В связи с дальнейшим ростом морских сил вероятных противников
России в начале 1914 г. потребовалось не только пересмотреть
планы войны, по и принять срочные меры для значительного
усиления флота на Черном море. Командование Черноморского
флота не исключало, что более сильный турецкий флот для
обеспечения действий своих сухопутных сил предпримет попытку
предварительно уничтожить или надежно заблокировать русский
флот в Севастополе. 17 марта 1914 г. МГШ представил в
Государственную думу доклад «Об отпуске средств
на спешное усиление Черноморского флота в период 1914—1917
гг.» 1 .
В докладе приводился анализ военно-политической обстановки,
сложившейся на Черноморском театре к началу первой Мировой
войны, обосновывалась необходимость удержания господства
на море и дополнительного строительства кораблей. Для
этого, по мнению МГШ, требовалось строительство еще одного
линкора, двух крейсеров, а также значительное увеличение
числа эскадренных миноносцев. «Для успешности минных
(торпедных) атак, — говорилось в докладе, — необходимо
иметь
1
Там же, ф. 401, оп. 1, д. 332, л. 53-69.
Стр. 115
несколько групп эскадренных миноносцев, причем каждая
группа должна состоять из определенного числа кораблей»
2
Исходя из этих соображений предлагалось незамедлительно
начать одновременную постройку восьми эскадренных миноносцев.
Это и положило начало строительству третьей (или первой
Ушаковской 3 )
серии эскадренных миноносцев типа «Новик»
для Черного моря.
К докладу прилагалась «Краткая пояснительная записка
о типах судов, подлежащих постройке». За основу
нового проекта эскадренного миноносца для Черного моря
было решено взять лучший из проектов эсминцев, уже строившихся
для Балтийского моря, с внесением в него ряда необходимых
улучшении и изменении, вытекающих из опыта плавания «Новика».
В записке говорилось, что опыт использования эскадренного
миноносца «Новик» дал богатый материал «для
выяснения вопроса о плавании больших миноносцев со значительным
ходом в открытом море в свежую погоду».
Прежде всего необходимо было улучшить мореходные качества
новых кораблей и повысить прочность корпуса, что в свою
очередь, требовало увеличения осадки и водоизмещения.
Поскольку главным требованием оставалась высокая скорость,
то для ее сохранения необходимо было увеличить мощность
механизмов. При водоизмещении 1570 т и скорости 35 уз
основные размерения предполагалось сохранить такими же,
как у эскадренного миноносца типа «Изяслав»,
увеличив осадку до 3,5 м.
На эсминце нового проекта первоначально предусматривались
три 102-миллиметровых орудия, одна 47-миллиметровая и
две 40-миллиметровые пушки, два пулемета и четыре тройных
торпедных аппарата. Еще одно 102-миллиметровое орудие
бьпо добавлено в процессе строительства и размещено на
кормовом мостике подобно тому, как это было сделано на
эскадренных миноносцах типа «Беспокойный».
Разработка проекта нового эсминца для Черного моря была
поручена Николаевскому заводу и двум заграничным заво
дам — «Ярроу» и «Торникрофт» в
Англии 4 .
Иностранные проекты были рассмотрены в сентябре 1914 г.
в МГШ и ГУК признаны неприемлемыми.
Николаевский завод, оставшись без конкурентов не стал
утруждать себя разработкой нового проекта и представил
в Морское министерство несколько измененный проект эскадренного
миноносца «Беспокойный» с учетом требований
по новому
2
ЦГА ВМФ, ф- 401, оп. 1, д. 332. л. 126.
3 Все корабли этой серии
названы в честь побед русского флота 1790 и 1799 гг. под
руководством адмирала Ф. Ф. Ушакова, поэтому она получила
название "Ушаковской", а дивизион, сформированный
из этих кораблей - "Памяти адмирала Ф. Ф. Ушакова"
4 ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 332,
л. 126.
Стр. 116
Достройка эскадренного миноносца «Калиакрия»
на Николаевском заводе.
