М.Э. Морозов, Е.А. Грановский
Гуадалканал!
[на главную страницу][в раздел "библиотека"]

Третье наступление японской армии

Успех у мыса Эсперанс никак не отразился на общей расстановке сил. Японцы продолжали удерживать инициативу, а американцы не думали ни о чем, кроме обороны. 11 октября Объединенный флот уже в которыи раз покинул Трук и направился к Соломоновым островам. На этот раз состав японских сил еще более возрос, причем следует отметить, что теперь 2-й флот уже обладал собственной дивизией авианосцев. В ее состав вошли новейшие легкие авианосцы "Хийо" и "Дзуньё". Днем 13 октября корабли Кондо и Нагумо достигли района восточнее Гуадалканала и в тот же день обнаружили соединение Маррея.

В предстоящей комбинированной наступательной операции японской армии и флота особое внимание уделялось надежному подавлению американской авиации на Гуадалканале. По ее плану для обстрела аэродрома и артиллерийской поддержки десанта от Объединенного флота выделялись следующие силы: в ночь на 14 октября — 3-я дивизия линкоров (линейные корабли "Харуна" и "Конго"), на 15 октября — крейсера 8-го флота "Тёкай" и "Кинугаса", на 16 октября — 5-я дивизия крейсеров ("Майя "и "Миоко"). 2-й и 3-й флоты имели задачу препятствовать доставке подкрепления противнику, обнаруживать и уничтожать его корабли. 11-й воздушный флот обеспечивал с воздуха переход конвоя и вел борьбу с авиацией противника. Одновременно у островов Санта-Крус была развернута новая группа подводных лодок - "линия "В" (шесть океанских подводных лодки). "Линия "А" продолжала патрулировать район прилегающий, к Гуадалканалу, до конца месяца.

13 октября шесть быстроходных транспортов под прикрытием 4-й эскадры эсминцев вышли с якорной стоянки у Шортленда и начали движение на юг севернее острова Санта-Исабель. 3-я дивизия линкоров под командованием печально прославившегося впоследствии у острова Самар контр-адмирала Курита 14 октября в 01:00 подошла к Гуадалканалу, вошла в залив Лунга и за 70 минут выпустила по аэродромам 918 снарядов из 356-мм орудий, в т.ч. 300 с взрывчатым веществом особой мощности. На обратном пути японское соединение подверглось безрезультатной атаке торпедных катеров. Еще 12-го числа, отчаявшись прервать казалось бы безостановочный поток "токийских экспрессов", Гормли приказал прибуксировать в Тулаги четыре "РТ-бота".

14 октября Объединенный флот продвинулся южнее и достиг острова Ндени (архипелаг Санта-Крус). Этим вечером обстрел произвели крейсера "Тёкай" и "Кинугаса ". Ими было выпущено 752 снаряда главного калибра. Вкупе с двумя дневными налетами эта бомбардировка превратила взлетную полосу Хендерсон-Филд в лунную поверхность. Караван транспортов тем временем завершил переход, в 22 часа вошел на якорную стоянку в заливе Кукумбона и встал под разгрузку. На берег сошли 4500 солдат 16-го полка 2-й дивизии и 230-го полка прибывшей из Индонезии 38-й дивизии с боеприпасами и продовольствием. С рассветом транспорта начали отход на север, чтобы в следующую ночь вернуться в бухту и продолжить высадку. Еще одним событием ночи 14 октября явился обстрел острова Эспириту-Санто японской подводной лодкой "I 7".

