Навигационные аварии на советских подводных лодках (1965—1995 гг.)


[на главную страницу][в раздел "библиотека"]

Навигационные аварии на советских подводных лодках (1965—1995 гг.)

Дата аварии Номер ПЛ
Характер аварии
Краткое описание происшествия
01.03.1975 пр.667А СФ
«641»
столкновение
Ракетный подводный крейсер стратегического назначения 3-й флотилии подводных лодок, при возвращении с боевой службы в Кольском заливе, столкнулся с дизельной подводной лодкой 4-й эскадры подводных лодок. Причиной столкновения явилось нарушение элементарных правил кораблевождения со стороны командиров подводных лодок. На атомной ПЛ был поврежден легкий корпус правого борта, на дизельной - полностью разрушена гидроакустическая станция. Восстановительный ремонт требовал докования кораблей и обошелся ТУСФ в несколько миллионов рублей.
11.04.1975 пр. 672 СФ
Касание грунта
При возвращении с боевой службы, после прохода Гибралтара, ПЛ получила указание на изменение маршрута перехода. С обстановкой на новом маршруте командир не ознакомился, а указаний никаких не получали, в результате ПЛ коснулась банки Гиттигсберга, всплыла, уточнили место, погрузились и пошли дальше. Повреждения - вмятина в легком корпусе.
18.04.1976 «К-116» пр. 667М ТОФ
т/х «Вольск»
Столкновение
При выходе из Авачинской бухты столкнулись ракетная подводная лодка «К-116» и теплоход «Вольск». Лидирующий подводную лодку тральщик имел неисправную локацию и с задачей охраны ПЛ не справился. Теплоход нарушил правила судоходства, зная, что рейд в Авачинской бухте закрыт, продолжал движение. ПЛ поздно обнаружила теплоход и принятые меры как той, так и другой стороны были запоздалыми. ПЛ вынуждена была вернуться в базу для устранения неисправности.
16.07.1976 «К-469» пр.671 ТОФ
пр.67 СФ
Касание грунта
Атомная подводная лодка «К- 469» выполняла поставленную задачу в Филиппинском море. Глубина в районе плавания достигала 4000 метров и на карте других глубин не отмечалось. В два часа ночи, при скрости ПЛ немногим больше 10 узлов, подводники ощутили сильный удар. Предполагалось, что это иностранная ПЛ, т.к. в этом районе ее искали. Позднее, исследования показали, что в этом районе находится банка, глубиной в 80 метров. Аналогичный удар имел место в Карибском море на ПЛ пр. 675 также из-за белых пятен на карте. Там ПЛ погнула торпедные аппараты, не только легкий корпус. Глубина банки была 120 метров.
28.02.1976 "К-22" пр.675М СФ
столкновение с американским фрегатом
Во время несения службы в районе острова Крит, при подвсплытии был обнаружен фрегат ВМС США. Командир решил потренироваться в учебных целях. В результате при маневрировании в очередной подвсплытии ударил снизу в днище левого борта на скорости 18 узлов. Удар был двойным, сначало носовой частью ПЛ, а затем ограждением рубки. С палубы фрегата за борт вылетело несколько человек, которых потом подобрали вертолеты. Удар был настолько сильным, что фрегат потерял ход и был отбуксирован на остров Крит, а затем на ремонтную базу. Лодка также получила серьезные повреждения. Досрочно вернулась своим ходом в базу. Командир был с должности снят и назначен заместителем НШ флотилии в Гремихе. Подводная лодка ушла в Белое море для восстановительного ремонта.
11.09.1976 «К-424» пр.667БДР СФ
Касание грунта
На Белом море, во время проведения государственных испытаний новейшего ракетоносца после постройки, на скорости 20 узлов и глубине 200 метров, подводная лодка коснулась грунта, повредив гидроакустику и легкий корпус. Причина - низкая организация службы на неотработанном экипаже. Управлял подводной лодкой в этот момент недопущенный к самостоятельному управлению корабля, командир второго экипажа.
17.02.1977 «К-462» пр.671 СФ
Столкновение
В полигоне боевой подготовки в районе севернее полуострова Рыбачий, атомная подводная лодка отрабатывала курсовые задачи. В этом же районе находилось на промысле несколько траулеров. Командир плавал «на глаз», часть навигационного оборудования было не встрою. Когда командир на пересекоме оставил за себя штурмана. Произошел сильный удар, были повреждены почти все выдвижные устройства. Оба перескопа разбиты.
