Не меркнет проклятое солнце над горизонтом, затихло
и море!
Такая погодка на руку врагу, только не нам... Для нас
был бы хорош полный
мрак, да еще штормяга! А здесь, в райской штилевой тишине,
какая редко
выпадает в этих широтах, не смей перископа высунуть...
Однако позиция, есть
позиция, и ее надо нести. И - несли.
Мы приближаемся к одному из ответственных моментов нашей
истории, а для
этого следует хоть краешком глаза заглянуть внутрь того
корабля, который во
многом решит судьбу дальнейших событий.
Вот они - рыцари дальних коммуникаций: шесть торпедных
труб в носу,
четыре - в корме; две солидные пушки калибром в 100 мм
да еще две
"сорокапятки". Таково было вооружение наших
подводных крейсеров, которые
плавали под литерами "К" (обычно моряки называли
их "катюшами"). Корпуса
этих лодок, вобравших в себя все лучшее от конструкции
старых типов, были
такой поразительной прочности, что в шутку на "катюшах"
офицеры иногда
говорили так:
- При виде противника - идем на таран!..
"К-21" вышла в море уже давно (еще 18 июня)
под командованием Николая
Александровича Лунина.
Он родился в Одессе над самой Арбузной пристанью, и возле
колыбели его
качалось сцнее море. Начинал службу матросом, управлял
парусником "Вега",
командовал танкерами и... стал подводником! Теперь у Лунина
любимая
присказка: "Плавать без дураков". В подводной
войне успех или поражение
решают подчас доли секунды, отчего Матросы на "К-21"
отрепетировали
управление техникой до автоматизма. Один журнадист во
время войны писал,
что трюмные машинисты даже во сне шевелили руками, управляя
клапанами - на
погружение, на всплытие. Таких сразу будили, говоря им:
- Очухайся, комик! Ты же не Чарли Чаплин в "Новых
временах".
Здесь, в насыщенной механизмами тесноте, где борта заметает
изморозью,
здесь бытует жестокий закон, облаченный в легкую тогу
моряцкого юмора:
"Один неверный жест - и уже никто не принесет цветов
на нашу братскую
могилу..."
Лунин был из плеяды славных "щукарей", и его
"Щ-421" имела семь боевых
побед. На "К-21" он заменил прежнего командира
А. А. Жукова, который иногда
злоупотреблял "наркомовской нормой". И хотя
водка входила в постоянный
рацион подплава, а люди не безгрешны, но такие случаи,
как пьянка, на
подплаве не прощались. На подлодках Северного флота признавался
только один
вид "запоев" - это запойное чтение. Пройдись
из отсека в отсек, когда лодка
на глубине или ее валит с борта на борт в позиционном
положении, и всюду ты
увидишь подвахтенных с книгами в руках. Они уходили держать
позицию,
забирая с собой, наравне с торпедами, целые библиотеки.
Механики даже были
озабочены этим: "Скоро у нас книги будут входить
в расчет аварийного
балласта!" Матрос, который не любил книг, считался
непригодным для несения
службы на боевых подлодках.
- Читай, балбес, - говорили ему с презрением.
- Не хочется, братцы...
- Ну тогда жди - без книг скоро спятишь!
"К-21" несла вахту во вражеских водах, возле
острова Игней, но торпеды не
израсходовала - не было достойной цели.
- Ну и позиция выпала, - говорили матросы.- Хоть ты тресни,
а никак
сухаря не размочить...
Позиция казалась безнадежной: ни один корабль противника
не вылезал из
фиордов. В один из дней, когда лодка шла под дизелями,
работавшими в режиме
"винт-зарядка" (сообщая ход лодке и заряжая
батареи), Лунин спустился из
"лимузина" мостика внутрь крейсера. Наверху
остались нести вахту офицер и
четыре сигнальщика. Линзы их биноклей, прикрытые от солнца
светофильтрами,
следили за всем, что окружало лодку по горизонту. Разглядели
чемодан с
ручкой, плывущий в океане по своим чемоданным делам, будто
так в надо.
Никто даже не удивился.
- Это еще ерунда, - говорили. - А вот на "К-22",
где Котельников
командует, там портрет Гитлера видели".
- Где это ови сподобились?
- В море, конечно, где же еще? Большой был, говорят. И
рама дубовая.
Плавал встояка. Чтобы всем видно. И, как положено хорошему
г...., не
тонул...
А. А Жуков впоследствии зарекомендовал себя отличным командиром
тральщика. Но при первом боевом выходе, когда на его тральщик
навалились
самолеты противника, он по привычке скомандовал, как на
подлодке; "Всем -
вниз! Срочное погружение!"
Совсем неожиданно с мостика прозвучал голос:
- Передайте командиру, просьбу выйти наверх...
Форма обращения - по уставу. Но уставная форма сейчас
(в дни войны)
прозвучала как излишняя вежливость. Уже изрядно обросший
за время похода
бородой, Николай Александрович Лунин нахлобучил шапку
(ее звали на лодке
"шапкой-невидимкой") я полез по трапу наверх,
ворча себе под нос:
- Ну, что там у них еще случилось?
