Первое официальное задание было возложено на "Блас де
Лесо" уже летом 1925 г., когда он вместе в эсминцами "Веласко"
и "Альседо" присутствовал на церемонии поднятия боевого
флага на его близнеце.
В литературе существует большая путаница по поводу даты
"ввода кораблей в строй". Зачастую не представляется возможным
определить, что имели авторы под этим термином: момент окончания
приемных испытаний, дату приказа о зачислении корабля в
списки флота, дату передачи корабля заказчику, дату начала
кампании или дату подъема боевого флага. В зависимости от
предпочтений и языка авторов, чаще всего это бывают completed
или Indienststellung, т.е. приемка от строителя, либо же
commissioned или Frontbereit, т.е. начало кампании. Особенность
испанского делопроизводства заключалось в том, что королевский
декрет о присвоении наименования корабля, как правило, совпадавший
с зачислением в списки флота, обычно происходил еще до спуска
корабля на воду, а нередко даже до закладки. Дата начала
кампании также не может быть выбрана в качестве решающей,
поскольку иногда даже полностью укомплектованные и боеготовые
корабли (?!) могли не стоять в кампании. Даты окончания
приемных испытаний и даты передачи корабля заказчику как
правило испанские документы не фиксировали. Главнейшей же
датой в хронологии корабля считался подъем боевого флага,
на этой церемонии нередко присутствовали августейшие особы
и высокопоставленные лица. Сама церемония обычно проходила
достаточно пышно и могла соперничать в этом лишь со спуском
на воду. Однако до подъема флага корабль мог уже участвовать
в различных операциях и не первый год находиться в кампании!
Так что остается только догадываться, что имели в виду,
например, составители справочника Конвея называя под датой
комплектования: "Мендеса Нуньенса" 30 августа 1924 г., "Блас
де Лесо" - 22 мая 1925 г.
13 июня оба крейсера вошли в состав Практической эскадры
и, поскольку того требовала политическая обстановка, их,
пока еще с совершенно несплаванными экипажами, перебросили
в состав военно-морских сил Северной Африки.
В апреле 1925 г. рифская армия перешла в наступление, и
боевые действия на территории северного Марокко перекинулись
во французскую зону протектората. Видимо, успевшая за период
мира забыть боевой опыт, 100-тысячная французская армия,
вооруженная самой современной боевой техникой, несла большие
потери и отступала практически по всему фронту. В этой обстановке
в начале лета 1925 г. состоялось франко-испанские переговоры,
на которых достигли соглашение начать совместные действия
против непокорных кабилов. Для обоих крейсеров это означало
самое активное привлечение их для блокадной и патрульной
службы, чтобы воспрепятствовать подвозу оружия в Марокко
и поддержать своим огнем действия приморского фланга армии.
8 сентября началась знаменитая десантная операция у селения
Себадилья в бухте Алукемас, в непосредственной близости
от рифской столицы Адждира. Высадка 12-тысячного испанского
отряда координировалась с французским наступлением у Верги
и испанским у Тетуана. В операции участвовало 32 испанских
и 18 французских кораблей, во главе с линкорами "Альфонсо
XIII", "Хаиме I" и "Пари". Фактически же в операции оказался
задействован практически весь небольшой испанский флот,
в том числе крейсера "Рейна Виктория Эухения", "Блас де
Лесо", "Мендес Нуньес" и "Эстремадура". С воздуха операцию
прикрывали самолеты гидроавиатранспорта "Дедало".
После предварительной бомбардировки с крупных кораблей
к берегу приткнулись три плоскодонных баржи, с которых,
вероятно впервые в истории в операциях подобного рода, сошли
три танка. Всего же с 8 по 12 сентября на берег высадилось
12 тысяч человек и 16 танков. Особого противодействия противника
не предполагалось, но рифы действовали весьма отчаянно,
сумев даже попасть из полевой пушки в линкор "Альфонсо XIII".
Герой нашего повествования в этой операции не пострадал,
как и в проведенной несколько дней спустя подобной операции
в устье реки Керт, недалеко от Мелильи.
