После ратификации мирного договора с
Японией интернированные в китайских портах корабли вновь
подняли Андреевский флаг. В октябре 1905 года "Бесшумный”
в последний раз побывал в Порт-Артуре, куда ходил за возвращенными
японцами документами. В начале мая следующего года он
вместе с “Беспощадным” и “Бесстрашным” перешел из Киао-Чао
во Владивосток. Туда же из Шанхая и Чифу перевели “Грозовой”
и “Властный”. Все они вошли в состав минной бригады Сибирской
флотилии, а в сентябре 1907 года были официально причислены
к новому классу кораблей — эскадренным миноносцам (эсминцам).
Их мирная служба не изобиловала яркими
страницами. Большую часть времени эсминцы проводили в
вооруженном резерве. На всех кораблях установили грот-мачты
и высокие стеньги, служившие для растяжки радиоантенн.
На “Грозовом” и “Властном” носовую прожекторную площадку
переоборудовали под ходовой мостик, а прожектор перенесли
в корму. В 1912—1913 годах с миноносцев сняли все 47-мм
пушки, установив второе 75-мм орудие (в корме) и шесть
пулеметов. От хранения запасных торпед отказались, ограничившись
теми, что имелись в аппаратах. Согласно циркуляру МТК,
корпуса эсминцев, а также “все, что может быть видимо
издали”, покрасили в “шаро-зеленый” цвет. На испытаниях
в 1912 году скорость “Беспощадного” составила 22, а “Бесшумного”
— 19,4 узла.
Начало Первой мировой войны застало
"Бесшумный” и “Беспощадный” в ремонте. “Бесстрашный”
с апреля 1912 года находился в резерве. Из-за отсутствия
во Владивостоке нужного количества котельных трубок “Беспощадный”
в 1916 году сдали на хранение в порт. В строй он уже больше
не вводился, и в мае 1923 года, уже при Советской власти,
был отправлен на разделку.
В ходе Первой мировой войны большое
значение приобрел новый незамерзающий порт в Кольском
заливе Романов-на-Мурмане (ныне Мурманск). Туда начали
приходить союзные конвои с необходимыми для России грузами.
Однако на этих же коммуникациях активизировались германские
подводные лодки, для борьбы с которыми Морской генеральный
штаб решил перебросить ряд кораблей с Дальнего Востока.
Первыми в состав флотилии Северного Ледовитого океана
(СЛО) перечислили “Грозовой” и "Властный”. Они покинули
Владивосток 27 января 1916 года вместе с транспортом “Ксения”.
В пути отряд несколько раз конвоировал суда с союзными
войсками, в Гибралтаре миноносцы три раза подвергались
атакам (к счастью, безуспешным) неизвестных подводных
лодок. Переход благополучно завершился 25 июля в Александровске
(ныне Полярный).
По прибытии миноносцы сразу же включились
в активную боевую деятельность. Главным их противником
были германские подводные лодки, в связи с чем русские
корабли оснастили новым видом орудия - глубинными бомбами.
24 сентября 1916 года “Властный” под
командованием лейтенанта С.А.Бутвиловского совместно с
ледокольным пароходом “Вайгач” несли патрульную службу
у входа в Кольский залив. Примерно в 13.00 с берегового
наблюдательного поста пришла радиограмма, сообщавшая о
двух замеченных в море подводных лодках. “Властный” устремился
навстречу и настиг неприятеля в районе мыса Сеть-Наволок.
В 14.30 на дистанции около 50 кбт были обнаружены две
подлодки, шедшие в надводном положении под парусами, —
таким образом они экономили топливо. Русский эсминец немедленно
открыл огонь из 75-мм пушек. Немецкие субмарины U-43 и
U-46 имели значительно более мощное вооружение (на каждой
из них стояло по одному 105-мм и одному 88-мм орудию)
и приняли вызов, вступив в артиллерийскую дуэль. Но на
этот раз удача сопутствовала нашим морякам: первыми цель
накрыли комендоры "Властного”. Один из снарядов поразил
вражескую субмарину, на ней загорелись паруса. Немцы решили
не искушать судьбу и спешно погрузились. “Властный” прошел
над местом их предполагаемого нахождения и сбросил глубинные
бомбы - это было первое применение нового оружия на Северном
театре.
