[на главную страницу][в раздел "библиотека"]

Компоновка и корпус

По общей компоновке и корабельной архитектуре авианосец «Эссекс» повторял свой прототип «Йорктаун», отличаясь лишь большими размерениями и несколько иным разделением на отсеки в подводной части, особенно — в районе расположения ГЭУ. Форма корпуса корабля характеризовалась удачным сочетанием очень полного миделя (коэффициент полноты площади миделя 0,98) с острыми обводами и большим развалом шпангоутов в оконечностях: это обеспечивало малое сопротивление движению и одновременно — довольно высокую остойчивость. В районе форштевня обводы образовывали явно выраженный бульб. В целом корпус «Эссекса» при своих огромных размерах выглядел стройным и даже изящным. Отношение его длины к ширине составляло 8,8:1.

Авианосец «Эссекс»: проекция "корпус"

Для обеспечения непотопляемости корпус имел очень хорошее разделение на отсеки. Важным новшеством стало тройное дно на протяжении большей части его длины.

Полетная палуба, как и на «Йорктауне», не участвовала в общей продольной прочности корабля; конструктивно она вместе с ангаром была выполнена как надстройка. Такое решение трудно назвать удачным: во время сильных штормов носовая часть палубы иногда не выдерживала ударов волн и получала серьезные повреждения. В конструкции английских ровесников «Эссекса» — авианосцев «Арк Ройял» и «Илластриес» — нос и ангар были полностью закрытыми, что улучшало мореходность и повышало прочность корпуса. Аналогичную архитектуру имели и авианосцы типа «Лексингтон», но затем американцы из-за некоторой экономии веса вернулись к более консервативной схеме. Вряд ли это можно признать целесообразным.

Тяжелые авианосцы типа «Эссекс»

Бортовой номер и название Фирма-строитель* Заложен Спущен на воду Вступил в строй
CV-9 «Essex» HH 28.4.1941 31.7.1942 31.12.1942
CV-10«Yorktown» HH 1.12.1941 21.1.1943 15.4.1943
CV-11 «Intrepid» HH 1.12.1941 26.4.1943 16.8.1943
CV-12 «Hornet» HH 3.8.1942 30.8.1943 29.11.1943
CV-13 «Franklin» HH 7.12.1942 14.10.1943 31.1.1944
CV-14 «Ticonderoga» HH 1.2.1943 7.2.1944 8.5.1944
CV-15 «Randolph» HH 10.5.1943 29.6.1944 9.10.1944
CV-16 «Lexington» Бетл 15.7.1941 26.9.1942 17.3.1943
CV-17 «Bunker Hill» Бетл 15.9.1941 7.12.1942 24.5.1943
CV-18 «Wasp» Бетл 18.3.1942 17.8.1942 24.11.1943
CV-19 «Hancock» Бетл 26.1.1942 24.1.1944 15.4.1944
CV-20 «Bennington» Н-Й 15.12.1942 26.2.1944 6.8.1944
CV-21 «Boxer» HH 13.9.1943 14.12.1944 16.4.1945
CV-31 «Bon Homme Richard» Н-Й 1.2.1943 29.4.1944 26.11.1944
CV-32 «Leyte» HH 21.2.1944 23.8.1945 11.4.1946
CV-33 «Kearsarge» Н-Й 1.3.1944 5.5.1945 2.3.1946
CV-34 «Oriskany» Н-Й 1.5.1944 13.10.1945 25.9.1950
CV-35 «Reprisal» Н-Й 1.7.1944 1946 не достр.
CV-36 «Antietam» Фил 14.3.1943 20.8.1944 28.6.1945
CV-37 «Princeton» Фил 14.9.1943 8.7.1945 18.11.1945
CV-38 «Shangri-La» Норф 15.1.1943 24.2.1944 15.9.1944
CV-39 «Lake Champlain» Норф 15.3.1943 2.11.1944 3.6.1945
CV-40 «Tarawa» Норф 5.1.1944 12.5.1945 8.12.1945
CV-45 «Valley Forge» Фил 7.9.1944 18.11.1945 3.11.1946
CV-46 «Iwo Jima» HH 29.1.1945 не достр.
CV-47 «Philippine Sea» Бетл 19.8.1944 5.9.1945 11.5.1946

