|
"Бирмингем" |
"Рейна Виктория Эухения" |
"Набарра" |
Крейсер ПВО (проект
№ 166) |
"Каледон" |
"Блас де Лесо",
"Мендес Нуньес" |
"Мендес Нуньес" после
модернизации |
Водоизмещение нормальное, т |
5440 |
5590 |
4860 |
4866 |
4120 |
4780 |
4680 |
полное, т |
6040 |
6450 |
6500 |
6754 |
4950 |
6045 |
6140 |
Длина максимальная, м (оа) |
141,0 |
140,82 |
140,82 |
142,45 |
137,2 |
140,8 |
140,8 |
между перпендикулярами (рр) |
139,3 |
134,1 |
134,1 |
134,11 |
? |
134,1 |
134,1 |
ширина, м |
15,2 |
15,22 |
15,22 |
15,09 |
13,0 |
14,05 |
14,0 |
глубина трюма |
? |
? |
? |
7,82 |
? |
7,0 |
7,0 |
осадка нормальная, м |
4,9 |
4,8 |
? |
4,35 |
5 |
4,36 |
4,4 |
осадка полная, м |
? |
5,59 |
6,63 |
5,41 |
? |
4,75 |
4,7 |
Валов |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
Турбины |
4 Parsons |
2 Parsons |
2 Parsons |
2 Parsons |
2 Parsons |
4 Parsons |
4 Parsons |
Котлы |
12 Yarrow |
12 Yarrow |
8 Yarrow |
8 Yarrow |
6 Yarrow |
12 Yarrow |
12 Yarrow |
Мощность, л.с. |
25000 |
25500 |
25000 |
45000 |
40000 |
45000 |
45000 |
Скорость максимальная, уз |
25,5 |
26 |
25 |
28 |
29 |
29 |
29 |
Запас топлива, т (уголь/мазут) |
1165/235 |
1227/230 |
-/1215 |
762/778 |
-/935 |
806/726 |
806/726 |
Дальность действия, миль |
4140 (16 уз.) |
4000 (15 уз.) |
4000 (11уз.) |
? |
5900 (20 уз.) |
5000 (13 уз.) |
5000 (13 уз.) |
Вооружение |
9-152/45 Mk XII
4-47 AA
2 пул.
2-533 TA |
9-152/50
4-47 АА
1 дес.
4 пул.
4-533 ТА
|
6-152/50
4-88/45 АА
4-20 АА |
8-120/45 (8х1)
10-37 АА (5х2)
8-20 АА (8х1)
4 бомбомета,
бомбосбрасыватель |
5-152/45 BL Mk XII
2-76/20 AA Mk 1
4-47
4x2-533 TA |
6-152/50 BL Виккерса
1-76 (десантная)
4-47/50
4 х 3-533 ТА (*) |
8-120 АА
5х2 37 АА
8х4 20 АА
2 х 3-533 ТА |
Экипаж, чел. |
480 |
450 |
404 |
? |
400 |
343 |
370 |
* - не были установлены вплоть до 1930 г.
***
Корпус
Несмотря на то, что испанская военно-морская доктрина признавала
возможность действий крейсеров в составе эскадры, считалось,
что наиболее вероятные задачи этот тип боевых кораблей должен
выполнять в одиночестве (при сопровождении своих конвоев
или действиях на коммуникациях противника), из-за чего особое
внимание при проектировании корпуса уделялось мореходности.
В основном, именно благодаря этому, в качестве прототипа
для "Рейны Виктории Эухении" был выбран едва ли не самый
крупный английский крейсер этого периода "Бирмингем", а,
например, не более совершенная и дешевая, но мелкая "Аретьюза".
Корпус "Рейны Виктории Эухении" по компоновке и конструкции
напоминал корпус "Бирмингема", но был длиннее примерно на
метр. На его изготовление пошла сталь, аналогичная по своим
свойствам стали Мартин-Сименс. Благодаря более низкому качеству
работ на испанских заводах, по сравнению с английскими,
водоизмещение возросло более чем на 100 тонн, что примерно
на 30 см увеличивало осадку.
Полубак составлял около двух третей длины корпуса и чуть
поднимался к форштевню. В наследство от англичан "Эухении"
достался ярко выраженный таран. Впрочем, особых иллюзий
по его применению уже никто не строил, так как тараны в
боевой обстановке еще с конца XIX в считались маловероятными.
Из-за этого форштевень не имел мощного подкрепления, как
это имело место на кораблях 20-30-летней давности.
Из-за ярко выраженной круглоскулости в носовой части крейсер
хорошо всходил на волну, чем разительно отличался от ранних
испанских крейсеров. Отчасти именно сухость, вместе с относительно
высокой скоростью, предопределило использование в начале
20-х "Рейны Виктории Эухении" в качестве яхты для высокопоставленных
особ, нередко отрывая крейсер для представительских функций
даже от выполнения боевых задач.
