|
"Атланта" |
"Дидо" |
"Мендес Нуньес" |
Водоизмещение стандартное,
т |
6000 |
5450 |
4680 |
Размерения, м |
165 х 16,3 х 6,5 |
150 х 15,4 х 4,3 |
140 х 14,0 х 4,4 |
Мощность машин, л.с. |
75000 |
62000 |
45000 |
Скорость,
уз |
33 |
33 |
29 |
Вооружение |
16 х 127-мм АА
12 х 28-мм АА
8 х 20-мм АА
8 ТА |
10 х 133-мм АА
8 х 20-мм АА
8 х 12,7-мм АА
6 ТА
|
8 х 120-мм АА
10 х 37-мм АА
32 х 20-мм АА
6 ТА
|
Бронирование, мм: |
пояс |
88 |
51-76 |
76-50 |
палуба |
51+51 |
12,7-51 |
25 |
башни |
37 |
25-51 |
- |
рубка |
95 |
25 |
152 |
При оценке проекта скаутов следует учесть, что строились
они фактически по немного переработанному довоенному проекту,
а потому не смогли вобрать в себя весь опыт мировой войны.
Безусловно, кое-какие небольшие усовершенствования в проект
внесли англичане, кое-что испанцы, но по большому счету
крейсера так и остались довоенным. Это хорошо понимали и
сами испанцы, потому строительство второй пары крейсеров
типа "Блас де Лесо" отменили и построили их уже по послевоенному
проекту "Е".
Крейсера "Рейна Виктория Эухения", "Блас де Лесо" и "Мендес
Нуньес" составили довольно однородное соединение испанского
флота, и безусловно эти крейсера дали испанцам неоценимый
опыт как строительства, так и эксплуатации крупных современных
кораблей, который им очень пригодился в будущем. Но уже
в начале 30-х годов "Мендес Нуньес" остался фактически один.
И тут требуется снова вспомнить о специфике испанской ситуации.
Если бы в каком-нибудь великом флоте его, не задумываясь,
тут же сдали на слом, то испанцы позволить себе такую роскошь
просто не могли. Поэтому они и перевели крейсер в своеобразную
"ссылку" сделав из него флагманский корабль дивизиона эсминцев.
Сложности тактического применения "Мендес Нуньес" многократно
возросли во время гражданской войны. После торпедирования
крейсера "Мигель де Сервантес" он фактически стал второй
боевой единицей, которую можно было бы противопоставить
франкистским тяжелым крейсерам.
В начале гражданской войны машины "Мендес Нуньес" не могли
развить больше 26 узлов и чем дальше, тем его максимальная
скорость все более и более снижалась, что, безусловно, служило
тормозом при более быстроходных кораблях. Но с другой стороны,
на нем стояли точно такие же орудия главного калибра, как
и на более новых "Либертад" и "Мигель де Сервантес", правда,
с меньшим углом возвышения и как следствие меньшей дальностью.
Поэтому "Мендес Нуньес" и таскался с эскадрой практически
во всех крупных акциях. И в проведенных сражениях польза
от него была всего одна: он отвлекал на себя часть огня
противника, который в противном случае пришелся бы на остальные
корабли.
По окончанию гражданской войны, в которой испанский флот
понес чудовищные потери, "Мендес Нуньес" сразу стал пятым
по ценности кораблем Испании, и его сдача на слом вообще
откладывалась на неопределенное время. О каком списании
можно говорить, если даже еще более древняя "Рейна Виктория
Эухения" прошла кардинальную модернизацию! В результате
этого все начало 1940-х годов прошло в поисках возможных
вариантов по использованию безнадежно устаревшего крейсера.
В отличие от "Мендеса Нуньеса", при перестройке "Набарры"
таких мучений выбора не возникало. Ее просто привели в боевую
готовность. И в этом смысле, обновленный крейсер был ничуть
не лучше и не хуже его модернизированных аналогов в великих
флотах, например, той же австралийской "Аделаиды". Испанцам
просто следовало бы сотворить нечто подобное и с "Мендесом
Нуньесом", чтобы немного продлить его срок службы.
Вместо этого они пошли другим путем. Одним из первых вариантов
было простое перевооружение крейсера башнями главного калибра
по типу установленных на "Мигель де Сервантес". Это тоже
могло бы стать довольно удовлетворительным вариантом "утилизации",
хотя и более дорогим, чем первый. Вместо этого корабль переоборудуют
в крейсер ПВО. Трудно сказать, что подтолкнуло испанское
руководство на подобный шаг, вероятно дань моде. В результате
и получилась эта "ухудшенная" версия американской "Атланты"
или английского "Дидо". Но ведь они создавались специально
для повышения устойчивости противовоздушной обороны авианосных
соединений, которых у испанцев просто не было. В результате
крейсер ПВО в испанской интерпретации видится этаким зазубренным,
но так и понятым уроком второй мировой. И единственным применением
мощной ПВО крейсера стала бомбардировка этими зенитками
позиций марокканцев в северной Африке, то есть то, с чем
бы справилась простая плавучая батарея!
Подведя итог многолетних "мучений" испанского флота со
своими скаутами, остается отметить, что они очень походили
на некую дорогую игрушку, которую бы и выбросил, да жалко.
|