Фирма “Ф. Шихау” для постройки русских
миноносцев заложила четыре новых стапеля, одновременно
заготавливая материалы для последующей сборки корпусов.
Однако неблагоприятные погодные условия зимы 1898/99 года
задержали работы по сооружению спусковых фундаментов.
Первый миноносец— “Кит”— заложили только 26 февраля, остальные—
“Дельфин”, “Скат” и “Касатку” — начали строить позже.
Однако со временем они обогнали головной, и первым 31
июля на воду был спущен “Дельфин”. Эта церемония проходила
весьма торжественно; на ней присутствовал управляющий
Морским министерством вице-адмирал Тыртов.
Несмотря на определенные трудности подготовительного
периода, работы на верфи велись четко и быстро. 12 октября
сошел на воду “Скат”, 18 ноября — “Кит”. Задержка произошла
лишь со спуском “Касатки”: из-за сильных морозов он состоялся
лишь 4 марта 1900 года.
Неудачно выбранный срок испытаний головного
корабля (декабрь 1899 года), на что при заключении контракта
не обратили внимание ни заказчик, ни завод-строитель,
пришлось перенести на весну. 8 мая первой в Пиллау прибыла
“Касатка”, но из-за неблагоприятных погодных условий ее
испытания несколько раз откладывались. 18 мая корабль
вышел, наконец, на мерную милю, однако первый пробег оказался
неудачным — один из котлов вышел из строя. После замены
части трубок миноносец 28 мая вновь вышел в море и достиг
скорости 27,4 узла — на 0,4 узла больше контрактной. Сравнив
"Касатку” с переделанным под императорскую яхту миноносцем
“Слейпнер”, присутствовавшие на испытаниях германские
военно-морские специалисты признали, что распределение
грузов на русском корабле более рациональное, а вибрация
корпуса на ходу менее заметна. Правда, некоторые недостатки,
выявившиеся при испытаниях, все же заставили отложить
прибытие трех остальных миноносцев: немцы решили осуществить
доработки на заводе в Эльбинге, а не возиться с ними в
Пиллау, где отсутствовали мало-мальски оборудованные мастерские.
12 июня “Касатка” провела артиллерийские
и минные стрельбы, для чего в Германию был выслан один
комплект вооружения. После подкрепления орудийных платформ
и устранения мелких недостатков корабль 2 июля прибыл
в Либаву. Переход миноносец проделал под русским военно-морским
флагом, но с заводской машинной командой и рулевыми.
Второй миноносец серии — “Скат” — прошел
испытания 15 июня, развив скорость 27,08 узла. 8 июля
он также прибыл в Либаву. 29 июля здесь же ошвартовался
и “Кит”, показавший на испытаниях ход в 27,4 узла. Последний
из “шихаусской” четверки — "Дельфин” — из-за срыва
сроков поставки части оборудования вышел на мерную милю
только 19 августа. Скорость его составила 27,25 узла.
Через восемь дней он также был передан русскому экипажу
в Либаве.
Практически одновременно с кораблями
германской постройки в состав Российского флота вошел
и единственный “англичанин”. Строительство этого миноносца,
получившего имя “Сом”, началось на заводе “Братья Лэйрд”
сразу же после подписания контракта. 15 июня 1899 года
его спустили на воду; достройка на плаву
продолжалась до января следующего года.
На верфи в качестве наблюдающих от Морского министерства
находились русские специалисты — лейтенант А.Э.Добровольский
(в дальнейшем — командир корабля) и помощник старшего
инженер-механика А. В. Петров. Они настолько рьяно взялись
контролировать ход работ, что, по словам начальника отдела
сооружений ГУКиС генерал-майора Д.Ф.Мертваго, “превзошли
себя в охранении русских государственных интересов и в
склонении фирмы к самому широкому исполнению ее обязанностей”.
Принципиальность наблюдающих порой переходила в придирчивость,
и дело едва
не закончилось возвращением фирмой всех
платежей и перепродажей миноносца английскому Адмиралтейству.
Опасаясь “в высшей степени звонкого скандала”, русское
Морское министерство постаралось смягчить конфликт между
своими представителями и Лэйрдами и, судя по всему, перестаралось.
