Состав авиагруппы “Арк Ройяла”
на 3 сентября 1939 г. |
800 sqn
|
9 "Скьюа"
|
803 sqn
|
9 "Скьюа"
|
810 sqn
|
12 "Суордфиш"
|
818 sqn
|
9 "Суордфиш"
|
821 sqn
|
9 "Суордфиш"
|
В январе 1939 года "Арк Ройял" совер-шил поход
на Средиземное море, в марте вернулся домой, и его посетил
король Ве-ликобритании Георг VI. К лету авианосец прошел
курс боевой подготовки, и в авгу-сте на него прибыли новые
эскадрильи: 800-я и 803-я истребительные, летавшие на "Скьюа",
а также 810-я, 818-я и 821-я, вооруженные "суордфишами".
Тогда же на "Арк Ройяле"- самом современном и
крупном британском корабле своего класса - поднял свой флаг
командующий авиа-носцами Флота метрополии вице-адмирал Лайонелл
Уэллс.
Для англичан Вторая мировая война на-чалась 3 сентября,
и с первого ее дня бри-танское военно-морское командование
ожидало повышения активности герман-ских подводных лодок.
12 сентября "Арк Ройял" был включен в состав противоло-дочной
поисково-ударной группы, патру-лировавшей западнее Гебридских
остро-вов. Аналогичную миссию у Западных под-ходов выполняли
"Корейджес" и "Гермес". Подобная тактика
несла в себе опасность для самих же авианосцев, ставших
заман-чивыми целями для немецких подводни-ков. 14 сентября
в атаку на "Арк" вышла U-39. Все три торпеды взорвались
в киль-ватерной струе авианосца, а эсминцы эс-корта "Фолкнор",
"Фоксхаунд" и "Файрдрейк" контратаковали
и потопили субма-рину, выловив из воды 44 немецких моря-ков
во главе с их командиром. U-39 стала первой германской подводной
лодкой, потопленной союзниками в ходе войны.
На следующий день тройке "скьюа" 803-й эскадрильи
представился случай уничтожить еще одну подлодку - U-30.
На деле все обернулось невероятным казу-сом. Лодка была
обнаружена в надводном положении, но самолеты вышли в атаку
на столь низкой высоте, что двум из них ото-рвало хвостовые
части взрывами соб-ственных бомб, и они упали в море. Оба
стрелка-наблюдателя погибли, а пилотам выпала горькая участь
стать первыми пред-ставителями флота, захваченными в плен.
Это лишь подтвердило, что Королев-ский флот ни тактически,
ни технически не был готов к подобного рода действиям. К
примеру, на вооружении самолетов не имелось противолодочных
бомб. Тем не менее, тревожные "звонки" не были
услышаны в Адмиралтействе. Итогом ста-ла трагедия, разыгравшаяся
17 сентября юго-западнее Ирландии. Подводная лод-ка U-29
под командованием капитан-лей-тенанта Шухарта незаметно
подкралась к "Корейджесу" и выпустила по нему
три торпеды. Спустя 15 минут корабль зато-нул, унеся с собой
жизни 518 человек. После этого авианосцы были выведены из
состава поисково-ударных групп.
"Арк Ройялу" не пришлось долго про-стаивать без
дела. 25 сентября Флот мет-рополии вышел в море и следующим
ут-ром находился в 250 милях северо-западнее Гельголанда.
Около 11.00 патрульным "Суордфишем" были замечены
три немец-ких летающих лодки Do-18. Наперехват вылетело
сразу девять "скьюа", и одну из них удалось сбить,
экипаж был подобран из воды эсминцем "Сомали".
Первую в истории FAA воздушную победу одержали пилот лейтенант
МакИвен и стрелок-наблю-датель Сеймур из 803-й эскадрильи.
Ответ немцев не заставил себя долго ждать. Че-рез шесть
часов над кораблями появилась четверка новейших бомбардировщиков
Ju-88 из состава соединения 1./KG30. Все "скьюа"
находились в ангарах и не могли немедленно взлететь, надежда
оставалась на зенитную артиллерию да на неважную точность
высотного бомбометания. Итогом налета стали близкие разрывы
у бортов "Худа" и "Арк Ройяла", не причинившие
ко-раблям существенных повреждений. Одна-ко пилот одного
из "юнкерсов" доложил о прямом попадании в авианосец,
и на сле-дующий день радиостанция Гамбурга зая-вила о потоплении
"Арка".
По возвращении домой в составе авиа-группы "Арк Ройяла"
произошли измене-ния. 2 октября 803-я и 818-я эскадрильи
были выгружены в Скапа-Флоу, а на их место приняли 820-ю
- дюжину "суордфишей" под командованием лейтенант-коммандера
Ходжкинсона. В тот же вечер авианосец в сопровождении линейного
крейсера "Ринаун" отправился в свой пер-вый в
ходе войны дальний поход.
|