В центральном посту остался инженер-капитан 3-го ранга
Владимир Юльевич
Браман, который уже давно был флагманским специалистом,
но по доброй воле
потел на понижение в должности, чтобы лично участвовать
в боевых операциях
(два ордена Ленина и три Красного Знамени-такова оценка
его как
инженера-подводника) ...
Отряхивая брызги, по трапу вдруг кубарем посыпались сигнальщики.
Сверху
послышался голос Лунина:
- А, черт бы тебя побрал с твоей вежливостью!
Прерывисто квакал ревун, возвещая: "Всем вниз! Срочное
погружение".
Оказывается, самолет врага, появясь внезапно, сделал над
лодкой "свечку"
для пикирования. Дизеля - на "стоп". Муфты переключены.
Двери задраены. Кто
не успел добежать до своего места, оставался там, где
его застало кваканье
ревуна. Еще один жест руки (ставший уже автоматическим),
и после стукотни
дизелей лодку заполнило ровное гудение мощных электромоторов.
Самолет врага сбросил бомбы. Раздутые бока "К-21"
быстро заглатывали воду
океана. Крейсер проваливался в глубину. Ощущение такое,
будто людей
спускали в быстроходном лифте: палубу так и уносило из-под
них! Бомбы
взорвались рядом.
В боевой рубке Лунин отчитывал офицера:
- А ты что думал? Немец в самолете моей бороды испугается?
Надо не меня
наверх звать, а самому отрабатывать срочное погружение.
Что ты меня звал?
Или я самолета в жизни не видел?..
Затем - команда:
- В отсеках осмотреться...
Браман сразу заметил, что лодка ведет себя неустойчиво.
"К-21", как
говорят подводники, "намок. ли". Что-то стряслось
в цистернах. Появился
дифферент, от которого жди любой беды: электролит выплеснет
через края
баков, торпеды могут сдвинуться в аппаратах или выльется
масло из
подшипников. Лунин выслушал доклад Браманах
- Лодка плохо держит глубину. Она движется по синусоиде
с дифферентом на
корму. Цистерна срочного погружения самопроизвольно заполнилась
забортной
водой...
Николай Александрович на это ответил:
- Обычно с такими повреждениями лодке можно возвращаться
с позиции, и
никто нас на базе не упрекнет. Но у нас еще ни одна торпеда
не
израсходована по врагу, и... с какими глазами мы вернемся?
Давай, Владимир
Юльевич, собери своих ребят и думайте.
Штопоры винтов буравили толщу океана, толкая крейсер в
темной глубине.
Лунин отвел глаза от стрелок тахометров, мягко дрожавших
под стеклом, и
сказал комиссару Лысову:
- Браман сделает... Я же знаю, каковы у нас спецйалисты!
Недаром команды
с британских лодок даже наших простых матросов считают
переодетыми
инженерами... Сделают ребята!
Шли в режиме ста оборотов. Воздух внутри лодки был вполне
сносен.
Влажность нормальная. Но знобящая глубина полярного океана
уже объяла
корпус крейсера, и стало холодно. Лунин натянул перчатки,
его ладони плотно
обвили каучуковые рукояти зенитного перископа. Глаз командира
ослепила
синяя вспышка - это значит, что высоко над ними верхушка
перископа
проткнула море.
- Улетели, паршивцы,- сказал Лунин, оглядывая небо; опустил
зенитный
перископ, поднял командирский. - И горизонт чистенький.
Подвсплыть нам, что
ли, комиссар? Давай продуемся...
С сильным помпажем, похожим на взрывы, воздух вышибал
прочь воду. Палуба
стала давить матросам в подошвы: подъем! Лунин накинул
реглан, выбрался
через люк в мокрый "лимузин", где только что
все было залито водой. Вода
еще жила здесь, перекатываясь под ногами звенящими струями.
Нос "К-21"
мерно вздымало на волне, море билось пеной в решетках
и в шпигатах. А ствол
пушки кивал океану грозно-сосредоточенно...
Браман вскоре доложил свои технические соображения. Ремонт
цистерн в
боевом походе - случай, конечно, исключительный, почти
небывалый в походной
практике... Браман сказал:
- Лодка "намокла", сначала нам надо ее облегчить.
- Он предложил откачать
за борт всю пресную воду - Это уже двенадцать тонн. Да
еще восемь тонн
смазочных масел. А ничего другого тут не придумать...
Лунин задумчиво поскреб свою бороду, оглядел океан:
- Вода-черт с ней! - сказал он. - Будем хлебать воду из
опреснителей...
не подохнем! Но вот масло? Оно оставит такое пятно, что
размаскирует нашу
позицию...
Вспоминая об этом случае, В. Ю. Браман пишет: "Вынуждены
были совершить,
с точки зрения подводников, совершенно непозволительный
акт - оставить в
море колоссальное масляное пятно. Но другого выхода у
нас в то время не
было. Мы должны были остаться в море на боевой позиции..."
