[на главную страницу][в раздел "библиотека"]

На вечной стоянке

«Белфаст» простоял на приколе 8 лет. В отличие от традиций нашего флота, английский крейсер все это время поддерживался в образцовом порядке, а помещения для небольшого экипажа были даже заново отремонтированы и оснащены телевизорами. Тем не менее к началу 70-х годов стало окончательно ясно, что время артиллерийских кораблей ушло. «Белфаст» ждала незавидная участь — отправиться на разделочную верфь, где уже были превращены в металлолом все его товарищи по оружию...

Собственно говоря, именно тот факт, что «Белфаст» остался последним британским крейсером — участником второй мировой войны, и подвигнул общественность выступить с инициативой о его сохранении в качестве корабля-памятника. Особенно бурную деятельность в этом направлении развил контр-адмирал Морган-Джайлз, в прошлом командир «Белфаста». Его усилия не пропали даром: власти Лондона решили сделать из крейсера филиал Имперского военного музея. Корабль ввели в Темзу и установили у набережной напротив Тауэра. 21 октября 1971 года, в годовщину Трафальгарского сражения, состоялось его открытие для посетителей. С тех пор вот уже в течение четверти века «Белфаст» является одной из неотъемлемых достопримечательностей британской столицы.

Буксировка «Белфаста» к месту его последней стоянки, 14 октября 1971 г.

Экспозиция плавучего музея заметно отличается от, скажем, нашей «Авроры». Прежде всего посетителям доступны все «внутренности» корабля — от артиллерийских погребов до командно-дальномерных постов. Повсюду расставлены манекены в форме моряков британского флота, в некоторых помещениях разыграны сценки из корабельной жизни и боевой службы. Так, в одном из отсеков в подводной части корпуса представлена борьба за живучесть корабля при подводном взрыве — искореженные металлоконструкции, деревянные распорки и подкрепления, раненые матросы, мерцает огонь, журчит вода, сверху раздается грохот орудийных залпов...

А при подходе к одной из кают автора этих строк удивили доносящиеся из-за двери жуткие крики. Оказалось, что это зубной кабинет: манекен в халате судового врача держит бормашинку, а сидящий в кресле манекен в форме офицера издает душераздирающий крик, записанный, естественно, на магнитофон.

Из экспозиции музея можно узнать массу любопытных подробностей о быте английских моряков. Например, о том, что в 1943 году на борту «Белфаста» на правах члена экипажа жил всеобщий любимец кот Франкенштейн (Фрэнки). Или о том, что морякам Королевского флота с 1655 года ежедневно выдавали по пинте рома, а в 1740 году адмирал Эдвард Верной ввел вместо рома грог (две части воды на одну часть рома). Традиция раздачи грога (аналог российской «чарки») существовала до 1970 года...

Закрытый ходовой мостик крейсера. На переднем плане - кресло с надписью «Captain» ("командир").

Наглядность и продуманность экспонатов делает посещение «Белфаста» интересным не только любителям морской истории, но и людям, весьма далеким от флота. Зачастую англичане и туристы приходят на борт целыми семьями. Для посетителей на борту есть кафе, видеозал, а при входе — магазинчик с книгами и сувенирами.

Содержание «Белфаста» обходится в 2000 фн. ст. в день, входной билет стоит 4 фунта. То есть для полной окупаемости необходимо, чтобы музей посещали по 500 человек ежедневно. По будням число посетителей значительно меньше, и крейсер-памятник приходится дотировать из бюджета и за счет добровольных пожертвований.

[на главную страницу]  [в раздел "библиотека"]

счетчик посещений
Яндекс цитирования ??????.???????
Сайт управляется системой uCoz