Состав
авиагруппы “Арк Ройяла” в период Норвежской кампании
|
24
апреля — 1 мая 1940 г.
|
4
мая —13 июня 1940г.
|
800
sqn
|
9
"Скьюа", 2 "Рок"
|
800
sqn
|
12
|
"Скьюа"
|
80)
sqn
|
9
"Скьюа", 3 "Рок"
|
803
sqn
|
11
|
"Скьюа"
|
810
sqn
|
12
"Суордфиш"
|
810
sqn
|
12
|
"Суордфиш"
|
820
sqn
|
9
"Суордфиш"
|
820
sqn
|
9
|
"Суордфиш"
|
|
|
701
sqn
|
6
|
"Уолрус"
(с 7 июня)
|
Продолжавшаяся семь месяцев "странная война"
закончилась 9 апреля 1940 года, когда германские войска
вторглись в Норвегию. Неделю спустя в эту страну были отправлены
англо-французские части, высадившиеся в районе Нарвика,
Намсуса и Ондальснеса. Снабжение войск той и другой сторон
велось исключительно морем, поэтому особую роль в ходе кам-пании
играло противоборство Люфтваффе и Королевского флота.
Уже на второй день кампании FAA до-бились своей первой
громкой победы, при-чем отличились эскадрильи, ранее припи-санные
к "Арку". Ранним утром 10 апреля с аэродрома Хатстон
на Оркнейских ост-ровах поднялись шестнадцать "скьюа"
800-й и 803-й эскадрилий. Они взяли курс на Берген, где
находился поврежденный накануне германский легкий крейсер
"Ке-нигсберг". Истребители-бомбардировщи-ки атаковали
цель с пикирования. Для нем-цев налет оказался совершенно
неожидан-ным. Трех прямых попаданий и несколь-ких близких
разрывов 500-фн (227-кг) по-лубронебойных бомб оказалось
достаточ-но для уничтожения крейсера. Первая в истории воздушная
атака крупного надвод-ного корабля в боевых условиях заверши-лась
триумфом. Всего один "Скьюа" не вернулся домой.
14 апреля те же эскад-рильи повторили налет, потопив в гавани
Бергена пароход "Баренфельс" (7569 брт).
Известие о начале боевых действий в Норвегии застало "Арк
Ройял" в Алексан-дрии, откуда он вместе с "Глориесом"
не-медленно направился в метрополию. Од-нако в Гибралтаре
адмирал Уэллс пере-нес свой флаг на "Глориес"
и вывел его в море для упражнений. Это вызвала недо-умение
многих офицеров: "Какие могут быть упражнения, когда
в двух тысячах миль от тихого Средиземноморья идут бои,
а снабжение экспедиционных сил зависит от господства на
море?!" Лишь 21 апреля корабли прибыли в устье Клайда.
На при-ем новых эскадрилий и необходимых за-пасов ушло меньше
суток, и уже на следу-ющий день эскадра в составе "Арк
Ройяла", "Глориеса", крейсеров "Беруик",
"Кёрлью" и пяти эсминцев вышла в район Тронхейма.
Задачи авианосной группы формулировались так: "защита
боевых кораблей и конвоев; воздушное прикры-тие сухопутных
войск на местах высадки; удары по захваченным немцами аэродро-мам
на территории Норвегии". Дополни-тельной задачей стала
доставка в район Ондальснеса истребителей сухопутного базирования
- на палубу "Глориеса" было принято 18 "гладиаторов".
Ни один из авианосцев эскадры не имел радара наблюдения
за воздушным про-странством, только "Кёрлью" оснащался
РЛС типа 79 с 80-мильным радиусом дей-ствия. Станция была
еще "сырой", однако показала себя уже вечером
23 апреля. Ког-да на ее экране появились три "хейнкеля",
вылетевшая наперехват шестерка "скьюа" заставила
их повернуть назад, серьезно повредив одну из немецких ма-шин
(она дотянула до побережья и там разбилась). Это был первый
в истории случай, когда перехватчики наводились по данным
радиолокатора.
