[на главную страницу][в раздел "библиотека"]

Описание конструкции

 Компоновка и конструкция корпуса
 Бронирование
 Артиллерийское вооружение
 Торпедное вооружение
 Противолодочное оружие
 Авиационное вооружение
 Главная энергетическая установка
 Остойчивость и мореходность
 Судовые системы
 Экипаж

Компоновка и конструкция корпуса крейсера «Белфаст» в основном повторяют схему «Саутгемптона», но машинно-котельные отделения смещены в корму. Обводы корпуса — круглоскулые, с ярко выраженным скуловым изломом в носовой части. Корпус внутри разделен поперечными водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков. На протяжении всей длины имеется двойное дно, в районе погребов — тройное. В районе 23-го — 26-го шпангоутов имеется колодец для гидроакустической станции («асдика»). Набор корпуса — преимущественно сварной, обшивка — клепаная. Палубный настил — из твердого дерева (разновидность тика), привезенного с острова Борнео. Схема главной энергетической установки — четырехвальная эшелонная; топливные цистерны частично расположены в междудонном пространстве, частично — по бортам и служат дополнительной защитой от подводных взрывов.

Теоретический чертеж. Проекция "корпус".

Бронирование «Белфаста» можно считать одним из самых мощных в классе легких крейсеров. 114-мм броневой пояс по сравнению с «Саутгемптоном» стал значительно длиннее и теперь простирался от 26-го до 238-го шпангоутов. Он опускался ниже ватерлинии на 3 фута (91 см), а по высоте доходил до главной палубы (в районе машинно-котельных отделений — до верхней палубы). Поперечные траверзы одинаковой толщины — 63 мм, броневая палуба — 50 мм и 76 мм в районе погребов боезапаса носовых и кормовых башен. Рулевой привод сверху защищен 50-мм главной палубой, а с боков — 25-мм внутренними продольными и поперечными экранами. Вся броня — гомогенная, нецементированная. Плиты пояса крепились на болтах, палубная броня — на заклепках, а в оконечностях (в нос от 66-го и в корму от 238-го шпангоутов) — сваркой.

На «Белфасте» в ходе ремонта и модернизации в 1939— 1942 годах бортовое бронирование полностью изменили. Новый броневой пояс толщиной 102 мм «оторвали» от шпангоутов и установили снаружи на надстроенные вдоль всего корпуса були. Ширина корпуса при этом увеличилась с 19,3 до 20,22 м, осадка с 6,48 до 7,06 м, а стандартное водоизмещение достигло 11 500 т.

Схема бронирования крейсера "Белфаст", 1942 г.

Барбеты 6-дюймовых башен с бортов имели толщину 50 мм, с носа и кормы — 25 мм. Бронирование самих башен по сравнению с «Саутгемптоном» заметно усилилось: лобовые плиты стали 102-мм, борта — 50-мм (на крейсерах-предшественниках вся башенная броня была 25-мм). В конструкции надстроек использовалось много так называемой противоосколочной брони — экранов из прочной стали толщиной 6,5 — 16 мм. В частности, укрытия для прислуги 102-мм орудий имели 16-мм защиту, основания директоров (командно-дальномерных постов) и коммуникационные трубы — 13-мм, перекрытия и стенки рубок на носовой надстройке — 6,5-мм.

Крейсер «Белфаст» (декабрь 1942 г.):
1 — форпик, 2 — кубрики, 3 — кладовые, 4 — шпилевое отделение, 5 — кубрики, 6 — снарядные погреба 152-мм орудий, 7 — зарядные погреба 152-мм орудий, 8 — погреб 40-мм и 20-мм боеприпасов, 9 — столовая экипажа, 10— каюты офицеров, 11 — адмиральский мостик, 12 — пост РЛС типа 285, 13 — пост РЛС типа 273, 14 — матросский камбуз, 15— бомбовый погреб, 16 — нижний рулевой пост, 17 — помещение электрогенераторов, 18 — погреб 102-мм боеприпасов, 19 — носовое котельное отделение, 20 — пост энергетики и живучести (ПЭЖ), 21 — носовое машинное отделение, 22 — кормовое котельное отделение, 23 — кормовое машинное отделение, 24 — баня для офицеров, 25 — баня экипажа, 26 — помещение рулевой машины, 27 — запасной рулевой пост, 28 — адмиральская столовая, 29 — адмиральская каюта, 30 — танки пресной воды, 31 — винный погреб, 32—топливные танки, 33 — отсек ГАС "Асдик", 34 — цистерна с авиационным бензином, 35 — цистерна с бензином для моторных катеров, 36 — цепной ящик.

