"Арк Ройял" бросил якорь в Скапа-Флоу 14 июня
1940 года- как раз в тот день, когда германские войска вошли
в Париж. Вскоре Франция капитулировала. Для анг-личан это
означало, помимо всего проче-го, кардинальное изменение
баланса сил на Средиземном море. Предвоенными планами предполагалось,
что в случае ожи-давшегося вступления в войну фашист-ской
Италии британский флот будет дей-ствовать в восточной части
моря, тогда как ответственность за западную берут на себя
французы. Теперь предстояло срочно ис-кать замену выбывшему
из игры француз-скому флоту. Достаточный резерв надвод-ных
кораблей позволил англичанам сде-лать это весьма оперативно.
17 июня "Арк" вместе с линейным крей-сером "Худ"
и 8-й флотилией эсминцев отправился в Гибралтар. По пути
туда авиа-носец был атакован подводной лодкой U-46, но торпеды
снова прошли мимо. 28 июня завершилось формирование со-единения
"Н". Командующим был назна-чен вице-адмирал сэр
Джеймс Ф. Сомервилл. С этого времени главным театром, на
котором пришлось действовать "Арк Ройялу", стал
средиземноморский.
Британское правительство не без осно-ваний опасалось, что
после заключения перемирия французские корабли могут по-пасть
в руки противника. 3 июля 1940 года англичане провели операцию
"Катапуль-та". Ее целью было захватить или уничто-жить
все французские корабли и суда, на-ходившиеся в пределах
досягаемости. Один из основных актов этой драмы ра-зыгрался
в военно-морской базе Мерс-эль-Кебир, в нескольких милях
к западу от Орана.
Еще 1 июля Сомервилл получил приказ нейтрализовать стоявшую
в Мерс-эль-Кебире французскую эскадру, куда входили линкоры
"Дюнкерк", "Страсбург", "Про-ванс",
"Бретань", гидроавианосец "Коммандан Тест"
и шесть лидеров. В приказе говорилось, что если переговоры
не да-дут ожидаемого результата, то следует применить силу.
2 июля Сомервилл вывел из Гибралтара свое соединение. Помимо
"Арка" в его состав входили линейный крейсер "Худ",
линкоры "Вэлиэнт" и "Резолюшн", легкие
крейсера "Аретьюза" и "Энтерпрайз",
а также 11 эскадренных ми-ноносцев.
Командиру "Арк Ройяла" планом опе-рации отводилась
особая роль. Дело в том, что перед войной кэптен Холланд
был во-енно-морским атташе в Париже. Там он завел много
друзей среди французских офицеров, был удостоен командорского
креста Ордена Почетного легиона, в со-вершенстве владел
французским языком. Именно ему были поручены переговоры
с французским командующим адмиралом Жансулем. В ночь на
3 июля Холланд пе-решел на борт эсминца "Фоксхаунд",
и тот отделился от эскадры. В 5.15 он подошел к Мерс-эль-Кебиру
и передал семафором просьбу Холланда о встрече с Жансулем.
Французский адмирал отказался от пря-мых переговоров, послав
своего флаг-офицера, через него Холланд передал па-кет с
предложениями своего командова-ния. В письме, написанном
Сомервиллом, французам предлагалось четыре вариан-та действий:
1) присоединиться к британ-скому флоту для продолжения совместных
действий против Германии и Италии; 2) пе-рейти в британские
порты и интернировать-ся; 3) перейти в порты французской
Вест-Индии или Соединенных Штатов; 4) зато-пить свои корабли
в течение 6 часов. За-канчивался ультиматум словами: "Я
имею приказ правительства Его Величества ис-пользовать все
необходимые средства для предотвращения попадания Ваших
кораб-лей в руки немцев или итальянцев".
