. Из предосторожности
затопили погреба башни "Бруно", но как только пожары погасили, воду откачали.
Когда на борт флагмана 14 апреля
прибыл адмирал Лютьенс, специалисты оценили ремонт в 4 месяца. Основную
трудность представляла замена правого гребного вала. Параллельно ремонту
повреждений на "Гнейзенау" и текущему ремонту котлов на "Шарнхорсте" решили
провести модернизацию обоих кораблей, включавшую замену систем управления
стрельбой и установку радаров, торпедных аппаратов и дополнительных 20-мм
автоматов (14 на "Гнейзенау" и 13 на "Шарнхорсте"). Бой с "Чилиан Рифер"
убедил адмирала Лютьенса в необходимости топить торговые суда торпедами
и корабли получили по два трехтрубных 533-мм аппарата - по бортам, перед
кормовой группой 150-мм орудий. Катапульту над ангаром сняли, а все оборудование
ангара заменили новым. Эти работы помешали обоим кораблям принять участие
в апрельской операции "Бисмарка" и "Принца Ойгена". Все это время Брест
подвергался периодическим налетам британской авиации. Достаточно привести
только цифры: с 27 марта по 7 мая самолеты Командования Бомбардировочной
Авиации и Берегового Командования Великобритании сбросили на Брест 1013
тонн бомб и выставили 201 магнитную мину. С начала июня налеты возобновились
и самый массированный из них состоялся 24 июля 1941 года. "Гнейзенау",
надежно замаскированный сетями, больше повреждений не получал. Очередной
всплеск активности англичан пришелся на декабрь, когда они, задетые удачей
японцев в Перл-Харборе, снова стали посылать на Брест по сотне самолетов
за раз и те добросовестно высыпали из своих люков по 100-150 тонн металла
и взрывчатки. Но результат оставался тот же - мимо.
Операция "Церберус"
(прорыв через Канал)
После того, как Германия и Италия
11 декабря 1941 года объявили войну США, для надводных кораблей оставалось
мало шансов на успешные действия в Атлантике. Кроме того, "Гнейзенау",
"Шарнхорст" и присоединившийся к ним после гибели "Бисмарка" "Принц Ойген"
имели большие перемены в личном составе и требовали времени на учения и
тренировки, чтобы выйти в дальний поход по Атлантике. Для перехода в Норвегию
через Датский пролив или между Фарерами и Исландией всем трем кораблям
требовалась дозаправка в море, а почти все немецкие корабли снабжения в
Атлантике уже были перетоплены. Перед самой гибелью "Бисмарка" с потопленной
лодки U-100 англичане достали некоторые немецкие секретные коды, знание
которых позволило потопить в мае-июне 1941 года основную массу немецких
"снабженцев". К тому же Гитлер больше не хотел рисковать большими кораблями
в Атлантике, считая более важной оборону Норвегии.
Имея в виду возросшую эффективность
радара и разведывательной авиации, командование флота предложило Гитлеру
вернуть все три тяжелых корабля через Английский Канал - наиболее дерзкий
и рискованный вариант прорыва. Германское военно-морское командование предвидело,
что северные воды станут наиболее важным театром действий, особенно со
вступлением в войну США и с ростом числа конвоев в СССР. Ремонт "Гнейзенау"
к тому времени закончили и оставаться в Бресте, английские налеты на который
становилось все ожесточенней и точнее, было опасно. 18 декабря корабль
получил осколочные повреждения от нескольких попаданий бомб в сухой док.
23 декабря он стал вдоль мола для проверки электронных систем и в течение
недели его привели в полную боевую готовность.
К концу 1941 года закончили разработку
предварительных планов по возвращению "Гнейзенау", "Шарнхорста" и "Принца
Ойгена" в Германию для службы в Норвегии, названной Гитлером "зоной судьбы".
Повреждения, полученные "Гнейзенау" при налетах на Брест, показали, что
Люфтваффе не в состоянии обеспечить надежное воздушное прикрытие этих кораблей
в базе. В 2030 6 января 1942 года при очередном налете бомба взорвалась
между бортом "Гнейзенау" и стенкой сухого дока. Осколки пробили в некоторых
местах внешнюю обшивку в районе ватерлинии, что привело к затоплению нескольких
бортовых отсеков. Починка заняла 10 суток.