составу вооружения и увеличению количества офицеров
до 10, а команды до 130 человек. К 1 августа 1914 г. разработка
всех чертежей закончилась, и они были отправлены в ГУК
для утверждения
5 . Срок сдачи первых четырех кораблей
намечался на март, а остальных — на сентябрь 1916 г.
Северные заводы в распределении заказов на эту серию
не участвовали, так как были полностью загружены строительством
кораблей для Балтийского моря. Однако война нарушила принятый
порядок проектирования эсминцев. Они были заказаны обществу
«Наваль—Руссуд».
Первые четыре корабля: «Керчь», «Фидониси»,
«Гаджибей» и «Калиакрия» —были
заложены в начале 1915 г. на двух стапелях завода «Наваль»,
где строились первые эсминцы, и двух стапелях, которые
ранее арендовал Невский завод для строительства эсминцев
«Поспешный» и «Громкий». Состав
вооружения этих эсминцев также изменялся в процессе проектирования
и строительства. В докладе морскому министру от 9 марта
1915г. МГШ предложил вооружать черноморские эсминцы пятью
тройными торпедными аппаратами с сохранением трех 102-миллиметровых
орудий 6 .
Впоследствии пятый аппарат был заменен четвертой 102-миллиметровой
пушкой.
Темпы строительства этой серии эскадренных миноносцев
были гораздо ниже, чем предыдущей. Дело в том, что на
5 -
ЦГА ВМФ ф. 401 оп. 1, д. 332, л. 97-98
6 Там же, ф 479 оп. 1, д. 253,
л. 173-177.
Стр. 117
предприятиях только что созданного треста «Наваль—Руссуд»
строились одновременно четыре линейных корабля, находившихся
в разных стадиях готовности: «Императрица Мария»,
«Император Александр III», «Императрица
Екатерина II», «Император Николай I»
и легкие крейсера «Адмирал Нахимов», «Адмирал
Лазарев», «Адмирал Истомин», «Адмирал
Корнилов».
В 1915 г. Санкт-Петербургский международный коммерческий
банк, финансировавший заводы «Наваль» и «Руссуд»,
с согласия царя (жена Николая II Александра Федоровна
была крупным акционером «Руссуда») объединил
управление ими, создав тем самым крупнейшую в стране монополистическую
организацию судостроительной промышленности юга России
— трест «Наваль—Руссуд». Полное слияние предприятий
произошло в 1916 г. Именно к этому времени относится начало
специализации производства — «Наваль» стал
строить только судовые механизмы, а «Руссуд»
выполнял все корпусные работы.
Нельзя обойти молчанием историю создания крупнейшего
судостроительного предприятия юга России — завода «Руссуд»
— «Русское судостроительное общество» (ныне
завод им. 61 коммунара), который был включен в трест.
Получив в бесплатную аренду на 25 лет Николаевское Адмиралтейство
и крупный аванс от Морского министерства, администрация
завода «Руссуд» срочно приступила к коренной
реконструкции верфи. Ей удалось в короткое время создать
современное предприятие, пригодное для постройки кораблей
любого водоизмещения.
За внешней стороной принятого решения о сдаче в аренду
Николаевского Адмиралтейства «Руссуду» скрывались
более глубокие причины; идея создания «Руссуда»
возникла в 1911 г. сразу же после утверждения программы
строительства Черноморского флота, когда Санкт-Петербургский
международный коммерческий банк решил заняться судостроением.
Многие видные деятели Морского министерства и члены царской
фамилии стали акционерами нового общества. Поэтому банк
не ограничился арендой Николаевского Адмиралтейства и
начал широко использовать инженерно-технические кадры
с казенных заводов. Так, не имея еще ни собственных инженерно-технических
кадров, ни производственной базы, «Руссуду»
удалось получить заказ на строительство двух линейных
кораблей («Императрица Мария» и «Император
Александр III»), а заводу «Наваль»,
обладавшему мощной производственной базой, пришлось довольствоваться
заказом только на один линейный корабль («Императрица
Екатерина II»).
