"Арк Ройял" стал первым британским авианосцем
нового поколения. К его несомненным достоинствам можно отнести
зна-чительную численность авиагруппы, мощ-нейшее в мире
на момент вступления в строй зенитное вооружение, высокую
ско-рость хода и прекрасную мореходность, по-зволявшую обеспечивать
действия авиации практически в любую погоду. По числу принимаемых
на борт самолетов "Арк" остал-ся непревзойденным
в своем флоте, да и с авианосцами США и Японии мог выступать
на равных. По такому объективному факто-ру, как полезная
площадь ангаров, он слегка превосходил даже построенные
пятью го-дами позже "эссексы". Наличие катапульт
давало британским авианосцам определен-ные преимущества
перед зарубежными со-временниками. Реальная же численность
авиагрупп у англичан диктовалась не воз-можностями кораблей,
а слабостью флот-ской авиации. И если в конце войны даже
"илластриесы" несли свыше 50 самолетов вместо
штатных 36, то на борту "Арка" мог-ло бы разместиться
до 80-100 машин.
За свою короткую военную карьеру авиа-носец прошел более
200 тысяч миль, дей-ствовавшие с его палубы истребители
сби-ли в воздушных боях более 40 самолетов противника. Это
выглядит каплей в море по сравнению с успехами американских
авиа-носцев, на счету которых было до несколь-ких сотен
самолетов, однако не стоит забы-вать, что эти успехи достигнуты
в началь-ный период войны, когда англичане явля-лись обороняющейся
стороной и не обла-дали ни количественным, ни качественным
превосходством над противником. В этих об-стоятельствах
потеря "Арка" стала тяжелым ударом для британского
флота. Недаром ад-мирал Сомервилл изрек; "Без него
я как сле-пой нищий без своей собаки".
Недостатки корабля стали обратной стороной его дос-тоинств,
хотя, справедливо-сти ради, надо отметить, что большинство
из них было присуще многим авианосцам того времени. Не совсем
удачная компоновка машин-но-котельных отделений дик-товалась
ограниченным во-доизмещением. Система ПТЗ имела большую
протя-женность, однако ее сопро-тивляемость на практике
оказалась значи-тельно ниже оценочной (это было характер-но
для всех британских кораблей). Как по-казало исследование
обстоятельств гибе-ли "Арка", в результате взрыва
торпеды были прорваны защитные переборки, и вода сразу же
попала в жизненно важные отсеки корабля. Низкое расположение
ан-гарной палубы, являвшейся палубой пере-борок, привело
к затоплению также и верх-них помещений.
Распространению воды способствовало соединение всех котель-ных
отделений общим горизонтальным низко расположенным дымоходом
и сообщаю-щихся между собой вентиляционных кана-лов. Но
главным просчетом конструкторов, в итоге погубившим корабль,
стало отсут-ствие дизель-генераторов, из-за чего пос-ле
выхода из строя паровых котлов он ока-зался полностью обесточенным
и лишился возможности использовать водоотливные средства.
Разумеется, в ходе модерниза-ции эти недостатки могли быть
устранены, тем не менее, в целом неплохой проект развития
не получил. Причиной стала кар-динальная перемена взглядов
Адмиралтей-ства на характер использования авианос-цев. "Арк
Ройял" с его многочисленной авиагруппой и значительной
дальностью плавания был хорош для отдаленных теат-ров, однако
для действий в европейских водах с весьма высокой вероятностью
встре-чи с неприятельскими бомбардировщиками его бронирование
не представлялось дос-таточно надежным. Именно поэтому англи-чане
в дальнейшем пошли иным путем, по-жертвовав самолетовместимостью
ради уси-ления защиты. Введение бронированной по-летной
палубы стало значительным шагом в эволюции данного класса
кораблей. "Илластриес", на котором это было сделано,
положил начало самой многочисленной се-рии британских тяжелых
авианосцев. Но имя "Арк Ройял" не забыто, и сегодня
в составе Королевского флота служит пятый корабль с таким
названием.
|