Компоновка и корпус
По общей компоновке и корабельной архитектуре авианосец «Эссекс» повторял
свой прототип «Йорктаун», отличаясь лишь
большими размерениями и несколько иным
разделением на отсеки в подводной части,
особенно — в районе расположения ГЭУ.
Форма корпуса корабля характеризовалась
удачным сочетанием очень полного миделя (коэффициент полноты площади миделя 0,98) с острыми обводами и большим
развалом шпангоутов в оконечностях: это обеспечивало малое сопротивление движению
и одновременно — довольно высокую остойчивость. В районе форштевня обводы
образовывали явно выраженный бульб. В
целом корпус «Эссекса» при своих огромных размерах выглядел стройным и даже
изящным. Отношение его длины к ширине
составляло 8,8:1.
Авианосец «Эссекс»: проекция "корпус"
Для обеспечения непотопляемости
корпус имел очень хорошее разделение
на отсеки. Важным новшеством стало
тройное дно на протяжении большей части его длины.
Полетная палуба, как и на «Йорктауне»,
не участвовала в общей продольной прочности корабля; конструктивно она вместе с
ангаром была выполнена как надстройка.
Такое решение трудно назвать удачным: во
время сильных штормов носовая часть палубы иногда не выдерживала ударов волн
и получала серьезные повреждения. В конструкции английских ровесников «Эссекса» —
авианосцев «Арк Ройял» и «Илластриес» — нос и ангар были полностью закрытыми, что улучшало мореходность и
повышало прочность корпуса. Аналогичную
архитектуру имели и авианосцы типа «Лексингтон», но затем американцы из-за некоторой экономии веса вернулись к более
консервативной схеме. Вряд ли это можно признать целесообразным.
Тяжелые авианосцы типа «Эссекс»
| Бортовой номер и название |
Фирма-строитель* |
Заложен |
Спущен на воду |
Вступил в строй |
| CV-9 «Essex» |
HH |
28.4.1941 |
31.7.1942 |
31.12.1942 |
| CV-10«Yorktown» |
HH |
1.12.1941 |
21.1.1943 |
15.4.1943 |
| CV-11 «Intrepid» |
HH |
1.12.1941 |
26.4.1943 |
16.8.1943 |
| CV-12 «Hornet» |
HH |
3.8.1942 |
30.8.1943 |
29.11.1943 |
| CV-13 «Franklin» |
HH |
7.12.1942 |
14.10.1943 |
31.1.1944 |
| CV-14 «Ticonderoga» |
HH |
1.2.1943 |
7.2.1944 |
8.5.1944 |
| CV-15 «Randolph» |
HH |
10.5.1943 |
29.6.1944 |
9.10.1944 |
| CV-16 «Lexington» |
Бетл |
15.7.1941 |
26.9.1942 |
17.3.1943 |
| CV-17 «Bunker Hill» |
Бетл |
15.9.1941 |
7.12.1942 |
24.5.1943 |
| CV-18 «Wasp» |
Бетл |
18.3.1942 |
17.8.1942 |
24.11.1943 |
| CV-19 «Hancock» |
Бетл |
26.1.1942 |
24.1.1944 |
15.4.1944 |
| CV-20 «Bennington» |
Н-Й |
15.12.1942 |
26.2.1944 |
6.8.1944 |
| CV-21 «Boxer» |
HH |
13.9.1943 |
14.12.1944 |
16.4.1945 |
| CV-31 «Bon Homme Richard» |
Н-Й |
1.2.1943 |
29.4.1944 |
26.11.1944 |
| CV-32 «Leyte» |
HH |
21.2.1944 |
23.8.1945 |
11.4.1946 |
| CV-33 «Kearsarge» |
Н-Й |
1.3.1944 |
5.5.1945 |
2.3.1946 |
| CV-34 «Oriskany» |
Н-Й |
1.5.1944 |
13.10.1945 |
25.9.1950 |
| CV-35 «Reprisal» |
Н-Й |
1.7.1944 |
1946 |
не достр. |
| CV-36 «Antietam» |
Фил |
14.3.1943 |
20.8.1944 |
28.6.1945 |
| CV-37 «Princeton» |
Фил |
14.9.1943 |
8.7.1945 |
18.11.1945 |
| CV-38 «Shangri-La» |
Норф |
15.1.1943 |
24.2.1944 |
15.9.1944 |
| CV-39 «Lake Champlain» |
Норф |
15.3.1943 |
2.11.1944 |
3.6.1945 |
| CV-40 «Tarawa» |
Норф |
5.1.1944 |
12.5.1945 |
8.12.1945 |
| CV-45 «Valley Forge» |
Фил |
7.9.1944 |
18.11.1945 |
3.11.1946 |
| CV-46 «Iwo Jima» |
HH |
29.1.1945 |
— |
не достр. |
| CV-47 «Philippine Sea» |
Бетл |
19.8.1944 |
5.9.1945 |
11.5.1946 |
* НН — верфь в г.Ньюпорт-Ньюс; Бетл — «Бетлехем», г.Куинси; Н-Й — верфь в Нью-Йорке (Бруклин); Фил — верфь
в Филадельфии; Норф — верфь в г.Норфолк.
