Гражданская война в Америке пробудила интерес к подводным
лодкам не только у морских департаментов северных и южных штатов, но и у
морских ведомств ряда европейских стран. И этим обстоятельством, быть может,
объясняется тот факт, что пневматическая лодка Александровского в России и
аналогичная лодка Буржуа и Брюна во Франции начали строиться почти
одновременно.
У "Плонже" (11) - так назывался подводный корабль,
спроектированный морским инженером Брюном и капитаном 1-го ранга Буржуа, -
было водоизмещение 453 т. Его корпус был битком набит стальными баллонами со
сжатым до 12 атм. воздухом. Сработав в двухцилиндровом двигателе, воздух
поступал во внутренние помещения лодки, а потом постепенно стравливался за борт
через автоматически открывающийся клапан в верхней части корпуса.
Конструкторы немало поработали над системами погружения и
всплытия, которые состояли из цистерн, опорожняемых сжатым воздухом, и двух
цилиндров с поршнями. Выдвигая или вдвигая винтами эти поршни, можно было
менять объем и достигать точного регулирования плавучести лодки. Для удержания
заданной глубины во время подводного хода в кормовой части были установлены
приводимые вручную горизонтальные рули.
"Плонже" сошел на воду в Рошфоре в апреле 1863 года, и его
испытания дали результаты, очень близкие к результатам испытаний лодки
Александровского. Оказалось, что давление в баллонах быстро падает с 12 до 1,5
атм. и мощность двигателя в соответствии с этим снижается с 68 до 5 л. с.; что
скорость при этом еле-еле превышает 3 узла; что на такой скорости
горизонтальные рули действуют плохо, и "Плонже" держится на заданной глубине
так же неудовлетворительно, как и лодка Александровского.
К 1865 году гражданская война в США кончилась, интерес к
подводным лодкам быстро упал, и следующая конструкция появилась во Франции лишь
20 лет спустя. Ее автором был инженер Губе.
Даже при первом взгляде в глаза бросается поразительное
сходство лодки Губе (12) с лодкой Джевецкого. Та же форма корпуса, то же
размещение механизмов и экипажа, те же примерно тактико-технические данные и то
же оружие нападения - плавучая мина, подводимая под корпус вражеского корабля.
Впрочем, вскоре лодку модернизировали, приспособив ее для стрельбы торпедами.
В 1889 году новый образец был построен. Теперь лодка развивала
скорость 5,5 узла, могла пройти 25 миль и несла две 45-см торпеды Уайтхеда. Но
испытания показали: несмотря на ряд достоинств, новая лодка Губе страдает тем
же серьезным пороком, что и многие ее предшественницы, - она плохо держала
глубину подводного хода. Требовались нововведения, и усилиями ряда
конструкторов они были найдены.
Дюпюи де Лом - тот самый, который в 1859 году спроектировал
первый броненосец "Ла Глуар" (см. "Моделист-конструктор", 1971, № 9), - сделал
первые варианты подводной лодки "Жимнот" еще в 1885 году. После смерти де Лома
за дальнейшую разработку проекта взялся инженер Густав Зеде.
Заложенный в апреле 1887 года "Жимнот" (13) был построен уже
на следующий год, и его испытания дали удовлетворительные результаты. В корпусе
подводного корабля удалось разместить достаточно мощную батарею электрических
аккумуляторов, благодаря чему скорость надводного хода составила 10 узлов, а
подводного 7-8.
Вскоре после испытаний "Жимнот" был переведен в разряд учебных
кораблей, а Густав Зеде получил заказ на проектирование новой подводной лодки -
"Сирены". Зеде не достроил эту лодку: во время испытаний пороховых торпед он
погиб при взрыве в лаборатории. Его заменил инженер Ромазотти, который завершил
проектирование и построил "Сирену", переименованную в "Густав Зеде" (14).
Эта лодка занимает выдающееся место в истории подводного
кораблестроения, ибо главная задача, поставленная перед конструкторами,
заключалась в том, чтобы отработать всю технику стрельбы торпедами из
подводного положения. Вооружение "Густава Зеде" состояло из одного носового
торпедного аппарата, закрывавшегося конической крышкой, и 3 торпед диаметром
45 см.
В декабре 1898 года этот корабль на Тулонском рейде произвел
атаку на линейные корабли.
"Густав Зеде" выпустил две мины в "Мадженту", - писал
очевидец. - Одну, когда броненосец стоял на якоре, и вторую - в броненосец,
идущий со скоростью 8-10 узлов. В обоих случаях выстрелы попали в цель. Этот
опыт... доказал возможность успешной стрельбы минами с подводного миноносца под
водой без нарушения его равновесия".
Через несколько дней "Густав Зеде" совершил переход из Тулона
в Марсель и обратно в позиционном положении, а летом 1901 года испытания этого
подводного корабля достигли кульминационного момента. 3 июля "Густав Зеде"
скрытно проник на рейд Аяччо на Корсике и, всплыв в 100 саженях от броненосца
"Шарль Мартель", выпустил в него торпеду.
Внезапная атака произвела огромное впечатление на всю эскадру.
"Волосы стали у меня дыбом на голове при виде вынырнувшей
лодки,- вспоминал один адмирал, который был до того принципиальным противником
подводного корабля. - Ничего подобного я себе не мог даже вообразить, и теперь
вполне понимаю, что броненосцы уже не единственные господа моря".
Следующей значительной вехой подводного кораблестроения явился
"Нарвал" (15) морского инженера Лобефа, спущенный на воду в Шербуре 26 октября
1898 года. Если все предшествующие ему подводные лодки погружались за счет
затопления цистерн, находившихся внутри прочного корпуса, то у "Нарвала"
система погружения была устроена иначе. Его прочный цилиндро-конический корпус
охватывался вторым легким корпусом, которому была придана форма, выгодная для
движения на поверхности моря. Пространство между двумя корпусами и служило
цистернами для погружения.
На поверхности воды "Нарвал" приводился в движение паровой
машиной мощностью в 250 л. с. Перед погружением все отверстия и люки
автоматически закрывались, дымовая труба убиралась внутрь корпуса, и лодка
переходила на электроаккумуляторы. Вооружение "Нарвала" составляли два
поворотных решетчатых торпедных аппарата системы Джевецкого.
Новаторские идеи Лобефа привели к тому, что дальность плавания
"Нарвала" при скорости надводного хода 8 узлов сразу достигла 624 миль по
сравнению с 80 милями у "Густава Зеде". Увеличилась и скорость лодки - 12 узлов
на поверхности и 8 узлов под водой.
Г. СМИРНОВ
Под редакцией Героя Советского Союза вице-адмирала Г. И. Щедрина