Заключение
"Шарнхорст" и "Гнейзенау" стали первыми
капитальными кораблями возрождавшегося германского флота и на их проект
наложили отпечаток многочисленные ограничения. Немцы решили построить эти
корабли, несмотря на возможную нехватку стали и оборудования. Они рискнули
и оба корабля вошли в строй в первые же месяцы второй мировой войны. Активная
деятельность и многочисленные полученные повреждения дали отличную возможность
оценить их сильные и слабые стороны.
Их главным недостатком, вызванным
политическими, но никак не техническими причинами, стал небольшой для линкора
283-мм главный калибр - к большому разочарованию гросс-адмирала Редера.
Именно отсутствие на "Шарнхорсте" орудий, снаряды которых могли бы пробивать
броню 35000-тонного линкора, стало решающим фактором его гибели. Если бы
эти корабли перевооружили 380-мм орудиями, пожертвовав сроками ввода в
строй, их боевая эффективность была бы намного выше. Но и 283-мм орудия
оказались достаточно хороши в тех условиях, для которых они и проектировались.
В первый и последний раз на этих капитальных кораблях немцы применили трехорудийные
башни крупного калибра.
Для своего размера и водоизмещения
они имели мощную защиту, хотя ей и не хватало толстой верхней цитадели,
как на типе "Бисмарк". Пояс в 350 мм (кстати, более толстый, чем на "Бисмарке"
и "Тирпице", хотя многие источники приписывают обоим типам пояс 320 мм)
плохо сочетался с 283-мм орудиями, нарушая принцип соответствия защиты
своему главному калибру, принятый на всех других линкорах. Главными недостатками
защиты "Шарнхорста" и "Гнейзенау" были слабое палубное бронирование и тонкий
верхний пояс, что позволяло крупным снарядам с пологой траекторией пробивать
нижнюю бронепалубу. Хотя комбинация бортовой брони, скосов бронепалубы
и противоторпедной переборки обеспечивала прекрасную защиту жизненно важных
частей в бою на ближних дистанциях. Слабость палубного бронирования проявилась
при бомбежках "Шарнхорста" в Ла-Паллисе и "Гнейзенау" в Киле. Попадание
356-мм снаряда в котельное отделение "Шарнхорста" в его последнем бою продемонстрировало
необходимость в более толстом верхнем поясе, дававшем дополнительную защиту
нижней бронепалубе.
Корабли этого типа имели недостаточную
защиту и от торпед, особенно в районе башен главного калибра. Это было
вызвано желанием получить высокую скорость хода за счет заострения обводов
корпуса и ограничением по водоизмещению. Ошибочным оказался и проект структуры
ПТЗ, что продемонстрировали взрывы торпед с зарядом 204-кг и 340-кг. Основной
недостаток заключался в том, что противоторпедная переборка резко заканчивалась
на нижней бронепалубе, а ее сварные соединения оказались не везде качественными.
Весовые проблемы не позволили довести ПТП до верхней бронепалубы, что дало
бы лучшую структурную целостность, более надежное крепление ПТП и большую
возможность ей пластически деформироваться без разрушения. Немецкие конструкторы
знали об этом недостатке, когда разрабатывали проект. Еще более очевидной
была слабость ПТЗ в оконечностях броневой цитадели, где по проекту защита
должна была выдерживать взрыв 200 кг ТНТ, а не 250 кг, как в средней части.
Серьезный недостаток имелся в ПТЗ в районе прохода гребных валов через
ПТП. При попаданиях торпед в это место, валы получали серьезные повреждения,
а образующиеся при взрыве газы не встречали на своем пути достаточного
сопротивления элементов структуры.
Вторичное вооружение вполне соответствовало
характеру ожидаемых боев, но столкновения в годы войны опровергли предвоенные
взгляды немцев. Неудачной оказалась комбинация легко защищенных палубных
150-мм установок с бронированными двухорудийными башнями, хотя и это немцы
понимали еще до ввода кораблей в строй. Палубные установки быстро выходили
из строя даже в бою с крейсерами. Лучше было бы поставить две спаренные
башни вместо четырех одиночных установок. 150-мм башенные орудия следовало
приспособить для зенитной стрельбы, как сделали французы на линкорах типа
"Ришелье". Такое перевооружение вполне можно было бы сделать еще до начала
войны. Дальности стрельбы 105-мм зениток не хватало, чтобы сбить или отогнать
самолеты еще до сброса ими торпед или бомб. В целом, применение смешанного
противоминно-зенитного среднего калибра израсходовало много веса и загромоздило
верхнюю палубу и надстройки множеством установок, чего не было бы при использовании
универсальных орудий.
Тихоходные британские "суордфиши"
и несовершенная британская тактика бомбо- и торпедо-метания не позволили
своевременно заметить неадекватность 105-мм орудия современному бою, но
при действиях в районе Тихого океана в боях с более скоростными и технически
совершенными самолетами слабость ПВО немецких крупных кораблей выявилась
бы сразу. Оба раза, когда эти корабли подвергались массированным авианалетам,
их прикрывали мощные силы истребителей, оставляя зениткам лишь вспомогательную
роль.