На совещании высшего командного состава
флота и воздушных сил в штаб-квартире у Гитлера 12 января приняли окончательное
решение о прорыве "брестской эскадры". При планировании операции, получившей
название "Церберус", соблюдались все меры предосторожности и дезинформации
о возможных перемещениях этих кораблей. В конце месяца назначенный командующим
операцией вице-адмирал Отто Цилиакс (кстати, первый командир "Шарнхорста")
получил детально разработанный план прорыва.
Вечером 26 января "Гнейзенау" вышел
в море для проверки механизмов и артиллерийских учений, и спустя несколько
дней он был полностью готов к переходу через Английский Канал.
В первые дни февраля в ночное время
началось траление прохода в Английском Канале, которое англичане так и
не обнаружили. Зато переход флотилии эсминцев в Брест они засекли, что
дало основание предположить о готовящемся выходе немецкой эскадры в Атлантику.
Около 23 часов 11 февраля 1942 года
немцы начали одну из самых дерзких операций второй мировой войны. Выход
"Гнейзенау", "Шарнхорста" и "Принца Ойгена" на два часа задержал воздушный
налет на Брест, так что корабли вошли в Канал сразу после полуночи. На
27-узловой скорости они прошли вдоль французского побережья и в Об30 около
Шербура к ним присоединилась флотилия миноносцев. Чтобы дезориентировать
английские радары, самолеты Люфтваффе кружились над самыми мачтами своих
кораблей. Тесное взаимодействие флота и авиации обеспечивалось генералом
Адольфом Галландом, который на каждый крупный корабль назначил для связи
офицера Люфтваффе. Затем немецкие самолеты мешали работе британских радаров,
сбрасывая отражатели из фольги. В 13 часов эскадра без сопротивления прошла
скалы Дувра, но спустя 34 минуты ее атаковали шесть торпедоносцев "Суордфиш"
в сопровождении истребителей "Спитфайр". Мощное воздушное прикрытие связало
боем "спитфайры", а тихоходные торпедоносцы подверглись атакам других самолетов
и яростному зенитному огню кораблей. Все шесть самолетов были сбиты, так
и не добившись попаданий.
Вскоре "Шарнхорст" подорвался на
мине и вынуждено остановился. "Гнейзенау", "Принц Ойген" и пять эсминцев
ушли вперед. В 1445 пять двухмоторных истребителей-бомбардировщиков "Уирлвинд"
попытались выйти в атаку, но были отогнаны немецкими истребителями. В течение
двух последующих часов истребителями и зенитным огнем отбили еще несколько
воздушных налетов. Всего в атаках на соединение участвовало 242 английских
самолета, из которых на цель смогли выйти всего 39. Хотя в крупные корабли
попаданий не было, два корабля эскорта получили осколочные повреждения
и были вынуждены искать убежища в базах.Операция "Цереберус",
11-13 февраля 1942 г.В 16.17 пять британских эсминцев вышли в безрезультатную
атаку на соединение "Гнейзенау" с дистанции 3700 м. Линейный крейсер открыл
огонь из 283-мм орудий полными залпами, затем к нему присоединились 203-мм
орудия "Принца Ойгена". Один из эсминцев - "Уорчестер" - сблизился на дистанцию
2200 м, но пораженный 283-мм и 203-мм снарядами остановился, оказавшись
в течение 10 минут под концентрированным огнем немецких кораблей. На "Гнейзенау"
из-за сильного ветра, гнавшего собственный дым в сторону цели, с трудом
различали всплески от своих снарядов, что, возможно, спало "Уорчестер"
от гибели. Тем не менее, он получил тяжелые повреждения надстроек, лишился
обеих мачт. Несколько 283-мм снарядов прошили его корпус насквозь, оставив
в бортах огромные пробоины. Сильный обстрел и плохая погода помешали британским
эсминцам провести решительную атаку.
