Стр. 21.
ИТАЛЬЯНСКИЕ КРЕЙСЕРА
“Джузеппе Гарибальди”
Его карьера оказалась весьма активной и
почетной. После нескольких лет службы “Гарибальди” стал
излюбленным флагманским кораблем. На нем последовательно
поднимали свои флаги семь адмиралов. Он же наиболее отличился
в боевых операциях среди однотипных “итальянцев”, потопив
два турецких корабля, и в итоге сам погиб от вражеской торпеды.
В начале 1901 года подкомандой капитана
1 ранга Виотти крейсер вышел на первые испытания, после
чего корабль был включен в состав сил Средиземного моря
в качестве крейсера при флоте. В первые годы его служба
протекала в водах Италии, исключая лишь короткий визит в
Тулон в апреле того же года.
В июне следующего года командование принял
капитан 1 ранга Чезаре Анелли, и корабль отправился в крейсерство
к берегам Триполитании и Киренаики, носившее явно политический
характер. Он посетил Триполи, Бенгази, Тобрук, бухту Суда,
Смирну (Измир) и в октябре вернулся в Таранто. На следующий
год “Гарибальди” ходил в Алжир и Грецию (Салоники и Пирей).
В декабре 1903 года в деятельности крейсера
наступил первый “антракт”: его перевели в резерв, оставив
на базе в Специи. Отправился он в море только в апреле следующего
года, уже под командованием капитана 1 ранга Андреа Канале.
Вновь войдя в состав сил Средиземного моря, корабль проплавал
с эскадрой до ноября 1905 года.
16 ноября крейсер был выведен из состава
Средиземноморской эскадры и получил специальное задание.
На следующий день вместе с эсминцем “Остро” корабль покинул
Специю и направился на Ближний Восток в составе международного
отряда под командованием австрийского вице-адмирала Юлиана
фон-Риппера для демонстрации против Турции. Вместе с другими
кораблями интернациональных сил он участвовал в высадке
десанта для занятия Митилены на о.Лемнос. Только в конце
декабря “Гарибальди” вернулся в Мессину и вновь присоединился
к своей эскадре.
1 июня 1906 года крейсер получил “повышение
по службе”: на нем поднял свой флаг контр-адмирал Витторио
Морено, командующий военно-морскими силами Средиземного
моря, впоследствии его заменил контр-адмирал Эрменгильдо
Цези. Но “Гарибальди” оставался флагманом эскадры. В ее
составе он совершил плавание к берегам Леванта, а затем
участвовал в больших маневрах в присутствии короля Италии.
В апреле 1908 года на крейсере спустили и вновь подняли
адмиральский флаг: сменился командующий, им стал контр-адмирал
Эдуарде Гальярди. Новый флагман по традиции предпринял поход
на Ближний Восток, посетив острова Эгейского моря. И снова
наступило время “отдыха” — с мая по июль 1909 года корабль
находился в резерве в Специи, проходя ремонтные работы.
После их окончания “Гарибальди”, которым
теперь командовал капитан 1 ранга Станислао Лореччо, стал
флагманом
Стр. 22.
резервной дивизии (флаг контр-адмирала
Амеро д'Асте Стелла) Средиземноморской эскадры; в ее состав
входили “Гарибальди”, “Варезе”, “Феруччо” и “Амальфи”.
Флагманская карьера крейсера продолжалась
и на следующий год: 1 мая 1910 года он стал адмиральским
кораблем 3-й дивизии (флаг контр-адмирала Энрико Никастро)
в составе крейсеров “Гарибальди”, “Феруччо”, “Амальфи” и
четырех эсминцев — “Нембо”, “Эспе-ро”, “Гранатьере” и “Фучильере”.
Впрочем, в конце года его ждал очередной ремонт в Специи,
затянувшийся вплоть до августа 1911 года.
