|
Подписали: Германия, США, Австро-Венгрня.
Испания, Франция, Великобритания, Италия, Япония, Россия,
Нидерланды. Декларация не вошла в силу, так как не получила
достаточного для этого количества ратификаций. 26февраля 1909 г.
Принимая во внимание приглашение Великобританского Правительства,
предложившего различным Державам собраться па Конференцию
в видах совместного определения, в чем заключаются общепризнанные
начала международного права в смысле статьи 7-й Конвенции
18 Октября 1907 года об учреждении Международной Призовой
Палаты;
Признавая все выгоды, кон представляет — в случае, если бы. к несчастью, возникла морская война, — определение вышесказанных начал как для мирной торговли, так и для воюющих стран и для их отношений с Правительствами нейтральными;
Имея в виду, что общие основания международного права являются
нередко, в применении их на деле, предметом неодинакового
истолкования;
Будучи одушевлены желанием обеспечить впредь большее в
сем отношении единство;
Питая надежду, что дело столь важного для всех значения
встретит всеобщее одобрение;
Назначили своими уполномоченными: [перечень уполномоченных],
каковые, по представления своих полномочий, признанных составленными
в надлежащей и законной форме, условились принять настоящую
Декларацию.
Предварительное постановление
Подписавшиеся Державы согласны признать, что правила, содержащиеся в нижеследующих главах, в существе своем соответствуют общепризнанным началам международного права.
Глава I
О блокаде во время войны
Статья I
Блокада может быть применяема лишь к портам и берегам, принадлежащим неприятелю или им занятым
Статья II
В согласии с Парижскою Декларацией 1856 г. блокада, чтобы
быть обязательною, должна быть действительною, то есть поддерживаться
силою, достаточною для фактического воспрепятствования доступа
к неприятельскому побережью
Статья III
Вопрос о действительности блокад и есть вопрос факта.
Статья IV
Блокада не почитается снятою, если блокирующие силы временно удаляются вследствие непогоды.
Статья V
Блокада должна быть применяема беспристрастно к различным флагам.
Статья VI
Начальник блокирующей силы может давать военным судам разрешение войти в блокированный порт и затем из него выйти.
Статья VII
В случае бедствия, удостоверенного какою-нибудь властью блокирующих сил, нейтральное судно может войти в блокируемую местность и затем из нее выйти под условием не оставлять, и не брать там никакого груза.
Статья VIII
Блокада, чтобы быть обязательною, должна быть объявлена,
согласно ст. 9, и оповещена согласно статьям 11 и 16.
Статья IX
Объявление о блокаде делается или блокирующею Державою или же действующими от ее имени морскими властями. Оно определяет:
1) День начала блокады;
2) Географические границы блокируемого побережья;
3) Срок, даваемый нейтральным судам для выхода.
Статья X
Если блокирующая Держава или действующие от ее имени морские
власти не сообразуются с указаниями, которые, во исполнение
постановлений пунктов 1 и 2 ст. 9. они должны были внести
в объявление о блокаде, то сие последнее признается недействительным
и для того, чтобы блокада возымела законные последствия,
необходимо новое объявление.
Статья XI
O6ъявление о блокаде оповещается: 1) Нейтральным Державам — Держанвою блокирующею, посредством сообщения, обращенного к самим Правительствам и к аккредитованным при ней их представителям; 2) Местным властям — начальником блокирующей силы. Власти же эти, с своей стороны, известят о блокаде, в возможно непродолжительном времени, иностранных консулов, исполняющих обязанности в порте или из побережье, подвергающихся блокаде.
Статья XII
Правила, касающиеся объявления и оповещения о блокаде, применяются также и в тех случаях, когда блокада будет расширена в своих пределах или, после снятия се. возобновлена
Статья XIII
Добровольное снятие блокады, равно как и всякое сокращение ее действия, должно быть оповещено порядком, предписанным ст. 11-ю.
Статья XIV
Возможность захвата нейтрального судна за нарушение блокады обусловливается действительною или предполагаемою осведомленностью его о блокаде.
