Последнее десятилетие XIX века ознаменовалось
резким изменением морской политики Российской империи.
Высокопоставленные государственные и военные чиновники
наконец-то осознали серьезность угрозы, исходящей от лихорадочно
готовившейся к войне Японии. В качестве ответной меры
в начале 1898 года Николай II утвердил новую кораблестроительную
программу “для нужд Дальнего Востока”. Объединенная с
ранее принятой программой 1895 года она должна была обеспечить
превосходство находящегося на Тихом океане русского флота
над японским примерно на 30 процентов. Причем осуществить
эту масштабную и дорогостоящую акцию предстояло в кратчайшие
сроки, для чего значительную часть заказов предусматривалось
разместить на зарубежных верфях.
Среди кораблей разных классов, включенных
в программу 1898 года, самыми многочисленными были большие
миноносцы-истребители, которых катастрофически не хватало
в дальневосточных водах. Всего планировалось построить
30 таких кораблей, в том числе 20 - в экстренном порядке,
с вводом в строй в ближайшее время. Поэтому уже в апреле
1898 года Морской технический комитет (МТК) представил
в Главное управление кораблестроения и снабжения (ГУКиС)
так называемую “программу для составления проектов эскадренного
миноносца”, или, выражаясь современным языком, тактико-техническое
задание. Любопытно, что новые миноносцы в документах изначально
называли эскадренными, хотя официально в Российском флоте
этот класс кораблей появился лишь в 1907 году. Очевидно,
таким образом подчеркивалось их превосходство над большинством
находившихся в строю номерных миноносцев, имевших в три-четыре
раза меньшее водоизмещение.
Основные требования задания МТК заключались
в следующем. Водоизмещение корабля — 350 т, нормальный
запас угля — не менее 17 % от этой величины. Скорость
в “непрерывном плавании на все время, какое возможно по
нормальному запасу топлива и с увеличенным количеством
машинной команды за счет других грузов, во избежание чрезмерного
утомления”[1] — не менее 27 узлов. Толщина стальных листов
переборок и внутренних палуб выбиралась соразмерно с “давлением
столба воды под верхнюю палубу”. Особое внимание обращалось
на подкрепление носовой части корпуса железными кницами
“или иным способом”, что позволяло наносить таранный удар.
Непременным считалось и условие “возможного отсутствия
дерева во внутренних помещениях”. Механическая установка
предусматривалась двухвальная, паровые котлы — системы
Ярроу или Нормана. Вооружение: два 75-мм и пять 47-мм
орудий с боезапасом соответственно по 160 и 270 патронов
на ствол, а также три минных аппарата и шесть мин Уайтхеда.
Правда, “в крайнем случае" допускалось уменьшение
вооружения на одно 75-мм орудие и один минный аппарат.
Руководству ГУКиС предстояло решить
непростую задачу размещения заказов, чтобы обеспечить
высокое качество постройки и при этом уложиться в очень
жесткие сроки. Первым предложил свои услуги Невский судостроительный
и механический завод, изъявив готовность построить десять
350-тонных истребителей и надеясь таким образом поправить
свое пошатнувшееся финансовое положение. Однако Морское
министерство не питало иллюзий относительно возможностей
отечественного судостроения и для начала запросило у завода
чертежи и спецификации миноносцев. В конце концов контракт
с Невским заводом заключили, но опасения, увы, подтвердились:
сроки постройки кораблей (позже известных как тип “Буйный")
оказались сорванными, а качество изготовления механизмов
— весьма посредственным.
Пока велись переговоры с Невским заводом,
ГУКиС направило техзадание на проектирование миноносцев
и ряду зарубежных фирм, что позволило, как говорилось
в составленном на имя управляющего Морским министерством
докладе, "получить последние образцы” различных кораблей
и “путем их сравнения выработать свой лучший тип”. При
этом предполагалось заказать истребители на тех верфях,
которые “занимаются их постройкой и сами создают типы
с полным успехом в отношении морских качеств”. Наиболее
привлекательными из подрядчиков выглядели французские
фирмы “Норман”, “Форж э Шантье” и немецкая “Шихау”. Британские
заводы всерьез не рассматривались, так как отношения России
и “владычицы морей” в то время были весьма прохладными.
К тому же главные “законодатели мод” в постройке дестройеров
— английские фирмы “Торникрофт” и “Ярроу” — “под завязку”
были загружены японскими заказами.
После ряда совещаний ГУКиС остановился
на двух вариантах. В первом из них шесть кораблей заказывались
французским фирмам (по три на завод), два — немецкой “Шихау"
и 12— Невскому заводу. Во втором планировалось привлечь
к постройке миноносцев еще несколько фирм: Луарский завод
(“Шантье де ла Луар”) во Франции (два корабля) и немецкие
“Ховальтсверке” и "Германия” (по одному); оставшиеся
истребители распределялись между “Норман” (три единицы),
“Форж э Шантье”, “Шихау” (по две единицы) и Невским заводом
(девять). И в том и в другом случае общее число эскадренных
миноносцев составляло 20 единиц, что вполне отвечало желанию
Морского министерства до 1 января 1904 года выполнить
“наибольшую часть заказов по срочному судостроению”. Однако
ни первый, ни второй вариант осуществить в полной мере
так и не удалось.