В итоге британская фирма получила все деньги сполна (52
000 фн. ст.) и избежала штрафов, хотя ряд пунктов техзадания
остался невыполненным. Так, дальность плавания истребителя,
рассчитанная поданным испытаний в феврале 1900 года, составила
всего 1578 миль 15-узловым ходом вместо требуемых 3500
миль. Приемная комиссия опротестовала и результаты пробега
на мерной миле. По правилам английского Адмиралтейства
скорость корабля определялась на прямом курсе по секущим
створам; в этом случае “Сом” в шести пробегах показал
средний результат 27,94 узла. Однако русские специалисты
рассчитали среднюю скорость с учетом поворотов с одного
галса на другой и получили значение в 26,67 узла — на
0,33 узла ниже, чем полагалось по контракту. После долгого
разбирательства Морское министерство пошло на уступки
и 18 июля 1900 года приняло корабль в казну. В конце августа
“Сом” покинул Биркенхед и, зайдя по пути в Гамбург и Гельсингфорс,
16 сентября прибыл в Кронштадт.
Если миноносцы программы “для нужд Дальнего
Востока”, строившиеся в Англии и Германии, вступили в
строй уже летом 1900 года, то ситуация с заказом, размещенным
во Франции, выглядела значительно хуже. Постройка истребителей,
получивших названия “Форель”, "Стерлядь” (верфь Нормана),
“Осетр”, “Кефаль” и “Лосось” (филиал “Форж э Шантье” в
Гавре), затянулась. Так, завод О. Нормана, приступивший
к работам еще в июне 1898 года (даже до официального заключения
контракта), не уложился в сроки из-за несвоевременной
поставки обществом "Форж э Шантье” никелевой стали
и паровых машин. В результате на 1 февраля 1900 года готовность
"Форели” по корпусу составляла 29,3 %, -"Стерляди”
— 22 %. Дальше — больше: сначала комиссия МТК забраковала
станины паровых машин, затем по судостроительным заводам
во Франции прокатилась волна забастовок... Все это привело
к тому, что в 1900 году сошел на воду лишь один миноносец
“Форель” (25 ноября), а спуск остальных перенесли на следующий
год. В действительности же корпус последнего корабля серии
— “Лосося” — был спущен на воду еще позже, 26 февраля
1902 года.
В ходе постройки выявилась значительная
перегрузка миноносцев. В свое время О. Норман заинтриговал
МТК тем, что обещал выполнить все требования техзадания
и при этом уложиться в водоизмещение на 50 т меньше (300
т вместо указанных 350 т). Но реально достигнуть этого
не удалось. Чтобы хоть как-нибудь облегчить суда, пришлось
отказаться от установки грот-мачты. Норман предлагал упразднить
и тяжелые таранные форштевни, но МТК настоял на их сохранении.
Приемные испытания “Форели”, “Стерляди”
и “Осетра” состоялись в марте 1901 года и в целом прошли
успешно. Скорость всех трех миноносцев на два узла превысила
контрактную и составила 28 узлов.
28 июня миноносцы закончили испытания
артиллерии и 15 августа официально начали кампанию. Увы,
предполагавшийся переход в Кронштадт пришлось прервать
из-за вспыхнувшей стачки. Затем при переходе из одного
заводского бассейна в другой “Форель” повредила кронштейн
гребного вала, и ее пришлось ввести в док. С этого момента
на миноносцы обрушилась целая полоса невзгод. 11 сентября
отряд покинул Гавр, но из-за неисправности машин на "Осетре”
вынужден был вернуться. На следующий день корабли снова
вышли в море, но опять подвели механизмы “Осетра”, пришлось
повернуть назад. Через пять дней, после экстренного ремонта,
“Осетр” вышел на испытания. Однако из-за неисправности
воздушного насоса так и не удалось ввести в действие носовую
группу котлов.
Торопясь с отправкой миноносцев на Тихий
океан, управляющий Морским министерством приказал отправить
в Кронштадт “Форель” и “Стерлядь”, а “Осетр” оставить
в Гавре для выяснения причин неполадок. Специально назначенная
комиссия вскрыла грубые ошибки, допущенные экипажем при
эксплуатации машин — подготовка прибывшей во Францию команды
оказалась неудовлетворительной. О. Норман предложил услуги
заводских машинистов и кочегаров, но Морское министерство
ответило отказом. А вскоре начались неполадки и в механизмах
“Стерляди”... В конце концов на Балтику решили отправить
одну “Форель", а два других миноносца готовить для
перехода на Дальний Восток непосредственно в Гавре.