Крейсер имел две сплошные палубы верхнюю и главную. Вне
пределов котельных и машинных отделений простиралась также
нижняя палуба. Внутри корпус делился на отсеки 28 поперечными
и одной продольной водонепроницаемыми переборками, а также
имел двойное дно. Набор и обшивка - клепаные, палубный настил
деревянный. Две мачты однодеревки и три дымовые трубы имели
наклон назад, что придавало "Рейне Виктории Эухении" легкий
и стремительный силуэт. Из-за большого удаления дымовых
труб от мостика, а также из-за наклона, мостик задымленностью
не страдал.
Несмотря на схожесть внешнего вида с "Эухенией", "Мендес
Нуньес" и "Блас де Лесо" унаследовали и конструкцию корпуса,
и теоретический чертеж, и схему внутреннего расположения
от британского "Каледона". Кстати, опять-таки немаловажным
доводом при его выборе послужила сухость корпуса, по сравнению
с остальными английскими крейсерами военной постройки.
Хотя основные размерения корпуса и, как следствие, водоизмещение
возросли, эти тонны практически целиком пошли на компенсацию
низкого качества работ испанских верфей, увеличенный вес
вооружения и машин. Топливные емкости остались практически
прежними.
Весь материал для корпуса производился на испанских заводах,
но готовность корпуса задерживалось из-за отсутствия ряда
боевых материалов, которые по контракту должны были поставить
английские фирмы. А те, загруженные военными заказами, не
спешили выполнять испанский заказ. Из-за этого "Мендес Нуньес"
и "Блас де Лесо" находились на стапелях более пяти лет.
Во время перестройки 1937-38 гг. крейсер "Набарра" кардинально
изменил свой внешний вид, но при этом корпус подвергся весьма
незначительным переделкам. В результате полное водоизмещение
достигло 6500 т.
Ряд историков, анализируя вид "Набарры" после модернизации,
замечают, что ее носовая надстройка проектировалась с явной
оглядкой на германские карманные линкоры, доказывая тем
самым глубокое проникновение германского капитала в Испанию.
Но на деле это доказывает скорее английское влияние, поскольку
еще при проектировании крейсеров типа "Канариас" испанцы
применили аэродинамически выгодные формы для мостика, желая
тем самым получить полузла-узел дополнительной скорости.
Так что надстройку "Набарры" следует рассматривать как продолжение
работ в этом направлении.
Как и у "Набарры", при перестройке "Мендеса Нуньеса" корпус
изменился незначительно. Наиболее значительной переделке
подверглась лишь носовая часть. От носового тарана отказались
самым решительным образом, в результате нос приобрел ярко
выраженные клиперские очертания, а палуба к форштевню более
сильную седловатость.
***
Машинная установка
Энергетическая установка "Рейны Виктории Эухении" практически
целиком была заимствована от английского прототипа, но машинное
отделение испанской копии значительно перекомпоновали. В
первую очередь четыре вала британского аналога заменили
на два. Гребные трехлопастные винты отливались из марганцевой
бронзы, имели диаметр 2,895 м и шаг 2,59 м.
Изменилась и компоновка котельных отделений. Как и на прототипе,
испанцы применили смешанное отопление, так что из 12 водотрубных
котлов Ярроу половина была угольными, а половина - нефтяными.
На "Бирмингеме" 12 котлов группировались в четырех котельных
по три котла, из-за чего он имел четыре трубы. На "Рейне
Виктории Эухении" котлы группировались в трех отделениях,
разделенных продольной переборкой, так что все котлы разделялись
по шести отсекам. Каждое отделение имело отдельную дымовую
трубу, которых таким образом было всего три.
Ход крейсеру сообщали четыре паровые турбины Парсонса прямого
действия (без редукторной передачи), сгруппированные по
два в двух водонепроницаемых отсеках. Главными производителями
машин были испанские фирмы, в основном SECN. Хотя в литературе
встречаются сведения, что вся энергетическая установка изготовлялась
в Испании, есть все данные в этом усомниться. Особенно сомнительным
видится изготовление, например, роторов турбин и прочего
высокоточного оборудования.
Под естественной тягой они развивали мощность 13500 л.с.,
при форсировании - до 25500 л.с., что обеспечивало максимальную
скорость до 25,5 уз. На восьмичасовых ходовых испытаниях
1922 г. крейсер достиг скорости 25,77 уз. при мощности 26049
л.с., а на четырехчасовых испытаниях была зафиксирована
скорость 26,9 уз, при мощности 28387 л.с.
Бункеры крейсера могли приять до 1227 т. угля, а цистерны
до 230 т. мазута, что обеспечивало дальность плавания на
15-узловой скорости до 4000 миль, на 11-узловой - до 5000
миль.
По опыту проектирования "Эухении", испанские проектировщики
посчитали совершенно необходимым иметь смешанное отопление
и на двух следующих крейсерах. В этом случае, по их мнению,
повышалась устойчивость крейсеров как тактической боевой
единицы при действиях в колониях. Как полагал испанский
моргенштаб, производить бункеровку в колониях было несоизмеримо
легче, чем искать мазутные емкости. Но эти расчеты оправдались
лишь отчасти. Поскольку все развитые морские страны к этому
времени уже перешли на мазутное отопление, даже в колониях
появилась соответствующая инфраструктура. И в этом отношении
испанские крейсера уступали даже своему аналогу: на них
обычно работали лишь мазутные котлы, а угольные подключались
только в случае особой необходимости, либо когда необходимо
было развить полный ход.
