Разработка проектаОтправной точкой при проектировании «Белфаста» стало требование увеличить число стволов 152-мм орудий как минимум до 15. Наиболее логично было пойти по пути японцев и американцев, разместивших на своих крейсерах по пятой трехорудийной башне, но англичан это не устраивало. Дело в том, что большинство сухих доков военно-морских баз Британского содружества имели длину 615 футов (187,5 м). Пятибашенная схема неизбежно заставляла иметь корпус большей длины (не менее 630 — 635 футов по ватерлинии), что в будущем привело бы к значительным трудностям с докованием. Поэтому английские конструкторы остановились на другом решении. Они предложили заменить трехорудийные башни «Тауна» четырехорудийными. В этом случае крейсер получал 16 152-мм пушек - на одну больше, чем у японских и американских аналогов. Водоизмещение при этом увеличивалось всего на 900 т. Ожидалось, что для достижения 32-узловой скорости потребуется мощность в 82 500 л.с., то есть на 7500 л.с. больше, чем на «Саутгемптоне». Новое вооружение заставило существенно переработать проект крейсера-прототипа. Во-первых, увеличенным башням понадобились увеличенные же погреба, что все-таки повлекло рост размерений корпуса и удлинение броневого пояса. Во-вторых, более высокий темп огня четырехорудийных башен требовал соответствующей подачи снарядов, системы элеваторов становились более громоздкими, и в результате кормовая башня уже не вписывалась в отведенный под нее объем корпуса. Последнюю пришлось поднять по высоте до уровня палубы полубака. Соответственно на одну палубу поднялись третья башня и кормовой пост управления огнем. Все это заметно увеличивало «верхний» вес и ухудшало остойчивость, однако более высокое расположение орудий над водой давало неоспоримые преимущества в случае их использования в свежую погоду. Последнее обстоятельство в глазах представителей Адмиралтейства оказалось более важным, и некоторое снижение метацентрической высоты посчитали вполне допустимой платой. Увеличенный корпус позволил довести запас топлива до 2400 т (против 2060т на «Саутгемптоне»), что теоретически обеспечивало дальность плавания в 10 тыс. миль 16-узловым ходом. Верхняя палуба стала более просторной, благодаря чему появилась возможность разместить на ней 6 спаренных 102-мм зенитных орудий вместо 4. Правда, погреба боезапаса зениток, располагавшиеся на «таунах» позади машинного отделения, теперь по неясным причинам перенесли далеко вперед. Машинно-котельные отделения, соответственно, сместились в корму. В результате «Белфаст» лишился элегантности своих предшественников и приобрел характерный силуэт с «оторванными» от надстройки наклонными дымовыми трубами. Единственным объяснением такого решения является, по-видимому, стремление конструкторов уменьшить возможное задымление носовых мостиков и оптических приборов.
Что же касается второй поставленной перед проектировщиками задачи — доведения броневой защиты до уровня, способного противостоять 8-дюймовым снарядам, — то она осталась невыполненной. 10 000-тонного водоизмещения крейсера хватило лишь на то, чтобы повторить бронирование «Саутгемптона» практически без изменений. Проект «Модифицированного Тауна» был подготовлен к февралю 1936 года. К тому времени стало ясно, что главной проблемой в его реализации явится разработка артиллерийских башен. Четырехорудийные установки на крейсерах до этого не применялись, и конструкторам пришлось начинать работу с нуля. Первые эскизы предусматривали установку орудий парами в двух люльках. Расстояние между стволами в каждой паре составляло 3,5 фута (1,07 м). Однако опыты, проведенные на артиллерийском полигоне в Шоуберинессе, показали, что это расстояние надо увеличить как минимум до 5 футов (1,52 м), иначе пороховые газы соседних стволов воздействуют на вылетающий снаряд, и залп из 4 орудий даст очень большое рассеяние. Но принять это условие было непросто, во-первых, в таком случае увеличивались габариты четырехорудийной башни и, во-вторых, уменьшались углы обстрела. Наблюдавший за ходом проектирования крейсера инспектор Адмиралтейства подал высшему начальству рапорт, в котором приводил три варианта дальнейших действий:
Приговор четырехорудийным башням был вынесен 8 апреля на заседании под председательством первого морского лорда. После дискуссии, в которой участвовали инспектор Адмиралтейства и помощник начальника Морского штаба, решили вернуться к проверенным трехорудийным башням, а сэкономленный таким образом вес пустить на усиление защиты. В противном случае закладка крейсеров откладывалась на неопределенный срок.
Деньги на строительство «Белфаста» и "Эдинбурга» выделили в мае, но переделка проекта затянулась еще на полгода. Артиллерийские погреба стали меньше, что позволило укоротить корпус на 10 футов. Соответственно, уменьшилась и длина броневого пояса. Все важные посты управления перенесли вниз под защиту пояса и бронепалубы. Толщину палубной брони над машинно-котельными отделениями и носовым поясом увеличили с 32 мм до 50 мм, а над погребами 152-мм боеприпасов — с 50 до 76 мм. Сами погреба получили «коробчатую» броневую защиту.
![]() Крейсер "Белфаст" по состоянию на 1943 г. Первоначальное сближенное расположение 102-мм зенитных орудий подверглось обоснованной критике, так как одно попадание могло вывести из строя все три установки одного борта. Поэтому их разнесли по длине, а между ними разместили легко бронированные укрытия для прислуги. Изменили и расположение 4-ствольных 40-мм «пом-помов»: с кормовой части надстройки (где они могут оказаться в зоне воздействия пороховых газов 6-дюймовых башен) их перенесли ко второй дымовой трубе, причем на новом месте появилась возможность заменить их на 8-ствольные. Кроме того, в чертежи корабля внесли еще некоторые изменения. Все это повысило «легендное» водоизмещение крейсера до 10 302 т.
Контрактная стоимость «Белфаста» составила 2141514 фн.ст.,в том числе 75 000 фунтов было уплачено за его артиллерийское вооружение и 66 500 — за гидросамолеты и авиационное оборудование. Однотипный крейсер «Эдинбург» заложили на верфи «Суон Хантер» через 20 дней после «Белфаста». Он сошел на воду 31 марта 1938 года, а вступил в строй почти на месяц раньше головного корабля.
|
|
|
|