[на главную страницу][в раздел "библиотека"]

Бронирование и противоторпедная защита

Согласно техническому заданию система бронирования авианосца должна была обеспечить защиту жизненно важных частей корабля от попадания 6-дюймовых снарядов на дальности от 10,3 до 17,1 км и от взрыва 1000-фн фугасных бомб. Поэтому конструкторы, отталкиваясь от схемы бронирования «Йорктауна», пошли по пути существенного увеличения толщины горизонтальной брони, отдав ей приоритет по отношению к броне вертикальной.

Сечение по мидепю авианосца «Эссекс» с указанием толщины брони и переборок в мм. АП — ангарная палуба, НП — нижняя палуба.

Броневой пояс «Эссекса» остался примерно таким же, как и на прототипе. Он состоял из 102-мм плит, установленных на рубашке из 30-фунтовой стали STS; по сопротивляемости это было эквивалентно 4,5-дюймовой цементированной броне. Пояс имел длину 155 м и простирался от 39-го до 166-го шпангоута, защищая 62% ватерлинии. Высота его равнялась 3,05 м; в подводной части толщина плит плавно уменьшалась до 64 мм. Траверзные переборки, соединявшие концы поясов левого и правого бортов, также защищались 102-мм броней. Сверху образовавшуюся таким образом цитадель закрывала главная (четвертая) палуба, покрытая 37-мм плитами стали STS. Выше располагалась ангарная палуба, защищенная броней STS толщиной 64 мм. (В таблице в солидной монографии Нормана Фридмана «US Aircraft Carriers: An Illustrated Design History» приводится значение 1.5 дюйма, то есть 37 мм. По-видимому, это — опечатка, перекочевавшая затем в ряд других изданий, в том числе — в книгу Элана Рэйвена «Essex-ciass Carriers».)

Разнесенное горизонтальное бронирование существенно улучшало защиту от авиабомб: основную энергию взрыва принимала на себя ангарная палуба, а находившиеся под главной палубой машины и котлы оставались невредимыми. Правда, увлекшись усилением защиты, проектировщики «Эссекса» допустили ошибку, попытавшись свести до минимума количество отверстий в броне ангарной палубы. В результате вентиляция нижних помещений корабля оказалась явно недостаточной. И в случае пожара люди задыхались от дыма — этим, в частности, объясняются огромные человеческие потери на авианосце «Франклин» после его атаки японскими самолетами.

Кораблестроительные элементы авианосца CV-9 «Эссекс»

Длина,м:
наибольшая 265,9
по ватерлинии 250,0
Ширина, м:
наибольшая 45,0
по ватерлинии 28,4
Высота корпуса, м 16,7
Высота от киля до полетной палубы, м 24,9
Осадка, м:
средняя 7,9
в полном грузу 8,4
Водоизмещение, т:
порожнем 23785
стандартное 26669
«оптимальное боевое»
(optimum battle)
32549
полное 34881
Размеры полетной палубы, м 262,8х32,9
Размеры ангарной палубы, м 199,4х21,3
Высота ангара, м 5,35
Коэффициент общей полноты корпуса 0,573
Коэффициент полноты площади миделя 0,98
Метацентрическая высота, м:
при «оптимальном боевом» водоизмещении 2,73
при полном водоизмещении 2,92

Распределение весовой нагрузки авианосца CV-9 «Эссекс»

Статья нагрузки Вес, т
Корпус (включая палубную и противоосколочную броню) 16021,5
Оборудование корпуса 2500,2
Броневой пояс и траверзы 996,7
Машины (сухие) 3123,2
Вооружение 438,1
Оборудование и снаряжение 287,2
Авиация 418,1
Водоизмещение порожнем 23785
Боезапас 1195,6
Топливо и масло в механизмах 241,5
Экипаж 284,2
Запасы и продовольствие 1066,7
Масло для судовых механизмов 13
Масло для самолетов 82,7
Стандартное водоизмещение 26668,8

Авианосец CV-9 «Эссекс» по состоянию на август 1943 г.:
1 — аэрофинишеры; 2 — вырезы в полетной палубе под 40-мм автоматы «Бофорс» (были не на всех кораблях); 3 — катапульта H-Mk-IVB; 4 — командно-дальномерные посты Мк-51; 5 — места установки одноствольных 20-мм автоматов «Эрликон»; 6 — 127-мм универсальные орудия; 7 — места установки четырехствольных 40-мм автоматов «Бофорс»; 8 — план корпуса по уровню палубы полубака.

