[34]
18 декабря 1944 г. смененный в 20:00
с противодиверсионной вахты Хек пришел на палубу
с известием, что со стоявшего рядом с нами транспорта
"Варте" стаями бегут крысы. Мы не могли
лишить себя этого зрелища. В свете прожекторов,
освещавших борта для предотвращения внезапной атаки
диверсантов, несмотря на опасность воздушного налета,
мы видели сами: на причальных концах судна можно
было заметить "передвижение" крыс с палубы
на берег. По морскому поверью это означало, что
время "Варте" сочтено. Многие об этом
подумали, но сказал только один. Бывалый лейтенант
указал на ошибочность этого мнения, поскольку "Варте"
на следующее утро должно было встать на длительный
ремонт в сухой док.
На палубе IV-ro дивизиона в тот вечер показывали
кино. В во французском фильме, дублированном на немецкий
язык, шансонетка как раз пела меланхоличную песню
"Что бы ты когда-либо не делал, Плакал
ты или смеялся, Однажды все это пройдет..."
как сигнальный колокол ударил коротко-коротко-долго-коротко:
воздушная тревога! Зенитчики, персонал систем наведения,
погребов с боеприпасами, трюмные машинисты, электрики
и другой персонал, обеспечивающий живучесть корабля, сорвались
со своих мест. Остальные члены команды по приказу направились
в бомбоубежище в порту.
Было объявлено о приближении с запада
к балтийскому побережью большого количества самолетов
противника. Вскоре служба оповещения доложила о
подлете второго соединения со стороны суши. В 21:50
корабельные и береговые зенитные орудия открыли
заградительный огонь. Внезапно в небе вспыхнули
"рождественские елки" - многоцветные осветительно-целеуказательные
бомбы, сброшенные летящими впереди "патфайндерами"
- британскими самолетами наведения. Это не предвещало
ничего хорошего. Хотя вскоре около 900 аппаратов
постановки дымовых завес сделали пирсы Готенхафена
невидимыми, очевидно, самолеты наведения имели на
борту радиометрические приборы. Противник по-видимому
точно знал, что ему было необходимо: вскоре в воздухе
так загрохотало и загудело, что [35] этот шум перекрыл
наш мощный зенитный огонь. Кто из нас мог, залег
на палубе. Столбы воды высотой с дом, гигантские
гейзеры взлетали прямо перед "Лютцовом"
и, падая, захлестывали корабль потоками воды. Крейсер
трясло как шейкер: пять рядов бомб попали между
правым бортом и противоторпедной сетью и в непосредственной
близости от борта. Наши легкие зенитки стреляли
как сумасшедшие, трассы их снарядов рассекли все
небо над нами чудесными пунктирными радугами. Новый
бомбовой удар - сотрясение корабля. Через минуту
- тоже самое, но настолько хуже, что оборвались
два швартовых. Приказ старшего помощника - зениткам
поставить заградительный огонь, поскольку прицельный
огонь выдает положение корабля. Минутой позже по
требованию начальника ПВО огонь был продолжен. Снова
два ряда бомб упали прямо перед нами. Палуба крейсера
плясала румбу. 200 самолетов противника находились
прямо над нами{1}. Снова бомбардировка. Тряска.
Запрет стрельбы для легкой зенитной артиллерии.
Лег еще один бомбовый залп, который мы видели и
слышали. Когда через 19 минут дикий танец временно
затих, находившееся в нескольких метрах от нас "Варте"
было все охвачено пламенем. Спешно из бомбоубежища
были вызваны 50 человек нашей команды для оказания
помощи в тушении пожара. Когда подлетали последующие
волны бомбардировщиков и тоннами сбрасывали свой
смертоносный груз, "Варте" разгоралось
все сильнее. Докладывать морскому коменданту было
бесполезно - все линии связи, включая связь с командованием
группы зенитной артиллерии, вышли из строя. Теперь
два дивизиона матросов должны были выгрузить боеприпасы
с горящего "Варте". В это время с борта
"Лютцова" с огнем из рукавов, подведенных
с борта крейсера, боролись пожарное и насосное подразделения
под командованием старшего помощника и офицера охраны
корабля, затем им на помощь пришла портовая пожарная
охрана. К счастью, ветер дул поперек к пирсу, поэтому
жаром нас не обдавало. Ранним утром "Варте"
легло на киль, но оставшаяся над водой часть продолжала
гореть. Действительно, крысы ушли вовремя...
Капитан 1 ранга Бодо-Хайнрих Кноке. С января 1944 г. до
конца войны - командир тяжелого крейсера "Лютцов"
[36] Все вокруг выглядело пустынным.
Неподалеку от нас гейзер одного из бомбовых ковров,
легших на акваторию, поднял и выбросил на пирс буксир.
В навес над пирсом перед нами попала бомба. Также,
как и "Варте", были потоплены танкер "Блексен",
сухогрузы "Труде Шюнеман", "Терезия
Л. М. Русс" и "Леверкузен", два плавучих
дока, насосное судно "Цоппот", миноносец
"Т 10", сетевой заградитель IX и плавбаза
подводных лодок "Вольдемар Кофамель".
Китобойная база "Унитас" горела, пароход
"Хайнц Хорн" лежал носом на грунте, линкор
"Шлезвиг-Гольштейн" - кормой, накренившись
правым бортом над пирсом. Верфь "Дойчеверке"
была хорошо "обработана", в ее окопах
для защиты от осколков были еще засыпаны 150 - 200
человек. Почти все улицы у нас в округе были непроходимы.
В гавани на поверхности воды плавали сотни оглушенных
рыб.
Объяснение массированной бомбардировки
(всего командование Королевских ВВС сбросило 824
т бомб) в непосредственной близости от "Лютцова
" дал протокол допроса экипажа одного из бомбардировщиков,
сбитых во время этого налета. Этому самолету, сбитому
может быть, артиллерией "Лютцова", так
же, как и двум самолетам в каждой эскадрилье, в
качестве цели был указан именно "Лютцов".
Его положение было точно известно по аэрофотоснимкам.
Дымовая завеса была поставлена так хорошо, что "Лютцов"
невозможно было различить в качестве отдельной цели
при первом заходе. При втором заходе, когда был
сбит самолет, был отдан приказ вести бомбометание
по красному и зеленому целеуказанию, оснащенных
радиометрическим оборудованием "патфайндеров".
[37]
Насколько видимый ночью огонь сосредоточенной
в одном месте бортовой зенитной артиллерии, несмотря
на дымовую завесу, облегчал задачу "патфайндеров",
пленные британцы не сообщили.
В любом случае, было чудом, что "Лютцов",
указанный в качестве цели при всех ковровых бомбардировках
во время войны, за исключением одной мелкой течи, полученной
в трюме VI.4.6., остался невредимым. Выскочила всего одна
заклепка. С помощью чопа небольшой ущерб был устранен
водолазами.

Миноносец проекта
"35". К этому типу относился потопленный 18
декабря 1944 г. в Готенхафене "Т 10".
{1} Реально в налете приняло участие 236 самолетов
британского Бомбардировочного командования, сбросивших
на порт 826 тонн бомб. (Прим. ред.)