Ударным самолетам с Хендерсон-Филд весьма скоро представилась возможность продемонстрировать противнику, что слухи об их смерти несколько преувеличены. Утром воздушная разведка обнаружила транспорта у мыса Тассафаронга. Над ними кружили истребители воздушного патруля. Удар нужно было нанести немедленно. Два SBD из состава звена, вырулившего на взлет первыми, попали своими шасси в снарядные воронки и разбились. В дальнейшем взлет осуществлялся более успешно. В конечном итоге, наскоро сколоченная американская ударная группа включала двенадцать "Даунтлесов", одну "Каталину" с торпедами и четыре "Аэрокобры" под прикрытием такого же числа "Уайлдкэтов". В завязавшемся ожесточенном воздушном бою погибло три SBD, два Р-39 и один F4F. Американцы доложили об уничтожении пяти А6М и F1M. При поддержке прилетевших из Эспириту-Санто В-17 японские транспорта "Адзумасан-Мару" (7623 брт), "Киюши-Мару" 1666 брт) и "Сасаго-Мару " (9257 брт) были подожжены и выбросились на берег. Остальным под прикрытием истребителей удалось отойти на северо-запад.

Легкий крейсер "Юра" (1927 г.)

С наступлением темноты в ночь на 16 октября крейсера 5-й дивизии "Майя " и "Миоко" выпустили по аэродрому еще полторы тысячи снарядов калибром 203-мм. Однако три оставшихся транспорта, которые предполагалось разгрузить этой ночью на мысе Тассафаронга, из-за плохой связи не получили необходимого сигнала и ушли в Шортленд. Таким образом, задача по доставке снабжения, выполнение которой обеспечивалось всеми силами Объединенного флота, так до конца и не была выполнена.

Однако японцы не остались в долгу. Они также принимали все меры к изоляции американского гарнизона на Гуадалканале. Непосредственно эта задача была поставлена 2-й дивизии авианосцев, контр-адмирала Какута, для чего последняя 14 октября выдвинулась в район северной оконечности острова Малаита.

Хотя американское командование знало о нахождении в море крупных сил флота противника, тяжелое положение с авиационным горючим вынудило отправить на Гуадалканал новый конвой. Он убыл 13 октября из Эспириту-Санто в составе войсковых транспортов "Беллатрикс", "Элчиба", плавбазы торпедных катеров "Джеймстаун" и океанского буксира "Вирео". Помимо того, что все суда были доверху заполнены бензином, каждое из них вело на буксире лихтер, наполненный, кроме горючего, пятью сотнями 500-фунтовых авиабомб. Конвой охранялся эсминцами "Мередит" и "Николас". Утром 15 числа, когда корабли достигли острова Санта-Кристобаль, командир отряда получил оповещение о нахождении неподалеку крупных сил противника, включавших авианосцы. Вскоре непосредственно над кораблями появился вражеский самолет-разведчик. Большая часть конвоя повернула назад, но "Мередит" и "Вирео" продолжили следовать прежним курсом. В 12:15 их атаковало 27 самолетов с авианосцев "Хийо" и "Дзуньё". В ожесточенном бою японские пикировщики потопили оба корабля, но и сами потеряли три экипажа из своего состава. Спустя три дня американские эсминцы спасли 88 человек из команд утонувших судов. Остальные 236 человек погибли, причем большинство было съедено акулами при попытке добраться до спасательных плавсредств. Остальным судам конвоя удалось вернуться в Эспириту-Санто.

Новая попытка завезти на остров горючее прошла не намного успешней. 16 октября плавбаза гидроавиации "Макфарленд" доставила в устье Лунга 180 тонн бензина и боеприпасы для зенитной артиллерии. Разгрузка почти завершилась, когда корабль внезапно атаковала эскадрилья из девяти палубных "Вэлов" 2-й дивизии. Одна из первых же бомб угодила в корму плавбазы и вызвала сильный пожар. Другая уничтожила баржу, на которую только что перекачали 76,5 тысяч литров авиационного горючего. Остатки грузов спас случай. Атакующие самолеты заметил командир VMF-212 подполковник Бауэр, который со своей эскадрильей совершал дальний перелет на Хендерсон-Филд из Эспириту-Санто. Несмотря на то, что запасы топлива у его "Уайлдкэта" подходили к концу, Бауэр отделился от группы и сбил четыре японских самолета. Остальные пять сбили зенитчики. В конечном итоге, "Макфарленд" удалось спасти, но дальнейшие попытки доставить горючее надводными кораблями были на некоторое время прекращены.

