Стр. 8.
Общее расположение
крейсеров типа “Гарибальди” отличалось
простотой и рациональностью. Для них был взят за основу
гладкопалубный корпус (от принятого на “Пизани” полубака
отказались из весовых соображений, а также из-за неудобства
установки тяжелой носовой башни главного калибра на большой
высоте) простой формы, с практически вертикальными, без
завала, бортами. Он собирался из стали, произведенной на
Таблица 1.
Общие характеристики крейсеров типа
“Гарибальди”
название (страна) |
первона-чальное название |
норм. водоизме-щение |
Дата |
мощность проект. л.с. |
скорость проект. уз.
|
котлы: кл-во, тип |
вооружение |
закладки |
спуска
|
|
ввода
в строй |
“Garibaldi”
(Аргентина) |
“Giuseppe
Garibaldi”(I) |
6775 |
1894 |
13000 |
20 |
8 цилиндри-ческих |
2-254, 10-152, 6-120, 10-57,
10-37 |
27.5.1895 |
12.10.1896 |
“San-Martin”
(Аргентина) |
“Varese”(I)
|
6775 |
1895 |
13000
|
20 |
8 цилиндри-ческих |
4-203, 10-152, 6-120, 10-57,
10-37 |
25.5.1896 |
5.1898 |
“General
Belgrano” (Аргентина) |
“Varese”(II)
|
6775 |
6.1896 |
13000 |
20 |
8 цилиндри-ческих |
2-254, 14-152, 2-76, 10-57,
12-37 |
25.7.1897 |
11.1898 |
“Cristobal
Colon” (Испания) |
“Giuseppe
Garibaldi”(II) |
6775 |
1895 |
13000 |
20 |
8 цилиндри-ческих |
10-152, 6-120, 10-57 |
16.9.1896 |
16.5.1897 |
“Pueyrredon”
(Аргентина) |
“Giuseppe
Garibaldi”(III) |
6775 |
8.1896 |
13000 |
20 |
16 Бельвиля |
2-254, 10-152, 6-120, 2-76,
10-57, 12-37 |
25.9.1897 |
9.1898 |
“Giuseppe
Garibaldi” (Италия) |
— |
7240 |
8.6.1898 |
13500 |
19,5 |
24 Никлосса |
1-254, 2-203, 14-152, 10-76,
6-47 |
29.6.1899 |
1.1.1901 |
“Varese”
(Италия) |
— |
7240 |
21.4.1898 |
13500 |
19,5 |
24 Бельвиля |
1-254, 2-203, 14-152, 10-76,
6-47 |
6.8.1899 |
5.4.1901 |
“Francesco
Ferruccio” (Италия) |
— |
7240 |
18.8.1899 |
13500 |
19,5 |
24 Никлосса |
1-254, 2-203, 14-152, 10-76,
6-47 |
23.4.1902 |
1.10.1905 |
“Nisshin”
(Япония) |
“Roca”
|
770 |
5.1902 |
13500 |
20 |
8 цилиндри-ческих |
4-203, 14-152, 10-76, 6-47
|
9.2.1903 |
7.1.1904 |
“Kasuga”
(Япония) |
“Mitra”
|
7630 |
10.3.1902 |
13500 |
20 |
8 цилиндри-ческих |
1-254, 2-203, 14-152, 10-76,
6-47 |
22.10.1902 |
7.1.1904 |
Стр. 9.
заводах фирм “Сочьета Металлургика” в Сестри-Поненте
и “Сочьета Аччои-крие” в Терни. Форштевень и ахтерштевень
отливались отдельно на заводе фирмы “Ванцетти Соргамозо”
в Милане. Некоторые кованые детали производились в филиале
фирмы “Ансальдо” в Сампьердарене.