На "Мендесе Нуньесе" и "Блас де Лесо" стояло по шесть угольных
котлов (сосредоточенные в кормовой группе) и шесть мазутных
котлов (сосредоточенные в двух носовых котельных отделениях).
Из каждого котельного отделения выходила отдельная дымовая
труба. Кроме того, в два раза увеличили количество винтов:
это хотя и увеличивало маневренность и устойчивость крейсера
к повреждениям, требовало решения ряда довольно сложных
задач, с которыми испанцы столкнулись впервые (синхронизация
винтов, компенсация поворачивающего момента и т.д.), но
благодаря английскому участию все эти проблемы удалось преодолеть.
Паровые турбины оснастили редукторами: ТЗА высокого давления
работали на внешние гребные валы, низкого - на внутренние.
Применение большего числа котлов по причине их меньшей
производительности позволило увеличить суммарные лошадиные
силы машин, но какого-либо прироста скорости это не дало
из-за увеличившихся размеров корпуса. "Блас де Лесо" прошел
испытания в 1924 г, в ходе которых была достигнута максимальная
скорость в 29 уз. при мощности 43000 л.с. Испытания на экономичность
показали, что максимальная дальность плавания может составить
5000 миль 13-узловым ходом, что было немного хуже, чем у
прототипа. На мерной миле в июне-июле 1924 г. "Мендес Нуньес"
дал машинами максимальную мощность 45776 л.с., что соответствовало
скорости 29,25 уз.
В ходе переделки крейсера "Набарра" четыре носовых котла
демонтировали, а остальные заменили на котлы нефтяного отопления,
большей производительности. Из-за того, что котлы сводились
в двух отделениях в две группы, надобность в носовой трубе
отпала, а на освободившемся месте разместили дополнительное
орудие главного калибра. Оставшиеся же трубы были выпрямлены
и увеличены по высоте. Как следствие перевода корабля на
нефтяное отопление переделке подверглись бывшие угольные
бункеры. В расширенные танки крейсер мог принять до 1215
т. мазута, что гарантировало ему на 11-узловой скорости
дальность плавания в 4000 миль. Несмотря на уменьшившееся
количество котлов их производительность удалось увеличить,
так что скорость корабля упала незначительно. На ходовых
испытаниях была достигнута максимальная скорость в 25 уз.
Конечно, этого было явно недостаточно для хода с основными
силами франкистской эскадры, но у руководства флота просто
не было выбора, тем более после потопления крейсера "Балеарес".
Замене подверглось и все электрооборудование.
Как это не покажется странным, но во время модернизации
"Мендеса Нуньеса" работы в его машинной установке ограничились
лишь капитальным ремонтом, так что на обновленном крейсере
стоял фактически тот же самый силовой агрегат, что и при
строительстве 30 лет назад. Что послужило причиной такой
излишней экономии сказать сложно.
***
Бронирование
Опыт мировой войны неумолимо подсказывал необходимость
иметь броневой пояс на легких крейсерах. Легкие крейсера-скауты
ведут свою родословную от бронепалубных крейсеров, в которых
как явствует из названия, вся защита возлагалась на броневую
палубу. Для конца XIX в, когда фугасные снаряды еще не нашли
широкого применения, кораблестроители вполне оправданно
могли полагаться на палубу, или вообще обходиться без таковой,
всю защиту возлагая на угольные ямы и многочисленные отсеки.
Но уже во время русско-японской войны большим сюрпризом
для военно-морских специалистов стал тот факт, что даже
если фугасный снаряд и не пробивал бронированной палубы,
он оставлял в корпусе огромную дыру с рваными краями, на
которую зачастую невозможно было завести пластырь. И даже
деление на отсеки не спасало корабль от гибели в результате
попадания в ватерлинию единственного снаряда, как это имело
место, например, на крейсере "Светлана". Вот почему уже
с 1910-1911 гг. судостроители сначала робко, а потом уже
и повсеместно вводят в конструкцию бронепалубных крейсеров
броневой пояс. А в период мировой войны броневой пояс уже
становится обязательным элементом для крейсера.
Хотя собственный испанский опыт не смог ни подтвердить,
ни опровергнуть правильность применения пояса, но, начиная
с "Рейны Виктории Эухении", все испанские крейсера оснащались
поясом в обязательном порядке. Справедливости ради следует
отметить, что это была более дань мировой моде, чем насущная
необходимость. Так даже откровенно картонные крейсера типа
"Канариас" ни разу за всю службу не почувствовали свою ущербность
из-за плохого бронирования (вероятно поэтому "Канариас"
и стал последним в мире сданным на слом "Вашингтонским"
крейсером).
Главным и основным подрядчиком по броневым поставкам для
крейсеров являлся концерн Виккерса, а поскольку броню требуемого
качества испанские заводы пока не освоили, пришлось терпеливо
ожидать окончания мировой войны, чтобы англичане смогли
выполнить свои договорные обязательства. Бронированные плиты
изготовлялись из стали, легированной никелем с повышенным
пределом прочности.
По английской доктрине, крейсера типа "Бирмингем" предназначались
для разведки при эскадре, а также для вывода в атаку минно-торпедных
соединений. Из-за этого основным противником предполагались
германские эсминцы с их 52-мм и 88-мм главным калибром.
