[3]
Уважаемый читатель!
Вы держите в своих руках книгу довольно
редкого жанра - мемуары рядового солдата, пережившего
войну. Сам по себе факт издания военных мемуаров не уникален.
Однако, попытайтесь подсчитать, какое количество из прочтенного
Вами составляют воспоминания простого труженика войны,
смотревшего смерти в лицо под пулями, а не спокойно работавшего
в штабной обстановке? Именно реальных воспоминаний, а
не написанных после войны художественных произведений.
Очевидно, для этого Вам хватит пальцев одной руки. И по-видимому
немногие смогут загнуть хотя бы один палец, если речь
пойдет о мемуарах солдат противной стороны, т.е. тех,
кто видел нас и наших предков из противоположного окопа.
Именно к этому жанру и относятся предлагаемые
Вашему вниманию главы из воспоминаний Ханса-Георга Прагера.
В них автор, используя богатую источниковую и литературную
базы, пытается правдиво описать историю корабля, на котором
он служил - одного из самых известных кораблей Кригсмарине
во Второй мировой войне - "карманного" линкора
"Лютцов".
Для людей, интересующихся историей военных
флотов мира этого периода, данное название говорит само
за себя, однако для тех, кто с этой книги начнет свое
знакомство с историей флота нелишне будет напомнить основные
краеугольные камни в истории этого корабля, тем более,
что "карманные" линкоры еще не нашли своего
автора у нас в России.
Три корабля данного типа{1} ("Дойчланд",
"Адмирал Шеер" и "Адмирал граф Шпее"),
построенные в 1929 - 1935 годах в рамках ограничении
Версальского договора оказались едва ли не самыми
удачными крейсерами межвоенного периода. В их проекте
немецким, конструкторам удалось удачно соединить
мощную артиллерию, значительную дальность плавания
с весьма приемлемыми для их предназначения скоростью
и броневой защитой. Официально проект создавался
для действий в прибрежных водах Балтийского и Северных
морей на случай военного конфликта с Польшей и Францией,
однако специалисты всего мира безошибочно определили
в нем океанский рейдер, способный истреблять слабого
и уходить от более сильного противника. Из всех
"систер-шипов" "Дойчланду" выпала
самая длинная и тернистая судьба.
Вступив в строй 1 апреля 1933 г.
и пройдя весь положенный курс боевой подготовки,
он оказался наиболее мощным и подготовленным кораблем
германского ВМФ, когда в Испании началась гражданская
война. Боевое крещение не заставило себя долго ждать:
29 мая 1937 г. в районе острова Ибица крейсер получил
два [4] попадания бомб, сброшенных с республиканских
самолетов. Кровь окропила палубу - потери экипажа
составили 31 человека убитым и 83 раненными. Никогда
после команда корабли не несла таких потерь. Несмотря
на многочисленные опасности, подстерегавшие суда
в испанских водах, броненосец{2}еще длительное время
продолжал нести службу в этом районе и вернулся
последнего зарубежного рейса лишь 16 мая 1939 г.,
т.е. чуть более, чем за три месяца до начала новой
войны.
Первое применение в своем основном качестве
- океанского рейдера - оказалось малоудачным. Пробыв на
вражеских коммуникациях в Северной Атлантике с начала
войны до середины ноября 1939 г., "Дойчланд"
сумел потопить лишь два парохода и с трудом прорвался
на родину. Сразу по возвращению корабль был переименован
в "Лютцов", т.к. Гитлер не хотел, чтобы противник
когда-либо потопил броненосец носивший имя страны. Нельзя
отказать фюреру в определенной доле предвидения. Уже в
следующем крупном выходе в море (Норвежская операция),
после неудачной попытки сходу захватить Осло 10 апреля
1940 г. "Лютцов" получил попадание торпеды,
едва не отломившее ему всю кормовую часть. Последовал
длительный ремонт. Новый выход в море - новая неудача.
При попытке выйти на океанские коммуникации 13 июня 1941
г. "карманный" линкор получил торпедное попадание
в центр корпуса. Британские самолеты перехватили его еще
на раннем этапе прорыва у берегов Южной Норвегии.