Статья XV
Осведомленность о блокаде предполагается, при отсутствии
доказательств противного, в том случае, если судно вышло
из нейтрального порта уже после оповещения о блокаде, сделанного
в надлежащее время той Державе, от которой зависит данный
порт.
Статья XVI
Если судно, приближающееся к блокированному порту, не знало
о существовании блокады, или нельзя предполагать, что оно
о ней знало, то оповещение должно быть сделано самому судну
через посредство офицера одного из судов блокирующей силы.
Это оповещение должно быть занесено в судовой журнал с означением
его дня и часа, равно как и географического положения судна
в данный момент.
Нейтральное судно, выходящее из блокированного порта, должно быть свободно пропущено в том случае, если, по небрежности начальника блокирующей силы, местные власти не были оповещены об объявлении блокады, или если а сообщенном ни объявлении не было указано срока
Статья XVII
Захват нейтральных судов за нарушение блокады может быть осуществлен лишь в районе действия военных судов, на которые возложено обеспечение действительности блокады.
Статья XVIII
Блокирующие силы не должны преграждать доступ к нейтральным портам и берегам.
Статья XIX
В том случае, если судно направляется в данный момент в
порт не блокированный, каково бы ни было последующее назначение
судил пли его груза, нарушение блокады не признается доказанным
в достаточной мере для законности захвата судна.
Статья XX
Судно, в нарушение блокады вышедшее из блокированного порта
или сделавшее попытку пойти п него, остается подлежащий
захвату до тех пор, пока продолжается преследование его
одним из судов блокирующей силы. Если преследование прекращено
или если блокада снята, то захват его уже не может быть
осуществлен.
Статья XXI
Судно, признанное виновным в нарушении блокад и. конфискуется. Точно так же конфискуется и его груз, если только не доказано, что в момент его погрузки лицо, ее производившее, не знало и не могло знать о намерении нарушить блокаду.
Глава II О военной контрабанде
Статья XXII
Почитаются, по праву, военною контрабандою нижеследующие предметы и материалы, именуемые контрабандою абсолютною:
1) Всякого рода оружие, включая и охотничье, а также и
отдельные принадлежащие к нему части;
2) Снаряды, заряды и патроны всякого рода и отдельные,
принадлежащие к ним части;
3) Порох и взрывчатые вещества, специально употребляемые
на войне;
4) Пушечные станки, ящики, передки, фургоны, полевые кузницы и отдельные принадлежащие к ним части; 5) Предметы, специально относящиеся к военному обмундированию и снаряжению. 6) Специально военная упряжь всякого рода:
7) Верховые, обозные и вьючные животные, могущие служить
для войны;
8) Предметы лагерного снаряжения и отдельные принадлежащие
к ним части;
9) Брони;
10) Военные суда и шлюпки и отдельные их части, по своим
особенностям не могущие быть использованными иначе, как
на военном судне:
11) Инструменты и приборы, исключительно предназначенные
для изготовления боевых припасов, для выделки и починки
оружия и предметов военного снаряжения, сухопутного или
морского.
Статья XXIII
Предметы и материалы, исключительно служащие для войны, могут быть добавляемы к списку абсолютной контрабанды посредством особого объявления, подлежащего оповещению. Оповещение посылайся Правительствам других Держав или их представителям, аккредитованным при Державе, которая делает объявление. Оповещение, делаемое после открытия военных действий посылается только нейтральным Державам.
Статья XXIV
Почитаются, по праву, военною контрабандою предметы к материалы, могущие служить для военных, равно как и для мирных надобностей и именуемые условною контрабандою:
1) Съестные припасы;
2) Фураж и злаки, годные для питания животных;
3) Платье и ткани для одежды, а равно обувь, годная для
военных надобностей;
4) Золото и серебро в монетах и слитках, денежные бумажные
знаки;
5) Повозки всякого рола, могущие служить для войны, равно
как и отдельные их части;
6) Корабли, суда и шлюпки всякого рода, пловучие доки,
части доков, равно как и отдельные части:
7) Железнодорожный материал, постоянный или подвижной,
материалы для телеграфов, радиотелеграфов и телефонов;
8) Аэростаты и приборы для воздухоплавания, отдельные характерные
части, а равно принадлежности, предметы и материалы, определенно
предназначенные для воздухоплавания или летания по воздуху;
9) Топливо, смазочные вещества;
10) Порох и взрывчатые вещества, употребляемые не исключительно на войне, 11) Колючая проволока, равно как инструменты, служащие для ее закрепления или срезывания; 12) Конские подковы н кузнечный материал; 13) Предметы упряжи и седельные принадлежности; 14) Бинокли, зрительные трубы, хронометры и различные мореходные инструменты;
Статья XXV
Предметы и материалы, могущие служить для поенных, как и для мирных надобностей, не указанные и статьях 22 и 21. могут быть добавляемы к списку условной контрабанды посредством декларации, которая должна быть оповещена порядком, предусмотренным частью 2-й ст. 23.