В соответствии с этим и проектировалась броневая защита.
Поэтому пояс "Бирмингемов" двухдюймовый (51 мм) в центре
заканчивался на оконечностях дюймовыми (25 мм) плитами,
а палуба имела толщину от 40 до 15 мм.
Испанскому крейсеру предстояло противодействовать равнозначному
противнику, то есть крейсерам вооруженным 152-мм орудиями,
из-за чего толщина бронирования немного увеличивалась. Но
из-за жестких весовых ограничений создать по настоящему
эффективную защиту от огня крейсеров создать не удалось,
так что весь резерв веса пошел на увеличение бронирования
на оконечностях.
Главный броневой пояс от 43,6 мм в носу увеличивался до
49,8 мм на миделе и затем плавно уменьшался до 31,1 мм в
корме. Он настилался поверх основной обшивки корпуса, которая
также гарантировала некоторую дополнительную защиту, а толщина
подкладки достигала дюймовой толщины (25 мм) (кстати, этот
факт дал основание ряду справочников указывать пояс крейсера
как трехдюймовый!). Свою максимальную толщину пояс имел
на протяжении примерно трети корпуса, то есть прикрывая
котельные и машинные отделения, здесь же он имел и максимальную
высоту, доходя до уровня главной палубы.
Бронированная палуба, в отличие от англичанина, была постоянной
толщины на всем своем протяжении, 38 мм. (Встречающиеся
в справочниках информация о 76-мм палубе выглядит явно неправдоподобной).
Своей кромкой она опиралась на броневой пояс. После модернизации,
поскольку корпус переделке не подвергся, система бронирования
также не претерпела никаких изменений.
Артиллерия главного калибра защищалась бронированными щитами
150 мм спереди и с боков и 62,5 мм на крыше. Командирская
рубка бронировалась 150-мм плитами.
Крейсера типа "Каледон" предназначались для выполнения
идентичных задач, но с учетом роста калибров германских
эсминцев в ходе войны до 88 и 105 мм, бронирование по сравнению
с "Бирмингемами" усилили. Поэтому главный пояс представлял
собой двухслойную защиту (также собственно пояс и стальную
подкладку) из двух и однодюймовых плит, составляя в сумме
76 мм. Далее к носу его толщина снижалась до 38 мм (дюймовая
+ полудюймовая плиты), а в корму до 50 мм (полтора + полдюйма)
В районе погребов и мазутных цистерн толщина защиты составляла
57 мм (1,5 + 0,75 дюймов). Для крейсеров типа "Мендес Нуньес"
основными противниками также должны были стать равнозначные
ему по силе крейсера противника, от которых 76-мм пояс защищал
только на слишком большом удалении. Тем не менее система
бронирования практически без изменений копировала британский
прототип: 76-мм защита (пояс + подкладка) в центре на продолжении
примерно трети общей длины корпуса, защищая машинное и котельное
отделения. Далее к носу его толщина снижалась до 31 мм,
а к корме до 50 мм, заканчиваясь бронированным траверзом,
оставляя совершенно беззащитным рули и их привод. Кстати,
"Рейна Виктория Эухения" была лишена этого недостатка, а
как оказалось впоследствии, подобная схема стоила жизни
германскому линкору "Бисмарк", который не смог уйти от преследовавших
его англичан именно потому, что те повредили приводы рулей,
также располагавшихся за поясом.
Горизонтальная защита как "Каледона", так и его испанских
копий состояла в 25-мм (дюймовой) бронированной палубе.
Если для периода первой мировой войны это была вполне достаточная
защита: даже новейшими пятидюймовками она пробивалась с
дальностей свыше 15000 м, а броневой пояс ей можно было
пробить на дальностях меньших 10000 м. То есть теоретически
крейсер оставался неуязвимым на всех боевых дистанциях.
Собственные же орудия могли поразить "Блас де Лесо" и "Мендес
Нуньес" только в достаточно узкой полосе на 12-15 тысячах
метрах. Это, естественно, при стрельбе бронебойными снарядами.
Приведенный график демонстрирует зависимость пробиваемой
бортовой и палубной крупповской брони для 120-мм, 152-мм
и 203-мм орудий испанского флота и 152-мм орудия Mk XII.
Как видно, при встрече с противником, вооруженным 203-мм
орудиями у "Мендеса Нуньеса" не оставалось никаких шансов.
График 1. Пробиваемая палубная
и поясная броня для 120, 152, 203-мм испанских орудий и
британского 152-мм орудия Mk XII
Но к моменту окончания мировой войны главным врагом крупных
кораблей уже начала становиться авиация. И если для "Каледона",
который строился все-таки для борьбы с германским флотом,
это оплошность простительна, испанцам, создававших универсальный
корабль для послевоенного мира, следовало иметь в виду,
что от авиационных бомб 25-мм палуба была лишь чисто символической
защитой.
Прямо перед носовым мостиком располагалась бронированная
командирская рубка с толщиной броневых плит 152 мм (снова
как на прототипе). Все линии коммуникации на протяжении
от рубки до бронированной палубы заключались в бронированную
трубу.