На следующий день, приблизившись к норвежскому побережью,
авианосцы приступили к активным действиям. "Су-ордфиши"
вели наблюдение за морем и поиск подводных лодок, "си
гладиато-ры" с "Глориеса" и несколько "роков"
с "Арк Ройяла" поочередно осуществля-ли воздушное
патрулирование над ко-раблями. "Скьюа" барражировали
над Намсусом и Ондальснесом, но это при-крытие было скорее
номинальным - всего по три машины на каждую базу. Истребителям
приходилось совершать 220-мильные перелеты от кораблей и
обратно, что существенно ограничива-ло время нахождения
над целью. Тем не менее, в первый день пилотам 803-й эс-кадрильи
(во время этого похода она ба-зировалась на "Глориес")удалось
сбить два бомбардировщика Люфтваффе.
Ранним утром 25 апреля 14 "суордфишей" и десять
"скьюа" с бомбами подня-лись с палуб авианосцев
и взяли курс на Тронхейм. Их целями были аэродром Вэрнес,
расположенное рядом озеро, которое, по данным разведки,
использовалось нем-цами как еще один временный аэродром,
а также якобы находившиеся в гавани крейсер и танкеры. Перед
атакой группа разде-лилась. "Суордфиши" 810-й
эскадрильи на льду озера ничего не обнаружили и позже присоединились
к остальным. В результа-те удара по аэродрому было разрушено
два ангара и уничтожено 12 вражеских само-летов, еще три
повреждено. Крейсер на по-верку оказался мифом, поэтому
бомбы сбросили на суда в порту, но те отделались легкими
повреждениями. Англичане поте-ряли четыре "суордфиша",
два "скьюа" не дотянули до авианосцев и упали
в море; два поврежденных истребителя, хоть и су-мели сесть,
не подлежали ремонту в кора-бельных условиях, а еще три
совершили вы-нужденную посадку на норвежской терри-тории
и стали жертвами налета немецких бомбардировщиков.
Следующие два дня авианосцы манев-рировали в 80 милях от
побережья, палуб-ные истребители вели патрулирование над
горными районами, прикрывая сухопутные части. 26 апреля
18 "скьюа" осуществили восемь перехватов, уничтожив
при этом два Не-111 , еще три повредив - ценой гибели двух
своих машин. Кэптен Партридж запи-сал на свой счет один
из немецких "хейнкелей" перед тем, как был подбит
сам. Партридж и его стрелок-наблюдатель лей-тенант Восток
приземлились в расположе-нии британских частей и позже вернулись
на корабль. Еще более результативным выдалось 27 апреля.
При патрулировании над Ондальснесом "скьюа" уничтожили
пять вражеских бомбардировщиков и серь-езно повредили два
других. Потери анг-личан составили два истребителя, но од-ному
экипажу удалось выброситься с пара-шютами и добраться до
своих.
Поздним вечером того же дня "Глори-ес" отделился
от эскадры и ушел на до-заправку, а легкий крейсер "Шеффилд"
заменил "Кёрлью" в роли корабля радио-локационного
наведения. 28 апреля груп-па из 12 "суордфишей"
под эскортом семи "скьюа" с "Арка" совершила
новый налет на Тронхейм. Истребители уничтожили на якорной
стоянке пять гидросамолетов, бомбами был разрушен последний
ангар. Главная ударная сила англичан - старые тихоходные
бипланы - показали себя весьма стойкими к зенитному огню.
Так, машина кэптена Скина вернулась на авиа-носец с перебитой
стойкой и многочислен-ными пробоинами в крыльях, а лейтенант
Оуэнсмит вытащил из своего самолета крупный осколок, застрявший
между тяга-ми элеронов. Потери в ходе налета соста-вили
всего один "Скьюа". Вернувшиеся с патрулирования
над норвежской террито-рией пилоты истребителей доложили
о четырех сбитых вражеских самолетах.
Едва последний самолет приземлился на палубу "Арк
Ройяла", сам авианосец под-вергся атаке тройки Ju-88.
Все бомбы упа-ли между "Арком" и "Шеффилдом",
а зе-нитчикам удалось сбить один из них. Стало очевидным,
что немецкая разведка опре-делила район нахождения группы.
Адмирал Уэллс собирался отвести корабли к Фарер-ским островам,
но события приняли иной оборот. Британское командование
отдало приказ об эвакуации из Намсуса и Ондальснеса. На
авианосцы возлагалась задача по обеспечению воздушного прикрытия.