Статья XXVI
Если какая-либо Держава не пожелает, поскольку ее касается, считать военном контрабандой предметы и материалы, принадлежащие к одной из категорий, перечисленных в статьях 22 и 24. то она должна заявить об этом своем намерении посредством объявления, подлежащего оповещению в порядке, предусмотренном в части 2-й ст. 2.1.
Статья XXVII
Предметы и материалы, неспособные служить для военных надобностей, не могут быть объявляемы военною контрабандою.
Статья XXVIII
Не могут быть объявляемы военною контрабандою нижеследующие предметы: 1) Хлопок-сырец, сырые шерсть, шелк, джут, лен. конопля и прочие сырые материалы прядильной промышленности, равно как их пряжа; 2) Орехи и маслянистые семена, копра; 3) Каучук, резина, гумми, лак, хмель: 4) Сирые кожи, рога, кость и слоновая кость; 5) Удобрение естественное и искусственное, включая нитраты и фосфаты, могущие служить для земледелия; 6) Руды; 7) Земля, глина, известь, мел, камни, включая мрамор, кирпич, шифер, и черепица; 8) Фарфор и стекло; 9) Бумага и масса, приготовленная для ее выделки; 10) Мыла, краски, включая материал и, предназначенные исключительно для их производства. и политура; 11) Известковый хлорит, окись соды, едкая сода, сернокислая сода в кусках. аммиак, сернокислый аммиак и сернокислая окись меди; 12) Машины, служащие для земледелия, рудного дела, прядильной промышленности и печатания; 13) Драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг. перламутр и кораллы; 14) Часы стенные, висячие и карманные, за исключением xpoнометров; 15) Предметы молы и роскоши; 16) Перья всякого рода, волос и щетина:
17) Предметы меблировки или убранства, конторская мебель
и принадлежности.
Статья XXIX
Не могут быть, равным образом. почитаемы военною контрабандою:
1) предметы и материалы, служащие исключительно для ухода
за больными и ранеными. Однако они могут подвергнуться,
в случае важной военной необходимости, реквизиции, за вознаграждение,
если они имеют назначение, предусмотренное ст. 30.
2) предметы и материалы, предназначенные для нужд самого
судна, нa котором oни найдены, или для экипажа и пассажиров
cyдна во время морского перехода.
Статья XXX
Предметы абсолютной контрабанды подлежат захвату, если установлено, что они имеют назначением неприятельскую территорию или территорию, им занятую, или его военные силы. При этом безразлично, совершается ли доставка сих предметов прямо или она сопряжена с перегрузкою, либо с перевозкою сухим путем.
Статья XXXI
Назначение, предусмотренное в ст. 30, признается окончательно доказанным в следующих случаях: 1) когда груз по документам предназначен для выгрузки в порту неприятеля или для доставки его военным силам; 2) когда судно должно заходить только в неприятельские порты, или же
когда оно должно зайти в неприятельский порт, или встретиться с его военными силами прежде, чем прийти в нейтральный порт, на который выписаны грузовые документы.
Статья XXXII
Судовые бумаги являются полным доказательством направления судна, везущего абсолютную контрабанду, разве только судно встречено явно уклонившимся с пути, которым оно должно было следовать согласно его судовым бумагам, причем оно не может представить достаточных оснований для такового уклонения,
Статья ХХХIII
Предметы условной контрабанды подлежат захвату, если установлено, что они предназначены для военных сил или управлений неприятельского государства, разве только в сем последнем случае обстоятельства доказывают, что в действительности данные предметы не могут быть использованы в происходящей войне; эта последняя оговорка не имеет применения к предметам, означенным п пункте 4 ст. 24-й.