Эта группа эсминцев собиралась в
большой спешке, в нее вошли два корабля 16-й флотилии из Гарвича и четыре
из 21-й флотилии из Ширнесса. Один эсминец из-за проблем с подшипниками
гребного вала остался позади. Следует также отметить, что Флот Метрополии
вышел из Скапа-Флоу к Хваль-фиорду, Исландия, чтобы занять наилучшую позицию
для перехвата немцев, если бы те попытались прорываться через северную
Атлантику. Ядро этих сил составили линкоры "Кинг Джордж V" и "Родни", а
также авианосец "Викториес".
Тем временем давший ход "Шарнхорст"
отстал от главных сил на 23 км. В 1608 состоялась атака, в которой приняли
участие около 100 бомбардировщиков "гудзон" и "бофорт". Снова попаданий
в корабли не было, а по меньшей мере пять самолетов немцы сбили.
В 1806 один из британских торпедоносцев
прорвался сквозь плотный зенитный огонь, но выпущенная им торпеда шла близко
к поверхности и корабль без труда от нее уклонился. С наступлением темноты
соединение в течение 30 минут подвергалось атаке бомбардировщиков "Веллингтон",
которых удалось отогнать, сбив несколько машин. Налеты несколько задержали
продвижение немецкого соединения, так что британская авиация успела поставить
мины в устье Эльбы и на подходе к Кильскому каналу.
На одной из мин, сброшенных несколькими
днями ранее, около Тершеллинга, Голландия, в 1955 подорвался шедший 27-узловой
скоростью "Гнейзенау". Взрыв пришелся перед кормовой башней, в результате
в корпусе образовалось несколько вмятин, некоторые сварные швы и листы
обшивки дали трещины. Произошла потеря мощности средней турбины, и командир
приказал остановить корабль. Коридор правого гребного вала оказался затопленным,
центровка вала нарушенной, из-за чего разбило некоторью набивочные сальники.
Началась фильтрация забортной воды внутрь корпуса, но крен и дифферент
оказались незначительными. Щели в сальниках быстро заделали непористым
материалом, а поступившую воду стали откачивать помпами. От удара вышло
из строя некоторое навигационное оборудование, но орудия и механизмы не
пострадали. Через 30 минут корабль дал ход и на малой скорости продолжил
движение. В ОЗ50 вместе с двумя эсминцами "Гнейзенау" стал на якорь в Гельголандской
бухте.
Успеху прорыва во многом способствовало
взаимодействие с Люфтваффе, которые выделили для воздушного прикрытия 252
истребителя. Это был один из немногих случаев, когда германские флот и
авиация так хорошо действовали вместе. Это почувствовали и англичане, потерявшие
в налетах на прерывавшуюся "брестскую эскадру" более 40 самолетов.
Роковая бомба
"Гнейзенау" покинул якорную стоянку,
чтобы вместе с "Принцем Ойгеном" перейти в Киль. Вход в Кильский канал
был блокирован тяжелым льдом, из-за чего оба корабля задержались в Брунсбюттеле.
При маневрировании в гавани "Гнейзенау" ударился о подводную скалу, получив
пробоину перед выходом правого вала из корпуса. Снова затопило коридор
гребного вала, а при маневрировании во льдах повредило лопасти гребного
винта, который требовалось заменить.
