Появление новых крейсеров было тесно связано
с общей обстановкой, сложившейся на Средиземном море в конце
прошлого века. Потерпев поражение в морском бою у о. Лисса,
итальянцы смогли переиграть своего противника — австрийцев
— в кораблестроительном состязании. Более того, Италия сделала
заявку на роль одной из ведущих морских держав, приступив
с начала 80-х годов к постройке мощных океанских боевых
кораблей по проектам талантливого конструктора Бенедетто
Брина. Он пытался создавать самые большие в мире корабли
с хорошей скоростью, вооруженные самой крупнокалиберной
артиллерией. Однако такой вариант кораблестроительной гонки
оказался не под силу финансам и промышленности итальянского
королевства. Соседняя Франция могла строить большие броненосцы
Стр. 3.
быстрее и в большем количестве. Поэтому
уже в конце того же десятилетия военно-морской министр адмирал
Сен-Бон предложил принять в качестве основного типа боевой
корабль средних размеров с артиллерией “умеренного” калибра.
Такое решение весьма удачно совпало с появлением скорострельных
орудий среднего калибра. Требование быстроходности сохранилось,
и, поскольку разница в скорости, вооружении и защите между
новыми броненосцами и крейсерами оказалась не столь уж значительной,
итальянское военно-морское министерство установило для них
общую классификацию. Все итальянские корабли были разбиты
на 5 классов, без различия между крейсерами и броненосцами.
В проекте “боевого судна 2-го класса” (к
этому классу относились все боевые единицы, имевшие водоизмещение
от 6 до 9 тысяч тонн) типа “Гарибальди” четко прослеживаются
обе линии его предшественников, как со стороны линейных
кораблей, так и со стороны крейсеров. Заложенные в 1892
году по проекту генерал-лейтенанта Эдуарде Масдеа броненосные
крейсера “Карло Альберто” и “Веттор Пизани”, хорошо защищенные
и достаточно скоростные (20 уз.) для своего времени, оказались
очень удачными. Настолько удачными, что их... подвергли
критике — за слишком слабое вооружение, состоявшее только
из 120-мм и 152-мм скорострельных орудий. Морские специалисты
же требовали установки крупнокалиберных пушек. Главный конструктор
флота Бенедетто Брин признал справедливость подобной критики
и представил морскому министру адмиралу Раккиа, а затем
его преемнику адмиралу Морину, доклад о возможности создания
броненосного крейсера ограниченного водоизмещения с более
мощным вооружением и лучшей защитой по сравнению с “Пизани”.
Идеи, положенные в основу создания нового
типа крейсеров, формулировались следующим образом:
- Возможно создание боевой единицы, способной выполнять
задачи броненосного крейсера и эскадренного броненосца,
который мог бы действовать в
составе эскадры;
- Стратегически такой корабль могбы использоваться для
действий в одиночку;
- Он должен нести сильное вооружение для борьбы с соединениями
крейсеров, .в том числе броненосных;
- Корабль должен иметь возможность уклониться от боя
с превосходящими по силе боевыми единицами, что обеспечивается
скоростью, превосходящей скорость всех эскадренных броненосцев.
Решение проблемы, предложенное Брином,
состояло в “скрещивании” крейсеров типа “Пизани” с только
что заложенными в 1893 году броненосцами “Эмануэле Филиберто”
и “Амиральо ди Сен-Бон”, проект которых составил Ги-ацинто
Пуллино на основе идей адмирала Сен-Бона. Разработка чертежей
нового корабля была поручена автору проекта “Пизани” генералу
Эдуарде Мас-деа.
Масдеа сохранил все основные особенности
“Пизани”, такие, как расположение машин и котлов, общая
схема броневой защиты, батарейное расположение шестидюймовой
артиллерии. Наиболее существенным отличием нового проекта
были две десятидюймовые башенные установки, перекочевавшие
в него из чертежей броненосцев типа “Филиберто”. Меньшие
размеры крейсера позволили установить в каждой башне только
по одному орудию. От тех же броненосцев “Гарибальди” получил
свой силуэт: вместо двух мачт, как на “Пизани”, единственную
боевую мачту в геометрическом центре корабля и две широко
расставленные дымовые трубы. На большом расстоянии новые
крейсера было нетрудно спутать с их броненосными “предками”;
только при тщательном рассмотрении можно было отличить более
низкий борт и высокие барбеты “Филиберто” и “Сен-Бона”.
Все технические решения по проекту принимались
в соответствии с возможностями завода “Ансальдо”, которому
поручили постройку головного корабля.
Морское министерство в марте 1893 года
санкционировало постройку двух кораблей. Первый из них должны
были заложить на верфи фирмы “Ансальдо” в Генуе в том же
году, второй — на следующий год на верфи фирмы “Орландо”
в Ливорно. По королевскому указу от 6 августа того же года
им присвоили названия “Джузеппе Гарибальди” и “Варезе”.
Стр. 4.
По контракту фирма “Джиованни Ансальдо”
обязалась через 60 месяцев поставить готовый крейсер водоизмещением
6840 т. За приобретение и установку машин отвечал завод,
а броню планировало поставить морское министерство. Стоимость
артиллерии и другого вооружения в контракт не входила. Головной
крейсер предназначался к вступлению в строй итальянского
флота в начале 1898 года, но история и политика распорядились
иначе. И этот, и второй корабль серии оказались во флоте
далекой Аргентины.
|