Завод “Ховальтсверке” от участия в конкурсе
отказался, проекты "Германии” и Луарского завода
специалисты МТК признали неудовлетворительными. Зато проект
фирмы “Шихау” заслужил полное одобрение.
После согласования ряда вопросов (немцам
удалось доказать преимущества собственных котлов перед
указанными в техзадании), 5 августа 1898 года уполномоченный
фирмы “Шихау” инженер Р.А.Цизе и начальник ГУКиС вице-адмирал
В.П.Верховский подписали контракт на постройку четырех
эскадренных миноносцев “с окончательной отделкой и полным
изготовлением их к службе”. Стоимость каждого корабля,
определенная в 1 200 000 немецких марок, или 472 000 рублей,
выплачивалась при достижении во время трехчасового пробега
скорости не менее 27 узлов. В противном случае завод подвергался
штрафу, а при скорости ниже 25 узлов Морское министерство
имело право вообще отказаться от приемки миноносцев, потребовав
возвращения платежей с начислением 3,5 % годовых. Это
же право сохранялось за ним при четырехмесячном опоздании
в сроках готовности кораблей, определенных контрактом:
для головного — 1 января 1900 года, для трех остальных
— через 21 месяц после подписания документов.
Переговоры, начатые с французскими заводами
О.Нормана и общества "Форж э Шантье де ла Медитерране”
в апреле 1898 года, проходили не столь гладко. Чертежи
и спецификации миноносцев поступили в Санкт-Петербург
лишь в июне. Отчасти это объяснялось тем, что в ходе согласования
статей контракта и даже после его подписания МТК буквально
завалил подрядчиков огромным количеством различных, зачастую
противоречивых уточнений и дополнений. Потерявший терпение
Огюстин Норман настоял на личной встрече с генерал-адмиралом
великим князем Алексеем Александровичем и высказал свое
недоумение по этому поводу. Аргументы французского кораблестроителя
показались генерал-адмиралу убедительными, и тот пообещал
навести порядок. Тотчас же последовал приказ, подписанный
управляющим Морским министерством адмиралом П.П.Тыртовым,
запрещавший “делать на миноносцах чего-либо, выходящего
из предвиденного контрактом”. Следствием столь поспешного
решения стало изъятие из договора весьма важных пунктов
— например, об испытании переборок на водонепроницаемость
“наливанием воды под верхнюю палубу”, а также устройство
парового отопления, так необходимого при плавании в северных
водах. Как бы то ни было, дело сдвинулось с мертвой точки,
и в начале ноября русский морской агент (военно-морской
атташе) в Париже капитан 2 ранга С.П.Шеин получил, наконец,
разрешение на заключение контрактов. Спустя месяц, 5 декабря
бумаги были подписаны. О.Норман обязался построить два
миноносца по цене 1 520 000 франков за каждый, верфь “Форж
э Шантье” — три миноносца по 1 510 000 франков. При этом
МТК согласился уменьшить на один узел указанную в техзадании
скорость.
Совершенно неожиданно удалось разместить
заказ на постройку одного миноносца в Великобритании.
Инициатором переговоров с английской фирмой “Братья Лэйрд”
выступил генерал-адмирал. В условиях жесткой конкуренции
эта фирма, не имевшая столь громкой известности, как “Торникрофт”
или “Ярроу”, была явно заинтересована в экспортных заказах.
Воспользовавшись этим, русское Морское министерство включило
в контракт целый ряд весьма выгодных для себя условий.
Так, срок постройки корабля исчислялся 13 месяцами со
дня подписания контракта, в то время как у “Шихау” головной
миноносец сдавался лишь через 17, а у французских заводов
— даже через 20 месяцев. Согласилась фирма и на включение
в контракт статьи, касающейся штрафных санкций в случае
срыва срока готовности корабля “из-за стачек на заводе”,
на что ни один из других зарубежных подрядчиков не пошел.
4 сентября 1898 года представитель фирмы Джон Лэйрд и
исполняющий обязанности начальника ГУКиС генерал-майор
А.Д.Мальцов подписали контракт. Забегая вперед, заметим,
что англичане фактически уложились в оговоренные сроки,
и только по вине русской стороны, вовремя не поставившей
минное вооружение, сдача миноносца задержалась на 67 дней.
Таким образом, к концу 1898 года Морскому
министерству удалось выполнить (правда, с некоторыми изменениями)
намеченную программу размещения заказов на истребители
за рубежом. Через два года Российский флот должны были
пополнить десять эскадренных миноносцев, соответствующих
лучшим мировым стандартам, достигнутым в данной области
кораблестроения к тому времени.