* НН — верфь в г.Ньюпорт-Ньюс; Бетл — «Бетлехем», г.Куинси; Н-Й — верфь в Нью-Йорке (Бруклин); Фил — верфь в Филадельфии; Норф — верфь в г.Норфолк.
Примечание: при закладке CV-10 именовался «Bon Homme Richard», CV-12 — «Kearsarge», CV-14 — «Hancock», CV-16 — «Cabot», CV-18 — «Oriskany», CV-19 — «Ticonderoga», CV-32 — «Crown Point», CV-37 — «Valley Forge», CV-47 — «Wright». Все корабли вступили в строй с новыми названиями, указанными в таблице.

Продольный разрез по диаметральной плоскости, разрез по оси «острова» и поперечные се- чения авианосца CV-1S «Рэндолф»:
1 — помещение для хранения запасных авиадвигателей и пропеллеров; 2 — ангар; 3 — кубрики; 4 — душевые; 5 — столовые экипажа; 6 — шахты самолетоподъемников; 7 — жилые помещения для младших офицеров; 8 — кубрики для морских пехотинцев; 9 — пост энергетики; 10 — штурманский пост; 11 — кладовые; 12 — помещения для механизмов ангарной катапульты; 13 — помещения для прислуги зенитных орудий; 14 — цепные ящики; 15 — отсек водоотливных помп; 16 — погреба авиабомб; 17 — носовой генераторный отсек; 18 — погреба 20-мм патронов; 19 — танки авиабензина; 20 — топливная цистерна; 21 — центральный командный пост; 22 — отсеки вспомогательных механизмов; 23 — котельные отделения; 24 — машинные отделения; 25 — корабельная мастерская; 26 — прачечная; 27 — погреб 127-мм зарядов; 28 — торпедный погреб и пост сборки авиаторпед; 29 — помещения рефрижераторной установки; 30 — румпельный отсек; 31 — душевые и гальюны петти-офицеров (старшин); 32 — помещения для систем РЛС; 33 — штурманская и ходовая рубки; 34 — радиорубки; 35 — помещения для палубной команды обеспечения полетов; 36 — коридоры; 37 — шахты; 38 — галерейная палуба; 39 — корабельная типография; 40 — тройное дно; 41 — пустые отсеки системы ПТЗ; 42 — отсеки системы ПТЗ, заполненные топливом; 43 — лазарет; 44 — хранилище фотопленки; 45 — матросские гальюны; 46 — бомбовый элеватор; 47 — помещение для хранения стабилизаторов авиабомб.

Площадь полетной палубы «Эссекса» по сравнению с «Йорктауном» удалось существенно увеличить, причем не только за счет роста размерений корабля. Надстройка-«остров» стала более узкой, компактной. Уменьшились срезы палубы в районе спонсонов зенитных орудий. Кроме того, полезную площадь палубы увеличивало и бортовое расположение третьего самолетоподъемника.

Длина полетной палубы «Эссекса» и еще девяти кораблей составляла 262,8 м при наибольшей длине корпуса (вместе со спонсонами 40-мм орудий) 265,9 м. Но в январе 1943 года по предложению Бюро кораблестроения Генерального совета на новых авианосцах корпус удлинили до 270,8 м: это было сделано для увеличения углов обстрела носовых и кормовых зенитных автоматов. С той же целью полетную палубу укоротили — на 3,35 м в носу и 2,1 м в корме. (Любопытно, что во многих справочниках полетная палуба в 262,8 м ошибочно приписывается кораблям с длинным корпусом, а полетная палуба в 257,4 м — с коротким.)

«Длиннокорпусными» (long hull) авианосцами стали CV-14, CV-15, CV-19, CV-21, CV-32 — CV-40, CV-45 — CV-47. Внешне они выделялись «клиперским» форштевнем и парными спонсонами для установки 40-мм «бофорсов» в носу и корме вместо одиночных. Соответственно первые из построенных «эссексов» стали называть «короткокорпусными» (short hull).

Носовая часть «короткокорпусного» (показана пунктиром) и «длиннокорпусного» кораблей типа «Эссекс».

[на главную страницу][в раздел "библиотека"]

Украинския баннерная

подольск тонировка стекол на любые автомобили пленками llumar.
Сайт управляется системой uCoz