В 9.00 флаг-офицер передал ответ ад-мирала. Жансуль уверял,
что его корабли никогда не попадут целыми в руки врага,
но будут сопротивляться применению силы. Холланд сообщил
Сомервиллу о пол-ном провале переговоров. В 10.50с "Фоксхаунда"
передали семафор, что в соот-ветствии с имеющимся приказом
Сомервилл не позволит французам покинуть порт, если предложения
британского пра-вительства не будут приняты. Срок ульти-матума
истекал в 14.00.
Все это время "суордфиши" с "Арка"
вели непрерывное наблюдение за обста-новкой во французской
базе. Лейтенант-коммандер Ходжкинсон получил приказ быть
готовым к взлету. Вскоре три "суордфиша" сбросили
мины на главном фарва-тере базы, подтверждая тем самым серь-езность
намерений англичан.
Адмирал Жансуль попытался продлить переговоры, передав,
что готов принять личного представителя британского адми-рала.
В три часа пополудни Холланд под-нялся на борт "Дюнкерка".
Последние по-пытки сохранить дружественные отноше-ния были
прерваны в 16.15 радиограммой Сомервилла: "Если британские
предложе-ния не будут приняты к 17.30 B.S.T. (British Summer
Time - британское летнее вре-мя - на один час впереди гринвичского),
повторяю, к 17.30 B.S.T. я потоплю Ваши корабли". В
16.35 Холланд покинул "Дюн-керк", и вскоре "Фоксхаунд"
присоединил-ся к эскадре.
Обе стороны готовились к бою. На французских кораблях развели
пары, эки-пажи разошлись по боевым постам, траль-щики начали
освобождать фарватер от анг-лийских мин. А британское соединение
уже легло на боевой курс. В 16.54 раздал-ся первый залп.
Французские линкоры на-чали сниматься с якорей и выходить
в море. Теснота гавани не позволяла начать движение одновременно
и мешала ответ-ной стрельбе, поэтому бой превратился в избиение.
Третьим залпом англичан был накрыт "Бретань",
едва отваливший от причала. Над ним поднялся густой столб
дыма, и в 17.09 он внезапно перевернул-ся и затонул. "Прованс"
получил попада-ние в корму и был вынужден приткнуться к
мели. "Дюнкерк" получил два или три прямых попадания
381-мм снарядами. Он отдал якорь, началась эвакуация экипажа.
Однако "Страсбург", лидеры "Вольта",
"Тигр", "Линкс", "Террибль"
и "Керсен" вырвались с рейда и взяли курс на севе-ро-восток.
У мыса Канастель к ним присо-единились шесть эсминцев из
Орана. Этот маневр французов на какое-то время ос-тался
незамеченным, так как в 17.12 бри-танское соединение прекратило
огонь и начало поворот, прикрываясь поставлен-ными эсминцами
дымовыми завесами. В этот момент "Арк Ройял",
шедший в кон-це колонны, оказался в пределах досягае-мости
330-мм орудий "Страсбурга". Но последний ограничился
парой залпов по сторожившему выход из гавани эсминцу "Рестлер",
заставив его отойти. Поднятые с палубы "Арка"
шесть "суордфишей" с 250-фн бомбами под прикрытием
двух "скьюа" в 17.45 атаковали ускользающий линкор.
Попаданий они не добились, а от-ветным зенитным огнем две
"авоськи" были так сильно повреждены, что не до-тянули
до авианосца и упали в море.
Примерно в то же время англичане под-верглись атаке французских
истребителей с расположенного поблизости аэродрома. Они
несли 75-кг бомбы и даже не имели бомбовых прицелов. Не
сумев поразить ни один из британских кораблей, отчаянные
французские летчики пытались обстрели-вать из пулеметов
их надстройки; кроме того, в воздушном поединке им удалось
сбить один "Скьюа".