На рассвете 1 мая "скьюа" поднялись в воздух
и взяли курс на Ондальснес. Пого-да стояла прекрасная, и
этим не преминули воспользоваться немецкие бомбарди-ровщики.
Налеты продолжались весь день с небольшими перерывами. Фонтаны
воды то и дело вздымались в воздух, порой со-всем скрывая
из виду соседние корабли. Попаданий не было, лишь одна из
бомб разорвалась в 30 м от борта "Арк Ройя-ла",
не причинив ему заметных повреж-дений. Палубные истребители,
вынужден-ные переключиться на защиту собствен-ных плавучих
аэродромов, патрулирование побережья прекратили. Вечером
адмирал Уэллс отдал приказ идти в базу. Уставшие пилоты
нуждались хотя бы в кратковременном отдыхе, корабли - в
дозаправке, а по-редевшие эскадрильи - в пополнении.
Всего двое суток "Арк Ройял" находил-ся в Скапа-флоу.
За это время кэптен Па-уэр передал корабль новому командиру
- кэптену Ч.С. Холланду. Произошли изме-нения и в составе
авиагруппы: вместо не-давно сформированной 801-й эскадрильи
на борт взяли опытную 803-ю. Остались на берегу не оправдавшие
надежд "роки". 4 мая авианосец в сопровождении
линко-ра "Вэлиэнт", крейсера ПВО "Кёрлью"
и эсминцев снова вышел в море.
Хотя Намсус и Ондальснес были остав-лены, севернее, в районе
Нарвика, бое-вые действия продолжались. Немецких аэродромов
поблизости не было, и теперь вражеские бомбардировщики непосред-ственно
авианосцу не угрожали. 6 мая его авиагруппа начала свою
деятельность. "Суордфиши" вылетали на разведку,
снаб-жая сухопутные части неоценимыми аэро-фотоснимками
перед планировавшейся десантной операцией, бомбили позиции
противника, поддерживали высадку десан-та в Уфут-фьорде
13 мая, а "скьюа" обес-печивали истребительный
патруль у самого Нарвика и прикрывали район Будё.
"Арк Ройял" находился в районе бое-вых действий
до 19 мая, после чего ушел принимать топливо в Тромсё. Еще
через три дня он отправился в Скапа-Флоу на доукомплектование
эскадрилий. За 14 суток его истребители сбили шесть и повреди-ли
восемь вражеских самолетов. Пять "скьюа" было
потеряно, правда, всего с одним экипажем, но гибель лейтенанта
Уильяма Люси стала тяжелой утратой. Встретившись 14 мая
с "хейнкелями", Люси вступил в бой, "завалил"
одного из них и погнался за вторым, но попал под огонь немецких
стрелков. Истребитель одного из лучших пилотов FAA взорвался
в воздухе. К тому времени он уже имел Орден за выдающиеся
заслуги (за потоп-ление "Кенигсберга"), а на его
счету зна-чилось шесть уничтоженных и пять повреж-денных
самолетов противника.
Стремительное германское наступле-ние во Франции торопило
союзников вы-вести свои войска (более 24 тысяч чело-век)
из Норвегии. Чтобы провести эвакуа-цию без потерь, требовалось
обеспечить "чистое небо". 2 июня "Арк Ройял"
и "Глориес" вернулись к норвежскому побере-жью.
Их самолеты наносили удары по гер-манским опорным пунктам
и коммуника-циям, в том числе по линиям снабжения в районе
Будё. К вечеру 7 июня эвакуация завершилась. Приняв на борт
701-ю эс-кадрилью летающих лодок "Уолрус", "Арк"
направился к родным берегам, прикрывая конвои с войсками.
"Глориес" пошел в Скапа-флоу самостоятельно, и
это завер-шилось для него трагически: на следую-щий день
он и два сопровождавших его эсминца были потоплены артиллерией
гер-манских линкоров "Шарнхорст" и "Гнейзенау".
