Скапа-Флоу - "собственная спальня" флота его
величества, хотя в этой,
"спальне" уже побывала германская лодка "U-47",
взорвав дремлющий на рейде
линкор "Королевский дуб". Впрочем, сейчас тут
спокойно... За сетями
минированных бонов, за извечным недосыпом брандвахты,
за частоколами свай,
заколоченных в грунт, отстаиваются корабли Home Fleeta.
Здесь живет, красит
борта, грузит торпеды, отсиживает сроки в карцерах, ремонтируется
и
колобродит "домашний флот" короля - флот метрополии,
флот открытого моря,
под килями которого дно в Скапа-Флоу выстлано на два фута
пустыми
консервными банками.
Иногда в гаванях режут слух горны. На палубах в четких
каре, белея
гетрами, строятся отряды морской пехоты. Равняясь побортно,
корабли поют
хвалу тем, кто водит их в океан. Там, в кабинетах мрачного
Уайтхолла, сидят
стратеги и политики, которых флот не знает. А этих он
знает по именам:
Товей... Фрейзерг. Хамильтон! Сухощавые люди без возраста,
с лицами цвета
кирпича, мундиры их мешковаты, манеры резкие,-эти адмиралы
водят конвои
далеко, вплоть до берегов СССР, где вода закипает в откатниках
студий, где
она смерзается иа броне палуб крейсеров в глыбы серого
пузырчатого льда.
А по воскресным дням в Скапа-Флоу от молов и пирсов идут
на берег,
отчаянно галдя, многотысячные толпы матросов. Трепещут
на ветру черные
траурные ленты, завязанные флотом Англии один раз и уже
навсегда - в день
гибели Нельсона. Кабаки и бары мгновенно рассасывают матросов,
и толпа
вчерашних докеров, клерков, слесарей, кондитеров и шахтеров
- эта толпа,
шагающая враскачку, быстро редеет. Теперь они до утра
будут шуметь здесь, в
своей "спальне", как дома.
Голые акробатки на эстрадах сгибаются в дугу, их животы,
перетянутые
ленточками, блестят от пота. Потертый конферансье отпускает
сальности в
микрофон столь серьезно, будто в церкви читает требник.
Потом из-за ширмы
выпорхнет певица с запудренным синяком под глазом:
Плыви, плыви, мой караван,
В далекий путь - за океан.-
Последний раз играет джаз,
Последний раз пою для вас...
Кстати, вся эта история с караванами началась недавно.
Двадцать второго июня 1941 года Англия издала вздох облегчения...
"Для многих англичан,- писал Ральф Паркер,- война
за одну ночь 22 июня
сразу отодвинулась кудато далеко. Бомбардировки английских
городов
прекратились. Возвращались эвакуированные, и в это лето
Лондон, заполненный
английскими и колониальными войсками, веселился почти
беззаботно, отдыхая
после напряжения прошлой зимы. И все это потому, что Россия
приняла на себя
основной удар..."
Многие из англичан не сомневались тогда, что Гитлер победит.
Однако
русские выдержали первое, самое тяжкое испытание "блицем".
Тогда же (почти
с первых дней войны) и возник вопрос об открытии второго
фронта в Европе!
Первым прорвался в СССР северным маршрутом Гарри Гопкинс,
один из близких
друзей Рузвельта, понимавший необходимость дружбы американского
и
советского народов. Мужественный и решительный. американец,
он на
"каталине" пролетел вокруг Скандинавии в Архангельск,
откуда быстро
добрался до Москвы, где имел две беседы со Сталиным; содержание
этих важных
бесед Гопкине тут же сообщил своему президенту. Закон
о ленд-лизе,
введенный США ранее только для Англии, Рузвельт распространил
вскоре и на
СССР, цепь взаимопомощи в борьбе Объединенных Наций против
фашизма, таким
образом, замкнулась!
Путь караванов в Россию лежал, рак и в первую мировую
войну, через
арктические воды. Путь опасный, но самый короткий и уже
проверенный.
Трансиранский маршрут был надежнее, зато гораздо длиннее,
а несовершенство
дорог в Иране надолго задерживало доставку грузов. Существовал
еще третий
путь - через Владивосток, но было почти невозможно "перекатить"
грузы через
всю Сибирь до фронта, и сам этот путь вскоре закрылся
(Япония вступила в
войну с США).
В декабре 1941 года арктическим путем прошел в Мурманск
британский
крейсер "Кент", секретно доставив министра иностранных
дел Идена, который
выехал в СССР для дипломатических переговоров. Как раз
на пути "Кента" в
1916 году загадочно погиб английский крейсер "Хэмпшир",
на борту которого
плыл в Россию лорд Китченер. С Иденом же ничего не случилось:
с палубы
корабля он пересел в бронированный дипсалон Кировской
железной дороги.
Британский министр посетил освобожденный от оккупантов
город Клин, где в
музее Чайковского наблюдал следы вандализма гитлеровцев.
Иден заметил
тогда:
- Все это ждало бы и Англию, если бы немцы высадились
на наших
островах... Это настоящие подонки человечества!
Поездка на фронт укрепила, в Идене уверенность в несокрушимости
Красной
Армии, и при отъезде он заявил:
- Теперь я собственными глазами видел, что немецкая армия
может терпеть
поражения, отступать и бежать... Миф о германской непобедимости
взорван
вами!
Тем же морским путем - от Мурманска до СкапаФлоу - Иден
благополучно
вернулся на родину, и хотелось верить, что этот путь в
СССР почти
безопасен. Гораздо рискованнее показалась англичанам операция
по
возвращению на крейсере "Адвенчур" делегации
ВЦСПС, гостившей в Англии.
