После целого года непрерывного учас-тия в боевых действиях
"Арк Ройялу" тре-бовался основательный ремонт.
Однако отправке в метрополию ему предстоял еще один поход.
Вечером 10 ноября соедине-ние "Н" начало операцию
"Перпечэл" - очередную доставку истребителей на
Мальту. Помимо "Арка" и "Аргуса" в море
вышли вернувшаяся после ремонта "Малайя" (на ней
Сомервилл поднял свой флаг), "Хермиони" и семь
эсминцев. На следующий день из-за плохой погоды в Гибралтаре
истребители и "бленхеймы" сопровождения не могли
вылететь. Около полудня 12-го самолеты, наконец, подня-лись
в воздух, а эскадра повернула на об-ратный курс, в очередной
раз войдя в рай-он развертывания вражеских подводных лодок.
Надо сказать, что в октябре 1941 года в ответ на просьбы
итальянского со-юзника немцы перебросили на Средизем-ное
море несколько своих "У-ботов". Так что на этот
раз соединению "Н" предсто-яло иметь дело с опытным
и опасным про-тивником, что и подтвердилось в роковой день
13 ноября. Началось с того, что в 4.13 прогремел взрыв в
кильватере эсминца "Лиджен". Так заявила о своем
присут-ствии U-205 под командованием капитан-лейтенанта
Решке. Она выстрелила три торпеды, выбрав в качестве цели
"Арк Ройял", и, согласно докладу немецких под-водников,
добилась трех попаданий, по-топив авианосец и эсминец охранения.
До-несение не соответствовало действитель-ности, однако
какое-то время немцы приписывали Решке честь потопления
"Арка", истинный же герой - командир U-81 капи-тан-лейтенант
Фридрих Гуггенбергер - не претендовал на эту победу.
U-81 только что форсировала Гибралтар-ский пролив - и сразу
такая цель! В 15.37 с дальней дистанции Гуггенбергер дал
залп из всех четырех носовых аппаратов, вы-брав в качестве
мишени линейный корабль. Результатов не наблюдали, так как
лодка ушла на глубину, но в расчетное время про-гремел взрыв,
затем еще один. Это стало основанием для доклада о повреждении
"Малайи". Лишь в конце месяца немецкая разведка
прояснила ситуацию.
Англичане принимали повышенные меры предосторожности. В
воздухе посто-янно патрулировали не менее шести "суордфишей"
с глубинными бомбами, а эс-минцы внимательно прослушивали
море "асдиками". Но несмотря на это в обеих встречах
с противником не были замече-ны ни сами лодки, ни следы
торпед.
В 15.29 "Арк Ройял" поднял в воздух очередную
группу из шести торпедонос-цев и двух истребителей, после
чего за-нял свое место в ордере. В 15.41 шедший 22-узловым
ходом авианосец содрогнул-ся от мощного взрыва, прогремевшего
в районе острова по правому борту. Погиб один человек -
он стал единственным по-гибшим на борту. В обшивке образовалась
пробоина размерами 40х9 м. Сразу же ока-залось затопленным
котельное отделение правого борта, от сотрясения останови-лись
генераторы, корабль полностью ли-шился электроэнергии и
накренился на 10°. Из-за низкого расположения дымохо-дов
вода начала поступать в смежные ко-тельные отделения. Полностью
"выруби-лась" связь - и радиостанции, и внутрикорабельная.
Ход какое-то время еще со-хранялся, но из-за усиливающейся
вибра-ции корпуса и затопления помещений кэптен Монд приказал
старшему механику Оливеру остановить машины.
Через четверть часа крен увеличился до 18"-так, что
горизонтальные мачты почти касались воды. Монд, помнивший
о "Корейджесе", на котором было много чело-веческих
жертв, распорядился начать эва-куацию личного состава, не
занятого борь-бой за живучесть. Из-за крена спустить шлюпки
не удавалось. Тогда "Лиджен" по-дошел к левому
борту "Арка" и начал сни-мать людей. За полчаса
он принял 1487 человек, что почти в десять раз превыша-ло
численность его штатного экипажа.
Оливер и командир группы машинистов Диксон прилагали все
усилия, чтобы сохранить корабль. Оперативным контрзатоплением
отсеков крен удалось умень-шить до 14°. Обследование повреждений
показало, что машинные отделения почти не пострадали, в
котельном отделении левого борта продолжали держать пар,
но из-за нарастающего крена уровень воды в котлах опасно
падал. Около 17.00 кот-лы угасли, и все машины остановились.
Электроэнергию стал подавать эсминец "Лэфори",
и откачка воды продолжилась.
Из Гибралтара на помощь поврежденному авианосцу спешили
буксиры "Тэмз" и "Сэнт Дэй", первый
из них по-дошел около 9 часов вечера и сразу начал буксировку.
С "Хермиони" прибыла ремонт-ная группа, с "Лиджена"
кате-рами вернулось несколько че-ловек из экипажа "Арка".
В 21.15 удалось поднять пар в одном из котлов, к 22 часам
были запущены два генерато-ра - заработали помпы, заго-релся
свет, началась подготов-ка к запуску левой машины. В 22.30
Сомервилл отпустил "Малайю" в Гибралтар, а сам
перешел на борт эсминца. Все надеялись, что авианосец удаст-ся
спасти.
К 2 часам 14 ноября "Арк Ройял" мед-ленно двигался
за буксирами на запад в окружении эсминцев и катеров типа
"ML". До Гибралтара оставалось всего 30 миль.
С фильтрацией воды в машинное отделе-ние правого борта удавалось
справлять-ся. Однако в 2.15 из-за короткого замыка-ния возник
пожар в единственном работа-ющем котельном отделении. Давление
в котлах резко упало, что привело к повтор-ной потере электроэнергии.
Подача пита-ния для помп с эсминца уже не дала долж-ного
эффекта. Вода стремительно прибы-вала. В 4 часа утра, когда
крен достиг 35°, Монд приказал покинуть корабль. Послед-ние
250 человек перешли на эсминцы и буксиры. В 4.30 с обреченного
авианосца сошел командир. К 6 часам палуба "Арка"
встала почти вертикально, остров ушел под воду. В 6.13 (спустя
12 часов 49 минут пос-ле попадания торпеды) все было конче-но
- "Арк Ройял" скрылся под водой.
Хотя немаловажную роль в судьбе авианосца сыграли его конструктивные
недостатки, ни для кого не явилось сек-ретом, что борьба
за живучесть была орга-низована плохо. Основное внимание
ко-мандир сразу после взрыва сосредоточил на спасении личного
состава. В суматохе одними из первых корабль покинули не-сколько
офицеров и технических специа-листов аварийных партий. При
эвакуации множество дверей и люков оставили не-задраенными,
и вода быстро распространялась по внутренним помещениям,
а при-нятые меры по контрзатоплению оказа-лись малоэффективными.
Оставшаяся на борту небольшая часть команды при недостатке
водоотливных средств не смогла спасти корабль.
Британское командование не стало усердствовать в наказании
виновных, но на карьере командира был поставлен крест, Кэптен
Монд был отправлен в по-четную ссылку - военно-морским представителем
в союзную миссию в Архангельск.
|