Повреждения на минах показали, что
вспомогательные механизмы, электронные устройства, артиллерия, электрическое
оборудование и фундаменты, на которых все это крепилось, спроектированы
неправильно и не выдерживали ударных нагрузок. Вспомогательные механизмы
в машино-котельных отделениях выходили из строя даже при неконтактном взрыве,
приводившем к незначительным повреждениям корпуса и затоплениям.
Немцы слишком рано применили энергетиче-ские
установки с высокими параметрами пара, несмотря на возражения Кораблестроительного
отдела. Одновременное оснащение боевых кораблей нескольких классов котлами
различных проектов привело к многочисленным задержкам и увеличило стоимость
обслуживания, не говоря уже о частых выходах кораблей из строя на длительное
время из-за различных неисправностях в котлах. Достаточно сказать только
о трубках перегревателей; еще хуже обстояло дело со вспомогательным оборудованием
и арматурой для котлов, которые выходили из строя еще чаще, а их ремонт
занимал еще больше времени. К тому же применение турбинной установки вместо
дизельной резко снизило дальность плавания.
Проект кораблей типа "Шарнхорст"
можно считать удовлетворительным только с учетом тех ограничений, с которыми
пришлось столкнуться конструкторам. Корабли были отлично защищены и вооружения
для своего размера, учитывая небольшие дистанции боев в Северном море.
Главный калибр, однако, оказался слишком слабым для капитального корабля
второй мировой войны. ПТЗ не оправдала ожиданий, в основном, из-за противоречий
в структуре корпуса. Горизонтальное бронирование в районе механизмов оказалось
очень слабым, а отсутствие толстой верхней цитадели позволяло тяжелым снарядам
проникать в котельные отделения, что и случилось в последнем бою "Шарнхорста".
Скорость была превосходной, хотя именно из-за нее и не удалось дать кораблям
такую же защиту, которую имели германские линейные крейсера первой мировой
войны. Однако, последний бой "Шарнхорста" против превосходящих сил англичан
продемонстрировал высокое качество его проекта и постройки. Он сражался
более трех часов, пока его артиллерия главного калибра не израсходовала
боезапас, выдержав тяжелые повреждения. Для его потопления понадобилось
около 11 попаданий торпед. Отсутствие сил эскорта не позволило ему отразить
атаки британских эсминцев, и, получив несколько торпед, "Шарнхорст" был
настигнут сильнейшим противником и принужден к неравному артиллерийскому
бою. Немецкие эсминцы могли также атаковать британский линкор "Дюк оф Йорк",
нанеся ему повреждения или снизив эффективность его стрельбы. Их радары,
в условиях выхода из строя носового радара на "Шарнхорсте", могли бы своевременно
обнаружить британское соединение и немцы успели бы уйти. Люфтваффе обнаружило
британские корабли, однако, когда информация достигла борта "Шарнхорста",
она была настолько искажена, что привела к ошибочному толкованию. Исход
боя решил 356-мм снаряд, попавший в котельное отделение №1, и потерявший
преимущество в скорости "Шарнхорст" позволил британским кораблям сблизиться
на пистолетную дистанцию и провести неотвратимые торпедные атаки.
Важность радара в операциях этих
линейных крейсеров отмечал и последний командир "Гнейзенау" капитан цур
зее (позже адмирал) Вольфганг Кёлер (Kahier), который писал: "Может быть
я должен подчеркнуть важность нашего радара на "Гнейзенау". Мы всегда могли
на него положиться; мы обнаруживали корабли и другие цели на огромных дистанциях
и получали хорошие и точные данные от него для управления артстрельбой,
которые в туманную погоду и в сумерках оказывались лучше информации, получаемой
от оптических дальномеров".
Потеря "Гнейзенау" была вызвана расчетным
риском. Вопреки инструкциям на корабле, стоявшем в сухом доке перед уходом
в Норвегию, хранился полный боезапас. Единственный тогда свободный в Киле
сухой док V верфи Дойче Верке находился рядом с пирсом, где ремонтировался
"Шарнхорст". Эта ситуация, когда два крупных корабля находились близко
друг к другу, горячо обсуждалась флотским руководством. Предложение увести
"Шарнхорст" отклонили, не желая прерывать ремонтные работы. Предложение
сгрузить с "Гнейзенау" боезапас также отклонили, поскольку это задержало
бы корабль на верфи на 4 суток, не позволяя ему проскочить в Норвегию во
время новолуния. Верфь обратилась за указаниями в ОКМ и Редер приказал
ставить "Гнейзенау" в док с боезапасом. Но нельзя возложить всю ответственность
на Редера, которого сильно ругал Гитлер за задержку кораблей на верфях,
настаивая на их скорейшем переводе в Норвегию, где они должны были действовать
против конвоев в Россию.