После неудачной попытки догнать фран-цузов на флагманском
"Худе" - Сомервилл предпринял последний шанс покон-чить
со "Страсбургом". Шесть "суордфи-шей"
820-й эскадрильи произвели две ата-ки, но все торпеды, сброшенные
с дистан-ции около 900 м, - за пределами завесы эсминцев
- прошли мимо, так как прибыв-ший из Орана миноносец "Пурсюивант"
предупредил линкор о приближавшихся самолетах, и "Страсбург"
успел перело-жить руль и отвернуть. Правда, вернув-шись,
пилоты доложили о попадании - это одна из торпед, снабженных
магнитными взрывателями "Дуплекс", взорвалась
все-го в 25 м от борта "Страсбурга", не при-чинив
ему повреждений. Первая в исто-рии атака торпедоносцев на
крупный бое-вой корабль в море завершилась безре-зультатно.
4 июля соединение "Н" вернулось в Гибралтар.
В тот же день Сомервилл от-правил Адмиралтейству отчет об
операции. Воздушная разведка не смогла точно оп-ределить
степень повреждений "Дюнкер-ка", хотя и сообщила,
что он выбросился на берег. Однако после опрометчивого коммюнике
командующего французскими ВМС на Средиземноморье адмирала
Эстева, заявившего, что "повреждения "Дюн-керка"
незначительны и будут быстро уст-ранены", Сомервилл
получил приказ под-вергнуть линкор повторной атаке. Вечером
5 июля соединение "Н" снова вышло в море, оставив
в Гибралтаре тихоходный "Резолюшн". На этот раз
британский ад-мирал решил отказаться от артиллерийского
обстрела, способного вызвать жер-твы среди мирного населения,
и исполь-зовать для атаки только авиагруппу "Арк Ройяла".
Утром 6 июля англичане приблизились на 90 миль к Мерс-эль-Кебиру,
и в 5.20 с палубы авианосца стали подниматься са-молеты
- дюжина "суордфишей" с торпе-дами (один из них
был вынужден вернуть-ся из-за поломки) в сопровождении деся-ти
"скьюа". ПВО французской базы ока-залась не готовой
к отражению атаки. Плотный зенитный огонь встретила толь-ко
вторая волна атакующих, и лишь потом в небе появились французские
истреби-тели MS.406 и "Хок-75".
Для "Дюнкерка" нападение оказалось совершенно
неожиданным. Прислуга зе-нитных автоматов линкора была свезена
на берег, а у его борта стоял сторожевой корабль "Тер
Нёв", принимавший раненых и гробы с погибшими накануне.
Пара "су-ордфишей" первой волны появилась в 6.28.
Обе торпеды, сброшенные прежде-временно, взорвались от удара
о мол и не причинили кораблю вреда. Спустя 9 ми-нут подошла
вторая волна - три торпедо-носца и пять истребителей. Торпеды
сно-ва прошли мимо линкора, но одна из них поразила "Тер
Нёв". От взрыва небольшое суденышко переломилось надвое,
а об-ломки его надстроек засыпали "Дюнкерк". Наконец,
в 6.50 приблизилась еще шес-терка "авосек" с истребительным
прикры-тием. Звено, заходившее с правого бор-та, было встречено
огнем зениток и ис-требителями, все сброшенные торпеды прочертили
следы в стороне от цели. Но последняя тройка, атаковавшая
со сторо-ны левого крамбола, сбросила торпеды точно. Одна
из них угодила в стоявший недалеко от линкора буксир "Эстерель",
буквально развалив его на куски, вторая прошла прямо под
килем 200-метрового исполина и угодила в обломки "Тер
Нева", вызвав детонацию сложенных в его кор-мовой части
42-х 100-килограммовых глу-бинных бомб. В борту "Дюнкерка"
обра-зовалась огромная пробоина, корабль по-терял 150 человек
убитыми и навсегда выбыл из строя.
Потери англичан были минимальны - один сбитый "Скьюа",
экипажу которого удалось спастись. К вечеру эскадра Сомервилла
вернулась на базу, как сказал очевидец, "с болью в
сердце". Но даль-нейшие события показали, что это был
не последний раз, когда "Арк Ройялу" при-шлось
действовать против недавнего со-юзника.
|