Примечание: при закладке CV-10 именовался «Bon Homme Richard», CV-12 — «Kearsarge», CV-14 — «Hancock»,
CV-16 — «Cabot», CV-18 — «Oriskany», CV-19 — «Ticonderoga», CV-32 — «Crown Point», CV-37 — «Valley Forge»,
CV-47 — «Wright». Все корабли вступили в строй с новыми названиями, указанными в таблице.
Продольный разрез по диаметральной плоскости, разрез по оси «острова» и поперечные се-
чения авианосца CV-1S «Рэндолф»:
1 — помещение для хранения запасных авиадвигателей и пропеллеров; 2 — ангар; 3 — кубрики; 4 —
душевые; 5 — столовые экипажа; 6 — шахты самолетоподъемников; 7 — жилые помещения для
младших офицеров; 8 — кубрики для морских пехотинцев; 9 — пост энергетики; 10 — штурманский пост;
11 — кладовые; 12 — помещения для механизмов ангарной катапульты; 13 — помещения для
прислуги зенитных орудий; 14 — цепные ящики; 15 — отсек водоотливных помп; 16 — погреба
авиабомб; 17 — носовой генераторный отсек; 18 — погреба 20-мм патронов; 19 — танки авиабензина;
20 — топливная цистерна; 21 — центральный командный пост; 22 — отсеки вспомогательных
механизмов; 23 — котельные отделения; 24 — машинные отделения; 25 — корабельная мастерская;
26 — прачечная; 27 — погреб 127-мм зарядов; 28 — торпедный погреб и пост сборки авиаторпед;
29 — помещения рефрижераторной установки; 30 — румпельный отсек; 31 — душевые и гальюны
петти-офицеров (старшин); 32 — помещения для систем РЛС; 33 — штурманская и ходовая рубки;
34 — радиорубки; 35 — помещения для палубной команды обеспечения полетов; 36 — коридоры; 37 —
шахты; 38 — галерейная палуба; 39 — корабельная типография; 40 — тройное дно; 41 — пустые
отсеки системы ПТЗ; 42 — отсеки системы ПТЗ, заполненные топливом; 43 — лазарет; 44 —
хранилище фотопленки; 45 — матросские гальюны; 46 — бомбовый элеватор; 47 — помещение для
хранения стабилизаторов авиабомб.
Площадь полетной палубы «Эссекса» по
сравнению с «Йорктауном» удалось существенно увеличить, причем не только за счет
роста размерений корабля. Надстройка-«остров» стала более узкой, компактной.
Уменьшились срезы палубы в районе спонсонов зенитных орудий. Кроме того,
полезную площадь палубы увеличивало и бортовое расположение третьего самолетоподъемника.
Длина полетной палубы «Эссекса» и еще
девяти кораблей составляла 262,8 м при
наибольшей длине корпуса (вместе со спонсонами 40-мм орудий) 265,9 м. Но в январе
1943 года по предложению Бюро кораблестроения Генерального совета на новых
авианосцах корпус удлинили до 270,8 м: это
было сделано для увеличения углов обстрела носовых и кормовых зенитных автоматов.
С той же целью полетную палубу укоротили — на 3,35 м в носу и 2,1 м в корме.
(Любопытно, что во многих справочниках полетная палуба в 262,8 м ошибочно приписывается кораблям с
длинным корпусом, а полетная палуба в 257,4 м — с коротким.)
«Длиннокорпусными» (long hull) авианосцами стали CV-14, CV-15, CV-19, CV-21,
CV-32 — CV-40, CV-45 — CV-47. Внешне они
выделялись «клиперским» форштевнем и
парными спонсонами для установки 40-мм
«бофорсов» в носу и корме вместо одиночных. Соответственно первые из построенных
«эссексов» стали называть «короткокорпусными» (short hull).
Носовая часть «короткокорпусного»
(показана пунктиром) и «длиннокорпусного» кораблей типа «Эссекс».
|