После модернизации ни на "Набарре", ни на "Мендесе Нуньесе",
несмотря на значительные изменения в архитектуре, система
бронирования не претерпела никаких изменений. Но, еще раз
стоит повториться, испанская специфика и не предъявляла
к кораблям каких-либо требований по повышенной броневой
защите, а по опыту Второй мировой войны новейшие боевые
корабли ведущих военно-морских стран стали вообще безбронными.
***
Вооружение
Сравнительная характеристика орудий главного калибра
|
152/45 Mk XII |
152/50 Виккерса |
120/45 Model F |
Вес орудия, т |
6,998 |
8600 |
2,950 |
Длина орудия максимальная, м/кал.
|
7,105/46,74 |
8,768/51,62 |
5,692/47,43 |
Длина канала ствола, м/кал. |
6,858/45,1 |
7,620/50 |
5400/45 |
Длина нарезанной части, м |
5,856 |
6,648 |
5400 |
Объем каморы, дм3 |
29,00 |
25,40 |
10,32 |
Скорострельность, выстр./мин. |
5-7 |
4-5 |
15-20 |
Масса снаряда, кг |
45,36 |
45,4 |
22 |
Масса заряда, кг |
12,3 |
15 |
6,5 |
Скорость на срезе ствола, м/с |
850 |
900 |
850 |
Максимальное давление газа, атм. |
? |
? |
3150 |
Дальность, м (угол возвышения) |
17100 (30° ) |
20400 (35° ) |
20000 (45° ) |
Углы наведения |
- |
-5°/+15° |
-5°/+80° |
Сравнительная характеристика зенитной артиллерии
|
88/45 SKL/45 |
47-мм/50 |
37/L83 SK C/30 |
20/65 С/30 |
20/70 Scotti M. 1935
|
Вес орудия, т |
2,50 |
0,80 |
3,67 |
2,15 |
2,33 |
Длина орудия максимальная, м/кал.
|
? |
240 |
243 |
64 |
72 |
Длина канала ствола, м/кал. |
? |
2,350 |
3,074 |
2,252 |
? |
Длина нарезанной части, м |
4,00 |
? |
2,96 |
1,30 |
1,40 |
Объем каморы, дм3 |
? |
? |
2,554 |
1,159 |
? |
Количество нарезов |
? |
20 |
16 |
8 |
? |
Скорострельность, выстр./мин. |
15 |
25 |
30 |
120 |
120 |
Масса снаряда (фугасный), кг |
9,000 |
1,497 |
0,742 |
0,134 |
0,134 |
Масса заряда, кг |
2,350 |
0,350 |
0,365 |
0,120 |
0,038 |
Скорость на срезе ствола, м/с |
790 |
853 |
1000 |
835 |
840 |
Максимальное давление газа, атм. |
2750 |
? |
2950 |
2800 |
2800 |
Дальность, м (угол возвышения) |
14100 (43°) |
6000 (20°) |
8500 (45°) |
4900 (45°) |
5500 (45°) |
Дальность по воздушным целям, м |
9150 (70°) |
5000 (80°) |
6800 (85°) |
3700 (85°) |
2900 |
Боезапас, выстр./ор. |
400 |
? |
1200 |
2000 |
1500 |
Углы наведения |
-10°/+70° |
-5°/+80° |
-10°/+85° |
-10°/+85° |
-10°/+90° |
***
Главный калибр
Главное вооружение испанских крейсеров-скаутов составляли
орудия Виккерса 152-мм калибра, с длиной ствола 50 калибров,
изготовленных по лицензии в "Артиллерийской Мастерской Карраки"
(Сан Фернандо, Кадис) и своими характеристиками они были
подобны английскому типу Mk XII, установленному и на крейсерах
типа "Бирмингем", и типа "Каледон". Но если схема размещения
главного калибра на "Рейне Виктории Эухении" полностью повторяла
британский прототип (из девяти орудий два стояли на баке,
четыре у центральной надстройки и три на юте), то схема
вооружения "Мендеса Нуньеса" подверглось сильной корректировке,
исходя из концепции крейсера-одиночки.
Если главный калибр "Каледонах" располагался в диаметральной
плоскости и при необходимости, например при бое в кильватерной
колонне, все пять орудий могли участвовать в бортовом залпе,
то испанский заказчик посчитал совершенно необходимым поддерживать
максимально плотный круговой обстрел. Одно из орудий главного
калибра стояло на баке, еще два располагались далее в корму
на уровне первой дымовой трубы. Четвертое орудие стояло
на юте и последние два дальше в нос, по бокам кормовой надстройки.
Таким образом, в бортовом залпе могло принять участие лишь
четыре орудия, зато по три могло стрелять и по носу и по
корме.
152-мм орудие стояло на вооружении испанского флота в трех
модификациях T, V (в энциклопедии Кемпелла они значатся
как модель U) и W. На скаутах находились орудия V образца
1921 г. Ствол для всех модификаций состоял из одной трубы
"А" и трех "В", садившихся друг на друга с натягом. Модель
W образца 1923 г. стояла на вооружении береговых батарей
и после модернизации орудия этой модели поставили на крейсер
"Набарра". Модели T и V образца 1921 г. стояли на вооружении
скаутов и крейсеров типа "Принсипе Альфонсо". Модель Т,
установленная на более современных крейсерах, отличалась,
прежде всего, увеличенным с 15° до 35° углом возвышения,
что обеспечивало большую почти на 6000 м дальность. Боезапас,
по сравнению с британским аналогом, практически не претерпел
изменений.