В конце концов "Гнейзенау" прошел
в Киль, где на военной верфи начал ремонт. Работы закончились 26 февраля,
а выход в Норвегию намечался на 6 марта. Корабль погрузил боезапас и был
готов к доковым испытаниям. Однако в ночь на 27 февраля его атаковали британские
бомбардировщики. Одна 454-кг бронебойная бомба под углом 20 градусов к
вертикали ударила в верхнюю палубу между правым и средним орудиями носовой
башни, в полутора метрах от диаметральной плоскости. Она взорвалась в неприкрытом
отверстии небольшого вентилятора и раскаленный осколок воспламенил несколько
зарядов в погребе. В результате взрыва серьезно пострадала башня и погреб,
а пожар охватил заряды в отделении готового боезапаса. Силой взрыва сбросило
крышу башни, а всю вращающую структуру приподняло на полметра, а затем
бросило на роликовый погон. Это выяснили при обследовании повреждений,
когда оказалось, что некоторые боевые посты, обычно не мешавшие вращению
башни, оказались повреждены. Дальнейшая проверка показала, что ролики,
по которым при повороте катилась башня, выскочили из неподвижной обоймы
и в беспорядке лежали на ней. Боезапас в погребах не взорвался, но в соседних
с ними топливных цистернах начались пожары. Вентиляционная система в этой
части корабля была полностью уничтожена, бронированный люк подачи воздуха
разрушен, пострадали многие плиты башенной брони. Огромная температура
от горящей нефти и 230 зарядов главного калибра нарушила структурные свойства
материала обшивки и броневых плит на большой площади в районе башни "Антон",
что требовало их полной замены. Пожар полностью опустошил башню, но губительного
взрыва удалось избежать частичным затоплением снарядных погребов. Вне башни
и погребов деформировало нижнюю броневую палубу, бимсы и настил верхней
палубы вспучило кверху, противоторпедную переборку избороздило складками
и трещинами, а слабые места ее соединений разрушило. Повреждены оказались
все соседние палубы, платформы и переборки. Из-за интенсивной борьбы с
огнем носовая часть корабля на длине 42 метра оказалась заполненной водой.
Энергетическая установка не пострадала,
но из-за затоплений лишились энергии якорные устройства, отливные забортные
и пожарные насосы, другое электрооборудование. Часть электросистем удалось
восстановить силами экипажа еще до начала ремонта. Наиболее серьезной оказалась
потеря пожарных насосов, способных быстро погасить пожар в погребах.
При взрыве погибло 112 человек и
еще 21 ранило. При ремонте следовало заменить башню "Антон", ее погреба,
а также множество плит закаленной брони, листов обшивки и переборок. По
оценкам ремонт требовал два года и долгий выход "Гнейзенау" из строя стал
серьезным ударом для германского флота.
Реконструкция "Гнейзенау"
Поскольку повреждения корабля оказались
значительными и их ремонт требовал длительного времени, специалисты флота
начали проработку проекта перевооружения "Гнейзенау" шестью 380-мм орудиями
вместо девяти 283-миллиметровых. Такая замена планировалась и ранее, но
помешала начавшаяся война, а также возникавшая при этом перегрузка, сопровождавшаяся
уменьшением высоты борта и увеличением дифферента на нос, если носовую
часть корпуса не подвергать решительной переделке. Но теперь, с повреждением
именно носовой части, ситуация изменилась. Расчеты показали, что при соответствующем
удлинении носа, перевооружение никак не скажется на осадке и дифференте.
Более детальные проработки перевооружения "Гнейзенау" шестью 380-мм 52-калиберными
орудиями, проведенные в течение 1942 года, показали следующее:
-
необходимо значительно повысить мощность
электросети;
-
необходимо подкрепить барбеты башен
главного калибра;
-
новые башни, устанавливаемые на существующие
барбеты нужно еще спроектировать и изготовить;
-
следует изменить системы подачи боезапаса
и управления артогнем;
-
для получения дополнительного запаса
плавучести и смещения центра плавучести к носу корпус необходимо удлинить.
Что и говорить, переделки значительные.
Возрастающие нагрузки в электроцепях требовали прокладки новых кабелей.
Для сохранении принятого в германском флоте 100%-го дублирования электроснабжения
следовало повысить мощность генераторов путем замены их приводных двигателей.
Тем не менее, проект переделки утвердили. Фирма Круппа спроектировала и
изготовила одну башню, которая удовлетворяла всем требованиям. Еще две
башни находились в производстве, когда в феврале 1943 года работы приказали
прекратить. Так как башни и орудия к ним оказались готовыми раньше планируемого
срока, их решили использовать в береговой обороне.
