Артиллерийское вооружение
После достройки корабли несли
восемь 203-мм орудий Мк14 с длиной
ствола 55 калибров в четырех башнях
того же образца, что и на американских тяжелых (так называемых
«вашингтонских») крейсерах, двенадцать
зенитных 127-мм орудий Мк19 с длиной ствола 25 калибров (иногда В 1940 году на корабли временно установили по 5 зенитных 76-мм орудий с длиной ствола в 50 калибров (1 между трубой и надстройкой, 2 — в носу перед спонсонами 12,7-мм пулеметов, 2 — в корме между пулеметами и 127-мм зенитками), но они оказались неэффективными. Вскоре их заменили на счетверенные установки 28-мм автоматов, известные на флоте под названием «чикагские пианино». Тогда же решили снять и все 203-мм башни. Но только в начале 1942 года, когда возникла угроза высадки японцев на Гавайские острова, башни с «Саратоги» (в феврале во время ремонта в Бремертоне) и «Лексингтона» (в апреле в Перл-Харборе) сняли и установили на береговых батареях атолла Оаху для защиты главной базы флота. Вместо них «Лекс» получил четыре счетверенные установки 28-мм автоматов, а «Сара» - столько же закрытых спаренных новых универсальных 127-мм орудий Мк32 с длиной ствола 38 калибров. Еще 12 127-мм/25 клб орудий заменили на восемь одиночных установок Мк30. Тогда же планировалось заменить 5 28-мм автоматов на 5 счетверенных и 4 спаренных 40-мм «бофорса», но из-за отсутствия последних просто добавили еще четыре «пианино» — в индивидуальных спонсонах вдоль бортов (по другим данным «Сара» покинула верфь, имея 5х4 28-мм и 4х4 40-мм автоматов). В ходе войны оба корабля получили одноствольные 20-мм «эрликоны», которые располагались в галерее у основания дымовой трубы и в корме — на местах хранения шлюпок. На «Саратоге» во время второго ремонта в 1942 году все ненадежные и маломощные «чикагские пианино» заменили счетверенными «бофорсами», а число «эрликонов» довели до 52. После ремонта летом 1944 года авианосец получил дополнительные счетверенные Мк.2 и спаренные Мк.1 установки 40-мм автоматов, размещенных в новых спонсонах под свесом полетной палубы — это был абсолютный рекорд по числу таких стволов — 96 (на остальных кораблях мира было не больше 80). Число же «эрликонов» уменьшили до 16.
![]() «Лексингтон», 1942 г. Так выглядел авианосец перед своим последним боем 203-мм орудия обслуживались шестиметровым дальномером, установленным на крыше ходовой рубки. Еще два таких дальномера стояли во второй и третьей башнях. Установленные позднее батареи 127-мм/38 клб орудий имели систему управления артогнем типа Мк.37 с двумя башенками директоров (наверху надстройки и на площадке у задней кромки трубы), которые снабжались радарами Мк.4. Между второй башней и боевой рубкой имелся еще дальномер с базой 2,5 м.
Слева: четырехствольный 40-мм автомат "Бофорс"
Установки 28-мм, а затем и 40-мм автоматов имели систему управления огнем типа Мк.51 с директорами для каждой (мод.1 для 28-мм и мод.2 для 40-мм). Хотя к 1945 году у многих американских кораблей были радарные системы для управления огнем 40-мм автоматов, на «Саратоге» их не установили, посчитав, очевидно, для устаревшего корабля, ставшего, по сути, учебным, это необязательным. Надеялись, что будет достаточно просто большого числа стволов 40-мм автоматов. Такая экономия чуть было не стала для «Леди Сары» роковой.
![]() "Саратога" после перевооружения, январь 1943 г. В 1942 году оба авианосца получили поисковые радары типа СХАМ-1 с антенной на платформе, вынесенной вперед от верхней кромки трубы, а «Сара» — еще установку типа SC-1 для ближнего поиска воздушных целей с антенной на задней кромке трубы, и директоры Мк.37 с радарами FD на срезанной во время ремонта надстройке. После ремонта 1944 года радар SK (или SG-1) для надводного поиска с параболической антенной на фок-мачте заменил устаревший СХАМ-1. Перед операцией у о.Иводзима на передней кромке трубы установили радар типа SM на пьедестале, а наверху надстройки появилась необычная комбинация радара управления артогнем типа Мк.4/22 (обычно антенна Мк.22, называемая «апельсиновой коркой», использовалась вместе с более поздним радаром Мк.12). Кроме того, у «Сары» появились системы распознавания «свой-чужой» и наведения своих самолетов.
Характеристики артиллерийских орудий
|
|
|
|