Единственный тактико-технический элемент, который подвергся
испанскими специалистами жесточайшей критике, стала артиллерия
главного калибра. Так в одном из многочисленных докладов
Морскому министру, сделанному в годы гражданской войны,
доказывая необходимость перевооружения "Мендеса Нуньеса"
отмечалось, что эффективная дальность огня крейсера составляет
всего 12000 м, в то время как крейсера типа "Либертад" -
18000 м, а новейших "Канариас" и "Балеарес" - 21000 м. Мало
того, орудия "Мендеса Нуньеса" уступают даже главному калибру
эсминцев: 120-мм [В рапортах времен гражданской войны проходит
калибр 124 мм. Очевидно испанцы замеряли по пояскам снарядов.]
орудие при угле возвышения 35° (эсминцы типа "Чуррука")
- 14000 м, а при 43° (находящихся в строительстве новейших
эсминцев) - 17000 м.
При всей эмоциональности подобных рассуждений следует отметить,
что баллистика 152-мм орудия была несравненно лучше 120-мм
орудия эсминцев. На приведенном графике даются углы падения
снарядов 120-мм (установленное впоследствии на перевооруженный
"Мендес Нуньес"), 152-мм, 203-мм испанского флота и также
152-мм снаряда пушки Mk XII. Как известно, угол падения
в значительной степени определяет вероятность поражения
противника, а на всех реальных боевых дистанциях он в полтора-два
раза меньше угла падения 120-мм орудия. Также примерно в
полтора-два раза будет выше и вероятность попадания. Поэтому
лучшим вариантом для модернизации "Мендеса Нуньеса" было
бы простое увеличение углов возвышения его главного калибра,
как это имело место на крейсере "Набарра". В этом случае
сохранялась бы превосходная баллистика 152-мм орудия и возросла
бы дальность стрельбы и все это при значительно меньших
затратах на переделку. Но тем не менее, крейсер прошел дорогостоящую
переделку, в ходе которой на него установили лицензионное
120-мм орудие Виккерс-Армстронг модели F. Орудия аналогичной
системы составляли ядро противовоздушной обороны крейсера
"Канариас".
График 2. Углы падения для снарядов
120, 152, 203-мм испанских орудий и британского 152-мм орудия
Mk XII
После перевооружения на "Набарре" установили орудия главного
калибра, снятые с береговых укреплений Ферроля и Хихона.
Встречаются сведения, что это были орудия Виккерса модели
W образца 1923 г. (аналогичные орудия пошли на вооружение
крейсера "Ла Аргентина"). Новые станки позволяли увеличить
угол возвышения до 35°, что обеспечивало максимальную дальность
20400 м. Несмотря на то, что вместо первоначальных девяти
орудий на крейсере осталось шесть, из-за расположения их
в диаметральной плоскости, бортовой залп увеличился на одно
орудие. По два орудия линейно-возвышенно стояло в носу и
корме. Еще одно орудие на специальной платформе устанавливалось
между трубой и кормовым мостиком и последнее орудие на такой
же платформе стояло на сэкономленном месте, получившемся
в результате удаления передней трубы. Для ведения огня на
крейсере установили новые дальномеры германского производства.
***
Зенитное вооружение
По сравнению с британским прототипом претерпело изменение
и зенитное вооружение. Хотя 76-мм зенитка, установленная
на "Каледоне" обладала большей дальностью и могущественностью,
испанцы посчитали это излишним. В чем-то они были безусловно
правы. Ведь авиация 20-х годов еще не настолько развилась,
чтобы доставать ее в "заоблачных высях", и потому единственной
достойной целью для 76-миллиметровок могли стать лишь дирижабли,
а таковыми владела только Германия. После Первой мировой
войны германцы исключались из списка потенциальных противников.
С другой стороны, 47-мм зенитка, хотя и обладавшая меньшей
могущественностью, имела большую скорострельность и самое
главное, гораздо меньший вес. Последнее было довольно важно,
поскольку зенитки той поры наводились исключительно вручную,
а из-за этого все ее "минусы" тут же обращались в "плюсы":
наводчик 47-мм зенитки мог быстрее отслеживать цели и проводить
маневр огнем.
Так что на испанских скаутах зенитная артиллерия свелась
к 47-мм зениткам, произведенным по лицензии фирмы Виккерса
(47-мм Mk IV) с длиной ствола 50 калибров, по сути дела
представлявшей собой продукт глубокой модернизации знаменитой
трехфунтовки Норденфельта. Затвор вертикальный, полуавтоматический,
откатный механизм работал на гидравлике. Пушка располагалась
на специальной тумбе, крепившейся болтами к палубе, которая
позволяла вести круговой обстрел на 360°.