"Шарнхорст" и "Гнейзенау", первые
новые крупные корабли Кригсмарине, в ходе всей карьеры демонстрировали
значительные успехи немецких военных кораблестроителей, сумевших создать
в пределах ограниченного водоизмещения корабли с хорошей защитой и скоростью,
хотя и с ослабленным вооружением. Германский Морской штаб, узнав о характеристиках
проекта, настоял на дополнительных улучшениях, увеличивших водоизмещение
на 4000 т. Из-за этого возросли осадка и дифферент, ухудшая мореходные
качества.
Линейные корабли типа "Шарнхорст":
общие сведения
|
"ШАРНХОРСТ" |
"ГНЕЙЗЕНАУ" |
Строитель |
Военная верфь, Вильгельмсхафен |
Дойче Верке, Киль |
Строительный номер |
125 |
235 |
Заказан |
25.01.1934 (броненосный корабль
"D") |
25.01.1934 (броненосный корабль
"E") |
Заложен |
14.02.1934 |
14.02.1934 |
Постройка прекращена |
5.07.1934 |
5.07.1934 |
Перезаложен |
15.06.1935 |
6.05.1935 |
Спущен |
3.10.1936 |
8.12.1936 |
Укомплектован |
7.01.1939 |
21.05.1939 |
Стоимость |
143 471 000 рейхсмарок |
146 174 000 рейхсмарок |
Реконструкция |
- |
Начата в марте 1942 года |
Судьба |
Погиб в бою у м. Норд-Кап
(72016'N 28041'E)
с 1932 членами экипажа 26.12.1943 |
Реконструкция остановлена в 1943
году,
потоплен как блокшив в гавани Гдыни
28.03.1945 |
Водоизмещение, т |
31552/37822 (стандартное/полное
в 1935 г)
32358/38703 (стандартное/полное
в 1943 г)
39643 (боевое в перегруз в 1943
г) |
31632/37902 (стандартное/полное
в 1935 г)
33510/40720 (стандартное/полное
после
планируемого перевооружения) |
Размерения, м |
226(КВЛ)/229,8(полная)х30х8,69
высота корпуса 14,05
высота борта 8,3/4,8(нос/середина) |
|
Полная длинна после реконструкции
носа 235,4; осадка 9,93 (средняя при 38713 т) |
Полная длинна после реконструкции
носа 234,9;осадка 9,69 (средняя при 37902 т) после планируемого перевооружения
236 и 9,75 |
Вооружение |
9 283/54,5 (1934 г),
12 150/50 (1928 г), 14 105/65 (1933 г)16 37 автоматов (позднее от 24 до
38 - на "Шарнхорсте"), 6 533мм строенных ТА (с 1941 г), 3 гидросамолета
"Арадо-196", 1 катапульта |
Бронирование |
верхний пояс 45, главный
пояс 350 (сужение до 170), концы пояса 70, верхняя палуба 50, нижняя палуба
80-95 (скосы 105), барбеты ГК 200-350-200 (нос-бока-тыл), башни ГК 360-180-350-180
(лоб-бока-тыл-крыша), башни СК 140-50-50-50, щиты СК 25, рубка 350-350-350-220
ПТЗ: проектная сопротивляемость
250 кг ТНТ, глубина на середине осадки 4,5 м, ПТП 45, общая толщина переборок
53, глубина защиты днища 1,7 м |
Запас топлива |
6108 т нефти ("Гнейзенау"
5360 т), 146 т дизтоплива, 26 т авиабензина, 470 т резервной воды для котлов,
471 т питьевой воды, 154 т смазачного масла |
Котлы |
12 тонкотрубных высокого
давления типа Вагнер (давления пара 52 атм, темпиратура 4500) |
Турбины |
Браун-Бовери, типа Парсонс
с одной ступенью редуцирования, 3 винта диаметром 4,8 м, 2 руля |
Мощность проектная |
125000 (норамальный
максимум)/160000 (форсировка) |
Мощность=скорость на службе |
127500/163400 л.с.=29,9/31,65
уз. (109000/154000 л.с.=28/30,7 уз) |
Дальность |
7100 миль ан 19 уз.
на двух валах |
Генераторы |
6 турбогенераторов по
460 КВт, 2 турбогенератора по 430 КВт, 2 дизель-генератора по 150 КВт,
2 дизель-генератора по 300 КВт, общая мощность 4520 КВт, нормальная нагрузка
3620 КВТ при 220 В постоянного тока. |
Экипаж |
60 офицеров и 1908 прочих
чинов в 1943 г. ("Гнейзенау" 56 и 1613) |
Распределение весов на "Шарнхорсте"
в 1943 г. |
Корпус 7961 т, экипаж
и продовольствие 1837 т, механизмы 2909 т, вооружение и боезапас 5401 т,
бронирование 14250 т, легкая нагрузка 32358 т, топливо и резервная вода
6345 т, полная нагрузка 38703 т |
|