Двойное дно имелось только по длине машинно-котельной
установки — на протяжении 51 м между 25-м передним и 31-м
задним шпангоутами (нумерация шпангоутов на кораблях итальянской
постройки принималась в обе стороны от миделя). Высота между
донного пространства составляла 1 м. Оно разбивалось на
44 отсека, вмещавшие 730 т воды. Двойное дно продолжалось
кверху в виде двойного борта, заканчивавшегося у броневой
палубы. Над скосом этой палубы простирался коффердам шириной
1 м, состоявший из 20 водонепроницаемых отсеков. В подводной
части располагалось 2 бортовых киля, изготовленных в виде
коробчатой конструкции шириной 50 — 80 см из листов кораблестроительной
стали толщиной 9 мм. Корпус выше броневой палубы разделялся
12 главными водонепроницаемыми переборками и рядом вспомогательных
и продольных переборок. Всего пространство над двойным дном,
обеспечивавшее основной запас плавучести крейсера, разделялось
на 75 отсеков. Средняя и верхняя палубы состояли из листов
обычной кораблестроительной стали толщиной 5 — 8 мм (на
верхней палубе имелся еще 40-мм настил из тиковых брусков).
Остальные конструкции выполнялись из еще более тонкого материала.
Так, выгородки кают имели толщину всего 2 — 2,5 мм. Вообще
после вступления крейсеров в строй в военно-морских кругах
велись дебаты относительно их слишком легкой конструкции
— греха, в котором постоянно упрекалось итальянское кораблестроение.
В самом деле, вес корпуса на первых кораблях серии составлял
38% от проектного нормального водоизмещения, что несколько
ниже нормы, принятой в британском флоте, главном “законодателе
мод” того времени. Однако эта величина не выходит за пределы,
когда действительно можно говорить о слишком легкой постройке:
следует учесть и то, что “Гарибальди” имели относительно
небольшую высоту борта: от 6,1 до 5 м в нормальном грузу.
Впрочем, определенные выводы, очевидно, были сделаны, поскольку
на последних кораблях серии вес корпуса возрос примерно
на 400 т, то есть почти на 15% от начального значения.
Палубные надстройки “Гарибальди” также
были заметно изменены по сравнению с “Пизани”. Помимо массивной
центральной надстройки, являвшейся, в сущности, продолжением
корпуса, крейсера оснащались только двумя блоками легких
рубок и мостиков перед
Стр. 10.
носовой и за кормовой трубами, в результате
чего орудия главного калибра имели достаточные углы обстрела.
Основные органы управления кораблем сосредоточивались перед
носовой трубой. Там помещалась бронированная боевая рубка,
над которой располагалась штурманская и рулевая рубка для
управления кораблем в небоевых условиях. Над верхней палубой
возвышались также камбузы и два продольных мостика для сообщения
между передним и задним рубками в плохую погоду. Шлюпки
и устройства для их спуска занимали центральную часть корабля
и практически не мешали стрельбе из орудий верхней палубы,
и уж тем более — из батарейных пушек. Строго симметричный
силуэт не только затруднял противнику определение курса
корабля, но в ряде случаев даже не давал возможность правильно
оценить направление его движения.
Небольшое отношение длины к ширине (6:1)
при большой полноте корпуса в средней части определяло и
преимущества и недостатки проекта. Оно позволяло компактно
расположить механическую установку и обеспечить ей хорошую
дополнительную защиту за счет угольных ям, но малая общая
длина (несколько более 108 м по ватерлинии) ограничивала
скорость, которую мог развить корабль при разумной мощности
машин.
Все жизненно важные элементы (машинно-котельная
установка, погреба боезапаса, рулевые и шпилевые машины,
динамо-машины, опреснители воды) находились под броневой
палубой. Непосредственно над броневой проходила жилая палуба,
выше нее шла батарейная. Батарея закрывалась сверху тиковой
верхней палубой толщиной 40 мм. В небронированных пространствах
носа и кормы располагались только каюты и вспомогательные
помещения (склады, аптека и т.п.).
|