Во второй половине 1941 года актив-ность немецкой авиации
в центральной части Средиземного моря резко упала. Основная
масса самолетов убыла на Вос-точный фронт, а Х-й авиакорпус
передис-лоцировался в Грецию. Этим воспользо-вались англичане,
возобновившие по-мощь гарнизону Мальты.
Сомервиллом был разработан новый план, согласно которому
встречать истре-бители в точке рандеву с авианосцем и со-провождать
их далее до Мальты должны были двухмоторные самолеты, вылетав-шие
из Гибралтара. 4 июня из Англии при-было девять "бленхеймов",
и следующим утром "Ринаун", "Арк Ройял",
"Фьюриес" и шесть эсминцев ушли на восток. 6 июня
48 "харрикейнов" в сопровождении бом-бардировщиков
благополучно перелетели на остров. На обратном пути была
произ-ведена разведка Мерс-эль-Кебира. Англи-чане готовились
начать операцию против вишистов в Сирии и предполагали,
что туда может быть направлен "Дюнкерк". Одна-ко
линкор стоял на старом месте.
Вторжение британских войск в Сирию началось 7 июня. Опасаясь
ответных на-летов на Гибралтар французских бомбар-дировщиков,
следующие четыре дня со-единение провело в Атлантике. 9
июня эс-кадра встретила авианосец "Викториес",
шедший из метрополии с очередной партией "харрикейнов"
для Мальты. В Гиб-ралтаре истребители распределили меж-ду
обоими авианосцами. Кроме того, была произведена "рокировка"
торпедоносных эскадрилий: на "Викториес" передали
за-служенную 820-ю, базировавшуюся на "Арке" с
октября 1939 года, вместо нее "Королевский ковчег"
получил 825-ю, с "суордфишами", оснащенными радарами.
13 июня "Ринаун", "Арк Ройял", "Викто-риес"
и шесть эсминцев отправились на восток. На следующий день
с авианосцев поднялись в воздух 47 "харрикейнов",
их встречала четверка патрульных "хадсонов". Мальты
достигло 43 истребителя; три упало в море, еще один потерял
ориенти-ровку и совершил вынужденную посадку в Тунисе.
Незамеченным соединение про-шло через позиции, занимаемые
итальян-скими подводными лодками, и вернулось в базу 15
июня.
Сутки отдыха, и Сомервилл выводит эс-кадру в Атлантику;
затем возвращение, ко-роткий отдых, и снова на восток. На
этот раз "харрикейнов", доставленных "Фьюриесом",
было так много, что операцию "Рэйлвэй" пришлось
разбить на два эта-па. Во время первого выхода на Мальту
было переброшено 22 самолета, затем корабли вернулись за
следующей парти-ей, и 30 июня с "Арка" стартовало
еще 26 истребителей, с "Фьюриеса" успели под-няться
только девять. Десятый при разбе-ге зацепил крылом мостик
и загорелся. Последовавший за этим пожар унес жиз-ни 14
человек, оставшиеся восемь "хар-рикейнов" вместе
с кораблем вернулись в Гибралтар, но два из них пришлось
спи-сать, как не подлежавшие восстановлению.
После ряда удачных походов на Мальту проблема ее обороны
была решена - глав-ным образом, благодаря соединению "Н".
Если в январе здесь имелось всего 15 ис-требителей, то только
за июнь на мальтий-ские аэродромы прибыло 135 самолетов.
Однако остров по-прежнему нуждался в топливе, боеприпасах
и снаряжении, поэто-му Адмиралтейство решило провести кон-вой
из семи транспортов с 5000 солдат и 50 тыс. т грузов. Сопровождение
возлага-лось на соединение "Н" ("Ринаун",
"Арк Ройял", новичок-крейсер "Хермиони"-
и восемь эсминцев), которому дополни-тельно придавались
линкор "Нельсон", крейсера "Аретьюза",
"Эдинбург", "Ман-честер", быстроходный
минный загради-тель "Мэнксмэн" и восемь эсминцев.
Эти корабли составили соединение "X" под командованием
вице-адмирала Сифрета.
Операция под кодовым названием "Сабстэнс" началась
с того, что при выхо-де из Гибралтара 21 июля войсковой
транспорт "Лейнстер" сел на мель и не смог продолжить
вояж. На следующий день южнее Балеарских островов соединение
было обнаружено итальянскими субмари-нами "Алаги"
и "Диаспро", последняя про-извела безуспешную
торпедную атаку. Итальянский надводный флот в море не выходил,
и когда 23 июля конвой был об-наружен уже у мыса Бон, единственной
силой, способной воспрепятствовать его проходу, стала авиация.
Истребителям "Арка" предстояла тяжелая работа...