Но случилось так, что ремонт пришлось срочно
заканчивать. Мирной карьере крейсера пришел конец в сентябре
1911 года, когда началась война Италии с Турцией. Под командованием
капитана 1 ранга Маттиа Джиавотто “Гарибальди” вышел в море
для участия в операциях в войне против Турции — и опять
в качестве флагмана. Утром 29 сентября на борт поднялся
контр-адмирал Паоло Таон ди-Ревель, командующий 2-й дивизией
(в составе крейсеров “Гарибальди”, “Варезе”, “Феруччо” “Марко
Поло” и канлодки “Минерва”), входившей во 2-ю эскадру Соединенных
военно-морских сип. Первой операцией, с участием “Гарибальди”,
стал штурм Триполи — он обстреливал форты Гамидие и поддерживал
огнем высадку морской пехоты, занявшей город. Затем крейсер
конвоировал транспортные суда с войсками экспедиционного
корпуса генерала Канева и вновь поддерживал войска огнем
своей артиллерии.
В декабре “Гарибальди” перешел в район
Тобрука и крейсировал вдоль побережья Киренаики, помогая
итальянским войскам и обстреливая позиции турок до февраля
191 2 года, когда вместе с “Феруччо” ему пришлось покинуть
Тобрук и направиться в Бейрут. 21 февраля крейсер вступил
в свой первый оказавшийся удачным морской бой. Перестрелка
с турецкими кораблями продолжалась до 24-го и закончилась
потоплением обоих противников: канонерки “Авни-Иллах” и
миноносца. Одержав столь нужную итальянцам победу, “Гарибальди”
возобновил службу в уже привычной роли флагмана, на этот
раз корабля главнокомандующего морскими силами в Киренаике.
Затем он вернулся в воды Ближнего Востока для борьбы с военной
контрабандой.
Вскоре зоной действий корабля стало Эгейское
море и Дарданеллы. 18 апреля крейсерская дивизия адмирала
ди-Ревель обстреляла форты Атание, Кум-Кале, Оркание и Этюгрюл
на входе в Дарданеллы. “Гарибальди” оставался в составе
дивизии и после завершения операции в Дарданеллах и лишь
в мае зашел в Таранто для кратковременного ремонта.
В августе “Гарибальди” и остальные корабли
дивизии вновь отправились на Ближний Восток, где и провели
в крейсерстве у берегов Турции и среди многочисленных островов
Эгейского моря несколько месяцев до конца войны. Отряд с
почетом вернулся в Италию 28 октября 1912 года.
11 ноября 1912 года “Гарибальди” принял
участие в морском параде в Неаполе, а уже 21-го был выведен
из состава Соединенных военно-морских сил и вскоре переведен
в резерв для ремонтных работ в Специи.
Но уже привычная “начальническая” служба
корабля не закончилась: в апреле 1913-го он становится флагманским
кораблем 2-й дивизии (контр-адмирал Джованни Патрис) 2-й
эскадры (вице-адмирал Марчелло Амеро д'Асте Стелла). В состав
дивизии вошли все три крейсера типа “Гарибальди” (“Гарибальди”,
“Варезе”, “Феруччо”) и канонерка “Партенопе”.
В мае 1913 года крейсер опять получил индивидуальное
задание. Приняв роту морской пехоты, он участвовал в высадке
международных сил в Скутари (Албания), после чего вернулся
к обычной службе. В ноябре на бессменном флагмане появился
новый адмирал: начальником 2-й дивизии стал контр-адмирал
Эудженио Трифани.
В июне 1914-го “Гарибальди” был выведен
из состава 2-й дивизии, а 11 февраля 1915 года получил приказ
присоединиться к 5-й дивизии 2-й эскадры. 20 февраля крейсер
вновь вышел в боевой поход против привычных противников
— турок, проследовав к Бенгази для поддержки своих войск
в их наступлении на Соллум.
На протяжении марта крейсер несколько раз
переходил из Бенгази в Тобрук, а затем направился в Адриатику,
где его собственная десантная группа поддерживала действия
итальянской пехоты. После того, как его заменил броненосец
“Дандоло”, “Гарибальди” покинул берега Ливии и вернулся
в Италию.