«Остров» авианосца «Эссекс»:
I — 127-мм артустановки; 2 — мастерская по ремонту РЛС; 3 — места установки одноствольных 20-мм автоматов «Эрликон»; 4 — места установки четырехствольных 40-мм автоматов «Бофорс»; 5 — места установки командно-дальномерных постов Мк-51; 6 — метеорубка; 7 — помещение для прислуги 40-мм орудий; 8 — помещения для прислуги 20-мм орудий; 9 — шахты дымоходов; 10 — помещения для систем РЛС; 11 — адмиральская походная каюта; 12 — радиорубки; 13 — флагманская рубка; 14 — ходовая рубка; 15 — штурманская рубка; 16 — авиадиспетчерская; 17 — основания командно-дальномерных постов Мк-37; 18 — 61-см прожектор.
А, Б, В, Г, Д — ярусы надстройки; Е — верхняя часть дымовой трубы.

Отсек рулевых машин имел локальное «коробчатое» бронирование: толщина стен составляла 102 мм, крыши — 64 мм. Кроме того, легкая броня (обычно 25 — 37 мм, редко до 64 мм) прикрывала расположенные выше ангарной палубы подачные трубы, шахты элеваторов подачи авиационного боезапаса, кабельные коммуникации. У боевой рубки 37-мм листами стали STS защищалась только крыша. Общий вес вертикальной брони составлял 996,7 т (по другим данным — 969 т).

Оценивая систему бронирования «Эссекса», следует отметить, что она была весьма рациональной и — в рамках отведенного на нее водоизмещения — вполне эффективной. Наиболее спорным выглядел отказ от бронирования полетной палубы, предлагавшийся в варианте эскизного проекта CV-9G. Однако опыт Второй мировой войны не дал однозначного ответа на вопрос, правильно ли поступили конструкторы. Хотя оснащенный броневой полетной палубой английский авианосец «Илластриес» действительно показал отличную живучесть во время операций у Мальты в 1941 году, но за лишний вес тяжелой палубы пришлось заплатить уменьшением численности авиагруппы и некоторым ухудшением основных тактико-технических элементов. Кроме того, броня на верхней палубе серьезно усложняла ремонт боевых повреждений. Поэтому американцы последовали примеру англичан лишь в следующем проекте — тяжелого авианосца «Мидуэй». Последний оснастили 87-мм полетной палубой, но, чтобы обеспечить гармоничное сочетание остальных боевых характеристик, стандартное водоизмещение нового корабля пришлось увеличить почти вдвое — до 45 000 т.

Противоторпедная защита представляла собой типично американскую схему, в целом повторявшую примененную на «Йорктауне». Внутри корпуса шли продольные переборки — по четыре с каждого борта. Два внешних отсека заполнялись топливом, два следующих оставались пустыми и служили камерой расширения, гасившей энергию подводного взрыва. Общая ширина ПТЗ составляла с каждого борта 5,1 м. Как показал опыт войны, конструкция ПТЗ оказалась способной противостоять авиационным торпедам с относительно небольшим боевым зарядом. А вот попадание мощной 610-мм торпеды, находившейся на вооружении японских подводных лодок и надводных кораблей, могло иметь для «эссексов» катастрофические последствия. К счастью, ни одного подобного случая в годы Второй мировой войны не произошло.

[на главную страницу][в раздел "библиотека"]

Украинския баннерная

30 минут или меньше.
Сайт управляется системой uCoz