На "Рейне Виктории Эухении" из четырех пушек три располагались
на специальных платформах в центральной части и одно в кормовой
надстройке. При этом, чтобы увеличить теоретический сектор
обстрела, платформа между первой и второй трубой была смещена
к левому борту, а между второй и третьей - к правому. На
"Мендесе Нуньесе" и "Блас де Лесо" схема расположения зенитной
артиллерии немного изменилась. Теперь уже только две зенитки
находились на платформах в районе дымовых труб: между первой
и второй сдвинутой к правому борту и между второй и третьей
сдвинутой к левому борту. Еще две оставшиеся устанавливались
на крыльях кормового мостика.
По опыту гражданской войны противовоздушная оборона всех
крупных кораблей испанского флота была признана совершенно
недостаточной. Но парадокс ситуации заключался в том, что
радикально усилить ее не было никакой возможности. Из-за
этого руководство республиканского флота вынужденно было
постоянно тасовать зенитную артиллерию своих кораблей: с
находящихся в ремонте на боеготовые единицы и обратно. Применительно
к "Мендесу Нуньесу" требовалась замена 47-мм зениток на
больший калибр и установка двух дополнительных орудий в
наиболее уязвимых секторах: на носу и в корме. Но, разумеется,
все эти рекомендации так и остались на бумаге.
Но испанцы вовсе не отказались от идеи установить на крейсера
76-мм орудия. Но это оказалось 76,2-мм орудие Армстронга
с длиной ствола 17 калибров на колесном лафете для десантных
партий. Орудие производилось по лицензии фирмой "Рейноса",
входившей в концерн SECN. И снова оценивая это нововведение
надо помнить о специфике Испании, которой постоянно приходилось
высаживать десанты в непокорных колониях. И поэтому даже
такая явно устаревшая артсистема оказалась весьма кстати,
например при десанте в Алукемасе. Ведь недаром одно из подобных
орудий, принявшее участие в этом десанте в настоящее время
установлено на почетном месте в Морском музее в Картахене.
Вооружение дополняли четыре 7-мм пулемета, которые также
при необходимости могли либо участвовать в десантных партиях,
либо вести огонь по воздушным целям.
Боекомплект десантного орудия состоял в основном из 4,5-кг
фугасного снаряда. По опыту мировой войны Великобритания
с 1917 г. прекратила производство бронебойных снарядов калибра
менее 203-мм. Так что иногда встречающиеся сообщения о наличии
бронебойного снаряда весьма сомнительны, ведь в этом случае
испанцам пришлось бы наладить собственное производство.
После модернизации "Набарры", ее зенитное вооружение составляли
четыре полученные из Германии 88-мм зенитки Круппа с длиной
ствола 45 калибров. Эти зенитки представляли собой все то
же орудие образца 1914 г., которое немцы использовали еще
в качестве скорострельной артиллерии во время Первой мировой
войны. Зенитки, системы аналогичные установленным на "Набарре"
стояли на карманном линкоре "Дойчланд". Хотя сами немцы
заменили орудия этой системы на своих кораблях еще в начале
30-х гг., испанцам особо выбирать не приходилось. В боекомплект
входило три типа снарядов. Для ПВО использовался фугасный
снаряд весом 9 кг, но кроме того были и 9,5-кг зажигательный
и 10,2-кг бронебойный.
Все эти орудия устанавливались на старые штатные места
орудий главного калибра: два на главной палубе у кормового
мостика, прямо за срезом продолжавшегося в корму бака, еще
два на верхней палубе на спонсонах на уровне задней дымовой
трубы.
Ближнюю ПВО обеспечивали четыре 20-мм автомата Скотти с
длиной ствола 70 калибров. Автоматы "Скотти-Изотта-Фраскини"
создавались на основе 20-мм автомата Бреда и в целом были
подобны им, но итальянское правительство был вынуждено пойти
на этот шаг, поскольку Бреда не справлялся с заказами, и
количество произведенной продукции было явно недостаточно.
Спаренные автоматы Модели 1935 г. также широко применялись
на многих итальянских кораблях. По опыту Второй мировой
войны их количество постоянно увеличивалось и к 1949 г.
на "Набарре" было уже 23 ствола.
Мелкокалиберная зенитная артиллерия крейсера "Мендес Нуньес"
после модернизации в крейсер ПВО состояла из пяти спаренных
37-мм/L83 SK C/30 и восьми счетверенных 20-мм/65 C/30 зениток
германского производства.
***
Торпедное вооружение
Что касается торпедного вооружения, то и здесь для испанцев
был качественный прорыв. До этого поворотные торпедные аппараты
устанавливались лишь на миноносцах, крупные же корабли довольствовались
неподвижными в корпусе, каковые кстати и стояли на "Бирмингемах".
На "Рейне Виктории Эухении" впервые в испанской практике
для крупных кораблей, было установлено по два двухтрубных
поворотных торпедных аппарата для стрельбы 533-мм торпедами
стандартного английского образца. Правда место их выбрали
крайне неудачно.