5 февраля 1915 года “Гарибальди” под командованием
капитана 1 ранга Франко Нанеса снова примкнул к 5-й дивизии
и был послан в составе группы кораблей поддержки морского
фронта в Бриндизи (вместе с броненосцами “Бенедетто Брин”,
“Регина Маргерита” и крейсерами “Варезе”, “Феруччо” и “Пизани”).
Италия медленно, но верно втягивалась в
бушевавший уже год мировой конфликт. После начала военных
действий против Австрии крейсер получил первое боевое задание
в “большой войне” и 5 июня 1915-го обстрелял железную дорогу
в районе Рагузы.
Следующее задание для дивизии Трифари (итальянские
крейсера “Гарибальди”, “Варезе”, “Феруччо” и “Пизани”, французские
эсминцы “Коммандан Ри-вьер”, “Буклие”, “Бизон” и “Магон”)
состояло в поддержке группы легких сил адмирала Милло (итальянские
легкие крейсера “Куарто”, “Нино Биксио” и английский крейсер
“Дублин”, 11 итальянских и 2 французских эсминца). Большие
корабли обстреляли железную дорогу из Рагузы в Катарро,
а легкие силы действовали против островов Лисса и Меледа.
Эта же группа получила аналогичное задание
и в июле: бомбардировка пути Рагуза — Катарро и высадка
десантных партий на острова Гравоза и Гиппана для разрушения
причалов для миноносцев и укреплений. Этот поход оказался
для “Гарибальди” последним. Утром 18 июля дивизия открыла
огонь из 254-мм орудий по железной дороге. Внезапно “Гарибальди”
обнаружил всего менее чем в 400 м вражескую подводную лодку
U-4. Крейсер быстро сманеврировал, пытаясь
Стр. 23.
уклониться от выпущенных по нему торпед.
Первая из них прошла мимо, а вторая взорвалась в поперечной
угольной яме в центре корабля. Удар оказался слишком серьезным.
Объемистые машинные и котельные отделения быстро наполнились
водой, и спустя всего несколько минут крейсер затонул на
прак-тичеки ровном киле. 53 человека погибли вместе с ним,
525 удалось спасти.
“Варезе”
Если служба “Гарибальди” протекала главным
образом в качестве адмиральского корабля, то службу этого
крейсера можно назвать “представительской”. После окончания
испытаний 13 марта 1903 года он вошел в состав сил Средиземного
моря и тут же получил свое первое задание, носившее более
чем специфический характер: им оказалась перевозка праха
премьера Италии Франческо Криспи в Палермо.
14 сентября он был послан в Алжир для отдания
почестей президенту Франции, а 14 апреля следующего года
— в Барселону, где вместе со старым крейсером “Умбрия” приветствовал
короля Италии при его визите в Испанию.
Весь 1905 год “Варезе” принимал участие
в учениях и походах вокруг Апеннинского полуострова. 1 1
апреля 1906-го он прибыл в Неаполь, где его экипаж участвовал
в помощи жертвам извержения Везувия, а уже 18 апреля бросил
якорь в Пирее по случаю Олимпиады, проходившей в Афинах.
В августе 1909 года крейсер перевели в
резервную дивизию, а затем он стал стационером на Ближнем
Востоке, заменив 12 октября “Веттор Пизани” на стоянке в
бухте Суда на Крите. В феврале следующего года ему пришлось
вернуться в Италию для ремонта. После окончания работ в
июне 1910-го “Варезе” вновь вошел в состав сил Средиземного
моря. В феврале следующего года его включили в 1-ю дивизию,
а 11 мая откомандировали в распоряжение комиссии по приемке
и испытаниям торпед в качестве флагманского корабля.
В преддверии войны с Турцией “Варезе” вошел
в состав 1-й дивизии 2-й эскадры.
Стр. 24.
После объявления войны участвовал в первой
фазе операций у берегов Ливии, вернувшись затем к родным
берегам.