Перевооружение утяжеляло носовую
часть корабля, что планировали компенсировать удлинением корпуса на 10
м. Новый нос не имел бульба и напоминал носовую часть проектируемых линейных
крейсеров типа "О". Изменение формы корпуса и увеличение длины по ватерлинии
в основном снимали проблемы увеличения осадки и дифферента, а смещение
центра плавучести к носу уменьшало дифферент при полной нагрузке. Увеличенный
корпус давал и дополнительный внутренний объем, но здесь больших преимуществ
(например, увеличить запас топлива) получить не удавалось снова из-за проблем
с дифферентом. Новый нос по проекту должен был вытеснять воды даже меньше,
чем до этого. Еще ранее между самолетным ангаром и кормовой боевой рубкой
планировалось установить треногую мачту, которую даже изготовили в Киле.
Но из-за недостатка времени перед отправкой корабля в Норвегию ее так и
не поставили. А затем в корабль попала эта злополучная бомба.
Хотя планировалось изменить только
главный калибр, рассматривались и варианты замены среднего калибра. Немцы
уже закончили разработку удачного универсального 128-мм орудия, намного
превосходящего старое 105-мм. За счет снятия всех 150-мм и 105-мм установок
удавалось разместить 22 128-мм ствола в 11-ти закрытых башнях, а число
20-мм автоматов повышалось до 58 (7х4, 30х1). Правда, все 37-мм спарки
при этом снимались. Но такое перевооружение требовало большого объема работ
и времени, а приоритетом в получении 128-миллиметровок пользовались армия
и Люфтваффе. Поэтому решили оставить на "Гнейзенау" 150-мм и 105-мм батареи,
увеличив только число 20-мм автоматов, т.к. прорыв через Английский Канал
продемонстрировал важность сильной ПВО кораблей.
Германский морской штаб одобрил реконструк-цию
"Гнейзенау" и его перевооружение 380-мм орудиями сразу же после окончания
проектных исследований в начале 1942 года. Необходимый плавучий док перевели
в Гдыню, как только позво-лила ледовая обстановка на Балтике. За ним дол-жен
был последовать и "Гнейзенау". План работ по замене вооружения выглядел
так:
-
снятие башни "Антон" до выхода в Гдыню;
-
замена старой носовой секции новой,
на 10 м длиннее и с усиленной конструкцией;
-
замена 9 283-мм орудий в строенных башнях
на 6 380-мм в спаренных башнях;
-
замена мачты на трубе более массивной
треногой грот-мачтой, установленной за ангаром - как на "Шарнхорсте".
24 марта 1942 года "Гнейзенау" посетил
адмирал Редер, который в обращении к экипажу сказал, что их корабль станет
более мощным. 4 апреля "Гнейзенау" в сопровождении ледокола "Кастор" и
старого линкора "Шлезиен" вышел в Гдыню, куда прибыл через двое суток,
несмотря на тяжелый лед по маршруту. Там носовую часть отрезали по 185-му
шпангоуту (нумерация у немцев с кормы), сняли часть палубной и бортовой
брони, а также противоторпедные переборки в районе башни "Антон". Демонтировали
и остальные башни.
По расчетам замена орудий требовала
75000 человеко-часов, а установка нового носа еще 45000 - при условии одновременного
использования 300 рабочих с возможным увеличением до 500. По вспомогательным
работам рабочие верфи помогали экипажу лишь отчасти. Необходимые материалы
должны были поставить субподрядчики. Фирма Круппа отвечала за изготовление
новых башен, отличавшихся от башен "Бисмарка" и "Тирпица", поскольку сохранялись
старые барбеты. Орудия и башни уже были готовы, не хватало только внутренних
механизмов, арматуры, башен-ных приборов и устройств, оборудования для
систем управления огнем.
Имелись определенные опасения по
поводу больших продольных габаритов новых башен, особенно башни "Бруно",
задний свес которой мог задевать носовую надстройку, и ее пришлось бы несколько
переделать. Элементы крепления башен проверялись на верфи Дойче Верке в
Киле, где определилась необходимость в дополнительных подкреплениях, чтобы
выдерживать отдачу 380-мм орудий. В результате специалисты рекомендовали
подкрепить фундаменты под старыми барбетами.