21.08.1977 "Б-41" пр.641 В Средиземном море, выполняя задачи, дизельная подводная лодка «Б-41»(дизельные подводные лодки 4-й эскадры подводных лодок СФ в то время несли службу в Средиземном море целыми соединениями и имели свою плавучую судоремонтную базу), во время маневра в районе плавучей буровой вышки, ПЛ намотала на винт трос. Вынуждена была всплыть, трос сняли с помощью плавмастреской
13.04.1978 "К-308" пр.670А
«К-490» пр. 667БДР
СФ
Столкновение
Столкновение двух атомных подводных лодок ВМФ СССР в подводном положении в своем полигоне по счастливой случайности не привело к катастрофе. ПЛ «К-308» возвращается с боевой службы из Атлантики с невязкой в 12 миль и следует через полигон боевой подготовки (это лодки с крылатыми ракетами - 8 ед.), в котором отрабатывает задачи новейший ракетный подводный крейсер стратегического назначения водоизмещением в 10600 тонн. Ни на одной, ни на другой подводных лодках гидроакустическое наблюдение не ведется, скорость на каждой - 10 узлов. Представьте себе, две массы в 10600 т и 4980 т, на борту которых три атомных реактора, ракеты с ядерными боезарядами и более 250 человек, сталкиваются под водой со скоростью 36 км/час. Только Бог мог предотвратить страшную ядерную катастрофу у берегов Кольского залива и удар оказался скользящим.
28.06.1978 «К-42» пр.627А ТОФ
т/к «Силуэт»
Столкновение
Столкновение атомной ПЛ первого поколения «К-42» (бывшая ПЛ СФ) с танкером, произошло при полном разгильдяйстве на ПСП ПЛ и к счастью закончилось легкими повреждениями ГАС.
19.12.1978 "К-313" пр.667А
МПК-90 пр.204
СФ
Столкновение
Атомная ПЛ с крылатыми ракетами при выходе из губы Западная Лица столкнулась со сторожевым МПК из-за нарушения правил кораблевождения на ГПК подводной лодки. Корабли коснулись бортами, повреждения незначительны.
1979 "К-436" пр.667А
СКР-59 пр.50
ТОФ
Столкновение
После выполнения торпедных стрельб (учебных) в результате нарушения правил предупреждения столкновения судов и всякой здравой осмотрительностью со стороны СКР, начальников, находящихся на нем (руководителей стрельб) и командира ПЛ, лодка всплыла под СКР и подняла его вверх с креном до З00. Стрельба выполнена на отлично.
10.07.1980 "Б-88" пр.611
«Б-833» пр.641
ТОФ
Столкновение
Во время поиска выстреленной торпеды двумя подводными лодками и торпедоловом в нарушение правил предупреждения столкновения судов, при маневрировании столкнулись две дизельные подводные лодки Тихоокеанского флота «Б-88» и «Б-833». Повреждения требовали постановки лодок в док и замену на «Б-88» гидроаккустической станции
04.09.1980 «К-316» пр.705 СФ
Опасное маневрирование
Атомная подводная лодка «К-316», пр. 705 относилась, к так называемым, «полуавтоматам», особая энергетика - «ЖТМ», экипаж только из офицеров, автоматизированное управление, в составе СФ их было 7 единиц. ПЛ находилась на Белом море, в губе Сосновая. Погрузились, скорость увеличили до 25 узлов, эхолот перестал показывать. На навигационном комплексе «СОЖ» штурман забыл переключить режим в системе курсоуказания. Не имея реальных данных по глубине и курсу, ПЛ быстро набрала навязку 10,5 мили, тем более, что скорость увеличили до 30 узлов (собственные шумы ПЛ заглушали акустику). Появились шумы, напоминающие частые удары по корпусу. Командир застопорил ход и дал команду на всплытие. Через несколько минут ПЛ была на поверхности, а на дистанции 16 кабельтовых был берег. Частые удары по корпусу - камни, отрываемые со дна 30 узловой скоростью. Счастье было на сторона подводников.
12.03.1981 "Б-6" пр.641 СФ
Посадка на мель
Лодка возвращалась с полигона БП. Командир и штурман «варяги» (прикомандированы), по году не были в море. Видимость 150 метров, дождь. Старпом на допущен. Комбриг с другого соединения, в результате пересменок опомнились, когда увидели берег на носу. «Полный назад!» не помог и подводная лодка села на камни, в районе мыса Сетьнаволок Кольского залива. Разбит нос.
20.03.1981 «К-43» пр.670А
«К-184» пр.675
ТОФ
Столкновение.
«К-184» должна была проводить глубоководное погружение, а «К-43» обеспечивать это важное мероприятие. План проведения глубоководного погружения составлялся на борту «К-184», без командира соединения. Этот план был.передан на «К-43» по УКВ в точке встречи подводных лодок с ошибкой по долготе. График погружения не выдерживался, и они потеряли контакт. Но это не тревожило корабль обеспечитель, т.е. «К-43». Более того, командир даже оставил мостик, и ушел в УП. ПЛ «К-184» самостоятально провела глубоководное погружение и всплыла. Здесь они встретились, попытки погасить инерцию не помогли, и подводные лодки столкнулись. Поврежден легкий корпус.