Следующая попытка авианосцев адмирала Какуты вмешаться в ход боевых действий у острова стала последней. 17 октября 18 D3A под прикрытием такого же числа А6М пытались атаковать американские эсминцы "Арон Уорд" и "Ларднер", ведших обстрел сосредоточения японских войск в заливе Кукумбона. Вступившие с ними в бой восемь "Уайлдкэтов" VMF-121 сбили восемь D3A из состава авиагруппы "Дзуньё". Ас-истребитель с "Хийо" младший лейтенант Канаме Харада (9 воздушных побед) был тяжело ранен, но сумел дотянуть поврежденный самолет до авианосца. Японцы сбили один F4F.

К тяжелым потерям в самолетах у японцев добавилась новая неприятность. 22 числа авианосные силы Объединенного флота сократились из-за аварии силовой установки на "Хийо". Корабль пришлось отправить в Трук под эскортом двух эсминцев. Его авиагруппа частично перелетела на аэродром Рабаула, а частично пополнила потрепанную группу "Дзуньё".

Командующий 17-й армией был неудовлетворен результатами действий ВМФ. Ни задача по доставке снабжения, ни вывод из строя американских аэродромов, ни авиационная поддержка не оправдали возлагавшихся надежд. Но, имея в своем распоряжении около 11.000 человек и помня, что всякая отсрочка наступления дает противнику лишнюю возможность укрепиться, он 15 октября отдал 2-й дивизии приказ наступать. На этот раз замысел наступления заключался в одновременной атаке американских позиций с двух направлений: группой генерал-майора Тадаси Сумиёси из района мыса Тассафаронга вдоль побережья и группами генералов Юмио Насу и Кавагути с юга через "Кровавый кряж". В полдень 16 октября правый фланг начал движение через джунгли к верховью реки Лунга. Марш проходил в чрезвычайно трудных условиях. Экваториальный дождь превратил джунгли в сплошное болото. Японские солдаты все несли на себе. Горные орудия по дороге пришлось оставить. К исходу дня 19 октября река, наконец, была достигнута. Здесь, вопреки предположениям, оказалось, что ее правый берег чрезвычайно крут, и это еще более задержало продвижение. В связи с вышеуказанными обстоятельствами, Хякутакэ перенес день начала штурма американских позиций на 22 октября.

В ночь на 17 октября Объединенный флот на 13 эсминцах наконец-то завершил переброску оставшихся частей и военных материалов на Гуадалканал. На этом, собственно, и кончилось сосредоточение сил 2-й дивизии, для чего было совершено в общей сложности (включая одновременные перевозки предметов снабжения для отряда Кавагути) 6 выходов транспортов, 11 — крейсеров и 121 — кораблями класса эсминец и ниже. Выполнив поставленную задачу, главные силы Кондо и Нагумо отошли в район севернее экватора для пополнения запасов топлива.

Американское командование впервые оказалось перед лицом таких широких приготовлений противника. По оценке Вандегрифта, противник обладал на острове 20000 свежих солдат, в то время как его собственные войска, находившиеся на Гуадалканале, с августа насчитывали 23.000, причем часть из них болела малярией. После войны японцы утверждали, что в этом районе высадились части в количестве всего около 11.000 человек, но американские оценки всегда отличались излишней "осторожностью". Недостаточная уверенность в себе вновь породила споры: Тэрнер считал неправильными действия Вандегрифта и утверждал, что американские войска должны вести наступление на Гуадалканал одновременно с нескольких направлений. Вандегрифт, со своей стороны, не двигался со своих позиций и постоянно жаловался на то, что не имеет необходимой поддержки флота. Гормли, с самого начала сомневавшийся в успехе всей операции, теперь вообще перестал решать спорные вопросы и уже не мог вселять уверенность в своих подчиненных. 18 октября адмирал Нимиц освободил его от должности командующего в южной части Тихого океана и назначил сюда более агрессивно настроенного вице-адмирала Уильяма Хэлси. В начале войны Хэлси официально командовал крейсерскими силами Тихоокеанского флота, но больше прославился руководством группы авианосца "Энтерпрайз" и осуществлением рейда на Токио. Одновременно на должность командующего надводными силами, вакантную после "ухода" Флетчера, был назначен контр-адмирал Кинкейд.