Статья XXXIV
Назначение, предусмотренное в статье 33, предполагается доказанным в том случае, если груз адресован па имя неприятельских властей или же купца, проживающего в неприятельской стране, относительно коего известно, что он поставляет неприятелю предметы и материалы этого рода. То же правило применяется и я том случае, если груз имеет назначением неприятельское укрепленное место или какую-либо иную местность, служащую базой для неприятельских военных сил. Однако такое предположение не применяется к самому торговому судну, которое направляется к одной из подобных местностей и относительно которого предполагается установить присущий ему самому характер контрабанды. При отсутствии вышеуказанных предположений назначение предполагается невинным. Предположения. установленные в настоящей статье, допускают доказательство противного.
Статья XXXV
Предметы условной контрабанды не подлежат захвату иначе, как на судне, которое направляется в местность, принадлежащую неприятелю или им занятую, или же к его военным силам, и которое при этом не должно выгрузить сказанные предметы и каком-либо промежуточном нейтральном порте. Судовые бумаги являются полным доказательством направления судна, равно как и места выгрузки товаров, разве только судно встречено уклонившимся с пути, котором оно должно было следовать согласно его судовым бумагам, причем оно не может представить достаточных оправданий для такового уклонения.
Статья XXXVI
В изъятие из ст. 35. в том случае, если неприятельская территория не имеет морских границ, предметы условной контрабанды подлежат захвату, когда установлено, что они имеют назначение, предусмотренное в ст. 33.
Статья XXXVII
Судно, перевозящее предметы, подлежащие захвату в качестве абсолютной или условной контрабанды, может быть захвачено в открытом море или в водах воюющих сторон в продолжение всего путешествия, хотя бы даже оно имело намерение зайти в промежуточный порт прежде, чем достигнуть неприятельского назначения.
Статья XXXVIII
Захват не может быть осуществлен за перевозку контрабанды, совершенную ранее и в данное время уже законченную.
Статья XXXIX
Предметы контрабанды подлежат конфискации.
Статья XL
Конфискация судна, перевозящего контрабанду, допускается, если сия последняя составляет либо по стоимости, либо по весу, либо по объему, либо по цене фрахта более половины всего груза.
Статья XLI
Если судно, перевозящее контрабанду, отпускается, то расколы, причиненные взятелю производством в национальном призовом суде, равно как и сохранением судна и его груза во время следствия, относятся на счет судна.
Статья XLII
Товары, принадлежащие собственнику контрабанды и находящиеся на одном с нею судне, подлежат конфискации.
Статья XLIII
Если встреченное в море судно не знало о начавшихся военных
действиях или о последовавшем объявлении о контрабанде,
применимом к его грузу, то предметы контрабанды не могут
быть конфискованы иначе, как за вознаграждение; судно же
и остальная часть груза свободны от конфискации и от расколов,
предусмотренных в ст. 41. То же правило применяется и а
том случае, если капитан, узнав о начале военных действий
или об объявлении о контрабанде, не мог еще выгрузить контрабандные
предметы.
Судно почитается осведомленным о состоянии войны или об объявлении о контрабанде в том случае, когда оно вышло из нейтрального парта уже после того, как оповещение об открытии поенных действий или объявление о контрабанде были сделаны в надлежащее время, той Державе, от которой зависит этот порт. Состояние войны почитается, кроме того, известным судну, когда оно вышли из какого-либо неприятельского порта уже после открытия военных действии.
Статья XLIV
Судну, остановленному за провоз контрабанды и не подлежащему
конфискации, в виду размеров контрабандного груза, может
быть дозволено, смотря по обстоятельствам, продолжать путь,
если капитан готов передать контрабанду на судно воюющего.
Передача контрабанды отмечается взятелем в судовом журнале
остановленного судна, и капитан последнего должен выдать
взятелю надлежащим образом засвидетельствованные копни всех
необходимых бумаг.