Артиллерийское вооружение «Белфаста» и «Эдинбурга» первоначально включало 12 152-мм и столько же 102-мм орудий, а также два 8-ствольных 40-мм автомата «пом-пом» и два 4-ствольных крупнокалиберных пулемета «виккерс».

152-мм орудия Мк-ХХIII с длиной ствола в 50 калибров являлись основным оружием всех британских легких крейсеров постройки 30-х годов, начиная с «Линдера». Первоначально они устанавливались в двухорудийных башнях Мк-ХХI («Линдер», «Сидней», «Аретуза»), затем в трехорудийных Мк-ХХII (тип «Таун») и Мк-ХXIII («Белфаст», «Фиджи», «Сьюперб»). Кроме того, разрабатывались четырехствольная установка для «Белфаста» и трехствольная Мк-XXIV для «Тайгера». Всего было изготовлено 469 орудий Мк-ХХIII.

Баллистика 152-мм снаряда пушки Мк-ХХIII

Дальность стрельбы, ярды/м Угол возвышения Время в полете, с Угол падения снаряда Скорость падения снаряда
5000/4570 2° 22,7 6,57 3°0' 591
10000/9140 6°14,9' 15,94 9°51' 418
15000/13720 13°6' 29,42 24°38' 335
20000/18290 24°7' 47,16 39°52' 331
24500/22400 41°4' 71,41 56°27' 353

Пушка Мк-ХХIII — скрепленная, с поршневым затвором. Башенная установка «Белфаста» создавалась на базе Мк-ХХII и внешне не отличалась от последней. Все три орудия установлены в индивидуальных люльках, причем среднее отнесено на 76 см назад — чтобы при стрельбе полными залпами на вылетающие снаряды меньше воздействовали пороховые газы из соседних стволов. Нижнее подбашенное помещение — зарядный погреб, откуда кордитовые картузы поднимались вверх по трем подачным трубам с помощью бесконечной цепи с гидроприводом. Загрузка зарядов внизу осуществлялась вручную. Снарядный погреб находился палубой выше. Снаряды также вручную укладывались на вращающееся кольцо (его полная емкость — 56 штук), а затем по двум элеваторам подавались в башню (с максимальной скоростью до 12 снарядов в минуту на каждый элеватор). Заряжание осуществлялось при угле возвышения от —5° до +12,5°. Основные отличия башни Мк-ХХII — улучшенная броневая защита вращающейся части, увеличенная глубина подпалубных отделений (снарядные и зарядные перегрузочные отделения на разных уровнях) и более мощный насос для привода гидросистемы (114 л.с. вместо 103 л.с.).

Баллистические характеристики 152-мм пушки Мк-ХХIII

Вес орудия с затвором, кг 7017
Длина орудия, мм/клб 7869/51,63
Длина ствола, мм/клб 7620/50,0
Длина каморы, мм 1041,4
Объем камор, дм3 28,7
Длина нарезной части, мм 6486,1
Нарезы, мм 1,17х9,548
Поля нарезов, мм 3,752
Вес снаряда, кг 50,8
Вес заряда, кг 13,6 или 14,5
Нач. скорость снаряда, м/с 841
Рабочее давление, кг/см2 3230
Макс. дальность стрельбы при угле возвышения 45°, м 23300

Несостоявшиеся четырехорудийные башни с орудиями Мк-ХХIII должны были иметь вес 229 «длинных» т (232,8 т метрических) и диаметр вращающейся части 5,79 м. Расстояние между стволами в каждой паре орудий, согласно эскизному проекту, составляло 69,85 см и между внутренними стволами обеих пар — 118,1 см. Как показали опыты, столь скученное расположение орудий оказалось абсолютно неприемлемым.