В 9.00 радар засек первую волну - де-вять SM.79, приближавшихся
на средней высоте. Их встретили 11 "фулмаров"
в 20 милях от конвоя. Англичане успели сбить только два
и еще два повредить. Ответ-ный огонь был убийственно точен
- три истребителя рухнули в воду (к счастью, всех пилотов
удалось спасти). Затем по-казалась группа Z.1007bis, летевших
го-раздо выше. Пять перехватчиков начали набор высоты, и
в это время на низкой высоте, незамеченные радаром, к соеди-нению
приблизились еще семь "савой". Последние сбросили
торпеды весьма точ-но. Крейсер "Манчестер" и эсминец
"Фирлесс" были торпедированы, а эсми-нец "Файрдрейк"
получил попадание бом-бой. На крейсере были выведены из
строя три из четырех турбин, поэтому Сомер-вилл приказал
ему и "Файрдрейку" воз-вращаться в Гибралтар,
"Фирлесс" при-шлось затопить. Истребители англичан
сумели уничтожить пару SM.79 из соста-ва небольшой группы,
пытавшейся атако-вать корабли в сумерках, но это было сла-бым
утешением.
Основное отличие данной операции от многих других состояло
в том, что на этот раз Сомервиллу следовало встретить суда,
возвращавшиеся с Мальты в Гиб-ралтар. Поэтому вечером 23-го,
оставив конвой на попечение кораблей адмирала Сифрета, соединение
"Н" повернуло на запад, обогнуло на следующий
день ост-ров Галите, и к рассвету 25-го опять на-ходилось
в районе мыса Бон. Там эскад-ры воссоединились, и с "Арка"
стартова-ло шесть "суордфишей", предназначав-шихся
для усиления базировавшейся на Мальте 830-й эскадрильи.
День начался с того, что лейтенант Грант на глазах всей
эскадры сбил один из вез-десущих разведчиков "Кант"
Z.506, а око-ло 11 часов патрульным звеньям 808-й эс-кадрильи
пришлось вступить в жаркую схватку с 20 итальянскими бомбардиров-щиками.
Истребители сбили четыре вра-жеские машины и две повредили,
потеряв две своих. Дальнейших атак не последова-ло, 27 июля
корабли прибыли в Гибралтар.
В целом операция "Сабстэнс" прошла успешно, однако
из-за посадки на мель "Лейнстера" и повреждения
"Манчесте-ра" более 1700 человек - в основном
пи-лоты и наземный персонал ВВС - так и не добрались до
Мальты. Было решено перебросить их на борту "Аретьюзы",
"Мэнксмэна" и трех эсминцев. Корабли вышли в море
31 июля. Соединение "Н" осуществляло прикрытие,
при этом эс-минцы "Коссэк" и "Маори"
при поддерж-ке девяти "суордфишей" обстреляли
аэродром Альжеро на Сардинии, а крейсер "Хермиони"
таранным ударом пото-пил итальянскую подводную лодку "Тембиен".
По возвращении в Гибралтар ли-нейный крейсер "Ринаун"
ушел на ремонт в Англию, и адмирал Сомервилл перенес свой
флаг на "Нельсон". Из легендарно-го "Средиземноморского
трио" в строю остался один "Арк Ройял".
В конце августа соединение "Н" в тес-ном взаимодействии
с подводными лод-ками провело дерзкую операцию букваль-но
под носом у противника. Быстроход-ный минный заградитель
"Мэнксмэн" был замаскирован под французский лидер
и в ночь на 24 августа незамеченным подо-шел к итальянской
военно-морской базе Ливорно, где выставил 70 магнитных и
70 якорных мин. Истребители "Арка" сбили немецкий
Ju-52, а "суордфиши" бомби-ли аэродромы на севере
Сардинии. Хотя итальянское командование получило от агентурной
разведки сведения о выходе кораблей из Гибралтара, оно решило,
что англичане проводят конвой на Мальту. На-перехват было
направлено мощное соеди-нение-два новейших линкора, четыре
тяжелых крейсера и 19 эсминцев. Они впустую провели в море
двое суток, в до-вершение всего 25 августа британская субмарина
"Трайемф" торпедировала крейсер "Больцано".
В начале сентября "Арк Ройял" совместно с "Фьюриесом"
в два захода перебросил большую партию истребителей на Мальту-такого
рода действия стали уже привычными. В кон-це месяца туда
же был направлен круп-ный конвой.
Операция получила кодовое название "Хэлберд"
("Алебарда"). Для проводки девяти судов, на которых
находилось бо-лее 2600 солдат, были привлечены линко-ры
"Принс оф Уэллс" (флаг контр-адми-рала Кертиса)
и "Родней", четыре крей-сера и 12 эскадренных
миноносцев. И это помимо соединения "Н"!
Итальянцы получили первое сообщение о движении большого
числа судов от фран-цузского коммерческого самолета. 26
сен-тября контакт с англичанами установила воздушная разведка.
