Артиллерийское вооружение
... крейсеров можно разбить на три группы:
башенные установки главного калибра,
Стр. 11.
152-мм батарею и орудия среднего калибра
на верхней палубе. Из них только батарея оставалась неизменным
элементом на всех кораблях серии: в ней помещалось десять
шестидюймовых орудий — по пять на борт. Батарейное расположение
предопределяло ограниченные углы обстрела (около 100 — 110
градусов), причем возможность огня прямо в нос или в корму
исключалась (для этого необходимы казематы сложной формы
и срезы бортов, а в проекте корпуса “Гарибальди” все подчинялось
максимальной простоте).
Значительно большие углы обстрела имела
средняя артиллерия верхней палубы. Здесь существовало два
варианта: либо шесть 120-мм пушек, по три на борт, либо
четыре 152-мм. В обоих вариантах в нос и корму теоретически
могли вести огонь по два орудия. Углы обстрела концевых
установок составляли 155, а средних — 130 градусов.
Имелись три варианта размещения артиллерии
главного калибра. Один из них предусматривал две одноорудийные
башенноподобные установки, заключавшие по одному 254-мм
орудию Армстронга. Их легко опознать по большому углу наклона
140-мм лобовой броневой плиты, увеличивавшему ее сопротивляемость
бронебойным снарядам. Конструкция установки была очень близка
к двухорудийным башням броненосцев типа “Филиберто”, разработанным
с участием английских специалистов. Второй вариант вооружения
увеличивал число орудий в ущерб их калибру: четыре 203-мм
пушки (также фирмы Армстронга) помещались попарно в башнях
овальной формы с плоской крышей, забронированных 102-мм
плитами и разработанной тем же Армстронгом для вооружения
японских крейсеров типов “Асама” и “Ивате” на основе одноорудийной
установки “эльсвикского” броненосного крейсера — чилийского
“О'Хиггинс”. Такое вооружение получили только два: аргентинский
“Сан-Мартин” и “Морено”, ставший впоследствии японским “Ниссином”.
Наконец, третий вариант тяжелой артиллерии
являлся комбинацией двух первых: одноорудийная 254-мм установка
в носу и двухорудийная 203-мм башня в корме. Трудно понять
столь значительный разнобой калибров в “окончательном” варианте
(так вооружались все последние крейсера: три “итальянца”
и “Касуга”). Можно предположить, что это диктовалось интересами
тактики: при преследовании желательно иметь возможность
нанести тяжелым снарядом уходящему противнику такие повреждения,
которые приведут к снижению его хода и заставят принять
бой. Напротив, убегая от более сильного противника, удобно
сбивать точность его огня, выпуская как можно больше снарядов
в единицу времени. Но столь “тонкие” соображения вовсе не
компенсируют сложности управления огнем нескольких калибров
(большинство “Гарибальди” имели три калибра средней и крупной
артиллерии). Уже в процессе постройки итальянских кораблей
серии рассматривался вопрос о замене носовой 254-мм установки
на одноорудийную 305-мм башню, но здравый смысл восторжествовал,
и проект был отклонен. Несомненно, что значительная перегрузка
носовой части безнадежно ухудшила бы и без того не блестящие
ходовые качества крейсеров.
Все башенные установки имелч электропривод
и резервное ручное управление; скорострелки среднего калибра
наводились и управлялись вручную. Подача боезапаса осуществлялась
по 16 элеваторам производства фирмы “Орландо”, приводимым
в движение электромоторами. Исключением в этом отношении
стал “Кристобаль Колон”: испанцы предпочли более простые
и, на их взгляд, более надежные механизмы с паровым
приводом; фактически же все операции со снарядами и зарядами
на этом корабле предполагалось осуществлять вручную.
Малокалиберная артиллерия состояла из 20-24
обычных для того времени и уже практически бесполезных скорострелок
калибра 57, 47 и 37 мм. Они располагались главным образом
на двух боевых марсах, а также на мостиках. Так, на первом
корабле серии из десяти 57-миллиметровок две помещались
на нижнем марсе, четыре — на продольном мостике, две — в
адмиральских помещениях в корме, и две —
Таблица 2.