Дело в том, что число советских делегатов было 13, среди
них две женщины, к
тому же выход в море пришелся на черную пятницу. Как бы
подтверждая все эти
дурные приметы, из тумана вывернулся бродяга танкер и
своим носом рассек
борт "Адвенчура". Однако просвещенные мореплаватели
не растерялись.
Англичане спасли положение тем, что к тринадцати делегатам
Подсадили
четырнадцатого (совсем не делегата), и тогда все опять
пошло как по
маслу...
Казалось, караваны будут идти и идти! Первый
караван назывался "Дервиш", под литерами PQ-00
он пришел к нам в августе 1941 года-вскоре после
визита Г. Гопкинса в Москву.
_______________
* Литерация караванов буквами PQ (пэ ку, пэ кыо) объясняется
тем, что в
Англии оперативным планированием конвоев в СССР ведал
офицер флота P. Q.
Edwards; от его инициалов Британское адмиралтейство и
взяло название для
караванов, идущих к русским берегам через арктические
воды.
x x x
А над судоверфями Кельна, Готенхафена (Гдыня) и в базах
Киля-сплошной
лязг и грохот; рабочие давно на казарменном положении.
Идет небывалое по
размаху строительство подводного флота. Дениц желал превратить
войну из-под
воды в решающий фактор победы. Помогал ему в этой гонке
автомобильный
эксперт Меркер, в жизни своей моря не видевший. Но зато
Меркер осуществил
на практике поточный метод: подлодки собирали на верфях,
как автомашины,-
посекционно, отсек к отсеку. Широко применялась электросварка,
и каждые три
дня стапеля Германии сбрасывали в море по две новые субмарины.
Подводников
пугал теперь при погружениях страшный треск сваренных
корпусов, чего не
знали на лодках при заклепочной системе.
Флот Германии настойчиво уходил под воду - уже не хватало
кадров для
замены погибших, для комплектации новых экипажей. Тенденция
заполнить все
коммуникации мира "волчьими стаями" заразила
и Гитлера; сейчас фюрер
носился с идеей создания подводных транспортов и танкеров.
Его подстегивал
пример японских подлодок, которые, прорывая блокаду, приходили
в Германию с
грузом олова и хинина, а в Японию увозили секретную диппочту
и новейшее
немецкое радиооборудование...
Весной 1942 года, оправясь после поражения под Москвой,
Гитлер развернул
новое наступление на советском фронте. Наши войска были
сброшены с
Керченского полуострова, мы потерпели тяжкое поражение
под Харьковом, где
врагу удалось окружить нашу армию, враг шел через задонские
выжженные степи
на Кавказ, на Сталинград.
- Или мы закончим войну в этом году,- утверждал Гитлер,-
или ее будут
кончать за нас другие...
Стихии мира были поделены при нацизме: земля Гитлеру,
воздух - Герингу, а
вода - Редеру. Гитлер был недоволен своим флотом, особенно
надводным (он
считал линкоры "дорогими игрушками"). С позиций
ефрейтора он оскорбительно
третировал надводный флот и его командование. Гросс-адмирал
Эрих Редер не
раз выслушивал обидные упреки.
- Мне осталось одно! - кричал на него Гитлер. - Все ваши
хваленые линкоры
и крейсера переплавить в мартенах ради драгоценного металла.
Вы угробили
мне "Бисмарка", так берегите же, словно глаз
свой, хотя бы "Тирпица"! Я уже
изнемогаю от ваших дорогостоящих акций, которые всегда
бесполезны...
Теперь, когда Гитлер развертывал новое наступление на
Восточном фронте, в
Берлине обратили особое внимание на полярные конвои. Союзная
артерия
ленд-лиза тянулась через Атлантику до причалов Архангельска.
Прервать эту
артерию, лишить советский народ связи с союзниками, обескровить
русских в
полной изоляции-такая задача встала в 1942 году перед
большим флотом
Германии. И этот флот был решительно отодвинут Редером
на самые крайние
рубежи - к берегам СССР...
На Тронхейме базировался флагман "Тирпиц". Несли
в Нарвике вахту
"Шарнхорст", "Адмирал Шеер" и "Лютцов".
Рыскали во мраке полярной ночи
шакалы первого ранга - "Кельн" и "Нюрнберг".
Число новейших миноносцев было
увеличено до 20. Свора подводных лодок блуждала у границ
пакового льда, а
428 самолетов прочесывали русские полярные небеса... Армада!
Эрих Редер знал, какой панический страх испытывают англичане
при
появлений "Тирпица". И адмирал умел использовать
этот страх как главный
козырь в той отчаянной игре, которую вел с флотами противников
и в борьбе с
самим фюрером... Редер понимал: случись хоть одна неудача
с "Тирпицем",
получи он хоть одну пробоину, и тогда Гитлер действительно
поставит флот
открытого моря на консервацию, а на смену Редеру, естественно,
придет
Дениц...
Пятого марта 1942 года немецкий самолет случайно обнаружил
в океане
караван PQ-12, идущий в Россию, а на следующий день Редер
отдал приказ,
выстраданный им в ночной бессоннице: "Тирпицу"
выйти в мори на перехват
каравана PQ-12. Сопровождать его эсминцам под общим командованием
Цилиакса... С конвоями, идущими в Россию, следует кончать
в этом году!"
К этому времени поведение Гитлера определялось двумя факторами,
которые
почти несовместимы: желая победить противника, нацистские
моряки еще больше
желали смыться от противника, если он был хоть немного
сильнее.