В качестве зенитного калибра на «Белфасте» стояли 102-мм пушки Мк-XVI в спаренных палубных установках Мк-XIX. Это были одни из самых распространенных орудий в британском флоте: они стояли на линкорах, крейсерах, эсминцах и кораблях других классов. Длина ствола пушки составляла 4572 мм (45 клб), вес вместе с затвором — 2042 кг. В установке Мк-XIX оба ствола находились в одной люльке, расстояние между осями орудий — 53,3 см, максимальный угол возвышения — 80°. Снаряд весил 15,88 кг; дальность стрельбы при угле возвышения 45° составляла 18150 м, досягаемость по высоте — 11 890м, скорострельность — 12 выстрелов в минуту. Правда, на практике скорострельность была ниже, так как размещение погребов 102-мм боезапаса впереди носового котельного отделения сильно затрудняло подачу снарядов. По палубе полубака от ангара до зениток пришлось проложить рельсовый путь и разработать специальные тележки, на которые грузились боеприпасы. Такое «рацпредложение» оказалось малоэффективным, особенно в арктических водах, где обледенение палубы делало подобную «транспортную систему» неработоспособной. В конечном итоге именно несоответствие темпа подачи снарядов и скорострельности орудий заставило в 1944 году снять две 102-мм установки. Зато 4 оставшиеся в 1948 году были оснащены дистанционным управлением RP-50 на основе сервоприводов. Масса каждой установки увеличилась примерно на 2 т, зато теперь зенитная артиллерия стала всепогодной, возросла быстрота реакции и скорость вертикального наведения (до 15 град./с).

Носовые 152-мм башни «Белфаста» с орудиями в положении наибольшего угла возвышения.

Малокалиберная артиллерия «Белфаста» и «Эдинбурга» за время службы неоднократно менялась. Состав вооружения кораблей и ТТХ зенитных автоматов приведены в таблицах.

Боекомплект «Белфаста» в 1948 году включал 2862 152-мм снаряда (1384 бронебойных, 960 фугасных, 474 практических и 44 учебных) и 2400 102-мм (2000 фугасных и 400 осветительных).

Система управления огнем 152-мм орудий включала в себя два директора Мк-ХХIII на носовой и кормовой надстройках, оснащенных 22-футовыми дальномерами. В качестве запасных на крыльях мостика открыто стояли два 12-футовых дальномера. Информация от директоров непрерывно поступала в центральный артиллерийский пост, где обрабатывалась на механическом вычислителе (Fire Control Table). В 1942 году на крыше носового директора установили РЛС типа 284. Эта станция использовалась для управления огнем орудий главного калибра и оказалась весьма ненадежной. Так, на «Белфасте» во время боя с «Шарнхорстом» в декабре 1943 года она ничего не показывала из-за интерференции с радиопередатчиком на частоте 4000 кГц; во время ремонта в 1944 — 1945 годах ее заменили на новую, типа 274, сохранившуюся до настоящего времени. Английские радары сантиметрового диапазона, появившиеся в конце войны, были весьма совершенны и быстро вытеснили своих предшественников первого поколения с большой длиной волны.

Целеуказание зенитным орудиям выдавалось тремя зенитными директорами Мк-IV. В 1942 году на «Белфасте» их заменили новыми, с 15-футовыми дальномерами и радарами типа 285.

Кольцевой магазин с уложенными снарядами в погребе второй 152-мм башни «Белфаста».

Что касается радиолокационных средств обнаружения и поиска, то первым РЛС получил «Эдинбург» в 1940 году (типа 279, антенна установлена на мачте), в 1942 году на нем появилась станция типа 273, зарекомендовавшая себя как весьма надежная. «Белфаст» в том же году оснастили радарами типа 281, 282, 283 и 273. Эффективность их была невысока: например, у станции 281 в режиме сканирования ширина луча равнялась 45°, в то время как у аналогичного американского радара СХАМ — всего 14°. Уже к концу войны радиолокационное оборудование крейсера почти полностью обновили.

В то же время английские радары, несколько уступая американским, были значительно лучше, чем созданные в других странах, включая и Германию.

152-мм башенная установка Мк-ХХIII:
1 — перископический прицел, 2 — телефонный аппарат, 3 — снаряд, готовый к подаче на лоток, 4 — подкалиберное орудие для стволиковой стрельбы, 5 — лоток, 6 — башенный прицел, 7 — механизм горизонтального наведения башни, 8 — опорный ролик, 9 — ручной привод горизонтального наведения, 10 — насос гидросистемы, 11 — подачная труба, 12 — кольцевой магазин на 56 снарядов, 13 — зарядный погреб, 14 — элеватор подачи пороховых картузов, 15 — электродвигатель привода насоса, 16—люки элеваторов подачи зарядов, 17 — кресло наводчика, 18 — люк элеватора ручной подачи снарядов, 19 — прибойник.

