[54]
5 апреля на "Лютцове" снова
кончились боеприпасы. Каналы орудийных стволов износились
уже настолько, что начальная скорость снаряда снизилась
по сравнению с данными нового орудия на 12 %. Это
означало увеличение нормального рассеивания вдвое,
причем оно при дальнейшем износе стволов очень быстро
увеличивалось. При уменьшении начальной скорости
на 17 % оно уже утраивалось! Теперь уже вряд ли
можно было стрелять по морским целям. Для ведения
огня по сухопутным целям такое критическое значение
рассеивания пока еще годилось. После того, как в
Тронхейме и Нарвике были взяты и израсходованы последние
снаряды из запасов "Шарнхорста" и 1-й
боевой группы, возникла большая проблема с получением
новых боеприпасов. То, что было тогда на плавбазе
"Франкен", находившейся, несмотря на большую
опасность, уже несколько недель в районе Хексенгрунда,
западнее южной оконечности Хеля, было последним
резервом флота, его НЗ. После того, как "Принц
Ойген" забрал последние сорок остававшихся
203-мм снарядов с доставивших их KFK, "Лютцов"
в очередной раз подошел ночью к "Франкену".
С высочайшего разрешения, пока густой туман закрывал
оба судна от возможной атаки авиации, он забрал
остатки запас 280-мм снарядов. Поспешная перегрузка
боеприпасов была временно прервана появлением торпедных
катеров противника. Но советские торпедные катера
(которые в то время уже базировались в Адлерхорсте
под Цоппотом!) не нашли своих целей в молоке тумана{1}.
Плавучая база "Франкен" (1945 г.)
Команды обоих кораблей работали на перегрузке боеприпасов
до упаду. После этого крейсер еще два дня на самом
малом ходу (в целях экономии топлива) курсировал
в разных направлениях, чтобы обеспечить в случае
необходимости огневую поддержку и зенитное прикрытие
многочисленных судов с эвакуированными у Хеля. [55]
Это были два жарких боевых дня с постоянными воздушными
тревогами. Тогда "Лютцов" стал свидетелем
трагической гибели своей верной плавбазы "Франкен",
которая 8 апреля 1945 г. после попадания бомбы,
объятая пламенем, кормой погрузилась в ледяные воды
Балтийского моря.
Вечером того же дня "Принц Ойген " и
"Лютцов" в сопровождении "Пауля Якоби",
"Z 31", "Z 38" и "T 36"
направились в Свинемюнде. Фактически, туда шел один
"Лютцов"{2}, чтобы снова занять прежнюю
огневую позицию - носом к морю - у Логнитцер Орт,
поскольку обозначился новый кризис в боевых действиях
у Штеттина и Свинемюнде.
Тяжелый крейсер "Лютцов" в Свинемюнде (1945
г.)
"Лютцов" теперь остался последним боеспособным
тяжелым крейсером. Хотя у него еще были боеприпасы, но
топлива оставалось только на 300 морских миль. Таким образом,
стационарная позиция у Кайзерфарта была занята еще и в
связи с жесткими мерами по экономии топлива. Старые проволочные
растяжки и сваи на огневой позиции находились в том же
состоянии, в каком их оставили месяц назад.
Маленький космос - корабль - все еще жил своей жизнью.
Это был кусочек светлого мира среди последних боев, отступлений,
"бомбовых ковров", окружений, трагедий беженцев
и явлений распада.
По субботам, как и прежде, - проверка столовой посуды.
Каждый день - служба по точно утвержденному распорядку:
приборка (крейсер все еще был хорошо окрашен, его деревянная
палуба выглядела тоже вполне респектабельно), артиллерийские
тренажи, занятия с кадетами, пробежка по лесу! Беспокоящая
ирреальность происходящего тем не менее ощущалась ежедневно.
У "старого зайца" в душе таился смутный
страх: теперь корабль не сможет выбраться из этой
мышиной норы. 7 апреля самолеты Королевских ВВС
в Киле накрыли бомбовым ковром "Адмирала Шеера",
который опрокинулся и затонул, а от тяжелого крейсера
"Адмирал Хиппер" остался только остов.
[56]
Кто-то с черным юмором прочитал предпоследний стишок
из "Десяти маленьких негритят": "Теперь
их только два осталось"{3}.