21.04.1981 "К-500" пр.667БДР. Касание подводного гидролокационного отражателя В Японском море на глубине 45 метров атомный подводный крейсер совершал плавание. Пользовались не той картой, которой надо в данной ситуации. В 7 часов 55 минут на скорости 5,5 узлов, ПЛ правым бортом коснулась гидролокационного подводного отражателя. Повреждения не существенны.
23.05.1981 «К-211» пр.667БДР
Столкновение с иностранной ПЛ
Ракетоносец «К-211»шел в базу из полигона БП курсом зюйд. Было проверено сложение, замечаний не обнаружено. В 19.51 неожиданно ощутили три последовательных толчка, продолжительностью по 10 секунд. Командир начал всплывать на перископную глубину, но получил доклад от гидроаккустика о шумах винтов по корме левого борта. Аккустик классифицировал цель, как ПЛ. Но уже через 2 минуты контакт был потерян, ПЛ всплыла. Ни визуально, ни на экране приборов цели не было. Осмотр в базе подтвердил наличие на резиновом покрытии легкого корпуса царапин.
05.09.1981 «Б-413» пр.641 СФ
Касание затонувшего судна
В результате невязки в 1,5 мили и неисправности эхолота, ПЛ задела неизвестный предмет под водой и аварийно всплыла. В этом районе было затонувшее судно. Повреждена ГАС
10.09.1981 «К-45» пр.659Т ТОФ
Столкновение с траулером
На мостике атомной ПЛ «К-45» командир. При заходе в район скопления рыболовецких судов мер предосторожности не принято. Готовность команды не повышалась. БИП не разворачивался, в результате команда "Реверс обоим ГТЗА!" запоздала. ПЛ пропорола маленький траулер носом, нашли пробоину размером 3,5м х 6м. Траулер мгновенно затонул, команда погибла.
21.10.1981 «К-325» пр.670 СФ
Касание грунта
В Средиземном море с неисправной системой «Лира». Другие способы определения командир не использовал по условиям скрытности. Штурман записал в журнал только минимальные невязки. В 8.50 ПЛ получила резкий дифферент на корму и крен на правый борт. 15 минут лодка пахала дно Средиземного моря со скоростью 8-10 узлов, пока не всплыла. Невязка составила 30,2 мили.
27.10.1981 «С-363» пр.631 БФ
Посадка на мель
Известный международный скандал при посадке на мель на Шведский берег дизельной ПЛ «С-363». Кратко скажу так, все, что можно нарушить в элементарных правилах судовождения, всеми должностными лицами, находящимися на борту (начальник штаба бригады ПЛ, командир ПЛ, штурман), было нарушено. Приборы штурманской БЧ-1 были неисправны. Но лодка в плохую видимость, вслепую прошла по секретному фарватеру в iведских территориальных водах (ширина фарватера 12 м), никем не замеченная села на камни у о.Турумшер. В светлое время лодку обнаружил рыбак перед входом в шведскую Военно-морскую базу - Карлскрона. Шведы сняли ее с мели и со скандалом отпустили домой.
31.10.1983 Пр.671РТМ ТОФ Во время несения БС в районе Бермудских островов, наша ПЛ вела слежение за американскими кораблями на больших скоростях, на глубине 50 метров. При маневрировании вблизи американского фрегата «Макклой», командир не учел наличие буксируемой гидроакустической антенны. На одном из галсов лодка своим мощным хвостовым оперением зацепила трос буксируемой антенны и намотала его на единственный винт (на пр.671РТМ - одна линия вала). ПЛ потеряла ход, но не всплывала до ухода американских кораблей. На следующий день «Арион» (патрульный самолет США) обнаружил ПЛ на поверхности без хода. Очистить винт своими силами не удалось, на шестые сутки (5 ноября 1983 г.), к празднику Великого Октября, советский спасатель взял ПЛ на буксир в 282 милях от Бермудских островов, и отвел в базу.
27.12.1983 «К-245» пр.667АУ СФ
Посадка на мель
В Мотовском заливе, в простых условиях и при хорошей видимости, исправной системе навигации всего корабля, при нарушении штурманом существующих правил, беспечности командира корабля и начальника штаба дивизии, новейший модернизированный ракетоносец въехал на мыс Пикшуев Мотовского залива и плотно сел на мель носовой частью корпуса, повредив гидроакустику и обшивку легкого корпуса.

[на главную страницу]  [в раздел "библиотека"]


Где можно купить двигатель для автожира? Мне еще ротор нужен из композита, кто знает?
Сайт управляется системой uCoz