Характеристики артиллерийских орудий
крейсеров конца XIX — начала ХХ века
Калибр, мм |
Длина ствола в калибрах |
Страна, модель* |
Вес снаряда, кг |
Начальная скорость снаряда. м/с |
Скорострельность**, выстрелов/мин. |
254 |
40 |
Англия. 1894*** |
208 |
730 |
1-2 |
203 |
45 |
Англия, 1897*** |
113,4 |
790 |
2-3 |
152 |
40 |
Англия, Mk I-III*** |
45,4 |
670 |
5-8 |
120 |
40 |
Англия, Mk I-IV*** |
20,4 |
660 |
6-10 |
210 |
40 |
Германия, 1901 |
108 |
780 |
2-3 |
150 |
40 |
Германия, 1897 |
40 |
800 |
5-7 |
203 |
35 |
США, Mk 3-4 |
118 |
640 |
1 |
152 |
40 |
США, Mk 3 |
47,7 |
655 |
2-3 |
127 |
40 |
США, Mk 2 |
22,7 |
700 |
5-6 |
194 |
40 |
Франция, М93-96 |
86,2 |
840 |
2 |
164 |
45 |
Франция, М93-96 |
52 |
865 |
4-5 |
138 |
45 |
Франция, М93 |
36,5 |
725 |
4-6 |
203 |
45 |
Россия, обр. 1892 |
87,7 |
890 |
1-2 |
152 |
45 |
Россия, Канэ |
41,5 |
792 |
3-5 |
*Страна-производитель, марка орудия
или год принятия на вооружение
** Техническая скорострельность
*** Орудия, состоявшие на вооружении крейсеров
типа “Гарибальди”
Стр. 12.
в носовом небронированном каземате. Из
такого же количества 37-мм скорострелок Гочкиса две были
на верхнем боевом марсе, четыре — на коечных сетках, две
— на среднем мостике и две — на главном командирском мостике.
Оборудование верхнего боевого марса дополнялось двумя пушками
Норденфельда того же калибра.
Завершали артиллерийское вооружение крейсеров
две короткоствольные 76-мм пушки для десантных партий и
два пулемета. Перечень личного оружия для первого из аргентинских
крейсеров включал 200 винтовок Маузера (аргентинская модель
1891 года), 57 револьверов “веблей” и 140 тесаков.
Варианты вооружения всех кораблей серии
приведены в таблице. Орудия среднего калибра принадлежали
к первому поколению скорострельных пушек британского проекта
(для кораблей итальянской постройки их производил филиал
завода Армстронга в Поццуоли). Шестидюймовка и 120-миллиметровка
имели одинаковую длину ствола в калибрах (40) и небольшую
начальную скорость; на рубеже веков они получили широчайшее
распространение по всему миру вместе с “эльсвикскими” крейсерами,
основу вооружения которых составляли. Со своими “высоковзрывчатыми”
снарядами и большой скорострельностью они являлись грозным
оружием, что, в частности, подтверждает их действие против
русских кораблей в боях в Желтом море и при Цусиме. Эти
же пушки находились на вооружении большинства броненосцев
и крейсеров британского флота конца прошлого века.
Скорострельным считалось и восьмидюймовое
орудие Армстронга с длиной ствола в 45 калибров (в большинстве
старых изданий указывается 40 калибров, что неверно), также
широко распространенное в различных флотах мира. Сами англичане
пушек этого калибра в своем флоте не имели (предпочитая
более мощное орудие в 234 мм), но им вооружались все японские
броненосные крейсера, корабли Италии и большинства латиноамериканских
стран, а также Китая.
Не было принято в британском флоте и 254-мм
орудие Армстронга. Итальянцы, ставившие это орудие английской
конструкции на свои броненосцы и крейсера, считали его весьма
мощным и удачным. Однако испанцы удивили весь мир, отказавшись
от их установки на “Кристобале Колоне”. В качестве официальной
причины высказывалось низкое качество и малая мощь этих
пушек. Уместно, однако, предположить, что испанское морское
министерство хотело вместо английских орудий применить 240-мм
французские типа Канэ — из соображений близости их конструкции
к уже имевшимся на вооружении отечественным пушкам завода
Гонториа, производившего их по французским чертежам. Такая
разборчивость дорого стоила испанцам: “Колон” вынужден был
пойти в бой без своего главного калибра. Впрочем, действительно,
главное вооружение “Гарибальди” нельзя считать вполне удачным.
И 254-мм и 203-мм башенные установки имели небольшие размеры
(в основном из-за весовых соображений) и были очень тесными.
Недостаток места в восьмидюймовых башнях усугублялся тем,
что непосредственно в них помещалось более половины всего
запаса снарядов. Устройства подачи боезапаса предусматривали
транспортировку из погребов либо снарядов, либо зарядов.
Вполне разумно конструкторы предпочли держать под броневой
палубой более пожаро-и взрывоопасные заряды, а снаряды (хотя
бы на сражение не слишком большой продолжительности) хранить
в башнях. Но такая неудачная система (перекочевавшая непосредственно
из конструкции “О'Хиггинса”) делала восьмидюймовые башни
крейсеров похожими на танковые с полной боеукладкой.
В таблице приведены технические характеристики
орудий, состоявших на вооружении крейсеров типа “Гарибальди”,
в сравнении с современными им орудиями аналогичных калибров
других стран.
|