Все было готово для составления графика
поступления материалов. В начале 1943 года на корабль уже можно было ставить
новые башни и носовую часть корпуса, но Гитлер, взбешенный неудачной атакой
надводных кораблей союзного конвоя в СССР 31 декабря 1942 года, приказал
пустить на слом все линейные корабли и крейсера Кригсмарине. Работы на
"Гнейзенау" остановили, а все материалы отдали на более срочные нужды.
Башни с 283-мм орудиями вскоре увезли с верфи и направили: "Антон" в Голландию,
"Бруно" и "Цезарь" в Норвегию, где их собирались использовать для береговой
обороны Тронхейма и Бергена. До конца войны установили только башню на
полуострове Орланд у входа в фиорд Бергена. Орудия башни "Антон" собирались
установить у Розенбурга в одиночных башнях типа LC/37. Позже с корабля
сняли и 150-мм артиллерию: две башни и одноорудийную установку смонтировали
на о. Фаньо (Дания), остальные - на побережье Голландии. Предназначенные
для "Гнейзенау" 380-мм орудия направили на побережье Ютландии, чтобы использовать
в береговой обороне, но до конца войны этот проект так и не реализовали.
Окончательная судьба "Гнейзенау"
1 июля 1942 года большую часть экипажа
перевели на другие корабли, оставив лишь небольшое подразделение для несения
повседневной службы и обслуживания зенитных орудий. Оставались на борту
и артиллеристы, которые должны были осваивать новые 380-мм орудия. Но 2
февраля 1943 года, когда согласно директиве нового командующего Кригсмарине
адмирала Карла Деница линейные корабли и крейсера следовало разукомплектовать,
последние члены экипажа покинули "Гнейзенау". Сам корабль вскоре разоружили
со снятием части оборудования. Оставшиеся годы войны он простоял в Гдыне
как никому не нужный блокшив. При наступлении на город частей Советской
Армии "Гнейзенау" 28 марта 1945 года затопили в качестве брандера, чтобы
загородить фарватер. После войны польское правительство приказало поднять
корабль, после чего останки пустить на слом. Работы закончились только
12 сентября 1951 года.
Часто приходится слышать неверное
утверждение, что "Шарнхорст" и "Гнейзенау" с самого начала проектировали
под 380-мм орудия. Действительно, диаметры барбетов и роликовых погонов
трехорудийных 283-мм башен почти соответствовали двухорудийным 380-мм башням.
Впервые возможность такой замены немцы рассматривали в 1935 году, установив,
что она вполне осуществима. Если бы работы на "Гнейзенау" закончили, он
сильно бы отличался от систер-шипа. С главным калибром из шести 380-мм
орудий он напоминал британские "Ринаун" и "Рипалс".
Характеристики "Гнейзенау" после
реконструкции (1942 год)
Стандартное водоизмещение |
32980 Т (33510 т) |
Полное водоизмещение |
40080 Т (40720 т) |
Длина по ватерлинии/полная осадка |
236/9,75 м |
Вооружение: |
6 орудий 380/52 (3х2)
12 орудий 150/55 (4х2, 4х1)
14 орудий 105/65 (7х2)
16 автоматов 37/83 (8х2)
32 автомата 20-мм (6х4, 8х1) |
Еще одним подтверждением целесообразности
замены главного калибра могут служить результаты предвоенных обстрелов
превращенного в корабль-цель старого броненосца "Ганновер" 283-мм и 380-мм
снарядами, направлявшимися в машинные и котельные отделения. Когда в машинном
отделении взорвался 283-мм снаряд, в нем перебило все паропроводы, то есть
в бою его пришлось бы покинуть. Но повреждения машин не были фатальными
и их исправили при возвращении корабля-цели на верфь. При взрыве же 380-мм
снаряда главную машину уничтожило окончательно, так что ее пришлось полностью
заменить на новую. Эти результаты, а также серьезное повреждение "Гнейзенау"
при налете на Киль в феврале 1942 года и объясняют, почему немцы решились
на его перевооружение.
Модернизация увеличивала водоизмещение
корабля примерно на 1200 т, но удлинение корпуса позволило бы сохранить
осадку и высоту надводного борта и не допустить дифферента на нос за счет
смещения центра плавучести относительно центра тяжести.