Вэятель может уничтожить переданную ему таким образом контрабанду.
Глава III
Об услугах воюющему
Статья XLV
Нейтральное судно конфискуется и вообще подвергается тем последствиям, коим подлежало бы нейтральное судно, могущее быть конфискованным за военную контрабанду: Когда они совершает плавание специально для перевозки отдельных пассажиров, входящих в состав вооруженных сил неприятеля, или для передачи сведений в интересах неприятеля; Когда, заведомо для собственника, или для лица, зафрахтовавшего судно в целом, или для капитана, оно перевозит неприятельский военный от ряд или одно или несколько лиц, кои во время плавания оказывают прямое
содействие операциям неприятеля. В случаях, предусмотренных в предыдущих пунктах, товары, принадлежащие собственнику судна, равным образом, подлежат конфискации. Постановления настоящей статьи не применяются, если судно, когда оно встречено в море, не знало о военных действиях, или если капитан после того, как узнал об открытии военных действий, еще не мог высадить перевозимых лиц. Судно почитается осведомленным о состоянии войны, когда оно покинуло неприятельский порт после оповещения, в надлежащее время, об открытии военных действий той Державе, от которой зависит этот порт.
Статья XLVI
Нейтральное судно конфискуется и вообще подвергается тем последствиям, коим оно подлежало бы, если бы было неприятельским торговым судном:
1) Когда оно принимает прямое участие в военных действиях;
2) Когда оно находится под начальством или под контролем
особого лица, помещенного на судно неприятельским Правительством;
3) Когда оно зафрахтовано целиком неприятельским Правительством;
4) Когда оно, в данный момент и исключительно, привлечено
или к перевозке неприятельских войск, или к передаче сведений
в интересах неприятеля.
В случаях, предусмотренных настоящей статьей, товары, принадлежащие собственнику судна, равным образом, подлежат конфискации.
Статья XLVII
Всякое лицо. входящее в состав военных сил неприятеля и найденное на нейтральном торговом судне, может быть сделано военнопленным, даже если нет основания захватить судно.
Глава IV
Об уничтожении нейтральных призов
Статья XLVIII
Захваченное нейтральное судно не может быть уничтожено взятелем, но должно быть отведено в подлежащий порт для того, чтобы было произнесено правомерное решение о законности захвата.
Статья XLIX
По исключению, нейтральное судно, захваченное судном воюющего н подлежащее конфискации, может быть уничтожено, если исполнение ст. 48 может быть сопряжено с опасностью для военного судна или для успеха операций, конин оно в то время занято.
Статья L
До уничтожения лицам, находящимся па судне, должна быть
обеспечена безопасность, и все судовые бумаги и другие предметы,
которые заинтересованные лица признают полезными для судебного
разбирательства о законности захвата. должны быть перенесены
на военное судно.
Статья LI
Взятель, который уничтожил нейтральное судно, должен, ранее
всякого судебного разбирательства о законности захвата,
фактически доказать, что он действовал лишь в виду исключительной
необходимости, как таковая предусмотрена в ст. 49. Если
он сего не сделает, то он обязан к возмещению убытков заинтересованным
лицам, независимо от выяснения вопроса, законен или незаконен
был захват.
Статья LII
Если захват нейтрального судна, уничтожение которого было
оправдано, затем признан необоснованным, взятель должен
вознаградить заинтересованных лиц взамен возвращения уничтоженного,
на которое они имели право.
Статья LIII
Если нейтральные товары, не подлежавшие конфискации, были
уничтожены вместе с судном, то собственник этих товаров
имеет право на вознаграждение.
Статья LIV
Взятедь имеет право потребовать передачи подлежавших конфискации
товаров или уничтожить их. если эти товары найдены на судне,
которое само не подлежит конфискации, и когда обстоятельства
таковы, что, согласно ст. 49, они оправдывали бы уничтожение
судна, подлежавшего конфискации Взятель отмечает переданные
или уничтоженные предметы в судовом журнале задержанного
судна и распоряжается о передаче ему капитаном засвидетельствованной
копии всех нужных бумаг. После передачи или уничтожения
и по выполнении формальностей капитану должно быть дозволено
продолжать путь.
