История службы: другие "карманные линкоры"
"Дойчланд"
- "Лютцов"
"Адмирал
Шеер"
"ДОЙЧЛАНД" -
"ЛЮТЦОВ"
«Старшие братья» «Адмирала графа
Шпее» имели значительно более продолжительную историю,
заслуживающую отдельного рассказа. Головной корабль,
спущенный на воду в присутствии тогдашнего президента
Германии фельдмаршала Гинденбурга 19 мая 1931 года,
формально вступил в строй 1 апреля 1933 года. Однако
в первый испытательный поход вышел только через
2 месяца. На августовских пробегах он развил скорость
28 узлов. Интенсивные пробы заняли остаток года
и начало следующего. Весной и летом «Дойчланд» совершил
походы в Скандинавию, а в ноябре встал на первый
ремонт и переоборудование. По завершении работ весной
1935-го он вышел в дальний заграничный рейс к берегам
Южной Америки, а осенью вместе с «Шеером» крейсировал
в Северной и Центральной Атлантике — будущей зоне
рейдерства. Поход завершился визитом в Стокгольм,
где на борт корабля поднялся шведский король. 1936
год ознаменовался началом «испанской карьеры» «карманных
линкоров». В конце июля «Дойчланду» и «Шееру», готовившимся
к маневрам, приказали срочно принять топливо и провиант
для дальнего похода. На «Дойчланде» поднял флаг
вице-адмирал Карле; «броненосец» спешно оснастили
гидросамолетом He-60, и через день после получения
приказа германская эскадра отбыла в Испанию. Первый
«круиз» оказался непродолжительным: 24 августа оба
«карманных линкора» вышли в обратный путь, уступив
место «Шпее». Однако 1 октября они вернулись в испанские
воды. Второй заход продлился до 14 ноября, а по
возвращении корабли приступили к ежегодному профилактическому
ремонту. В мае 1937 года неразлучная пара вновь
оказалась в Средиземном море. Здесь на долю «Дойчланда»
выпало первое испытание, как бы задавшее тон его
дальнейшей карьере. Головной корабль серии оказался
весьма неудачливым: он получал повреждения практически
в каждой важной операции, не достигая при этом никаких
существенных результатов.
29 мая на рейде острова Ивиса «Дойчланд»
атаковали с воздуха 2 самолета, добившись двух прямых
попаданий и одного близкого разрыва, потопившего
катер у борта «броненосца». Хотя бомбы были всего-навсего
50-килограммовыми, они причинили кораблю значительный
ущерб. Два взрыва(в районе передней надстройки и
в центральной части корпуса, около правой 150-мм
установки № 3) вызвали серьезный пожар, уничтоживший
гидросамолет, унесли жизни 19 моряков и ранили еще
81, из которых четверо позже умерли. После экстренной
ликвидации повреждений линкор отправился на родину
«залечивать» раны.
После завершения ремонта «Дойчланд»
еще дважды побывал в испанских водах: с поздней
осени 1937-го по февраль следующего года и в июле
— августе 1938-го. В промежутке между походами корабль
прошел модернизацию.
Переоборудованный «Дойчланд» в марте
1939 года принимал участие в оккупации Мемеля, а
в конце августа получил приказ на выход для рейдерства
в Атлантике в паре с «Адмиралом графом Шпее». Этот
почти трехмесячный поход под командованием капитана
цур зее Веннекера закончился практически безрезультатно.
Ему удалось потопить всего 2 судна общей вместимостью
7000 per. т, что не окупало даже стоимости израсходованного
топлива. 15 ноября «броненосец» благополучно вернулся
в Киль. Неудачный рейд повлиял и на переименование
корабля, хотя основным мотивом для превращения «Дойчланда»
в «Лютцов» стала суеверная боязнь Гитлера за судьбу
судна, носящего имя «тысячелетнего рейха» («Германия»
не может погибнуть!). Как вскоре выяснилось, шанс
на то действительно имелся.
Следующая большая операция — высадка
в Норвегии — едва не стала для линкора последней.
«Лютцов» вошел в состав группы, предназначенной
для оккупации Осло, и 9 апреля 1940 года следовал
в строю за злополучным крейсером «Блюхер». После
того как беспомощный флагман, получивший попадания
крупнокалиберными снарядами с береговых батарей,
миновал огневую завесу, целью для норвежских орудий
стал «карманный линкор». 280-мм снаряд попал в его
носовую башню (практически точно в середину лобовой
плиты), выведя ее из строя на час с лишним и уничтожив
центральное орудие. Еще 2 попадания в надстройки
убили или ранили почти 20 членов экипажа, в том
числе прислугу двух 150-мм пушек, а также вызвали
пожар. «Лютцов» отвернул и отошел на юг. На его
счастье, энергичные действия десанта поправили положение,
хотя судьба операции против Осло висела на волоске.