На маршруте было развернуто 11 подводных лодок, на острове
Пантеллерия готовились к бою торпед-ные катера, а вечером
в море вышли лин-коры "Литторио" и "Витторио
Венето", пять крейсеров и 14 эсминцев под командова-нием
адмирала Иакино. Они получили при-каз встретить противника
между Сардини-ей и африканским побережьем. 27 сентяб-ря,
когда конвой находился в 90 милях от Сардинии, начались
воздушные атаки. На этот раз истребительная составляющая
авиагруппы "Арк Роняла" была усилена: он нес не
менее 27 "фулмаров" - максималь-ное за свою карьеру
число. В полдень ра-дар "Хермиони" засек воздушную
цель в 30 милях от кораблей. Дюжина "фиатов" BR.20
и "савойя-маркети" SM.84 шла на очень низкой высоте
под прикрытием шес-ти CR.42. Наперехват выслали восемь "фул-маров".
Из ангара срочно подняли еще семь машин, и авианосец развернулся
против ветра, чтобы максимально ускорить их взлет, но они
все равно не успели поднять-ся в воздух до того, как самолеты
против-ника достигли внешнего кольца охранения. Истребителям
удалось сбить один торпе-доносец, многие другие получили
повреж-дения, англичане потеряли в воздушном бою одну машину.
Лишь шести SM.84 уда-лось пробиться к судам, но два из них
ста-ли жертвами эффективного зенитного огня, а еще одного
на выходе из атаки "завали-ли" истребители. Налет
не удался. Не про-шло и получаса, как прямо по курсу соеди-нения
показалась вторая группа неприя-тельских самолетов. Теперь
в воздухе бар-ражировало 14 "фулмаров". Они сбили
од-ного "итальянца", но три BR.20 прорвались через
заслон и устремились к "Нельсону". Как писал У.
Джеймсон, "они летели, едва не касаясь верхушек мачт,
так что расчеты зенитных орудий не решались стрелять по
ним, боясь задеть собственные корабли". И все же один
"Фиат" рухнул в воду рядом с идущим впереди эсминцем;
торпеда со второго прошла в 100 м от линкора; третий добился
попадания в носовую часть "Нельсона", и в тот
же момент загорелся сам. флагманский корабль соединения
"Н" получил повреждения, но сохранил место в строю.
Третья волна из SM.84 не проявила осо-бого рвения в попытке
пробиться к конвою. Лишь три торпедоносца вышли на дистан-цию
сброса, но тотчас один из них был сбит истребителями, второй
- зенитным огнем. Зенитчики в этот день записали на свой
счет четыре торпедоносца и, как ни при-скорбно, два "фулмара".
В 14.15, когда еще продолжался третий налет, пришло сооб-щение
от самолета-разведчика с Мальты о передвигавшихся на юг
неопознанных ко-раблях. Сомервилл приказал адмиралу Кер-тису
с его двумя линкорами идти навстре-чу. Противников разделяло
всего 50 миль, так что сражение могло разгореться менее
чем через час. Однако в 14.30 Иакино, не имевший от своих
ВВС никакой информа-ции о месте и составе британского соеди-нения,
повернул на обратный курс. Вскоре "суордфишу"
с "Арка" удалось установить контакт с итальянской
эскадрой, и в 15.40 с палубы авианосца стартовала ударная
группа из 12 торпедоносцев 825-й и 816-й эскадрилий в сопровождении
четырех "фулмаров", но обнаружить противника ей
не удалось. Около 17 часов Кертис полу-чил приказ вернуться
к конвою.
В 18.55 "Нельсон" и "Арк Ройял" с не-сколькими
эсминцами повернули на обрат-ный курс. В поздних сумерках
итальянцы провели еще четыре атаки против лишив-шегося истребительного
прикрытия кон-воя, при этом им удалось торпедировать и потопить
транспорт "Империал Стар" (12 427 брт). Соединение
"Н" вернулось в Гибралтар только 30 сентября,
так как из-за полученных повреждений "Нельсон"
не мог развивать более 15 узлов. Это обсто-ятельство играло
на руку итальянским под-водникам, которые трижды атаковали
бри-танские корабли, но не смогли добиться результатов,
лишившись при этом подвод-ной лодки "Адуа", потопленной
эсминца-ми "Гурка" и "Лиджен".
: Состав авиагруппы "Арк Ройяла"
(1941 г.)
|
808 sqn
807 sqn
825 sqn
816 sqn
812 sqn
|
12 "Фулмар" 12 "Фулмар"
9 "Суордфиш" 9 "Суордфиш" 12 Суордфиш"
|
(заменила 800 sqn в апреле 1941
г.) (заменила 820 sqn в июне 1941 г.) (заменила 818
sqn в июле 1941 г.) (заменила 810 sqn в сентябре 1941
г.)
|
Примечание: В охоте на “Бисмарк”
принимали участие следующие эскадрильи: 807-я, 808-я,
810-я, 818-я, 820-я
|
|