ТТХ британских палубных самолётов
|
Тип самолета
|
Длина х размах крыла, м
|
Вес пустого/ взлетный, кг
|
Мощность двигателя, л.с.
|
Скорость,
км/ч/ на высоте, м
|
Потолок, м
|
Дальность полета, км
|
Вооружение
|
Fairey "Swordfish"
|
10,87х13,87
|
1905/3505
|
690
|
246/1400
|
5900
|
1700
|
2х7,71-мм пулемета, 1 торпеда, мина
или три 227-кг бомбы
|
Blackburn "Skua"
|
10,84х14,07
|
2495/3735
|
905
|
362/2000
|
5800
|
1300
|
5х7,71-мм пулеметов, 227-кг бомба
|
Fairey "Fulmar"
|
12,25х14,14
|
3485/4236
|
1300
|
438/2200
|
8300
|
1260
|
8х7,71 -мм пулеметов
|
Hawker "Sea Flurricane"
|
9.82х12.2
|
2814/3465
|
1030
|
530/6000
|
9500
|
740
|
8х7,71-мм пулеметов
|
Организация британской палубной авиации сильно отличалась
от японской или американской. У англичан авианосцы не имели
постоянных авиагрупп, основной штатной единицей была эскадрилья
из де-вяти или 12 машин. Это диктовалось огра-ниченностью
самолетного парка - в сен-тябре 1939 года воздушные силы
флота (FAA) состояли всего из 13 авианосных эс-кадрилий,
насчитывавших 170 самолетов. Именно поэтому в начале войны
число ба-зировавшихся на авианосцах машин зачас-тую не дотягивало
до их "паспортной" самолетовместимости. Так, на
"Арке" вмес-то положенных по проекту 72 самолетов
никогда не находилось более 60. Самоле-ты делились на три
категории: истребите-ли (эскадрильи имели номера 800-809);
торпедоносцы-бомбардировщики, торпе-доносцы-разведчики,
или торпедоносцы-бомбардировщики-разведчики (эскадри-льи
с номерами 810-819) и разведчики-корректировщики, позже
- торпедоносцы-разведчики-корректировщики (820-829).
Основным ударным самолетом FAA с 1936 года был торпедоносец-бомбарди-ровщик-разведчик
Фэйри "Суордфиш" - трехместный биплан смешанной
конструк-ции, прозванный за свой архаичный вид "авоськой".
Безнадежно устаревший по концепции и проигрывавший своим
аме-риканским и японским современникам по летным данным,
"Суордфиш" отличался необычайной маневренностью
(радиус ви-ража был сопоставим с длиной самолета), легкостью
управления, неприхотливостью и надежностью. Небольшая скорость
при отсутствии неприятельских истребителей не являлась существенным
недостатком, а в отдельных случаях даже играла поло-жительную
роль. Так, во время атаки "Бис-марка" ни один
из торпедоносцев не был сбит, потому что немецкие наводчики
при-нимали слишком большое упреждение - они просто не верили,
что современный самолет может летать так медленно. "Су-ордфиш"
поднимал либо одну 457-мм авиационную торпеду массой 730
кг, либо одну 680-кг магнитную мину (в обиходе - "огурец"),
либо до 750 кг бомб. В целом "авоськи" вполне
справлялись с возложен-ными на них задачами, и прошли всю
вой-ну, летая как с палуб авианосцев, так и с береговых
аэродромов.
Гораздо хуже обстояли дела с истре-бителями. "Перед
войной, - пишет фран-цузский историк П.Баржо, - считалось,
что летно-технические данные истребителей палубного базирования
всегда останутся ниже, чем соответствующие характерис-тики
сухопутных самолетов. Такое мнение, господствующее в Англии,
привело к тому, что британские авианосцы оказались прак-тически
без боевых истребителей".