Хотя из современных тяжелых кораблей остались только
"Принц Ойген" и "Лютцов", боеспособным
был только "Лютцов". Правда, еще был линейный
корабль "Шлезиен", ветеран, спущенный
на воду еще в 1906 г. и успевший устареть уже ко
времени сражения в Скагерраке{4}.
Пока в лесу рядом со стоянкой корабля раскинулось нечто
подобное лагерю Валленштейна, куда личный состав служб
и боевых частей перенес с тесного корабля имущество необходимое
для проведения занятий и спорта, подготовка орудий "Лютцова"
к новому бою продолжалась.
Продолжалась считавшаяся необходимой бумажная война в
штабных каютах. В ней участвовали все 24 пишущих машинки.
Однако вскоре появились ясные признаки того, что
эта идиллия продлится недолго: уже в вечер швартовки
появился первый разведчик, воспользовавшийся для
улучшения обзора даже осветительной бомбой, - радиоэха
для его "роттердамского прибора"{5} ему
было недостаточно. Тайные визиты самолетов продолжались.
Плохо быть в норе, где нельзя повернуться. На море крейсер
мог достаточно быстро совершить маневр, обнаружить его
там было еще мало. Но здесь...
Почему корабль не стоял на рейде, или по крайней мере
не перемещался туда-сюда? Командир тогда настаивал на
этом.
Но командование флота считало по-другому. На рейде
была опасность атак подводных лодок, торпедоносцев,
мин, а в Логнитцер Орт - нет. Кроме того, с артиллерийской
точки зрения, [57] для немедленного вступления в
бой эта позиция была более выгодной. Положение на
фронте могло потребовать огня в любой момент.
13 апреля на "Лютцове" снова была объявлена
воздушная тревога. Нам сообщили о приближении соединения
самолетов с запада. Слышался шум моторов, но атаки не
последовало. В те беспокойные дни замечали много самолетов,
они кружили над Свинемюнде и улетали, не сбросив бомб.
По-видимому, это были самолеты для постановки мин, сбрасывавших
свой груз где-то в Балтийском море.
Но на этот раз это были не минеры. Вместо них появились
знаменитые "Дембастерз"{6} 617-й бомбардировочной
эскадрильи со смертоносным грузом на борту.
Они шли на высоте 22.000 футов (7000 метров) над
точечной целью, определенной радаром, - крейсером
"Лютцов". Так как бомбометание 5,4-тонными
специальными бомбами{7} возможно только при оптическом
захвате цели прицелом, четырехмоторные "Ланкастеры"
из-за густой облачности вынуждены были без атаки
улететь обратно.
15 апреля "Дембастерз" снова поднялись с английского
аэродрома Вудхолл Спа в Ланкашире. Но им пришлось возвратиться
уже из района Бремена из-за ухудшения погоды. Новый день
"X" был назначен на ближайший день, в который
метеорологи Королевских ВВС предскажут хорошую погоду.
План остался прежним: горизонтальный прямой подлет на
высоте 22.000 футов, затем - снижение до высоты 14.000
- 16.000 футов (4,5-5,5 км) для бомбометания по крейсеру
"Лютцов".
Британский тяжелый бомбардировщик "Ланкастер"
бросает 5,4 т бомбу "Толлбой"
Погодные лягушки предугадали правильно: 16 апреля
1945 г. на всем пути от Англии до Свинемюнде не
было ни облачка. Дул легкий ветер, идеальный для
бомбометания. За четверть [58] часа полета до цели
от соединения отделились 12 истребителей прикрытия.
Восемнадцать четырехмоторных "Ланкастеров"
полетели дальше одни. Уже за несколько миль была
ясно обнаружена цель - крейсер "Лютцов".
Соединение спокойно снизилось на высоту бомбометания.
За пять минут до прохода над целью все было готово:
5,4-тонные бомбы приготовлены, прицелы проверены,
фотокамеры фиксирования попаданий заряжены. Бомбардировщики
летели несколькими рядами друг за другом в обычном
построении. Вот что писал командир звена флайт-кэптен{8}
Хорсли из 617-й бомбардировочной эскадрильи:
"Внезапно - огонь ПВО вокруг нас. Хорошо лег?
Да. Попадание в третий номер первого ряда. По внутреннему
бортовому радио нашего самолета звучит тихий голос
моего штурмана: "Левее, левее, правее, правее...