После захвата столицы поврежденныи «карманный линкор»
получил приказ как можно скорее возвращаться в Германию.
Выйдя в море поздно вечером следующего дня, его
командир капитан цур зее Типе решил пройти опасную
из-за возможного присутствия подводных лодок зону
на большой скорости. Но это не спасло «Лютцов»:
около 2 часов ночи он получил торпеду с британской
субмарины «Спирфиш», хорошо еще только одну из 6-торпедного
залпа. Попадание в корму привело к затоплению 4
отсеков, причем корпус позади башни надломился.
Хотя дизели остались работоспособными, через 10
минут после взрыва линкор беспомощно дрейфовал на
2-узловой скорости. Только близость хорошо оборудованных
баз позволила буксирам и тральщикам оттащить корабль
в Киль, на что потребовалось почти двое суток, на
протяжении которых неудачник «Лютцов» несколько
раз садился на мель.
Длительный ремонт, занявший более
полугода, был отмечен попаданием бомбы в ходе бомбардировки
Киля 9 июля 1940 года. Формально корабль вновь вступил
в строй 8 августа, однако фактически он был вновь
готов к действиям лишь к новому году. Предполагалось,
что в июле 1941-го «Лютцов» отправится в новый атлантический
рейд, однако в преддверии нападения на СССР Гитлер
запретил операцию. Решение оказалось неудачным:
13 июня при переходе корабля на Балтику британские
торпедоносцы «Бофорт» атаковали его и, несмотря
на воздушное прикрытие, добились попадания в середину
корпуса. Затопленными оказались 2 моторных отсека
и один из отсеков с соединительными муфтами. «Лютцов"
лишился хода и принял 1000 т воды, получив на короткое
время угрожающий крен около 20°. Предпринятые меры
позволили частично спрямить корабль и дать 12-узловый
ход. «Карманный линкор» благополучно добрался до
Киля, где вновь встал на ремонт.
Работы завершились лишь в январе
1942 года, однако исключительно суровая зима заставила
отложить выход в Норвегию до 16 мая. Спустя 6 дней
«Лютцов» наконец воссоединился со своим систершипом
«Шеером» в заливе Боген. Первая же попытка действий
против конвоя PQ-17 (операция «Россельшпрунг») вновь
привела к выходу из строя злосчастного корабля.
Находясь под флагом вице-адмирала Кюммеца, он напоролся
на не обозначенную на карте скалу еще до выхода
из залива Боген и вынужден был вернуться в Нарвик.
Планировавшийся на лето полугодовой рейд в Атлантику
командование флота вновь отменило. «Лютцов» не взяли
даже в местную операцию в Карское море, в которую
отправился один «Шеер».
Следующим (и опять неудачным) стал
выход в конце декабря 1942 года на операцию «Регенбоген»,
приведший к печальному для немцев «новогоднему бою».
«Лютцов» и тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» безуспешно
атаковали конвой, прикрываемый лишь эсминцами. «Карманный
линкор» находился в очень выгодной позиции с юга
от беспомощных торговых судов, получив отличную
возможность использовать свой главный калибр — впервые
после 1939 года! «Лютцов» смог развить 26-узловую
скорость в условиях плохой погоды, опровергнув критику
его мореходности со стороны верховного командования.
Однако пассивное маневрирование и попытки стрельбы
с 85 кбт в условиях плохой видимости привели к тому,
что «поезд ушел». После повреждения «Хиппера» подоспевшими
британскими крейсерами деморализованные немцы покинули
поле боя, уступив его более слабому, но уверенному
в себе противнику.
Самым важным итогом неудачной операции
стал приказ Гитлера, запрещавший дальнейшее активное
использование крупных боевых кораблей. «Лютцов»
с уменьшенным экипажем формально остался в строю,
но по-прежнему находясь в Нарвике. В марте наиболее
крупные из уцелевших боеспособных судов кригсмарине
(в их числе и «карманный линкор») переместились
в Альтен-фиорд, поближе к зоне прохождения конвоев.
Командование флота предполагало задействовать его
в индивидуальном рейдерстве в Арктике, но запрет
Гитлера и большой риск заставили раз за разом откладывать
решение и в конце концов вообще отказаться от операции.