После этих операций участь независимого Марокканского государства
была предрешена. В мае следующего 1926 г. у реки Керт франко-испанские
войска окружили основные силы рифов, после чего те сложили
оружие. Так что крейсер смог вернуться к своим обязанностям
мирного времени.
21 декабря 1926 г. в командование "Блас де Лесо" заступил
капитан 1 ранга дон Гонсало де ла Пуэрта-и-Диас, с именем
которого в биографии крейсера связаны самые яркие страницы
биографии.
22 декабря 1926 г. самолет Дорнье "Валь" "Плюс Ультра"
под командованием майора Рамона Франко [однофамилец генералиссимуса,
ставший впоследствии первым командиром республиканских ВВС.]
стартовал в Палос де Мохер и с несколькими промежуточными
посадками, пробыв в воздухе 58 часов 14 минут и преодолев
10120 км, приземлился в Буэнос-Айресе. Этот перелет много
сделал для поднятия международного престижа Испании. А обеспечивали
перелет крейсер "Блас де Лесо" и эсминец "Альседо". На участке
маршрута Дакар - Фернандо де Норонья крейсер снабдил летчиков
горючим и необходимыми материалами, а также осуществлял
на этом участке радиосвязь с самолетом.
20 января 1927 г. в Китае произошел очередной международный
кризис. Спровоцированные правительском Чан Кай Ши, в Кантоне
прошли многочисленные антикоммунистические погромы. Поскольку
в них снова погибло несколько иностранцев, международные
силы сочли необходимым провести вторжение в Китай.
25 января 1927 г. "Блас де Лесо" вышел из Кадиса и взял
курс на Шанхай. По дороге он зашел в Порт-Саид (28 января),
Аден (6 февраля), Коломбо (13 февряля) и Сингапур (20 февраля).
27 февраля крейсер бросил якорь в Усуне (Янцзы) и на следующий
день прибыл в Шанхай. Крейсер вошел в состав международной
эскадры под командованием британского адмирала Реджинальда
Тоухитта, который поручил командиру крейсера охранять международные
интересы в западной зоне. 15 марта крейсер произвел высадку
взвода десантников и до 20 августа неотлучно выполнял свои
обязанности. Результатом этой миссии стала весьма высокая
оценка действий крейсера в мировой печати, заслуженное своим
"честным поведением, способствующим общим интересам".
Однако экипаж крейсера получил чувствительный удар, с той
стороны, откуда его никто не ждал: на нем вспыхнула эпидемия
стрептококков. В результате чего стало необходимым прервать
миссию и выйти в порт Цинвандао в заливе Чилли для проведения
процедуры очистки и дезинфекции. В этой операции наивысшей
похвалы заслужили действия капитана медицины дона Педро
Луиса Сикре, который сумел в рекордные сроки взять эпидемию
под контроль, так что уже 24 сентября крейсер смог выйти
в Испанию. По дороге в начале октября "Блас де Лесо" зашел
в Манилу, став тем самым первым кораблем ВМФ Испании, зашедшим
в этот город со времен разгрома 1898 г. Интересно отметить,
что это событие послужило поводом к выпуску почтовой марки,
на которой был изображен крейсер.
Продолжая свою поездку "Блас де Лесо" вновь посетил уже
упомянутые порты, естественно в обратном порядке: Сингапур,
Коломбо, Аден, войдя 16 ноября в Порт-Саид. В итоге 24 ноября
крейсер вернулся в Картахену, где по этому поводу состоялась
пышная праздничная церемония. В знак признания его заслуг
по укреплению престижа Испании на международной арене, Де
ла Пуэрта получил чин контр-адмирала и ушел на повышение.
А сам крейсер за свои заслуги получил в июле 1928 г. в Сан-Себастьяне
боевой флаг, врученный депутацией от Гипускоа. В торжественном
акте приняли участие инфанты Беатрис Исабель и Мария Кристина.
После традиционных праздников "Блас де Лесо" вошел в состав
дивизиона крейсеров, и теперь оба близнеца могли вместе
отрабатывать взаимодействие с флотом в различных маневрах
и учениях, в основном у Картахены и Балеарских островов.
1931 год ознаменовался для "Блас де Лесо" сразу двумя событиями.
