Артиллерийское вооружение "Арк Ройяла" было сформировано
под влиянием перемен во взглядах на тактическое использование
"плавучих аэродромов". Если вскоре после Первой
мировой войны допускалось их участие в артиллерийском бою,
то к середине 30-х годов абсурдность этих рассуждений стала
очевидной. Таким образом, артиллерия первого авианосца нового
поколения предназначалась только для противовоздушной обороны
и в этом отношении была весьма мощной.
По окончательному варианту проекта корабль планировалось
вооружить шест-надцатью 120-мм универсальными оруди-ями
и четырьмя восьмиствольными зенит-ными автоматами "пом-пом".
Орудия предполагалось разместить на уровне ниж-ней ангарной
палубы в одинарных установ-ках, а автоматы - на полетной
палубе по два впереди и позади "острова". Однако
с появлением новейших 114-мм (4,5-дюй-мовых) универсальных
орудий Mk-III, имев-ших несравненно лучшие баллистические
характеристики, решено было использо-вать их в качестве
главного калибра "Арка", что позволяло сэкономить
150 т водоизмещения и перенести артиллерию на верхнюю галерейную
палубу. Решение об этом приняли в марте 1935 года. Саму
пушку можно с полным правом назвать удачей английских оружейников.
По таким параметрам, как вес снаряда, скорострельность,
начальная скорость, дальнобойность и досягаемость по высоте,
она, несмотря на меньший калибр, превосходила знаменитое
американское 127-мм 38-калибер-ное универсальное орудие.
"Арк Ройял" стал первым кораблем, получившим
на вооружение 4,5-дюймовки, поэтому стояли они в открытых
щито-вых установках, а не в более привычных впоследствии
полуутопленных башнях. Установки располагались четырьмя
груп-пами на верхней галерейной палубе, и в любом направлении
одновременно могли вести огонь не менее восьми стволов.
До-вольно развитой была система управления огнем, включавшая
в себя четыре командно-дальномерных поста Mk-IV-по одно-му
на каждую группу орудий.
ПВО в ближней зоне обеспечивали вось-миствольные 40-мм
автоматы "Виккерс" Mk-VI, больше известные как
двухфунтовые "пом-помы". Основным их достоинством
была высокая плотность огня. Правда, из-за низкой начальной
скорости снаряда они имели небольшую дальность прицельной
стрельбы, зачастую недостаточную для борьбы с торпедоносцами.
Тем не менее, эти установки были лучшими, из имевших-ся
в Королевском флоте к началу войны.
Однако после принятия решения о том, что авианосец программы
1938 года (буду-щий "Илластриес") должен иметь
не менее шести таких установок, встал вопрос о довооружении
"Арка". Расчеты показали, что это вполне осуществимо,
и дополнительные установки разместили на спонсонах на уров-не
нижней ангарной палубы с левого борта. Правда, "в металле"
они появились на авиа-носце лишь в середине 1939 года. Посколь-ку
"Арк Ройял" вступил в строй без аварий-ного барьера,
левый борт оставили "чис-тым", чтобы промахнувшиеся
при посадке самолеты могли беспрепятственно уйти на повторный
заход левым виражом. Для управления огнем "пом-помов"
имелось пять директоров Mk-111.
Счетверенными 12,7-мм зенитными пу-леметами "Виккерс"
к началу войны были вооружены многие британские корабли.
Этот образец легкого зенитного вооруже-ния, по принципу
действия повторявший первый пулемет Максима, разрабатывал-ся
долго и мучительно, и к моменту при-нятия на вооружение
морально устарел. Эффективность его была крайне низкой из-за
недостаточной дальнобойности и малого разрушительного действия
пули. На "Арке" восемь пулеметов стояли пара-ми
на небольших площадках по "углам" полетной палубы,
чуть ниже ее. Для кор-ректировки стрельбы теоретически могли
использоваться директоры "пом-помов", чего практически
никогда не делалось. По некоторым данным, в середине 1941
года счетверенные пулеметы на авианосце за-менили равным
количеством 20-мм авто-матов "Эрликон", однако
это представля-ется маловероятным.
|