10 сентября 1943 года последовал приказ о возвращении
«Лютцова» в Германию. 23-го числа того же месяца
началась операция по его проводке, которую удалось
успешно завершить спустя 4 дня, несмотря на то,
что британское Адмиралтейство получило сообщение
своей радиоразведки. Корабль поставили на очередную
модернизацию, после которой он должен был стать
чисто учебным судном. Это означало перевод на Балтику
— наиболее спокойное для кораблей «третьего рейха»
море. Там продолжилась служба «броненосца», который
с конца 1943 года по март следующего прошел очередной
ремонт и модернизацию в Либаве (Лиепае). По завершении
работ весной 1944 года «Лютцов» участвовал в походе
флота к устью Финского залива для демонстрации своей
мощи собиравшейся выйти из войны Финляндии (операция
«Ротбухе»). Летом 1944 года командование решило
перевооружить корабль, усилив его зенитную артиллерию.
Работы также проводились в Либаве и заняли около
месяца. В конце сентября полностью боеготовыми крупными
кораблями оставались только «Лютцов» и тяжелый крейсер
«Принц Ойген». Их предполагалось использовать для
поддержки немецких войск на побережье Рижского залива.
11 октября 1944 года «карманный линкор» вновь открыл
огонь главным калибром, впервые после злополучного
«новогоднего боя». В конце месяца он обстреливал
позиции советских войск на полуострове Сворбе, израсходовав
свыше 300 11-дюймовых снарядов.
Между тем база в Готенхафене стала
небезопасной. Рейды союзной авиации заставили перевести
«Лютцов» и «Шеер» в Пиллау. В конце января оба «карманных
линкора» вновь поддерживали свою армию, но уже в
Восточной Пруссии. Конец фашистской Германии был
близок, и для больших кораблей просто не оставалось
укромных мест. В середине апреля британские «ланкастеры»
атаковали находившийся в Свинемюнде «Лютцов» тяжелыми
бомбами. Хотя прямых попаданий не было, близкие
разрывы привели к постепенному затоплению корпуса.
Корабль сел на грунт на мелком месте, продолжая
обстреливать части Советской Армии, приближавшиеся
к городу, до 3 мая. Взорванный командой и полностью
выгоревший корпус весной 1946 года был поднят советскими
спасателями, однако из-за невозможности восстановления
в следующем году корабль затопили в центральной
части Балтийского моря.
"АДМИРАЛ ШЕЕР"
«Адмирал Шеер» вступил в строй как
раз к моменту первого ремонта «Дойчланда», 12 ноября
1934 года. Вся зима 1934/ 35 года прошла в испытаниях,
в ходе которых корабль развил на мерной миле скорость
29 узлов, однако проводившие измерения инженеры
отнесли столь высокий результат на ошибки приборов,
полагая, что более тяжелый «Шеер» не может быть
быстроходнее головного систершипа.
В конце июля 1936 года «Адмирал Шеер»
в составе германской эскадры отправился в Испанию.
После короткой стоянки в Малаге он оперировал в
средиземноморских водах. 1 августа на обеих башнях
главного калибра появились опознавательные знаки
— черно-бело-красные полосы. Отбыв на родину в конце
августа вместе с «Дойчландом», «Шеер» вернулся с
ним же в Испанию в октябре.
В третьем походе в мае 1937 года
на долю второго «карманного линкора» выпала малопочетная
роль морского террориста. После воздушной атаки
«Дойчланда» 29 мая он получил из Германии приказ
бомбардировать Альмерию и уничтожить якобы находившийся
там испанский республиканский линкор «Хайме I».
Хотя командир «Шеера» капитан цур зее Цилиакс знал,
что устаревший линейный корабль в действительности
базировался в Картахене (защищенном солидными береговыми
батареями), он предпочел выполнить приказ, выпустив
рано утром в течение 15 минут 91 снаряд главного
калибра, 100 «промежуточных» 150-мм и 48 зенитных
88-мм снарядов. Этот «подвиг» осудили все державы
мира, и в результате Германия и Италия оказались
в изоляции. Им пришлось вывести свои боевые суда
из состава международных патрульных сил и окончательно
покончить с политикой невмешательства. Тем не менее,
«Адмирал Шеер» продолжил походы в испанские воды,
покинув их последним из «карманников» лишь в июне
1938 года.
После небольшого ремонта и модернизации
«Шеер» в марте 1939 года принял участие в захвате
Мемеля (Клайпеды) — последней репетиции перед «большой
войной». Крупная модернизация не позволила ему участвовать
в рейдерских действиях начала мировой войны и «Учениях
на Везере». Только в июле 1940 года «карманный линкор»
мог вновь считаться боеспособным. Оставшись единственным
судном этого типа в строю, он, естественно, был
отправлен в океан для борьбы против судоходства.