Усиленный воздушный барраж, который вел в эти дни противник
над своими же
коммуникациями, наводил командира на размышления. 48 раз
крейсер был
вынужден уходить на глубину - 48 самолетов с ревом неслись
над его
перископами. И вот, как назло, сдала цистерна. Именно
срочного погружения!
А загнать лодку под воду не так уж просто, как это кажется.
Если же
перебрать балласта, то она камнем провалится на критическую
глубину, чего
тоже следует опасаться: где ляжешь - там и останешься!
- А самолеты неспроста, - сказал Лунин комиссару.
- Думаешь, что немцы скоро караван здесь протащат?
- Ну, караван не караван, а какая-нибудь зараза с наглой
мордой вылезет
на свежий морской воздух... Надо выходить на связь с базой.
Доложим, что
здесь позиция мертвая. Может, нас куда-либо переставят
на живое место.
Оперативникам виднее.
Лунин заметил закономерность в появлении вражеских самолетов
над морем:
они вели поиск в 8, 16 и 24 часа, как правило, появляясь
от
Альтен-фьорда...
- Штурман! - велел Лунин. - Ну-ка, возьми пеленги на эти
самолеты, положи
их на карту, и тогда по направлению мы узнаем, какой район
моря интересует
разведку противника...
Враг выдал сам себя; было ясно, что где-то здесь должны
пройти корабли
противника. К этому времени Браман с трюмными специалистами
закончил
переключение цистерн: отныне "K-21" с испорченной
цистерной срочного
погружения могла срочно погружаться.
- Обошлось без завода. Сами... Принимайте работу.
- По местам стоять, - к погружению. Флага не спускать!
Надсадно разрывая тишину, опять квакал ревун, хлопали
стальные пластины
дверей и клинкетов. Дизеля разом заглохли, со стоном провернулись
моторы.
Крейсер с развернутым флагом падал во мрак океанской ночи
на полной
скорости, охватываемый пучиной - властно и всеобъемлюще.
- Прекрасно! - сказал Лунин, следя за стрелкой. Лодка
быстро набирала
глубину. - Будто сошли со стапелей...
Двадцать седьмого июня "К-21" получила радиограмму.
Штаб флота передал
приказ переменить позицию, продвинувшись к острову Рольфсей,
и - ждать! А
при встрече с противником - атаковать! Подобный приказ
касался не только
лунинской лодки: Северный флот уже начинал развертывать
свои силы для
встречи каравана PQ-17, чтобы заслонить союзные корабли
от нападений
противника. Наши лодки должны были перехватить врага вблизи
его берегов, а
дальше - уже в открытом океане - протянулась вторая "завеса"
из 9
английских подлодок...
Все, что произойдет далее, случится уже не по нашей вине.
Северный флот
свой союзный долг выполнит.
Враг обречен. Идем сквозь сталь и пламя,
Пускай бомбят. Посмотрим, кто хитрей.
И нет нам почвы тверже под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
Обычная жизнь течет по расписанию, включенная в жесткий
корабельный
график. Жизнь по звонку, по радиотрансляции, по сигналу
ревуна. Обычные
разговоры - деловые и краткие. В боевой рубке Лунин собрал
всех офицеров,
предложил каждому высказать свое мнение о поставленной
задаче - честно и
открыто, без излишних лавирований.
Согласно старинной традиции русского флота, сначала всегда
выслушивалось
мнение младшего. Первым говорил фельдшер-лейтенант Петруша,
и хотя он
только медик, но его тактические соображения были выслушаны
со всем
вниманием.
А сам командир Лунин говорил последним.
- Я принял решение искать врага в надводном положении,
погружаясь лишь
для отдыха команды. Для нас это, конечно, опаснее. Но
зато с мостика мы
увидим врага скорее, нежели через перископ. В любом случае,
даже из-под
воды, мы обязаны услышать или увидеть противника раньше,
нежели он
обнаружит нас. Если этого не случится, мы не моряки, а
шляпы! - сказал
Лунин. - И хочу предупредить вас, товарищи, что атака
состоится, если даже
потребуется всплыть на виду у всей фашистской эскадры...
Я сказал.
Благодарю вас всех за ваши мнения, которые и помогли мне
прийти к таким вот
выводам! Можете расходиться...
Воды океана но курсу "К-21" были пока пустынны.
Только однажды попался
спасательный плот ярко-оранжевой окраски. Людей не было
на этом надувном
плоту, но лежали там три пакета в герметической упаковке.
Когда их вскрыли
в матросском кубрике, оттуда посыпались: шоколад-голландский,
коньяк -
французский, сгущенка - датская, спички - шведские, ракетница
- чешская, а
Сигареты - турецкие. Была еще бутылка минеральной воды
из Висбадена да
лекарство фирмы "Бауэр" (для поддержания деятельности
сердца при резком
охлаждении организма).
- Никаких национальных знаков на плоту не было,- сказал
матросам комиссар
Лысов. - Вот вам, ребята, политическая задача. Угадайте:
чей это был плот?
- Загадка детская. Мы знаем, кто ограбил Европу!