Месяц спустя, 20 октября произошел еще
один бой, завершившийся для немцев поражением. В тот день
миноносец “Грозовой” вместе с посыльным судном "Купава”
и тральщиком Т-13 сопровождал шедший из Норвегии конвой.
В 12.10 с тральщика заметили подлодку, пытавшуюся в надводном
положении обогнать караван, чтобы затем выйти на него
в атаку. Командир “Грозового” лейтенант М.М.Коренев приказал
“Купаве” и тральщику Т-13 охранять транспорты, а сам дал
полный ход и пошел наперерез. Когда дистанция до неприятеля
сократилась до 6 кбт, миноносец открыл огонь. И первым
же залпом добился попадания! Затем в лодку угодило еще
несколько снарядов, после чего раздался сильный взрыв,
и субмарина с большим дифферентом на корму ушла в воду.
Так погибла большая подводная лодка U-56, вступившая в
строй всего четыре месяца назад.
Решение отправить на Север “Бесшумный”
и “Бесстрашный” было принято 21 ноября 1916 года. После
соответствующей подготовки они вместе с эсминцами “Капитан
Юрасовский” и “Лейтенант Сергеев” покинули Владивосток,
но прибыли в Кольский залив только 28 августа 1917 года.
Став единственными представителями класса эсминцев в составе
флотилии СЛО, поскольку “Грозовой” и “Властный” еще в
феврале ушли на ремонт в Англию, принять сколь-нибудь
заметного участия в боевых действиях этим кораблям не
довелось — сказывался начавшийся после Февральской революции
развал флота. А в декабре 1917 года в связи с демобилизацией
матросов эсминцы встали на прикол в Кольском заливе и
фактически оказались брошены.
Выход России из войны и переговоры с
Германией о сепаратном мире спровоцировали англичан захватить
ремонтировавшиеся на их верфях русские корабли. В ноябре
1917 года на находившихся в Ливерпуле “Грозовом” и “Властном”
были подняты британские военно-морские флаги, а экипажи
кораблей арестованы.
Во время гражданской войны бывшие порт-артурские
миноносцы вновь вернулись к привычной боевой службе. В
августе 1918-го “Грозовой” и “Властный” с английскими
экипажами перешли в Архангельск, а затем занимались эскортированием
транспортов с грузами для белогвардейцев
Вскоре к ним присоединился “Бесшумный”: он был захвачен
высадившимися в марте интервентами и в августе — сентябре
также нес конвойную службу. Любопытно, что корабль плавал
под Андреевским флагом, но с французской командой. Находившийся
в неисправном состоянии “Бесстрашный” в морс не выходил.
После освобождения Мурманска частями
Красной Армии в феврале 1920 года брошенные интервентами
миноносцы “Бесшумный” и “Бесстрашный” включили в состав
Беломорской военной флотилии, а месяц спустя — в состав
Морских сил Северного моря и поставили на ремонт. Однако
в июне следующего года их зачислили в резерв и передали
в порт на хранение, а в июне 1924-го отправили на слом.
“Властный” и “Грозовой” вместе с флотом
интервентов ушли в Англию. Первый из них 14 мая 1921 года
англичане вернули Советской России, но окончательно устаревший
и сильно изношенный миноносец в строй не вводился и вскоре
был продан на металлолом в Германию. Окончательная судьба
“Грозового” точно не известна: по одним данным, его разобрали
на металл в Англии, по другим — увели в Бизерту и сдали
на слом во Франции в 1923 - 1924 годах.