При сем применяются постановления статей 51 и 52 относительно
ответственности взятеля, уничтожившего нейтральное судно.
Глава V
О перемене флага
Статья LV
Переход неприятельского судна под нейтральный флаг, совершенный до открытия военных действий действителен, разве только будет установлено, что этот переход был совершен с целью избежать последствий, кои вызываются характером неприятельского судна. Тем не менее предполагается доказанной ничтожность перехода, если акт последнего не находится на судне, и при этом оно утратило неприятельскую национальность менее чем за шестьдесят дней до открытия военных действий, доказательство противного допускается. Законность перехода, совершенного ранее тридцати дней до открытия военных действий, почитается безусловно доказанной, если переход является абсолютным, полным, согласным с законодательством подлежащих стран и если он имеет то последствие, что распоряжение судном и прибыль от него не остаются в тех же руках, что и до перехода. Однако если судно утратило неприятельскую принадлежность менее шестидесяти дней до открытия военных действий и если акт перехода не находится на судне, захват его не дает оснований к возмещению убытков.
Статья LVI
Переход под нейтральный флаг неприятельского судна, совершенный
после открытия военных действий, ничтожен, разве только
будет доказано, что этот переход не был совершен с целью
избежать последствий, кои вызываются характером неприятельского
судна.
Однако предположение ничтожности безусловно: 1) Если есть право выкупа или требования возврата; 2) Если условия, коим подчинено право поднятия флага, по законодательству носимого флага, не были выполнены.
Глава VI
О принадлежности неприятелю
Статья LVII
С оговоркою относительно постановлений, касающихся перемены флага, нейтральный или неприятельский характер судна определяется флагом, который судно имеет право поднять. Вопрос о тех случаях, когда нейтральное судно совершает плавание, запрещенное для иностранцев во время мира, остается открытым и никоим образом не предусматривается настоящим правилом.
Статья LVIII
Нейтральный или неприятельский характер товаров, найденных
на неприятельском судне, определяется нейтральным или неприятельским
характером их собственника.
Статья LIX
Если нейтральный характер товара, найденного на неприятельском судне, не установлен, товар почитается неприятельским.
Статья LX
Неприятельский характер товара, погруженного на неприятельском судне, остается неизменным до прибытия судна по назначению, независимо от возможного перехода собственности на него, совершившегося во время пути, после открытия военные действий.
Однако если до захвата судна прежний нейтральный собственник
осуществляет, в случае несостоятельности неприятельского
собственника, право требовать по закону возвращения себе
товаров, то сему товару возвращается нейтральный характер.
Глава VII
О конвое
Статья LXI
Нейтральные суда под конвоем своего флага освобождаются от осмотра. Командир конвоя дает письменно, по просьбе командира военного судна воюющего, все те сведения относительно характера судов и относительно их груза, которые могли бы быть получены путем осмотра. Статья LXII Если командир военного судна воюющего имеет основание подозревать, что командир конвоя был введен в заблуждение, он сообщает ему свои подозрения. Командиру конвоя одному принадлежит в этом случае производство проверки. Он должен установить результаты этой проверки протоколом, копия коего передается офицеру военного судна судна. Если обстоятельства, установленные таким образом, оправдывают, по мнению командира конвоя. захват одного или нескольких судов, то последние должны быть лишены охраны конвоя.
Глава VIII
О сопротивлении осмотру
Статья LXIII
Сопротивление, оказанное силою законному осуществлению
прав остановки, осмотра и захвата, влечет за собой во всех
случаях конфискацию судна. Груз подвергается тем же последствиям,
коим подлежал бы груз неприятельского судна; товары, принадлежащие
капитану или собственнику судна, рассматриваются как товары
неприятельские.
Глава IX
О вознаграждении за убытки
Статья LXIV
Если захват судна или товаров не признан законным призовою
юрисдикцией, или если, без передачи дела суду, захват был
отменен, то заинтересованные лица имеют право на вознаграждение
за убытки, разве бы существовали достаточные основания для
захвата судна или товаров.
|