На "Арк Ройяле" были установлены две носовых
катапульты, восемь аэрофинише-ров и один аварийный барьер,
предназна-ченный для улавливания промахнувшихся при посадке
самолетов.
Идею аэрофинишера высказал еще в конце Первой мировой войны
У.А. Форбс из кораблестроительного отдела Адмиралтейства.
Первый британский аэрофинишер Mk-l, установленный в 1931
году на "Корейджесе", представлял собой натянутый
поперек полетной палубы трос, соединен-ный с тормозным механизмом
барабанно-го типа (наподобие автомобильного). Он позволял
останавливать самолет массой до 2700 кг, садящийся со скоростью
110 км/ч. Основным недостатком данного устрой-ства была
невозможность обеспечения равного усилия на обоих концах
троса, что приводило к поперечному скольжению са-дящейся
машины. Этот недостаток был лик-видирован на аэрофинишере
типа Mk-III, имевшем гидравлический тормозящий механизм.
На "Арк Ройяле" был применен усовершенствованный
образец Mk-III*, способный остановить самолет массой в 3630
кг с посадочной скоростью 110 км/ч, при этом ускорение достигало
1,5 д, а дли-на пробега не превышала 42 м.
Катапульты, ранее применявшиеся на линкорах и крейсерах
для запуска гидроса-молетов, стали непременным атрибутом
британских авианосцев лишь в середине 30-х годов. Их необходимость
доказывал все тот же У.А.Форбс. Он приводил расчеты, из
которых следовало, что при длине катапуль-ты 9 м и ускорении
всего 1 g самолет разго-няется до скорости 55 км/ч. Первая
гидро-пневматическая катапульта BH-I появилась в 1935 году,
и вскоре ею оснастили боль-шинство довоенных авианосцев,
в том чис-ле и "Арк". Она позволяла разогнать
само-лет массой 3,2 т до скорости 100 км/ч.
Любопытно, что сначала англичане на-зывали "катапультами"
только устрой-ства, стоявшие на линкорах и крейсерах, на
авианосцах же они именовались "ускорите-лями".
Разница заключалась в том, что у пер-вых тележка воспринимала
вес машины на себя, а на вторых обеспечивала старт са-молета
с собственных шасси, при этом хвост его приподнимался специальной
уздечкой.
Катапульты позволяли поднимать в воз-дух самолеты даже
в том случае, если ко-рабль был неподвижен и не был развер-нут
против ветра. В боевых условиях это было особенно важно,
поскольку для осу-ществления запуска авианосцу не прихо-дилось
выходить из-под завесы эсминцев. Именно успешное применение
катапульт англичанами в начале войны послужило толчком к
их ускоренной разработке в США для авианосцев типа "Эссекс".
Подъем самолетов из ангаров на палу-бу "Арк Ройяла"
осуществлялся тремя гид-равлическими самолетоподъемниками,
располагавшимися в средней части кораб-ля довольно близко
друг к другу. Размеры лифтов выбирались исходя из габаритов
торпедоносцев и первоначально составля-ли 13,7х6,7 м (в
ходе постройки размеры носового увеличили до 14,0х7,6 м).
Их не-большая ширина была вызвана стремле-нием проектировщиков
не ослаблять проч-ность палубы за счет больших вырезов.
В результате они могли поднимать и опускать самолеты только
со сложенными крыльями, что увеличивало время, затра-чиваемое
на подготовку авиагруппы к вы-лету. Грузоподъемность лифтов
равнялась 11 200 фунтам (5084 кг).
Интересной особенностью самолетоподъемников было наличие
у каждого из них двух платформ, каждая из которых "кур-сировала"
только между соседними яруса-ми. Пока одна поднимала самолет
из верх-него ангара на полетную палубу, вторая перемещала
другую машину из нижнего ангара в верхний. Рабочий цикл
каждой платформы - 20 с. Сравнение подъемни-ков "Арка"
и "Корейджеса" показывало, что первые обладают
тремя преимуществами: вдвое сокращалось время, затрачиваемое
на подъем самолета из нижнего яруса ан-гара; удалось избавиться
от громоздкой системы тросов и противовесов; в поход-ном
положении в трех палубах (полетной и двух ангарных) оставалось
незакрытым только одно отверстие шахты, а также по-явилась
возможность хранить самолет пря-мо на нижней платформе лифта.
Для спуска и подъема гидросамолетов "Арк Ройял"
был оснащен двумя кранами, стоявшими побортно в средней
части ко-рабля. Кроме того, на авианосце имелся передвижной
кран, использовавшийся для уборки с палубы поврежденных
самолетов.
|