Казенная часть среднего 152-мм орудия башенной установки Мк-ХХIII.

Баллистические характеристики малокалиберной артиллерии*

Калибр, мм / длина ствола, клб. Вес снаряда/заряда, кг Нач. скорость снаряда, м/с Дальность гориз./верт., м Скорострельность, выстр./мин
40/40 "пом-пом" 0,764/0,127 732 6220/3960** 96—98
40/56 "бофорс" 0,894/0,326 881 9830/7160*** 120
20/70 "эрликон" 0,123/0,029 838 3490/3050 465—480

* - Все данные приведены из расчета на 1 ствол.
** - Для нач. скорости 701 м/с.
*** - Для нач. скорости 853 м/с.

Спаренная 20-мм установка "Эрликон» Мк-V (на вооружении корабля с ноября 1942 г.)

Вверху: 8-ствольная 40-мм установка
«Виккерс» MK-VIA «пом-пом» (с 1939 г.).
Внизу: 4-ствольная 40-мм установка
«Виккерс» Мк-VII «пом-пом» (с мая 1945 г.).

Состав артиллерийского вооружения крейсеров "Белфаст" и "Эдинбург"

  152-мм 102-мм 40-мм «пом-пом» 40-мм «бофорс» 20-мм «эрликон» 12,7-мм «виккерс»
«Белфаст» и «Эдинбург», сент.1939 4х3 6х2 2х8 - - 2х4*
«Эдинбург», апр.1942 4х3 6х2 2х8 - 6х1 2х4
«Белфаст», дек.1942 4х3 6х2 2х8 - 4х1
5х2
-
«Белфаст», май 1944 4х3 6х2 2х8 - 10х1
4х2
-
«Белфаст», май 1945 4х3 4х2 2х8
4х4
4х1
- 2х1
5х2
-
«Белфаст», авг.1945 4х3 4х2 2х8
4х4
4х1
5х1** 2х1
3х2
-
«Белфаст», май 1959 4х3 4х2 - 6x2 - -

* - По некоторым данным на «Белфасте» 4х4—12,7 мм.
** - В том числе 2х1 «боффин» Мк-V.

Торпедное вооружение крейсера состояло из двух трехтрубных аппаратов TR-IV калибром 533 мм. Запасные торпеды (парогазовые Мк-IX) хранились в помещении между аппаратами, защищенном 16-мм стальными плитами. «Белфаст» стал одним из немногих больших кораблей периода второй мировой войны, кому довелось применить свое торпедное оружие в бою (в декабре 1943 года против «Шарнхорста»). Торпедные аппараты были демонтированы в ходе капитальной модернизации 1955—1959 годов (по другим данным — в 1946 году).

Противолодочное оружие включало в себя 6 глубинных бомб Мк-VII на рельсах верхней палубы и 15 запасных бомб, находившихся в специальном помещении по правому борту.

Авиационное вооружение в 30-е годы считалось очень важным элементом боевой мощи крупного корабля. На «Белфасте» и «Эдинбурге», как и на их предшественниках — «таунах», постоянно базировалось три гидросамолета «Уолрус» (Supermarine Walrus). Два из них постоянно хранились со сложенными крыльями в индивидуальных ангарах в носовой надстройке, третий — открыто на катапульте. Катапульта D-1H — пороховая, длиной 28 м. Подъем самолетов на борт осуществлялся двумя 7-тонными электрическими кранами, установленными побортно позади катапульты.

Развитие радиолокации быстро свело на нет значение гидросамолетов как основного средства ведения разведки. Поэтому в ходе ремонта в 1944 — 1945 годах гидросамолеты со всем оборудованием сняли. Один из кранов сохранился: его перенесли вперед и установили в диаметральной плоскости для спуска и подъема шлюпок. В бывших ангарах устроили дополнительные жилые помещения и кинотеатр.