Командующий флотом метрополии ад-мирал Форбс узнал о судьбе
"Глориеса" только через сутки из сообщения герман-ского
радио, после чего немедленно вы-вел "Родней",
"Ринаун" и шесть эсмин-цев для поиска германского
отряда и при-крытия возвращающихся судов. "Арк Рой-ял"
получил приказ следовать на соеди-нение с главными силами
флота. Двое су-ток англичане носились по морю, пытаясь найти
то, чего там уже давно не было. Вскоре авиационная разведка
обнаружила один из немецких кораблей в Тронхейме и Форбс
решил нанести удар палубны-ми самолетами. Пилоты авианосца
встре-тили это известие без энтузиазма. Герман-ские корабли
имели сильное зенитное во-оружение, к тому же стояли в хорошо
за-щищенной базе, всего в нескольких кило-метрах от которой
располагался аэродром Вэрнес. Первоначально планировалось,
что в налете будут участвовать "суордфиши", вооруженные
торпедами, и "скьюа", часть из которых несла бомбы,
а часть- выделялась в прикрытие. Однако исполь-зование медлительных
"авосек" против такой цели, да еще в период белых
ночей, сочли форменным самоубийством. Удар поручили одним
"скьюа".
Имея перед собой пример "Кенигсбер-га", командующий
ожидал от атаки не меньшего эффекта, но удача не сопутство-вала
англичанам. Из-за плохой погоды 15 истребителей-бомбардировщиков
800-й и 803-й эскадрилий смогли подняться с па-лубы авианосца
только в 1.30 13 июня. Каждая машина несла по 500-фн броне-бойной
бомбе.
Намечалось, что одновременно с удар-ной группой "Арка"
бомбардировщики Ко-ролевских ВВС произведут налет на Вэр-нес,
дабы не дать немецким перехватчи-кам подняться в воздух.
Однако синхрон-ной атаки не получилось. На Тронхейм смогли
выйти только четыре "бофорта", которые отбомбились
без должного ре-зультата, зато потревоженные ими "мессершмитты"
устроили авианосной группе "горячий прием".
Подлетая к цели, экипажи "скьюа" уви-дели столб
дыма, поднимавшийся над аэродромом, и свору вражеских истреби-телей,
барражировавших над фьордом. Ведущий группы - новый командир
803-й эскадрильи лейтенант-коммандер Кассон - разделил самолеты
на две волны - одну из них возглавил сам, другую повел Партридж.
Звено Кассона развернулось, и с километровой высоты самолеты
нача-ли пикировать на "Шарнхорст" с носовых курсовых
углов. Эскадрилья Партриджа заходила для бомбометания с
противопо-ложной стороны на высоте более 2000 м, но сразу
же была атакована истребителя-ми противника. В поединке
с верткими " мессе ршмиттами-109" перегруженные
бомбами "скьюа" не имели никаких шан-сов. Немецкие
пилоты устроили англича-нам настоящее избиение, уничтожив
во-семь машин. Не вернулись на авианосец и оба командира
эскадрилий, из 16 летчи-ков только Партридж остался жив,
прове-дя пять лет в немецком плену. Результат налета свелся
к попаданию в "Шарнхорст" одной бомбы, к тому
же невзорвавшейся.
Норвежская кампания закончилась, и для воздушных сил флота
ее итоги никак нельзя назвать впечатляющими, чему были свои
причины. Британские авианосцы на-ходились в невыгодном положении,
вынуж-денные маневрировать в ограниченном районе, зачастую
- в пределах эффектив-ного боевого радиуса бомбардировщиков
противника. Основную часть машин при-ходилось отвлекать
на противолодочное патрулирование или держать на случай
от-ражения возможных налетов. Уровень бое-вой подготовки
немецких пилотов был намного выше, но все же решающее зна-чение
имело техническое превосходство германской стороны. В итоге
палубные ис-требители, хотя и записали на свой счет 20 подтвержденных
воздушных побед, не смогли обеспечить надежную защиту ко-раблям
и береговым объектам. Произве-денный в завершение кампании
неудачный рейд на Тронхейм окончательно убедил англичан,
что самолеты "Скьюа" оказались далеко не такими
универсальными, как за-думывалось - при использовании в
каче-стве пикировщиков эти машины нуждались в дополнительном
истребительном эскор-те, в противном случае несли тяжелые
по-тери. Тем не менее, реальной альтерна-тивы им пока не
существовало.
|