Спуск первых четырех эсминцев состоялся на заводе «Наваль—Руссуд»
в мае («Керчь», «Фидониси») и
в августе («Гаджибей» и «Калиакрия»)
1916 г. На освободившихся стапелях были сразу же заложены
следующие четыре корабля — «Занте», «Цериго»,
«Корфу» и «Левкас». Первые четыре
корабля вступили в строй в 1917 г., в том же году со стапелей
сошли эсминцы «Цериго» и «Занте».
Эскадренный миноносец «Цериго» был достроен
и вошел в строй в 1919 г.
Гражданская война и интервенция не позволили достроить
эсминец «Занте», а «Корфу» и «Левкас»
так и остались стоять на стапелях, В советское время эти
три эсминца были достроены и вошли в состав флота в 1927—1928
гг. В эти же годы были достроены два эсминца «Капитан
Белли» и «Капитан Керн».
Стр. 118
В ходе войны была предпринята попытка построить еще
12 кораблей так называемой второй Ушаковской серии
7 . 19 октября 1914 г. контр-адмиралу
А. А. Данилевскому была направлена телеграмма из ГУКа:
«Для решения вопроса о постройке следующих миноносцев
для Черного моря прошу в недельный срок прислать ваши
соображения относительно миноносцев «Наваля»:
отзыв о них, замечания и желательные улучшения»
8 .
Постановлением Адмиралтейств-совета от 5 ноября 1915 г.,
согласованным с командующим Черноморским флотом, на эсминцах
второй Ушаковской серии предусматривалась установка четырех
102-миллиметровых орудий, одной 3-дюймовой противоаэропланной
пушки и четырех тройных торпедных аппаратов 9 .
Контракт на постройку 12 эсминцев для Черного моря был
заключен с трестом «Наваль—Руссуд» в 1916
г. 10
Временное правительство, рассматривая вопрос о строительстве
этих кораблей, 14 октября 1917г. постановило достроить
четыре эсминца, четыре корабля законсервировать и четыре
ликвидировать вообще 11 .
Но ни один из оставшихся кораблей построить не удалось.
Таким образом, в течение 1913—1917гг. на Балтийском
море вступило в строй 17 (включая «Новик»)
и на Черном море 14 эсминцев-«новиков». Если
бы были построены все корабли (линкоры, крейсера и эсминцы),
предусмотренные программами 1908—1912 гг. и 1912—1916гг.,
то русский флот представлял бы собою значительную силу,
пригодную не только к оборонительным, но и к наступательным
действиям на море. Однако, как и все предыдущие русские
судостроительные программы, эти программы тоже оказались
незаконченными. В частности, на Балтике остались недостроенными
20 эсминцев, на Черном море 3 эсминца, не считая 12 эсминцев
второй Ушаковской серии. После гражданской войны часть
недостроенных кораблей была разобрана и использована для
достройки других кораблей или продана на слом.
Такова история проектирования и постройки турбинных
эсминцев русского флота, которые разрабатывались по единым
техническим условиям, утвержденным Морским министерством.
Эти условия лишь видоизменялись в зависимости от предполагаемого
театра военных действий. У эскадренных миноносцев постройки
1914—1917 гг.—одна основа — проект Путиловского завода,
занявший первое место на конкурсе и одобренный Морским
7
Получила такое название лишь потому, что эсминцы должны
были строить фактически по тому же проекту, что и эсминцы
первой Ушаковской Серии. Названия им не присваивали
8
ЦГА ВМФ, ф. 401, оп. 1, д. 332, л. 137.
9
Там же, ф. 479, on. J, д. 253. л. 236.
10
Там же, ф. 401, оп. 1, д. 756 и оп. 6,
д. 1303.
11
Там же, ф. 479, оп. 1, д. 253, л. 132,
134.
Стр. 119
министерством после его корректировки в МТК. И хотя
корабли строились различными заводами, следовательно обладали
определёнными особенностями, сходства между ними гораздо
больше чем отличий. Поэтому можно говорить о создании
в этот период серии однотипных эскадренных миноносцев
с уникальными тактико-техническими характеристиками. Серия
русских эсминцев типа "Новик" явилась самой
многочисленной серией кораблей одного типа когда-либо
строившихся для флота России. Немного подобных примеров
даёт нам и вся история военного кораблестроения первой
четверти ХХ века.