Действительно, к началу войны FAA располагали лишь двумя
типами истре-бителей: Глостер "Си Гладиатор" и
Блэкберн "Скьюа". Последними оснащались истребительные
эскадрильи "Арк Ройя-ла". Этот самолет, ставший
первым анг-лийским палубным монопланом, хотя и был способен
выполнять функции пики-рующего бомбардировщика (нес 500-фн
бомбу) и разведчика-корректировщика, прежде всего являлся
истребителем (что подтверждает нумерация эскадрилий)*, однако
в этой роли оказавшийся мало-эффективным. По скорости он
уступал многим современным бомбардировщи-кам противника
- при том, что после-дние, как правило, обладали несравни-мо
лучшей живучестью и более мощным вооружением. Первые же
столкновения показали, что пулеметов винтовочного калибра
недостаточно для борьбы с со-временными машинами, а сами
истребители без протестированных баков были весьма уязвимыми.
Когда на вооружение ВВС поступил ис-требитель "Дефайент",
воплощавший схе-му "все вооружение во вращающейся баш-не",
руководство флотской авиации непре-менно решило заполучить
аналогичную машину. Единственной кандидатурой для "модернизации"
был "Скьюа", на который вместо задней кабины взгромоздили
ту-рель с четырьмя 7,71 -мм пулеметами, сняв при этом бомбодержатели
и тормозные щитки. Так появился "Рок". По своему
пря-мому назначению, с палубы авианосца, он использовался
лишь однажды - на "Арк Ройяле" в ходе Норвежской
кампании - и потерпел полное фиаско.
Боевая карьера "скьюа" и "роков" ока-залась
недолгой. В конце 1940 года им на смену пришел двухместный
истребитель Фэйри "Фулмар". Его разработка велась
по техническому заданию аж 1934 года, поэтому к моменту
принятия на вооруже-ние скоростные характеристики машины
не могли считаться приемлемыми. К ее достоинствам можно
отнести хорошую маневренность, неплохое для своего вре-мени
вооружение и значительную даль-ность полета - самолет мог
держаться в воздухе более четырех часов. Хотя в це-лом "Фулмар"
уступал современным сухо-путным истребителям, для британской
мор-ской авиации его появление стало серь-езным шагом вперед,
и на Средиземно-морском театре он зарекомендовал себя с
самой лучшей стороны.
В июле 1941 года на "Арк Ройяле" про-ходили сравнительные
испытания первых "си харрикейнов" - три самолета,
успев-шие повоевать в составе ВВС, были пере-деланы в палубный
вариант. Результаты оказались далеко не однозначными. Хотя
на больших и средних высотах "Си Харрикейн" превосходил
"Фулмар" в скорости, на высотах менее 3000 м преимущество
оставалось за последним. Вооружение ис-требителей было одинаковым,
однако "Си Харрикейн" имел вдвое меньший боеком-плект
и, что особенно важно, более чем вдвое уступал конкуренту
по дальности. Значительный же потолок "си харрикейнов"
вряд ли мог быть реализован в поединках с итальянскими "аэросилуранти".
В итоге "Арк" так и не применял их в боевых опе-рациях,
хотя впоследствии они и утверди-лись на палубах британских
авианосцев.
Авиационный боезапас "Арк Ройяла" состоял из
360 500-фн (227 кг), 300 250-фн (114 кг), 576 100-фн (45
кг), 800 20-фн (9 кг) бомб и 72 торпед или магнитных мин.
При этом для торпед на корабле имелось 96 головных частей,
и предус-матривалась возможность соответствую-щего увеличения
числа их самих (прав-да, дополнительные торпеды должны были
складироваться прямо в ангаре). Хранилища проектировались
"на вы-рост", и после незначительных переде-лок
могли принять 1000- и 1500-фн бом-бы. Общий вес находившихся
на борту боеприпасов для самолетов превышал 200 т. Запас
авиационного бензина со-ставлял 454 600 л. Примерно половина
его хранилась в двух больших танках по-зади машинного отделения,
шесть цис-терн поменьше размещались двумя груп-пами в трюме
и на платформе перед ко-тельным отделением.
Типовой состав авиагруппы: 24 торпедо-носца "Баффин",
18 разведчиков "Фэйри" IIIF, 6 двухместных истребителей
"Оспрей", 12 одноместных истребителей "Нимрод".
*В отечественной литературе "Скьюа" чаще всего
ошибочно причисляют к пикирующим бомбардиров-щикам. По всей
видимости, это связано с тем, что самого громкого успеха
(потопление крейсера "Ке-нигсберг") они добились
именно в этом качестве.
|