Под командованием капитана цур зее Кранке он покинул
норвежский порт Ставангер вечером 28 октября и прорвался
в Атлантику севернее Исландии. 5 ноября «Шеер» атаковал
конвой НХ-84, потопив прикрывавший его вспомогательный
крейсер «Джервис Бэй» и 5 торговых судов. Затем
Кранке увел свой корабль сначала в Центральную,
а затем и в Южную Атлантику, где его жертвами стали
6 союзнических судов. После столь длительного крейсерства
«карманный линкор» в начале февраля 1941 года обогнул
мыс Доброй Надежды и о. Мадагаскар, уничтожив в
Мозамбикском проливе еще 3 судна. 20 февраля рейдер
лег на обратный курс и за месяц с лишним практически
по своим же следам вернулся домой. Рейдерство «Шеера»
стоило союзникам 16 потопленных или захваченных
судов общей вместимостью 99 000 рег.т. Помимо прямого
материального ущерба, англичане понесли значительные
убытки из-за прекращения судоходства сразу в двух
океанах. Операцию «Адмирала Шеера» можно считать
наиболее успешной из действий «карманных линкоров»
в годы войны. Корабль находился в море 161 день
и покрыл свыше 46 тыс. миль, израсходовав свыше
7 тыс. т топлива.
Успешный поход, однако, привел к
выработке ресурса дизелей. После их полной переборки
последовало повреждение «Лютцова» британской авиаторпедой,
что заставило отложить «парный» выход до весны 1942
года. Прибытие «Шеера» в Осло в начале сентября
1941 года вызвало несколько налетов союзной авиации,
и его вернули на Балтику, где «карманный линкор»
вместе с «Тирпицем» составили основу так называемого
«Балтийского флота», предназначавшегося для действий
против возможного прорыва советских кораблей на
Запад. Нелепость такого предположения вскоре окончательно
прояснилась, и «Адмирал Шеер» вновь отправился в
Норвегию, куда переместился центр тяжести морских
операций кригсмарине.
В феврале 1942 года он благополучно
прибыл в Тронхейм вместе с линкором «Тирпиц» и тяжелым
крейсером «Принц Ойген». Однако командование флота
все более скептически смотрело на использование
малоскоростных, с его точки зрения, «карманных линкоров».
(После ремонта и «Шеер», и «Лютцов» развивали на
мерной миле не более 26 узлов, хотя неизвестно,
являлась ли эта скорость предельной.) Поэтому они
составили особую «малоскоростную» группу, которая
обычно оставалась на стоянке в Нарвике, когда «Тирпиц»
и «Ойген» делали попытки перехватить союзные конвои.
После отмены океанского похода, планировавшегося
на лето 1942 года, командование флота решило задействовать
наиболее боеспособный из «карманных линкоров» в
локальной операции против советского судоходства
и баз в Карском море. Поход этот трудно назвать
успешным: «Шееру» удалось лишь потопить в неравном
бою вооруженный пароход «Александр Сибиряков». Попытка
атаки порта Диксон была сорвана решительными действиями
слабых береговых батарей и орудий вспомогательного
сторожевика «Дежнев». Выпустив 77 снарядов главного
калибра и еще 379 — из 150- мм и 105-мм орудий,
"Адмирал Шеер" ретировался, не достигнув практически
никаких результатов. В конце года «карманник» отправился
в Германию на очередной ремонт, начавшийся в декабре
на верфи в Вильгельмсхафене. В начале следующего
года он стал объектом многочисленных, но безуспешных
воздушных налетов американских тяжелых бомбардировщиков.
В октябре 1943 года «Шеер» уже маневрировал в акватории
порта при помощи буксиров. Затем вместе с «Лютцовом»
он использовался на Балтике в учебных целях, причем
в отличие от своего систершипа выходил в море гораздо
реже и лишь эпизодически участвовал в большинстве
операций заключительного этапа войны на Балтике.
В 1945 году ему также пришлось убегать от авиабомб
союзников, отступая все дальше на запад. Гибель
настигла «Шеера» на модернизации в Киле. В ночь
с 9 на 10 апреля в ходе рейда 600 бомбардировщиков
корабль получил 5 попаданий. Команда уже не боролась
за спасение своего судна, и «карманный линкор» опрокинулся
у стенки, превратившись в груду искореженного металла.