К испытаниям “Кефали” и “Лосося” приступили
в январе 1902 года; в марте того же года они получили
новые названия — “Властный” и “Грозовой”. Показав на мерной
миле скорость в 28 и 28,4 узла соответственно, они 22
июня начали кампанию под Андреевским флагом. Несмотря
на большое опоздание в сроках готовности (более чем по
году каждый), Адмиралтейств-совет посчитал, что, поскольку
"казна убытков и затруднений не понесла”, а скорость
значительно превысила контрактную, штрафных санкций к
подрядчику не применять. 17 июля миноносцы покинули Гавр
и взяли курс на Кронштадт. По пути кораблям пришлось внепланово
зайти в норвежский порт Христианзанд: на “Грозовом” пережгли
трубки четвертого котла. До Копенгагена аварийный миноносец
вынужден был идти на буксире крейсера “Азия”, специально
посланного на помощь. Лишь в Балтийском море на “Грозовом”
удалось поднять пары в двух котлах, и в Кронштадт корабли
благополучно пришли своим ходом.
Тактико-технические
элементы порт-артурских миноносцев зарубежной постройки
Корабль |
“Кит”
(“Бдительный”) |
“Форель”
(“Внимательный”) |
“Сом”
(“Боевой”) |
“Лейтенант
Бураков” |
Размерения, м: |
длина наибольшая |
63,5
|
56,6
|
65
|
59,1
|
длина между перпендикулярами |
61
|
—
|
64,9
|
57,6
|
ширина наибольшая |
7
|
6,3
|
6,55
|
6,4
|
осадка на миделе |
1,8
|
1,97
|
1,91
|
1,95
|
Водоизмещение, т: |
проектное |
350
|
312,9
|
370
|
280
|
фактическое |
|
|
412
|
|
Мощность механизмов, индикаторных л.с. |
6000
|
5700
|
6000
|
6000
|
Скорость, уз,: |
контрактная |
27
|
26
|
27
|
30
|
наибольшая достигнутая на испытаниях |
27,4
|
28
|
27,9
|
33,6
|
Запас угля, т |
80
|
76
|
80
|
67
|
Вооружение: |
75-мм/50 клб орудия |
1
|
1
|
1
|
—
|
47-мм пушки Гочкиса |
5
|
5
|
5
|
6
|
381 -мм торпедные аппараты |
3
|
2
|
2
|
1
|
Общий
боезапас |
75-мм снаряды |
160
|
|
160
|
—
|
47-мм снаряды |
1350
|
|
1350
|
|
мины Уайтхеда |
6
|
4
|
4
|
|
Экипаж, чел.: |
офицеров |
4
|
4
|
4
|
4
|
прочих чинов |
58
|
53
|
58
|
53
|
Эскадренные миноносцы
программы 1898 года
Название
|
Завод-строитель
|
Дата *
|
закладки
|
спуска
на воду |
вступления
в строй |
“Кит”
(“Бдительный”)
“Дельфин” (“Бесстрашный”)
“Скат” (“Беспощадный”)
“Касатка” (“Бесшумный”)
|
F.Schihau,
г. Эльбинг |
26.02.1899
1899
1899
1899
|
18.11.1899
31.06.1899
12.10.1899
04.03.1900
|
29.07.1900
27.08.1900
30.06.1900
02.07.1900
|
“Форель”
(“Внимательный”)
“Стерлядь” (“Выносливый”)
|
A.Normand,
г. Гавр |
06.1898
06.1898
|
25.11.1900
23.02.1901
|
15.08.1901
15.08.1901
|
“Осетр”
(“Внушительный”)
“Кефаль” (“Властный”)
“Лосось” (“Грозовой”)
|
Forges
et Chantiers de la Medilerranee, г. Гавр |
1899
1899
1899
|
10.01.1901
15.11.1901
26.02.1902
|
15.08.1901
22.06.1902
22.06.1902
|
“Сом”
(“Боевой”) |
Laird
Brothers, г.Биркенхед |
10.1898
|
15.07.1899
|
18.07.1900
|
* Все даты приводятся по старому стилю