1 ноября крейсер пришел в Триполи, чтобы
принять на борт свою десантную партию и материалы, оставленные
там с первых дней после взятия города. В середине декабря
он возвратился в зону боевых действий, где использовал артиллерию
для обстрела Тобрука и поддержки десантных партий со старых
крейсеров “Вулкане” и “Этна”.
В марте 1912-го “Варезе” вошел в состав
2-й дивизии 2-й эскадры. Война с Турцией закончилась 11
ноября; крейсер был переведен в 4-ю дивизию и принял участие
в морском празднике в честь короля Италии. После турецкой
кампании он участвовал в крейсерствах у берегов Италии,
Албании и Ближнего Востока.
После вступления Италии в мировую войну
вошел в дивизию адмирала Трифари. Вместе с “Гарибальди”
он не раз бомбардировал берега противника, оказавшись удачливее
своего флагмана и не получив никаких боевых повреждений.
В июне 1917 года корабль перешел из-под армейского командования
в распоряжение коменданта военно-морской базы в Бриндизи.
После окончания войны корабль находился
в небоевом состоянии до 1920 года. Первоначально его использовали
в качестве учебного судна для выпускников академии в Ливорно.
В июле 1920-го “Варезе” стал флагманом учебной дивизии (контр-адмирала
Бодони) и служил в этом качестве до 1922 года, после чего
поступил в распоряжение коменданта базы в Специи. 4 июня
1923 года карьера его закончилась: крейсер был исключен
из списков флота и вскоре сдан на слом.
“Франческо Феруччо”
С момента вступления в строй третий “Гарибальди”
присоединился к своим старшим собратьям. В мае 1906 года
он вышел в первый самостоятельный поход -— сначала на Сицилию,
а затем в Адриатику.
В июле 1909 года “Феруччо” начал свою первую
заграничную кампанию, но вскоре ему пришлось возвратиться
в Италию для участия в ежегодных маневрах. В июне следующего
года он вновь покинул рейд Неаполя, направившись на Ближний
Восток, где ему предназначалось место стационера в бухте
Суда. Вернулся в Италию он только в январе 1911 года.
Стр. 25.
“Феруччо” участвовал в итало-турецкой войне
вместе с “Гарибальди” и “Варезе”, поддерживая, в частности,
операции войск около Тобрука. 17 января 1912-го он эффективно
обстрелял лагерь арабских войск в нескольких километрах
от Дерна.
После реорганизации военно-морских сил
крейсер вошел в состав 3-й дивизии вместе с броненосцами
“Бенедетто Брин”, “Регина Маргерита” и крейсерами “Гарибальди”
и “Варезе”. Вскоре его послали к берегам Малой Азии. 21
февраля “Феруччо” участвовал в действиях против Бейрута
и вместе с “Гарибальди” пустил ко дну уже упоминавшийся
“Авни-Иллах”.
9 марта крейсер вошел в состав 2-й дивизии
2-й эскадры, о действиях которой мы уже говорили в разделе,
посвященном карьере “Гарибальди”.
После окончания войны с Турцией крейсер
с: ал стационером на Ближнем Востоке, посетив до декабря
все острова Эгейского моря, перешедшие под итальянский контроль.
По завершении текущего ремонта в феврале
1913 года “Феруччо” вновь вступил в состав действующего
флота и был послан в Албанию в период связанного с этой
страной политического кризиса.
К моменту вступления Италии в мировую войну
“Феруччо” под командованием капитана 1 ранга Сомми Пиченарди
находился в Таранто с другими кораблями 5-й дивизии.
С ноября по декабрь 1915 года крейсер временно
передавался в распоряжение англо-американских сил в Леванте,
а в 1916 — 1918 годах базировался в Бриндизи, выполняя задания
по охране перевозок в Албанию и поддержки операций у албанского
побережья.
После завершения мировой войны “Феруччо”
с 1919 по 1923 год выполнял колониально-полицейские функции
у берегов Киренаики. В 1924-м был переведен в учебные суда
военно-морской академии. Его карьера закончилась в 1929
году, когда “Феруччо” был разоружен, хотя из списков его
исключили только 13 января 1930-го.
|