Информация о тяжелом положении союзников в южной части Тихого океана достигли Вашингтона. Рузвельт лично пообещал Хэлси значительно усилить американские силы в этом районе. Конкретно к переброске в район Гуадалканала предназначались новый линкор "Индиана ", 24 подводные лодки, четыре эскадрильи истребителей, а так же значительное число бомбардировщиков В-17 и 25-я пехотная дивизия армии США из Оаху.

Сразу после своего прибытия Хэлси собрал совещание и решил споры в пользу Вандегрифта. Он прямо спросил генерала: "Вы хотите эвакуировать остров или удерживать его?" - "Я, конечно, хотел бы удержать остров, - ответил Вандегрифт, - но мне потребуется более активная поддержка флота, чем до сих пор". Хэлси обещал сделать все возможное, чтобы помочь морской пехоте. В подтверждение своих слов он направил в район Гуадалканала оперативное соединение адмирала Ли во главе с линейным кораблем "Вашингтон", поставив ему задачу остановить "токийский экспресс" и воспрепятствовать обстрелу острова японскими кораблями.

До второй недели октября авианосец "Энтерпрайз" находился в Пирл-Харборе, устраняя повреждения, полученные в бою у Восточных Соломоновых островов. Для ускорения ремонта и введения его в строи принимались все возможные меры. Это был буквально бег наперегонки со временем, и, в результате, 16 октября "Энтерпрайз" под флагом контр-адмирала Кинкейда в составе вновь созданной оперативной группы, куда входил также быстроходный линкор "Саут Дакота", вышел в море, полностью готовый к участию в боях. 24 октября соединения "Хорнета" (TF 17, контр-адмирал Маррсй) и "Энтерпрайза" (TF 16) соединились в 270 милях восточнее Эспириту-Санто.

Японский танк "Чи-Ха", брошенный в джунглях при отступлении

Из других находившихся в районе Гуадалканала американских сил отряд адмирала Скотта — два крейсера и эсминец — еще не устранил повреждений, полученных в бою 11 октября, и был небоеспособен (позднее присоединился к силам Ли). Оперативное соединение TF 64 контр-адмирала Ли продолжало маневрировать южнее острова Реннел. 20 октября его обнаружила японская подводная лодка "I 176" (капитан 2 ранга Танабе). Ночью она атаковала один из крупных кораблей и донесла о потоплении линкора типа "Техас". Но ее командир ошибался. На самом деле лодка повредила тяжелый крейсер "Честер" , который пришлось отослать на ремонт в США. 21, 23 и 24 октября японские самолеты-разведчики неоднократно обнаруживали TF 64, но после обнаружения 21-го числа оперативной группы "Хорнета" американские авианосцы выпали из поля зрения вражеской разведки.

Все это время Объединенный флот продолжал оставаться в море, ожидая сообщения о захвате аэродрома Хендерсон-Филд. После малоудачных действий 2-й дивизии авианосцев японские корабли перестали вмешиваться в ход боевых действий на острове, приберегая силы для решающих схваток. Лишь "I 7" 23 октября вновь обстреляла Эспириту-Санто. На следующий день 2-й и 3-й флоты в очередной раз отошли от Соломоновых островов для пополнения запасов топлива.