Главная энергетическая установка (ГЭУ) включала в себя четыре турбозубчатых агрегата (ТЗА) Парсонса и четыре трехколлекторных паровых котла Адмиралтейского типа. Схема ГЭУ — эшелонная; котлы располагались попарно в двух котельных отделениях, ТЗА — в двух машинных. Рабочее давление пара в котлах — 24,61 кг/см2, температура — 343° С, нормальное время подготовки к походу — около 4 часов. Первоначально котлы имели по 9 форсунок; после модернизации 1956—1959 годов их осталось по 7. Каждый ТЗА состоял из двух турбин высокого и низкого давления, работавших на один редуктор. И турбины, и котлы «Белфаста» изготовила фирма «Харланд энд Вольф».

Антенна РЛС типа 274 на крыше носового КДП «Белфаста». Эти радары появились на крейсере в мае 1945 года и сохранились до наших дней.

Проектная мощность в 82 500 л.с. должна была обеспечить наибольшую скорость хода в 32,5 узла. На ходовых испытаниях в мае 1939 года «Эдинбург» при стандартном водоизмещении в 10550 т развил скорость 32,73 узла при мощности 81 630 л.с. «Белфаст» при стандартном водоизмещении в 10 420 т показал соответственно 32,98 узла и 81 140 л.с. На другом пробеге летом 1939 года результаты оказались примерно такими же: 32,01 узла и 80 728 л.с. (водоизмещение точно не измерялось).

Запас топлива первоначально составлял 2260 т нефти, что обеспечивало дальность плавания 12-узловым ходом в 12 200 миль. После модернизации 1955—1959 годов емкость топливных цистерн на «Белфасте» уменьшилась до 1990 т, но все равно радиус действия крейсера оставался довольно приличным; он мог пройти со скоростью 14 узлов расстояние в 8000 миль, то есть от Британии до Сингапура. На полном ходу расход топлива составлял 25 т в час, что обеспечивало теоретическую дальность плавания около 2900 миль.

Остойчивость и мореходность крейсера в целом соответствовала принятым в британском флоте стандартам. В то же время большой «верхний» вес из-за увеличившейся высоты установки башен привел к снижению остойчивости по сравнению с «таунами». Особенно это относится к пустому кораблю (то есть когда истрачены топливо и запасы). Так, на испытаниях 16 апреля 1939 года «Эдинбург» с тремя вариантами нагрузки (без запасов, с половинным запасом топлива и в полном грузу) при водоизмещении 10 300, 12 000 и 13 175 т имел метацентрическую высоту соответственно 0,43, 0,88 и 1,4 м. Уже в ходе войны, 2 сентября 1940 года, аналогичные испытания показали следующие результаты: 0,37, 0,85 и 1,37 м при водоизмещении соответственно 10410, 12110 и 13 285 т. Значения метацентрической высоты менее 50 см для крейсера считались явно недостаточными, поэтому Адмиралтейство рекомендовало командирам кораблей по мере расходования топлива принимать в освободившиеся танки водяной балласт. Впрочем, к этой мере нередко приходилось прибегать и морякам других стран.

Пост управления зенитным огнем CRBFD (Controlled Range Blind Fire Director), установленный на крейсере «Белфаст» в 1959 году:
1 — окуляр оператора РЛС, 2 — прицел командира поста, 3 — громкоговоритель системы корабельной связи, 4 — командирский пульт управления, 5 — прицел наводчика, 6 — ось горизонтального наведения антенны РЛС, 7 — антенна РЛС типа 262, В — привод вертикального наведения антенны, 9 — сдвижная входная дверь.

Зенитные 40-мм автоматические пушки, установленные на "Белфасте" в 1945 г.
Слева - "Виккерс" Мк-XVI, справа - "Боффин" Мк-V

Спаренная 40-мм установка "Бофорс" Мк-V на носовой надстройке крейсера.
Позади нее - зачехленный пост CRBFD.

Усиление корпуса «Белфаста» в ходе ремонта в 1939—1942 годах, дополнительное радиолокационное и зенитное вооружение настолько увеличили весовую нагрузку, что кораблестроителям пришлось пойти на дорогостоящую операцию — увеличить ширину крейсера почти на 1 м. Только после этого остойчивость корабля стала более или менее приемлемой.