Во-первых, в командование им вступил, как оказалось его
последний командир, капитан 1 ранга Камило Молинс Каррерас,
а во-вторых, корабль ушел на завод Эчевариетта (рядом с
Кадисом) для капитального ремонта. Последствия длительного
плавания в тропических водах были ликвидированы в ходе ремонта
корпуса. Кроме того, артиллерия главного калибра была полностью
переведена на электричество, крейсер получил новый акустический
эхолот и директор управления огнем фирмы "Хаземайер". С
целью увеличения экономичности предполагалось внести небольшие
изменения в конструкцию машин, но денег на это уже не оставалось.
В июле следующего года у побережья Галисии должны были
состояться большие маневры испанского флота. Для их проведения
сформировали две эскадры. Перед "красными" ставилась задача
атаковать побережье предполагаемого противника с целью высадки
десанта в устье одной из галисийских рек. Им противостояли
"синие", которые в свою очередь этого не должны были допустить.
В красной эскадре состояли крейсера "Блас де Лесо", "Мендес
Нуньес" эсминцы "Санчес-Баркастеги" и "Лепанто"; в синей
- крейсера "Либертад", "Мигель де Сервантес", "Альмиранте
Сервера", эсминцы "Чуррука" и "Алькала Галиано". 11 июля
1932 г. командир "красных" повел свои корабли к мысу Финистерре,
где они расположились в проливе между Сентоло и мысом Набе.
Внезапно около 14 часов на "Блас де Лесо" почувствовали
сильный удар. Незамедлительно капитан 1 ранга Молинс отдал
приказ осмотреть правый и левый борт, а аварийной партии
начать борьбу за живучесть. Через несколько минут он выслушал
неутешительный рапорт, что вода быстро поступает в котельное
отделение "А", из-за чего котлы пришлось потушить и корабль
лишился пара, а значит и управления. Хотя Молинс отдал приказ
ввести в действие угольные котлы задних отсеков, по быстрому
поступлению воды стало ясно, что крейсер обречен. Для уменьшения
потенциальных потерь, всем, не задействованным в борьбе
за живучесть, приказывалось пересесть в шлюпки, а всем остальным
быть готовым покинуть корабль по первому приказу. Довольно
быстро удалось завести конец с "Санчес-Баркастеги", но поскольку
тот лопнул, крейсер так и остался качаться на волнах, все
более и более оседая носом. Около 15-00 с помощью рыболовного
траулера и подводной лодки В-3 еще раз попытались взять
"Блас де Лесо" на буксир, но снова все окончилось неудачно.
В 19-45 по постам отдали приказ собраться на верхней палубе
и начать эвакуацию. В лучших традициях испанского флота
капитан 1 ранга Молинс последним покинул гибнущий корабль,
который затонул в 20-25 в точке с координатами 42°49? СШ
- 9°13,4? ЗД.
Практически незамедлительно последовал приказ морского
министра командирам дислоцированных в районе трагедии кораблей
осмотреть место затопления для определения возможности подъема
крейсера. Но мнение специалистов было неутешительно. Крейсер
затонул на глубине 60-70 м, и собственными силами осуществить
подъем не представлялось возможным. Требовалось заключение
контракта со специализированными зарубежными фирмами, что
делало стоимость возврата корабля под испанский флаг неприемлемо
большой.
Как следствие трагедии желтая пресса тут же вылила море
грязи на командира "Блас де Лесо" и на руководившее маневрами
командование. Для защиты чести мундира было решено провести
военный трибунал, результаты которого насколько это только
было возможно без разглашения государственных тайн, освящались
бы в средствах массовой информации. А пока, на период следствия
район Сентоло, шириной в 360 м закрывался для судов с осадкой
более 12 м. Как оказалось, причиной гибели крейсера оказались
две подводные скалы, не обозначенные ни на одной морской
карте. При максимальном отливе они находились на глубине
всего 5 м. "Блас де Лесо" наскочил одновременно на обе скалы,
пропоров свое днище на протяжении более десятка метров.
В итоге все случившееся было признано роковой случайностью
и по приговору от 1 марта 1933 г. всех виновных оправдали.
|