Броненосец "Аки"
Большие маневры в 1900 году
Содержание
Эволюция японских броненосцев
Первый из японских броненосцев "Фусо" имел водоизмещение 3718 т, четыре 240-мм орудия главного калибра в каземате,
защищенном железной броней, и горизонтально размещенную поршневую машину двойного расширения, сообщавшую ему скорость
13 уз, а последний, "Аки", водоизмещение 21800 т, четыре 305-мм и двенадцать 254-мм орудий в двухорудийных башнях,
крупповскую броню и паровые турбины, дававшие ему 20-узловую скорость. Японские дредноуты, сменившие броненосцы,
чуть позже превзошли и эти параметры.
240-мм казематная артиллерия главного калибра на "Фусо" увеличилась до 305 мм на "Чин Иен" и переместилась
в барбеты, установленные диагонально для обеспечения максимального огня на острых носовых и
кормовых курсовых углах. На "Фудзи" и последующих броненосцах барбеты разместились в оконечностях вдоль
диаметральной плоскости, сохранив такое положение неизменным, как и калибр.
Средняя артиллерия на всех описываемых кораблях размещалась побортно, как на парусниках, кроме "Чин Иен",
где она была в легких башнях, установленных в оконечностях. Эти орудия были в казематах на "Фусо",
"Шикишима", "Хатсусе", "Асахи", "Микаса", "Кашима", "Катори", "Цукуба", "Икома", в казематах и
за щитами на "Фудзи" и "Яшима", в башнях на "Курама" и "Ибуки", увеличившись в калибре до 203 мм.
Часть средней артиллерии возросла до 254 мм (и стала считаться главной) с установкой сначала в
одноорудийные башни на "Кашима" и "Катори", а потом в двухорудийные на "Садзума" и "Аки".
Малокалиберная артиллерия с марсов, мостиков, надстроек, верхней палубы на броненосцах времен войны с Россией,
увеличившись от пулеметного калибра до 76 и 120 мм на "Садзума" и "Аки", переместилась в казематы, сменив среднюю.
356-мм надводные торпедные аппараты на "Фусо" и "Чин Иен" у "Фудзи" уже стали перемещаться ниже ватерлинии,
увеличившись в калибре до 457 мм, создав много проблем и не принеся никакой пользы. Интересно, но
уже в начале века ряд опытов показал, что зарядные отделения торпед при попадании в них осколков
и снарядов не взрывались, а вот попадания в резервуар сжатого воздуха вызывали взрыв.
Стальные ящики, проволочные стальные маты, которыми пытались в артиллерийском бою закрыть
надводные аппараты, только увеличивали число осколков. Перед войной с Японией действующие
в русском флоте положения требовали 40-45 мин заграждения на эскадренный броненосец.
Англичане же с японцами имели на своих кораблях только средства для уничтожения заграждений.
Корпус "Фусо" был построен из железа. Но уже в конце 60-х годов XIX века французский артиллерист Мартен
путем плавления лома железа вместе с чугуном в особых регенеративных печах, предложенных германским инженером
Сименсом, получил в больших количествах литую мягкую сталь, пригодную для кораблестроения. Первыми
перешли на сталь французы. "Чин Иен" был построен уже из стали и железа. Все остальные японские
броненосцы, начиная с "Фудзи", строились стальными.
Появившаяся на броненосцах железная кованая броня свои возможности исчерпала, и далее увеличивать
толщину железных плит было нецелесообразно, но этого делать и не пришлось. В 1880 г. появилась сталежелезная
броня, полученная английским промышленником Вильсоном путем заливания расплавленной стали на кованую железную плиту.
После закаливания стали получалась броня, имевшая твердый, но хрупкий наружный и мягкий
(демпфирующий удар снаряда) внутренний слой. По сопротивляемости она превосходила железную на 20-25%.
Но полученный выигрыш в весе на увеличение площади бронирования не пошел: слишком быстро росло
водоизмещение броненосцев. Поэтому первый крупный трофей японского флота "Чин Иен" не имел, в отличие от "Фусо",
полностью забронированного борта по ватерлинии, но имел броневую палубу, которая устанавливалась на
всех последующих японских броненосцах.
Опыт японо-китайской и испано-американской войн убедительно подтвердил необходимость надёжной броневой защиты
для обеспечения не только непотопляемости, но и живучести кораблей и их оружия. Через 10 с небольшим лет
американец Гарвей предложил способ обработки цементированной стали, позволивший увеличить сопротивляемость
новой брони примерно на 30%, по сравнению со сталежелезной. Такую броню получили "Фудзи" и "Яшима",
но и у них полного пояса не было, т. к. появились снаряды из хромовой стали. Пришлось снова защищать только цитадель.
Вскоре к стали добавились никелевые присадки, давшие броне несколько иное название: "гарвее-никелевая".
Полный по ватерлинии пояс из нее получили "Шикишима", "Хатсусе", "Асахи", на которых впервые в японском флоте
палубную броню в районе цитадели сделали с бортовыми скосами. На "Микаса" была установлена броня из цементированных
и односторонне закаленных плит хромоникелевой стали, которые обработали по способу Круппа, и они превосходили
гарвеированные по сопротивляемости на 16%. Такого типа броня ставилась и на все другие броненосцы Японии.
Некоторый перевес, оказывавшийся временами на стороне брони, приводил к недостаточно реальной оценке артиллерии
и дистанции артиллерийского боя. Многие специалисты, в том числе и русские, считали, что артиллерия способна
причинять серьезные повреждения надводной части корабля, но не способна его уничтожить по причине малой
возможности воздействия на его подводную часть, в чем сказалось перенесение опыта парусных кораблей,
которые легче было сжечь, чем утопить.
Горизонтально расположенные машины двойного расширения на "Фусо" и "Чин Иен" на испытаниях обеспечили этим
кораблям скорость 13,2 и 15,4 узлов соответственно. Вертикальная установка машин тройного расширения на
"Фудзи" и последующих кораблях, применение водотрубных котлов Бельвиля на "Шикишима", "Хатсусе", "Асахи",
"Микаса", Никлосса на "Кашима" и "Катори", повышение давление пара позволили достигнуть
скорости чуть более 18 узлов без особых перспектив к дальнейшему ее увеличению. Повышение скорости
хода требовало увеличения мощности паровых двигателей, а следовательно, увеличения веса машин и котлов,
что при определившихся нормах весовой нагрузки броненосцев сделать было трудно.
Дальнейшее совершенствование машин и котлов, увеличение их мощности позволило достигнуть скорости
на "Икоме" 21,9 узла, а на "Кураме" 22,5. Установка турбин Кертиса на "Ибуки" и "Аки" эту величину превзойти
не позволила, и честь рекордов скорости осталась за дредноутами.
На "Икома" кроме угля впервые появилась в качестве топлива и нефть, что было повторено на двух броненосцах
типа "Курама" и на двух последних типа "Садзума". Три войны показали, какое значение придавали японцы
преобладанию на море с самого начала военных действий, и броненосцы в завоевании этого превосходства
сыграли решающую роль...
Броненосец "Аки"
Большие маневры в 1900 году
Содержание
|