Из-за продолжавшегося в корму длинного бака, испанцы решились на оригинальный шаг установить аппараты на главную палубу в район носовой надстройки. Таким образом борта "Рейны Виктории Эухении" украсились специальными откидывающимися при стрельбе портами. Но место было выбрано крайне неудачно: при волнении и на большом ходу стрельба из таких установок была просто невозможна. Альтернативное место установки аппаратов также не прижилось. Их установили на верхней палубе в районе второй дымовой трубы. В результате торпеда падала в воду со слишком большой высоты и как правило имела тенденцию либо ломаться от удара, либо входить со слишком большим углом, что иногда не гарантировало всплытие. В результате, торпедное вооружение стало для "Рейны Виктории Эухении" - "Републики" пустым балластом, так что во время перестройки в 1937-38 гг. аппараты вообще демонтировали. В отличие от головного скаута, на "Мендес Нуньесе" и "Блас де Лесо" бак обрывался в районе носовой надстройки, так что места на главной палубе вполне хватало. Данная схема расположения нареканий не вызывала и аппараты сохранились на "Мендесе Нуньесе" даже после его модернизации.
Завершая обзор вооружения скаутов, следует упомянуть о
двух установленных на борту каждого скаута телефонных станциях,
осуществлявших связь со всеми отсеками и постами крейсера,
а при заведении на борт городского кабеля при стоянке в
порту, и связь с берегом.
Освещение обеспечивали четыре 610-мм боевых прожектора, которые в ходе перестройки крейсеров заменили на более мощные 900-мм. Первоначально огонь скаутов корректировался с помощью трех 1,5 или 2,5-метровых дальномеров, после модернизации на "Мендесе Нуньесе" в 1949 г. их заменили два башенноподобных директора с 4-метровыми дальномерами. Угол наведения вертикального наведения составлял 95°, а угол снижения немного различался: на носовом директоре он был 15°, а на кормовом лишь 7,5°.
Станции беспроволочного телеграфа позволяли осуществлять
устойчивую связь на дальности до тысячи километров. Радиопозывные
крейсеров были следующие: "Рейна Виктория Эухения" - EBAC;
"Мендес Нуньес" - EBAE; "Блас де Лесо" - EBAO. А из установленного
в ходе модернизации "Мендеса Нуньеса" оборудования, следует
отметить радар фирмы "Decca".
***
Шлюпочное вооружение
Корабельные плавсредства в ходе службы крейсеров неоднократно изменялись. Поэтому интересно проследить тенденцию этого изменения на примере "Мендеса Нуньеса". К моменту комплектования на крейсере стояло один 36-футовый (10,98-м) моторный катер, два баркаса: 32-футовый (9,75 м) и 30-футовый (9,15 м), один 30-футовый (9,15 м) гребной адмиральский катер, два 27-футовых (8,28 м) вельбота и два 16-футовых (4,83) яла.
После перестройки крейсера его шлюпочное вооружение включало:
два 9-метровых мотобота, два 7-метровых вельбота, два 8-метровых
моторных катера, два 5-метровых яла и 14 3-метровых спасательных
плотиков.
***
Экипаж
В ходе службы численность экипажа крейсеров постоянно изменялась, но можно утверждать, что в среднем она составляла около 400 человек.
После переоборудования "Набарры" численность экипажа снизилось
с 450 до 404 человек, в основном за счет персонала машинного
и котельного отделений. В то время, как штатная численность
экипажа "Мендеса Нуньеса" возросла с 343 до 370 человек,
в основном за счет увеличившегося вооружения.
***
Идентификация и окраска
Международным идентификатором крейсерам присваивались следующие литеры: "Рейна Виктория Эухения" - GQBC; "Мендес Нуньес" - GQBD; "Блас де Лесо" - GQBF. В составе флота королевской Испании крейсера несли в разные годы службы окрас корпуса изменявшийся от светло-серого до темно-серого с неизменно черными козырьками труб. Для идентификации на трубах наносились белые полосы, поскольку силуэт "Рейны Виктории Эухении" отличался от очертаний других скаутов, единственный крейсер с полосой стал "Блас де Лесо". Она наносилась на первой трубе под черным козырьком. С гибелью "Блас де Лесо" необходимость различать крейсера отпала. По опыту гражданской войны выяснились трудности с идентификацией кораблей, обладавших одинаковым количеством труб и мачт. Поэтому на трубах "Набарры" снова появились две черные полосы (по одной на каждой трубе), которые с окончанием войны исчезли. Во второй мировой войне Испания сохраняла нейтралитет, и потому все ее корабли на борту несли большое изображение национального красно-желто-красного флага для лучшей идентификации корабля подводными лодками, а для лучшего опознания "нейтрала" авиацией на палубу наносились белые четырехугольники с черным франкистским крестом. Но поскольку "Набарра" ко Второй мировой войне практически утратила боеготовность, от идентификаторов нейтральности быстро отказались.
В 1953 г. странами-участницами блока НАТО было принято
единое обозначение для бортовых номеров боевых кораблей.
Хотя Испания вступила в НАТО лишь в 1986 г. (до этого ее
вступлению действенно противились Франция и Великобритания),
она тесно сотрудничала в военной области с США. Из-за этого
испанцы также придерживалась единой европейской системы
бортовых номеров, примерно в это же время появившимися на
кораблях ВМС Испании. С01, бортовой номер "Мендеса Нуньеса",
наносился с обоих бортов белой краской в районе носовой
надстройки.
|