Относительно короткий полубак крейсера не мог предотвратить зарывания в волну во время шторма, однако в 30-е годы это считалось допустимым. Улучшение мореходности могло быть достигнуто только за счет увеличения размеров корпуса и высоты надводного борта, что по многим причинам в то время было невозможным. Поэтому штормовую погоду корабли периода второй мировой войны переносили хуже, чем корабли нынешние. Среди своих современников «Белфаст» выделялся в лучшую сторону — главным образом, за счет высокого расположения кормовых башен и более плавной качки.

Маневренность крейсера, несмотря на увеличенную длину корпуса, была не ниже, чем у своих предшественников. Диаметр циркуляции на 12-узловом ходу составлял 585 м.

Носовая надстройка «Белфаста» и «Эдинбурга» по состоянию на 1939 год:
1 — 44-дюймовый прожектор Мк-VII, 2 — 20-дюймовый сигнальный прожектор, 3 — семафор, 4 — 10-дюймовый сигнальный прожектор, 5 — директор управления зенитным огнем Мк-IV, 6 — дверь в помещение с 12,7-мм патронами для пулемета «Виккерс» Мк-III, 7 — четырехствольный 12,7-мм пулемет «Виккерс» Мк-III, 8 — 12-футовый дальномер, 9 — противолодочный наблюдательный пост, 10 - КДП Мк-ХХII.

Судовые системы. Крейсер «Белфаст» имел две независимые электрические системы — переменного и постоянного тока. Основная силовая система напряжением 220 В постоянного тока использовалась для освещения, привода вентиляторов, силовых электродвигателей, отопления. Сеть переменного тока обеспечивала работу гирокомпаса, систем управления огнем, радиооборудования и «асдика».

Электроэнергию вырабатывали два турбогенератора мощностью по 350 кВт и один в 400 кВт; в 1944 году вместо вспомогательного парового котла установили еще один 350-кВт турбогенератор. Сеть постоянного тока питали два дизель-генератора мощностью по 300 кВт; третий (50 кВт) использовался в качестве аварийного.

Для питания паровых котлов и бытовых нужд имелись три опреснительные установки суммарной производительностью 220 т воды в сутки. Перекачка воды осуществлялась тремя электрическими помпами мощностью по 5 т/ч.

Гидросамолет «Уолрус» на палубе крейсера «Эдинбург».

Схема расположения авиационного оборудования:
1 — электрический кран, 2 — гидросамолет «Уолрус», 3 — ангар, 4 — тележка катапульты, 5 — установки 20-мм «эрликонов», 6 — рельсы, 7 — лебедка, 8 — катапульта, 9 — конвейер подачи 102-мм снарядов, 10 — пороховая камора катапульты.

Электрический кран для подъема гидросамолетов сохранился и после модернизации «Белфаста» — использовался в качестве шлюпочного крана. На виде А противовесы условно не показаны.

Водоотливные и противопожарные средства включали в себя 8 электрических помп (4 производительностью по 70 т/ч, две по 50 т/ч и две по 20 т/ч), а также два турбонасоса производительностью по 70 т/ч. В качестве аварийных служили дизельные насосы (также по 70 т/ч).

Якорное устройство первоначально включало три носовых якоря Холла массой по 5,5 т. В 1940 году на «Белфасте» один якорь правого борта сняли, а клюз заделали. Привод шпиля — электрический.

Крейсер располагал двумя рулевыми постами — носовым (главный) и кормовым (запасной). Любопытно, что после модернизации 1959 г. на мостике и в ходовой рубке не осталось штурвала: команды с мостика передавались вниз, в носовой рулевой пост, расположенный шестью палубами ниже. Привод руля — электрогидравлический.

«Белфаст» оснащался всем необходимым для обеспечения экипажу нормальных бытовых условий. На нем имелись пекарня, лазарет, судовая лавка, церковь.

Экипаж первоначально насчитывал 781 человек. При службе флагманским кораблем экипаж увеличивался до 881 человека, включая 36 офицеров и приравненных к офицерам чинов (капеллан, медицинские работники и другие). Старшие офицеры размещались в одноместных каютах, младшие — в двухместных. Матросы жили в кубриках и спали в подвесных гамаках вплоть до 1956 года; после помещения для нижних чинов оборудовали стационарными трехъярусными койками.

[на главную страницу]  [в раздел "библиотека"]

счетчик посещений
Яндекс цитирования ??????.???????
Сайт управляется системой uCoz