На этот раз ремонт занял меньше времени,
но боевая карьера "Лютцова" стала вряд
ли удачнее. Не успел корабль в мае 1942 г. перебазироваться
в Норвегию, как уже 3 июля, в первом же боевом выходе
на перехват союзного каравана "PQ-17",
он пропорол днище о подводную скалу и был вынужден
опять отправиться в док. Вернувшись в Норвегию,
тяжелый крейсер принял участие в небезызвестном
нападении на конвой "JW-51B" 31 декабря
1942 г., которым чуть не подписал себе "смертный
приговор". Узнав о результатах боя{3} Гитлер
приказал сдать на слом все тяжелые корабли Кригсмарине,
в т.ч. и злополучный "Лютцов". Лишь дипломатичное
вмешательство нового главнокомандующего ВМФ адмирала
Карла Деница спасло им "жизни".
"Лютцов" продолжал оставаться
на Севере до конца сентября 1943 г. Везения в этом
период ему не прибавилось. Из-за неполадок в дизелях
он даже не смог принять участия в рейде на Шпицберген,
однако избежал повреждений 22 сентября при нападении
на якорную стоянку в Альта-Фьорде британских карликовых
подводных лодок. Безусловно, большой удачей могло
считаться успешное возвращение на родину, когда
лишь чудом корабль не стал жертвой британской авиации
и подводных лодок. С конца 1943 г. "Лютцов"
находился на Балтике, и именно в этих водах он,
[5] наконец, сумел оправдать свою постройку. О данном
периоде боевой деятельности крейсера рассказывать
бесполезно - его описание содержится в настоящей
книге. С нашей точки зрения, глубоко символично,
что корабль, созданный для действий в океане, был,
по сути дела, вытеснен оттуда другими более молодыми
родами сил ВМФ, авиацией и подводными лодками, но
сумел доказать свою эффективность и незаменимость
в решении задач по взаимодействию с сухопутными
войсками. Уже тогда было понятно, что крупные артиллерийские
корабли пока рано списывать на слом!
К сожалению, о самом авторе нам не известно
практически ничего. Видимо, Ханс-Георг Прагер родился
в послеверсальской Германии, и, как многие немецкие юноши
того времени, мечтал лично принять участие в "восстановлении
исторической справедливости" и "расширении жизненного
пространства". Конкретным воплощением его мечтаний
должен был стать чин морского офицера. Очевидно, в морское
училище он поступил уже после начала войны. Отучившись
первые несколько лет, он в 1944 г. попал в практическое
плавание на "Лютцов" и так и остался на нем
до конца войны. Боевые походы, частные успехи последних
месяцев борьбы и горечь поражения Германии - все это Вы
найдете на страницах книги, Прагеру повезло, он не попал
в советский плен и, очевидно, уже вскоре очутился на свободе
в союзной оккупационной зоне. Кем он стал в дальнейшей
гражданской жизни, нам не известно, но пережитое, видимо,
так запало в душу Ханса, что не написать о нем оказалось
невозможным. Мы искренне верим, что эти воспоминания не
смогут не взволновать всех тех, кого интересует правда
о войне, о нас самих.
Еще один аспект, который как бы вызвал
нас самих на публикацию этой книги. Дело в том, что роль
крупных боевых кораблей Кригсмарине на Балтике в конце
воины практически никогда никем не рассматривалась. Из
отечественных читателей военно-морской литературы мало
кто подозревает о ней, а если и слышал, то вряд ли отдает
себе отчет в размахе и эффективности этих действии. А
ведь стоит задуматься: как и за счет чего держалась Курляндская
группировка в течение семи месяцев после ее полной изоляции
с суши, почему Кенигсберг пал только через два с половиной
месяца после того, как советские войска подошли к городу,
почему на берегах Данцигской бухты и в устье Вислы немецкие
войска оделись лишь после полной капитуляции Германии?
Хочется верить, что данная публикация закроет это "белое
пятно", маленькое пятнышко на карте огромной Великой
Отечественной войны.
М. Э. Морозов
{1} ТТХ головного корабля типа "Дойчланд":
Водоизмещение: стандартное - 12.630 т, полное -
14.290 т; мощность СУ - 48.390 л.с.; скорость -
26-28узлов; дальность плаванья 13-узл ходом - 17.400
миль. Вооружение: 6 283-мм, 8-150-мм, 6 105-мм (с
1938 г.), 8 37-мм, 10-12 20-мм орудий, 8 533-мм
торпедных аппаратов, 2 гидросамолета. Экипаж - 30
офицеров, 921-1040 матросов и унтер-офицеров.
{2} Согласно официальной классификации, до декабря
1939 г. - броненосец.
{3}Стороны потеряли по одному эсминцу, несмотря
на внушительное превосходство германской эскадры.
Подробнее об этом см. Германские эсминцы в бою.
Ч. 2 / Антология войны на море. Вып. 4. - М., 1995.
- С. 28-35.