Тем врем&нем на суше развернулись упорные бои. В соответствии с приказом, 2-я японская дивизия утром 21 октября возобновила свое продвижение к позициям противника. В 21 октября американские эсминцы "Арон Уорд" и "Ларднер" обстреляли районы сосредоточения японских войск и уничтожили часть созданных с таким трудом запасов снабжения. Ввиду вышеуказанных трудностей, но решению командующего армией атака войск правого фланга была отложена вначале до 23 октября, а затем до 17:00 24 октября. Действовать ночью в раскисших от дождя джунглях было совершенно невозможно. Тем временем утром 22 октября части левого флангов, дождавшись прекращения дождя, при поддержке тяжелой артиллерии и девяти танков атаковали позиции противника на реке Матаникау. Результаты атаки оказались более чем скромными. Новая попытка войск генерала Сумиёси прорвать оборону противника в ночь на 23-е закончилась полным провалом. 5-й полк морской пехоты США отразил эту и еще три последующих атаки противника. За два дня боев на берегах Матаникау японцы потеряли более 2000 солдат убитыми и 12 танков.

Расчетный день, когда флаг с восходящим солнцем должен был водрузиться над Хендерсон-Филд, был отложен сначала на 24-е, а затем после еще одной серии неудачных попыток прорвать оборону, - на 25 октября. Узнав об этом, Ямамото, непосредственно следивший за ходом операции, предупредил армейское командование, что, если атака не закончится успехом немедленно, ему придется окончательно увести флот на базу.

После получения этого сообщения была произведена еще одна гибельная попытка прорвать американскую линию обороны. Днем 24 октября главные силы 2-й дивизии наконец-то достигли американских позиций у "Кровавого кряжа". К их удивлению они обнаружили здесь сильно укрепленную линию обороны, перед которой даже джунгли были вырублены на расстояние 400 метров. Той же ночью японское наступление достигло своего апогея. Четыре раза войска атаковали позиции американцев и каждый раз отступали с большими потерями. В ходе этих попыток были убиты генерал-майор Насу и оба командира полков. Наступая на кряж Лунга, японцы уже было прорвали оборону и дошли до южного края аэродрома, но были отброшены отчаянной контратакой. Однако даже этот кратковременный успех побудил армейское командование послать сообщение флоту, что аэродром захвачен1.

25 октября в 01:26 это сообщение достигло 8-го флота, в связи с чем 4-я эскадра эсминцев вышла в море с расчетом ворваться в залив Лунга утром 25 октября и поддержать огнем уничтожение остатков американских войск. Вопреки ожиданиям, еще при подходе японские корабли внезапно подверглись налету "Даунтлесов". Дождь, мешавший американской авиации использовать аэродром Хендерсон, утром прекратился. Раскисший за ночь грунт подсох, и в воздух была поднята ударная группа из пяти SBD, ведомая лейтенант-коммандером Джоном Элриджем. Пикировщики атаковали флагман японской эскадры — легкий крейсер "Юра". Элридж добился попадания 1000-фнт бомбы в его палубу. Кроме того. корабль был поврежден двумя близкими разрывами. Затем атаковали "Аэрокобры". Их пилоты доложили о попаданиях нескольких легких бомб в крейсер и повреждении одного эскадренного миноносца противника. Атаки самолетов "Ударных сил "Кактуса" продолжались с 12:00 до 17:00. За ними последовали четыре В-17. В результате, крейсер "Юра" получил настолько тяжелые повреждения, что командир эскадры контр-адмирал Такама был вынужден отдать приказ эсминцам "Харусаме " и "Юдати" затопить его.

Больших успехов достигла штурмовая группа, состоявшая из эсминцев "Акацуки", "Икадзути" и "Сирацую". По замыслу, она должна была ликвидировать остатки американского военно-морского присутствия в проливе Железное дно. Ворвавшись в залив Лунга, японские корабли с яростью набросились на ничего не ожидавшего противника. Быстроходным тральщикам "Тревер" и "Зейн" удалось сбежать, но буксир "Семинол" и портовое судно "YP-284" быстро пошли на дно. С японской стороны пострадал лишь эсминец "Акацуки", легко поврежденный береговой артиллерией. Свидетелем этого разгрома оказалась американская подводная лодка "Эмберджек".