тихо, еще тише... Есть цель!" Снова грохот
и облака разрывов от зенитных снарядов. Я сосредоточиваюсь
на том, чтобы удержать самолет на малой скорости.
Скорость воздушного потока должна быть такая же
точная, как и высота... Сорвало фонарь носовой кабины.
[59]
"Тихо лететь", - успокаивает штурман.
У меня пересохло во рту, но я полон решимости положить
бомбу в цель.
"Сброс бомбы!" - наконец крикнул штурман. "Малая
скорость до съемки попадания!" - это еще семнадцать
секунд. Вокруг нас - облачка разрывов. В носовую кабину
рвется мощный поток воздуха - фонаря нет, его сбили.
Пикируя, мы уходим из района цели. По радио от одного
из моих пилотов я слышу, что у него один двигатель вышел
из строя как раз в момент выхода на бомбометание. Когда
в него попали, цель "скисла", то есть, он не
смог отбомбиться. Я отделился от главных сил эскадрильи,
чтобы присоединиться к нему и прикрыть от возможных атак
немецких истребителей. Он снова пошел в атаку, но новый
заход оказался неудачным. Ему пришлось идти в третью атаку,
пока он наконец не сбросил свою бомбу. В это время остальные
бомбардировщики уже возвращались назад. Я сопровождал
поврежденный самолет до самой Англии, он сел самым последним.
Мы не могли сразу считать "Лютцов" потопленным
нами, хотя незамедлительно проявленные снимки подтверждали,
что мы посадили его на киль. Корабль не перевернулся,
как это было с "Тирпицем".
Только через три дня, после того, как прилетел
"Москито", сделавший снимок с боку крупным
планом с бреющего полета, йа котором мы увидели
"Лютцов " глубоко погруженный в воду,
мы узнали, что нами был потоплен последний немецкий
"карманный" линкор. К его чести будет
сказано, что мы, из 617-й авиаэскадрильи, всегда
уважали зенитный огонь немецкого флота, и считаем,
что команда "Лютцова", сбив один и повредив
несколько бомбардировщиков, среди них - и мой, храбро
вела последний бой"{9}.
{1] Торпедные катера КБФ в эту ночь не выходили на
поиск противника. Советские ТКА начали базирование на
порты Данцигской бухты лишь с 11 апреля 1945 г. (Прим.
ред.)
{2] Оставшийся без боеприпасов "Принц Ойген "
был направлен в Копенгаген, где его должны были поставить
на прикол, кроме того с его размерами действовать в Свинемюнде
было бы трудно. (Прим. Автора)
{3] Из крупных кораблей немецкого флота к тому времени
были потеряны восемь: "Адмирал граф Шпее", "Блюхер",
"Карлсруэ", "Кенигсберг", "Бисмарк",
"Шарнхорст", "Тирпиц" и "Адмирал
Шеер". (К ним можно добавить не подлежавший восстановлению
"Адмирал Хиппер " и разбомбленный "Эмден").
(Прим. автора)
{4] Имеется ввиду Ютландское морское сражение 31.05
- 1.06.16. (Прим. ред.)
{5] Немецкое название английского радара работавшего
в сантиметровом диапазоне (найден немцами в марте 1944
г. на сбитом бомбардировщике в районе Роттердама). (Прим.
ред.)
{6] Наименование "Дембастерз" (разрушители
дамб) специальное подразделение получило за разрушение
плотин в Мене и Эдертале, повлекшем ужасные последствия.
На их счету было разрушение Билефельдского виадука, Арнсбергского
моста и гигантских бункеров для подводных лодок в Бресте,
Гавре, Эймёйдене и Бремен-Фарге, считавшихся неуязвимыми
для бомб. (Прим, автора)
{7] Разработанные британским профессором Бернером
Уэллсом гигантские бомбы, в три раза больше роста человека,
"толлбойс" ("высокие парни"), и перевернули
"Тирпиц". (Прим. автора)
{8] Такого звания в ВВС Великобритании нет. Видимо,
автор имел в виду звание "флайт-лейтенант" которое
в сухопутных войсках соответствует званию капитана. (Прим.
ред.)
{9] В последнем автор, бывший тогда капитаном британских
ВВС, все же ошибся. Последний бой еще предстоял. (Прим.
автора)