Еще 20 октября "Эмберджек" была отправлена из Эспириту-Санто с грузом 25 тонн авиационного бензина и 200 100-фунтовых авиабомб. Положение с горючим на Гуадалканале вновь стало критическим. Став невольным свидетелем боя "Эмберджек" не могла в него вмешаться — имея 30-узловой ход, японские эсминцы пришли и ушли раньше, чем субмарина смогла сделать что-либо для сближения. Не решившись встать под разгрузку в устье Лунга, на следующий день подводная лодка доставила свой груз в Тулаги.

Остальные американские лодки, действовавшие в обычном варианте, в октябре продолжали наращивать эффективность своих ударов. Тот же "Эмберджек" до своего транспортного похода успел пустить на дно у берегов Новой Ирландии вражеский пароход "Сенкай-Мару" (2095 брт). Действовавший западнее Рабаула "Скалпин" во второй неделе месяца сумел потопить два судна (6652 брт), а также торпедировать совершивший множество рейсов к Гуадалканалу "Ниссин". Эстафету у этой субмарины перенял "Гаджен", которому удалось 21 октября уничтожить в том же районе судно "Тёко-Мару" (6783 брт). 18 октября подводная лодка "Грэмпус" добилась попадания в крейсер "Юра", но торпеда не разорвалась, и крейсер остался в строю. Но, как говорится, от судьбы не уйдешь. Как мы знаем, его потопила авиация2.

Как уже говорилось, в ночь на 25 октября американская морская пехота не смогла предотвратить прорыв противником позиций, располагавшихся по гребню горного хребта Лунга. Последовавшей контратакой морской пехоты и армейских частей положение было восстановлено. Несмотря на огромные потери, наступление японских войск продолжалось и в светлое время этих суток. Командир 2-й дивизии генерал-лейтенант Мацуяма бросил резервные подразделения под командование полковника Ока на левый фланг, в обход американских позиций на Матаникау и предпринял новую атаку. Она также кончилась провалом. Пятая атака позиций на "Кровавом кряже", предпринятая утром 26 октября силами группы войск Кавагути, захлебнулась едва начавшись. Небольшое японское подразделение попыталось высадиться на мысе Коли, но безуспешно. Теперь уже ни штаб армии, ни дивизии не могли изыскать способы оживления военной обстановки.

26 октября Хякутакэ отдал 2-й дивизии приказ перейти к обороне на высотах в верховье реки Лунга. Он решил не начинать никаких новых попыток возобновить наступление до прибытия подкреплений. Таким образом, общее наступление 2-й дивизии, в котором отразились все усилия японской армии, окончилось полным провалом. Под занавес этих ожесточенных боев произошел бой авианосцев, получивший впоследствии название "сражение у Санта-Крус".

Истребитель P-39D "Аэркобра" ВВС армии США


1 По утверждению одного бывшего японского офицера, сделанному после войны, конкретной причиной ошибки стало донесение самолета-разведчика, увидевшего, якобы, над полем боя условленный сигнал из сочетания зеленой, белой и зеленой ракет.

2 По данным Ю. Ровера, кроме того, 20 октября подводная лодка "Гринлинг" нанесла повреждения авианосцу "Хийо ". Однако это сообщение представляется более чем сомнительным, т.к. в этот период "Хийо" действовал в составе главных сил Объединенного флота и, по сведениям других авторов, никаких повреждений, кроме аварии силовой установки 22 октября, не получал. С другой стороны, "Гринлинг" 18 октября потопил грузовое судно "Хаконесан-Мару" в точке с координатами 38-46 с.ш./142-03 в.д., т.е. примерно на расстоянии 3500 миль от района маневрирования Объединенного флота. Такое расстояние лодка не могла покрыть за два дня.

[на главную страницу]  [в раздел "библиотека"]


Яндекс цитирования ??????.???????
Сайт управляется системой uCoz